К 1988г. эмиссия достигла огромных масштабов: по некоторым
оценкам,масса денег в обращении к концу 1987 г. выросла в 400 раз по
сравнению с 1980г. (в 1976-1980гг. - лишь в 3 раза).Эмиссия в 1987 г.
в три раза превысила этот показатель за 1986г. и была перекрыта
только за три месяца 1988г.
Разрыв цен организованного и неорганизованного рынка и постоянный
его рост характерны и для периода 1976-1980гг.,но и цены в госсекторе
оставались относительно стабильными,инфляция не превышала 25% в год,
расходы на датации были относительно невелики (5-10% расходов бюджета
против 31% в 1987г.),доля дефицита бюджета в общих расходах не превышала
1%. Однако имела место скрытая инфляция со всеми ее типичными проявле-
ниями: постоянно скудеющим ассортиментом товаров и материально-техни-
ческих ресурсов,давлением на крестьян политикой принудительных заку-
пок,социальной напряженностью,ухудшением условий деятельности предприя-
тия (изнашивание материальных и "проедание" финансовых фондов).
В начале 80-х годов в процессе экономических реформ периодические
единовременные повышения цен в государственном обороте и зарплаты заня-
тым в госсекторе в совокупности с повышением цен на товары нормиро-
ванного снабжения и сокращения их ассортимента проводились в 1981-1982,
1985,1987 гг.,в конце 1988 - начале 1989г. В промежутках фиксировался
уровень базовых цен и зарплаты,а так как действовали описанные выше
цепочки инфляции и нарастал разрыв цен государственного и свободного
рынка ( во время пересмотра цены устанавливались примерно на уровне
рыночных),то все начиналось сначала. Потребность в дотациях и эмиссии
нарастала,но по новым ценовым пропорциям,а растущих абсолютных размерах,
что вновь приводило к пересмотрам,уменьшало промежутки между ними. Это
вело к скачкообразному росту цен и развитию инфляционной психологии.
Обесценивались денежные накопления,а выигрывали владельцы товаров и
материалов,что стимулировало рост запасов,замедление оборота.Гипери-
нфляция во многом инициировалась государственной экономической поли-
тикой.
ШОК ПО - ВЬЕТНАМСКИ
После широкого обсуждения инфляции на всех уровнях и привлече-
ния экспертов МВФ был быстро включен механизм отсоса "горячих" денег
при существенной либерализации торговых связей на внутреннем и внешнем
рынках.
С начала 1989г. стала проводиться значительно более жесткая бюджет-
ная политика в сфере финансирования капитального строительства, государ-
ственного сектора в целом.Почти в 8 раз,до уровня рыночных,были повыше-
ны цены на сырье и материалы,сокращены дотации,большая часть обо-
ротных средств предприятий переведена на кредитную основу. Одновременно
резко повышены процентные ставки на привлеченные вклады предприятий и
населения и на кредиты,т.е.преодолено то,что в течение 80-х годов ме-
шало привлекать временно свободные в народнохозяйственном обороте сред-
ств. Перестраивалась банковская система.С апреля 1988г она стала двух-
уровневой:Государственный (центральный)банки коммерческие банка и кре-
дитные учреждения различных укладов.
Отвлечению обесцененных денег из обращения способствовал импорт
золота и разрешение свободных операций с золотом и драгоценными метал-
лами внутри страны.По различным оценкам,в страну за короткое время было
ввезено около 10-15 т золота из Гонконга.Пополнение рынка золотом и
свобода его рыночного оборота параллельно с отвелечением средств через
банка существенно снизили цены на золото,способствовали стабилизации донга.
Это была сильная мера.
Повысился курс донга к доллару:в феврале 1989 г.доллар обменивал-
ся на рынке на 5,6 тыс.донгов,в октябре 1989г.- на 3,7-4 тыс.донгов.
Одновременно был осуществлен комплекс мер по сокращению спроса на валюту:
уставновление и поддержание на уровне рыночных текущих курсов донга к
основным свобоно конвертируемых валютам,покупка и продажа валюты по
этим курсам для предприятий и населения,сокращение сферы прямого дирек-
тивного планового распределения валюты.
Понижение курса донга стимулировало экпорт,дав возможность организа-
циям,выходящим на рынок,расширить импорт,в том числе контрабандным пу-
тем.Широкие масштабы приобрела приграничная торговля с Китаем. Конкурен-
ция относительно дешевых импортных товаров,в цену которых не нужно в но-
вых условиях надбавки за убытки от экспорта,затруднила реализацию продук-
ции внутреннего производства.На фоне растущего спроса на донги и разреше-
ния с середины 1988г.частной инвестиционной деятельности торговля стала
заинтересованной в массе прибыли (т.е. в том,чтобы продать побольше и по-
дешевле).
Наконец,надо отметить фактическую отмену монополии госзакупок риса и
нормированного снабжения рисом в городах,легальное разрешение частичной
торговли.В 1988-1989гг.внедрены новые формы подрядных и арендных отноше-
ний,что при хорошем урожае риса в 1989г.оказало благотворное влияние на
рынок продовольствия.Увеличилось предложение и сократился искусственный
спрос на рис,неизбежный при нормированном снабжении.Улучшение ситуации на
рынке продовольствия,стабилизация и даже падение цен на рис сбили и рост
цен на продукцию промышленности.Это затрудняло реализацию в связанных с
сельским хозяйством промышленных отраслях.Неплатежеспособность потредите-
лей вынудила правительство разрешить преприятиям-поставщика продавать про-
дукцию платежеспособным клиентам,в том числе и частным.Многие их них ак-
тивно воспользовались предоставленной свободой,начав искать выход из поло-
жения.Однако значительная часть,особенно в госсекторе,оказалась весьма
пассивной.Наиболее обостренной была ситуация в первые полгода после мас-
сированного применения методов "широкой терапии".
НОВАЯ НЕСТАбИЛЬНОСТЬ: КАК ЕЕ ПРЕОДОЛЕТЬ?
Краткая история послешокового развития экономики Вьетнама - это
оновременно и история постепенного отступления на старые позиции.Поставив
государственный сектор вначале в жесткие условия,тем самым подтолкнули
его к поиску новых методов деятельности.Однако приспособиться к этим ус-
ловиям смогли лишь некоторые.К тому же для этого перехода характерно зна-
чительное свертывание советской помощи.Так,по данным вьетнамских эконо-
мистов,в 1990г. по сравнению с 1989г.предложение на рынке бензина и стали
уменьшилось на 15-20%, хлопка-сырца - 40,удобрений - на 50% снизился на
40% объем товаров,ввезенных в страну вьетнамскими рабочими из СССР и вос-
точноевропейских стран.По оценкам,1991г может оказаться еще более тяже-
лым.Компенсация подобных потерь,поиск новых партнеров и рынков,новых прин-
ципов связей с советскими предприятиями и районами - дело сложное,оно не
решается в одночасье и требует роста собственной экспортной базы. Госу-
дарство пустило в ход охранительные меры:снизили для госсектора проценты
по банковским кредитам,налог с оборота,увеличили субсидии,взяли на бюджет
часть долгов предприятий.
Все больше и вьетнамских,и зарубежных экономистов осознают необходи-
мость решительно повысить эффективность работы госсектора,в том числе за
счет приватизации.Это связано с вопросом о власти,однако решение проблемы
по критериям эффективности,по-видимому,лишь вопрос времени.
Злоупотребление печатным станком для покрытия дефицита бюджета (а он
на всех этапах развития был весьма велик и в настоящее время оценивается
в 20% от ВВП) дополняется недостаточной эффективностью банковской систе-
мы в откачке временно свободных денег и обращении их в работающий капи-
тал.Формирование рациональных соотношений между процентом на вклады,кре-
диты,банковской прибылью и рентабельностью производства и обращения -
серьезный камень преткновения для Вьетнама.
Установление процента на вклады выше уровня инфляции в ходе стабили-
зационной политики смогло связать "горячие" деньги,однако в динамике это
не удалось подкрепить реальной прибылью от кредитной деятельности.С конца
1989г. наблюдаются периодические массовые банкротства кредитных коопера-
тивов,неплатежноспособность банков,оплата убытков из бюджета и отток де-
нег из банков,снижение процентов на кредит и утрата стимулирующей роли
процента в сбережениях.В 1990г. объем денежной массы в обращении вырос
более чем на 60% ,а вклады населения и предприятий в банках даже снизи-
лись,причем по мере развития инфляции отток сбережений усиливался.
Следует отметить и слабую материально-техническую базу банковской
сферы,неразвитость сети банков,недостаточную квалификацию работни-
ков.Быстрое решение этих проблем без привлечения иностранного капитала и
опыта маловероятно,однако до недавнего времени вьетнамское руководство с
большой опаской относилось к смешанным или полностью иностранным бан-
кам,особенно когда это касалось внутренних финансовых операций с дон-
гом.Естественно,что относительно слабый боится сильного,однако сама жизнь
подталкивает к поиску компромиссов.
Что касается КНР,то в соответствии с разработанной стратегией модер-
низации страны в "три шага" (1980-1990,1991-2000,2001-2050г.) предполага-
ется выход Китая к середине следующего столетия на 3-е место в мире по "
комплексной мощи государства"-в след за США и Японией.Несомненно,успешная
пока что в целом политика реформ и открытости в КНР дает весомые надежды
на реализацию этих планов.Вместе с тем,необходимо принимать во внимание и
серьезное влияние факторов,ограничивающих экономический рост Китая,та-
ких,как демографическая и ресурсная ситуация,состояние окружающей сре-
ды.Например,по существующим оценкам,если в 80 годах площадь пахотной зем-
ли на человека составляла в КНР 2 му (1,5 му - 1 га),то в 2000 году,по
прогнозу,она сократиться до 1,46,а 2020г. - до 1,27 му.О жестких ограни-
чениях возможностей экономического роста по использованию ресурсов,пони-
маемых в самом широком смысле слова,говорит ряд китайских авторов,подчер-
кивая,что "нынешнее и следующие поколения китайцев должны обладать чувс-
твом кризиса существования,чувством....исторической ответственности".
Вероятно,что в будующем ситуация не окажется патовой,если Китаю в
сжатые исторические сроки удастся коренным образом отойти от нынешней
экстенсивной в целом модели роста,перенести центр тяжести развития на ре-
сурсосберегающие трудоинтенсивные технологии.Но эту задачу в полном объ-
еме еще предстоит решить.
Как бы то ни было ,и российско-китайским отношениям,чтобы оставаться
дружественными и добрососедскими,равноправными и взаимовыгодными,и восточ-
ной политике России в целом нужна надежная материальная основа в виде ди-
намично развивающегося,технически современного народного хозяйства.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА ВО ВЬЕТНАМЕ
Динамика производительных сил любой страны находится в прямой зависи-
мости от таких факторов,как форма собственности на основные средства
производства.организационная структура и механизам управления экономи-
кой.Время от времени между этими факторами возникают противоречия.В наше
время главной формой разрешения таких противоречий являются экономические
реформы.Экономические реформы становятся объективной тенденцией разви-
тия производительных сил во многих странах мира,важнейшим фактором их
структурной перестройки.
Несмотря на существенные различия,зависящие от уровня производствен-
ных сил,национальных особенностей производства в бывших странах социализ-
ма,а также в тех,которые формально еще не отвергли сделанный в свое время
социалистический выбор (Китай,Вьетнам,Куба), экономические реформы имеют
целый ряд схожих черт,совокупность которых объективно свидетельствует о
кардинальном пересмотре роли различных форм собственности в развитии про-
изводства,об отказе от абсолютизации коренного признака социализма-об-
щественности на средства производства,а также от считавшегося незыблемым
принципа управления хозяйством на основе государственного директивного
планирования.
Во второй этап (1989) экономическая реформа во Вьетнаме вступи-
ла,когда контуры социально-организационных форм хозяйствования в основных
чертах уже определились.В перечень основных хозяйственных укладов входи-
ли:социалистический уклад (государственный и кооперативный секторы),меел-
котоварный сектор - кустарное производство единоличного крестьянского хо-
зяйства,мелкая частная торговля.Капиталистический уклад в двух своих ос-
новных разновидностях - частной и государственно-капиталистической.Нату-
ральный уклад,сохранившийся в некоторых отдаленных трудноступных районах.
Курс государства на диверсификацию экономических отношений на селе
был подтвержден и решением политбюро ЦК КПВ от 5 апреля 1988г.,которым
намечались пути дальнейшего углубления системы семейного подряда
(по-прежнему - в границах сельскохозяйственных кооперативов).Сроки зак-
репления земельных участков за крестьянами были увеличены с 5 до 20-30
лет.Удлинение же сроков пользования землей должно было стимулировать
крестьянство делать инвестиции в землю,дабы повысить ее плодородие,улуч-
шить структуру почвы и т.п.
Формально земля должна оставаться в собственности государства 50
лет.Но отныне крестьянин может передавать свой участок по наследству или
сдать в аренду.Сельскохозяйственные кооперативы не должны были препятс-
твовать крестьянину выкупать у них в свое владение такие средства произ-
водства,как сельхозинвентарь,тягловый скот,постройки производственного
назначения.Функции кооперативов сведены до организации обмена сельскохо-
зяйственной продукции на промышленные товары.Иными словами,производствен-
ная кооперация на селе приобрела снабженческо-сбытовой характер.
Тем не менее в деревне усилился фактический раздел земли,принадлежа-
щей кооператива. По сообщениям центральной печати,стала явной эксплуата-
ция наемной рабочей силы,раньше она прикрывалась родственными связями,и
возникла база для социальной-дифференциации.
Вывзав подъем производственной активности крестьян,руководство стра-
ны,однако, не смогло перестроить систему уравнительного распределения
земли. В деревнях,особенно на Юге,возникли многочисленные земельные спо-
ры:крестьяне,апеллируя к закону,начали требовать землю для работы на под-
ряде в соответствии со своими возможностями.В конце лета 1988г. ситуация
вокруг земельных споров чрезвычайно накалилась.Для снятия напряженности
31 августа Политбюро ЦК КПВ приняло Директиву " О решении ряда насущных
земельных проблем".В ней был признан ошибочным принцип уравнительного на-
деления землей,поспешность и насильственность методов кооперирования на
Юге ,медленное решение земельный споров,осуждались злоупотребления и про-
извол партийных чиновников и управленцев.
В то же время в наиболее важном разделе предлагаемые мероприятия
сводились к "тщательному изучению обстановки","недопустимости поспешных
действий","дружескому и товарищескому обсуждению вопросов с народом".В
ряде случаев допускалось административное изъятие земель.В целом все-таки
не было предложено конкретно экономического механизма передачи земли в
руки крепких и трудолюбивых крестьян,хотя документ открывал перспективу
постепенного урегулирования производственных отношений в деревне,означал
повышение внимания к индивидуальному хозяйству.
Между крестьянством и государством начали складываться принципиально
иные, нежели прежде,взаимоотношения:оба субъекта постепенно становились
равноправными торговыми партнерами.
В января 1989г.был принят Закон о сельскохозяйственном налоге(новая
редакция),установивший общий порядок налогообложения всех типов хозяйств:
кооперативов,госхозов,единоличников. Дополнительное налогообложение пос-
ледних,если они обрабатывали земельный участок площадью,превышающей поло-
вину гектара,было отменено.Расчет налоговых ставок производился в зависи-
мости от размера земельного участка и валовых сборов зерна,а для садово-
дов и производителей многолетних культур - от стоимости продукции.Уплата
могла производится в натуральной (рис) и, частично,в денежной форме.
По-существу,изменения в социально-экономической структуре вьетнамс-
кой деревни были логическим продолжением развития подряда на конечную
продукцию в предыдущие годы.
Считается,что именно углубление рыночных отношений по линии госу-
дарство-крестьянство-общество принесло стране крупный экономический выиг-
рыш.Действительно,уже в 1989 г.,т.е. в течение одного года, проблема
снабжения населения рисом в СРВ была решена. При сохранении стабильных
внутренних цен на рис его производство превысило уровень предыдущего года
более чем на миллион тонн. Исходя из этого,некоторые российские специа-
листы пришли к выводу об исключительно высокой эффективности реформы в
сельском хозяйстве. Автор же склонен к более умеренной ее оценке: чисто
экономических рычагов для подъема производительности труда в производстве
риса было явно недостаточно.Дело в том,что ы 1989г. произошло расширение
посевных площадей под рисовые посадки,с одной стороны,а с другой,- про-
должалось перераспределение трудовых ресурсов путем организованного пере-
вода из излишков в сельские местности. В 11986г. производство риса на ду-
шу населения составило 247,3 кг,примерно столько же - в 1988г,в
1989г.-239,6кг,а за вычетом экспорта (1,4 млн т) 271,0 кг,что всего на 34
кг больше,чем в предшествующий период.Это означало прибавку к рисовому
рациону каждого жителя в среднем на 2,8 кг в месяц,то есть не очень су-
щественную,во всяком случае не такую,чтобы квалифицировать ситуацию как
создание в стране необходимых резервов риса.
Наш выход подтверждается данными о производстве этой зерновой куль-
туры с учетом роста численности населения:при абсолютном увеличении сбо-
ров риса рост населения (1989г-64,7,1990г--66,2,1991г-67,6млн. чело-
век),естественно,снизил потребление риса с 290,4 кг в 1990г.до 287,3 кг в
1991г.Правда,есть данные о том,что в 1992г. производство продовольствия
(видимо,в пересчете на рис) составило 24 млн.т,что дает 342 кг на душу на-
селения,притом,что на мировой рынок поставлено 2,4 млн.т. риса. Но еще
неизвестно,противоречат ли эти цифры нашему выводу,поскольку неизвест-
но,какая часть из 342 кг продовольствия представлена рисовым зерном в на-
туре. Очевидно,что экономическая реформа дала односторонний эффект,откры-
ла крестьянину возможность продавать излишки риса на свободном рынке. От-
сюда возникла возможность закупок его для экспортных операций,перераспре-
деления зерна по регионам через рынок. Однако реформа не вызвала к жизни
интенсивных факторов производства.Можно ожидать,конечно,что экономическая
реформа в сельском хозяйстве со временем приведет к потребности примене-
ния новой техники и технологии. Но это - в будующем.А до тех пор пока
не истерпаны резервы экстенсивного типа производства,развитие производст-
ва риса и других продовольственных культур,видимо,будет происходить
традиционными- экстенсивным путем.
Осуществление экономической реформы сопровождалось еще рядом других
решений вьетнамского руководства,направленных на легализацию частнохо-
зяйственных укладов,открывавших возможность государству проводить в этом
плане соответствующую политику.В июне 1988г. было принято решение о но-
вом отношении государства к производственным единицам негосударственных
(несоциалистических) укладов и новом механизме управления их деятель-
ностью. Это была очередная решительная попытка вписать несоциалистические
формы собственности и возникающие на их основе рыночные отношения в при-
вычную схему строительства социализма. В появившихся вокруг этого решения
многочисленных выступлениях в прессе и научной литературе,как в самом Вь-
етнаме,так и за рубежом,развернулась дискуссия,,в ходе которой обсужда-
лась необходимость экономической многоукладности на начальной стадии
строительства социализма при главенствующем положении общественной собс-
твенности, которая практически отождествлялась с государственной. Аргу-
ментировалось это тем,что рыночные отношения присущи отнють не только ка-
питалистическому обществу,из зачатки были и при феодализме,поэтому социа-
лизм также может использовать их. В этих идеях в определенной степени
ощущался налет влияния политики перехода Китая к рыночной экономике.
В соответствии с вышеупомянутым решением еще раз был определен эко-
номический статус предприятий и организаций,базирующих на различным фор-
мах собственности. Сосуществование этих укладов пытались применить с
марксистскими представлениями о социалистической экономике, что вырази-
лось в запрете частным компаниям на специализацию в области импортно-экс-
портной деятельности,хотя и не возбранялось установление прямых связей с
иностранными фирмами для разовых операций,связанных с экспортом своей
продукции и импортом необходимого оборудования,машин, материалов и сырья
производственного назначения.
На пленуме ЦК КПВ (июнь 1988г) были внесены изменения в отношении к
торговой буржуазии. Ей были разрешены коммерческие операции,хотя и под
государственным контролер. При этом отмечалось,что предпочтительнее пере-
водить накапливающиееся средства не в сферу обращения,а в отрасли матери-
ального производства.
В целях повышения эффективности многоукладной экономики Пленум реко-
мендовал органам государственной власти не вмешиваться в производственную
деятельность всех субъектов хозяйствования,в том числе и госсектора.
Поддержка несоциалистических укладов вскоре принесла свои плоды.Уже
в 1990г. официально зарегистрированными оказались 770 частных предприятий
и около 377 тыс. ремесленных,индивидуальных и семейных предприятий.
Важно отметить,что частное предпринимательство в его различных фор-
мах стало укореняться не только в сфере обращения,но и в электроэнергети-
ке,машиностроении,черной и цветной металлургии. Помимо частной мелкой и
мельчайшей розничной торговли продолжала функционировать кооперативная
торговля,хотя численность таких торговых точек сократилась с 30,5 тыс. в
1988г. до 12,8 тыс.- в 1990г. Причины были разные:слияние,укрупнение,пе-
реход в другие хозяйственные уклады и т.д.
Важное место в деле преобразования форм собственности заняла разра-
ботка и внедрение в практику законов и юридических норм, регулирующих
частное предпринимательство. В апреле 1991г. юыл принят блок из двух за-
конов. Один из них - об охране прав и интересов частных собственни-
ков,второй - о правилах создания разного рода компаний.
В соответствии с первым законом за предпринимателями закреплялось
право свободного выбора сферы приложения капиталов,поиска партнеров, най-
ма рабочей силы,складывающихся возможностей использования валютной выруч-
ки,распоряжения остатком прибыли.
В обязанности частника включены следующие положения: использовать
прежде всего национальную рабочую силу,соблюдать права наемных работни-
ков,производить продукцию,соответствующую государственным стандартам.
Закон о компаниях упорядочил процесс их формирования,направляя его
по наиболее рациональным направлениям. Рекомендовалось создавать компании
в основном в двух формах,- с ограниченной ответственностью и на паевых
началах.
Компании с ограниченной ответственностью должны иметь определенный
уставной фонд,образуемый паевыми взносами ее учредителей.Допускается воз-
можность передачи доли одного компаньона другому.Однако они не обладают
правом выпуска ценных бумаг.
Акционерные компании,напротив,получили право выпуска своих акций,об-
лигаций и других видов ценных бумаг. По представлению обоснованных прог-
рамм хозяйственной деятельности,они могут получить кредиты в банке.
В связи с изменениями в социально-экономической структуре производс-
тва возникла потребность диверсификации налоговой системы.
В СРВ налоги еще не стали фактором,регулирующим подъем производства
и решение других экономических проблем. Их назначение пока органичивается
функцией перераспределения средств для социальных нужд. В связи с улучше-
нием условий для развития предпринимательской деятельности постепенно
стали возникать источники крупных накоплений,появилась заметная прослойка
богатых семей. Налоговая система государства отреагировала на это приня-
тием в январе 1991г. закона о налоге с лиц с высокими доходами,под кото-
рыми подразумевается постоянный совокупный доход (заработная плата, при-
быль от побочных промыслов,коммерческой частной деятельности и пр), пре-
вышающий 500 тыс. донгов в месяц для граждан страны и 2,4 млн донгов -
для иностранных граждан. Налогами облагаются также денежные поступления
от реализации технологий и проектов,разовые доходы - денежные переводы
и посылки из-за рубежа, стоимость которых превышает 1,5 млн.донгов.
Размеры ставок отпределяются по прогрессивной шкале.
Изменилось отношение государства и к госсектору народного хозяйства.
Это характерно для большинства постсоциалистических стран и является за-
кономерной реакцией общества на длительное многопольное положение госу-
дарственной собственности на основные средства производства.Хотя,по обще-
му правилу,в таких странах не ставится задача тотальной ликвидации госу-
дарственного сектора,тем не менее существуют различные вгляды на его
масштабы и роль в экономике. Так, в Китае некоторые видные ученые утверж-
дают,что государственные предприятия оказывают пагубное влияние на эконо-
мику,и что наступит время,когда в Китае придется приступить к демонтажу
предприятий госсектора,"которые ныне представляют собой главную помеху на
пути прекращения Китая в невиданный прежде величайший экономический фено-
мен".
Разумеется,помимо теоретических изысканий,существует еще и мировая
практика,а она показывает,что в высокоразвитых индустриальных странах
Востока государство оставляет за собой отрасли,в первую очередь нуждающи-
еся в модернизации и отличающиеся поэтому низкой рентабильностью. Это
прежде всего предприятия тяжелой индустрии,в которых мало заинтересован
частный капитал ввиду низкой нормы прибыли,отрасли,способствующие науч-
но-техническому прогрессу и укреплению позиций страны на мировом рынке.
Иными словами,это те отрасли народного хозяйства,при помощи которых госу-
дарство сохраняет ключевые позиции в экономике. В современном мире, таким
образом,давно уже утратила популярность идея полного вытеснения государс-
твенной собственности из комплекса экономических отношений. Правда,оста-
ется открытым вопрос о рациональной доле госсектора в национальном произ-
водстве в целом. Как свидетельствует международный опыт, в разных странах
этот вопрос решается собственным путем и зависит от политики правящих
кругов и конкретной экономической ситуации. В этот опыт сейчас вносят
свой вклад слаборазвитые страны,в том числе СРВ,где длительное время од-
ной из главных задач руководства было активное формирование государствен-
ного сектора,как опоры власти,осуществляющей функции диктатуры пролетари-
ата.
Во Вьетнаме политика денационализации только начинает формироваться.
Она исходит из того,что в СРВ был скопирован механизм бюрократическо-
го,распределительного управления, который подталкивал государственные
предприятия к расточительному ведению хозяйства,тормозил модернизацию
производства. "Несмотря на всесторонние льготы,- пишет вьетнамский ученый
Нгуен Куанг Тхуан,- государственный сектор оставался низкоэффективным,а
его убыточность стала серьезной причиной углубления бюджетного дефицита
и нарастающей инфляции".Действительно,эти причины побуждали руководство
страны искать пути преобразования государственной экономики. Однако на
первом этапе реализации экономической реформы мероприятия в этой области
сводились к расширению производственно-хозяйственной самостоятельности
предприятий и ограничению вмешательства вышестоящих административно-уп-
равленческих органов в их деятельность. Но все эти свежие новации не при-
несли тогда заметных результатов.
На втором этапе экономической реформы с еще большей отчетливостью
выявилось,что масштабы госсектора и его значение не отвечают потребностям
страны,хотя к началу 90х годов госсектор обеспечивал свыше 60% всех внут-
ренних поступлений государственного бюджета, потребляя при этом до 80%
импортируемого сырья и материалов,что определяло высокую зависимость
предприятий от внешней политики.
1989г.стал переломным в области подхода государства к находящемуся в
его ведении сектору: были существенно урезаны бюджетные субсидии,сняты
льготы по кредитам и пр.,что привело абсолютное большинство предприятий
на грань банкротства. В новых условиях хозяйствования они особенно ярко
проявили неспособность приспособиться к ситуации и самостоятельно вести
дела. Тем более,что масса предприятий госсектора требовала,как мини-
мум,рекострукции и технического переворужения,а , по существу ,- нового
строительства. Об этом говорит в частности,тот факт,что даже при вспышке
потребительского спроса в 1989г. продукция госпредприятий не находила
спроса,продолжал расти процесс затоваривания. И тем не менее ни одно го-
сударственное предприятие не обанкротилось и не было остановлено. Впро-
чем,для этого не было и соответствующих юридических норм: закона о банк-
ротстве,правил продажи с аукциона основных фондов и т.п. Там, где требо-
вались нестандартные решения,руководство страны из идеологических сообра-
жений предприняло меры к сохранению госсектора - с помощью льгот и дота-
ций из госбюджета. Кризис охватывал все новые отрасли и предприятия,а в
инвестиционном комплексе он обрел просто разрушительные масштабы.
Первые месяцы после введения новой политики,отменившей привилегии
госсектора,большая часть самых крупных госпредприятий вынуждена была при-
остановить свою деятельность. Вспыхнула массовая безработица. Возрасла
угроза углубления социальной нестабильности. Многие уволенные рабочие
устремились в единственную доступную для них сферу деловой активности -
торговое посредничество,финансовые и валютные спекуляции. После бюджет-
ной подпитки произошло некоторое оживление госсектора,что повысило его
долю в структуре национального дохода: с 22,5 в 1988г. до 29% в 1991г.;в
валовом общественном продукте,соответственно с 30,5 до 37,0; в валовой
продукции промышленности : с 56,5 в 1988г. до 58,6% - в 1991 г.
Но эти данные,особенно позиции госсектора в ВОП и валовой продукции
промышленности,отражают роль государственного сектора только как выведен-
ную по стоимости продукции, и ничего не говорят о состоянии ее реализа-
ции. Вьетнамская пресса изобилует примерами,когда госсектор работает вхо-
лостую,на склад. Низкое качество продукции лишает товары привлекательнос-
ти и спроса как на внутреннем,так и на внешнем рынке. В 1990г. численнос-
ти государственных предприятий в экономике СРВ сократилась на 8,6% по
сравнению с 1988г.,составив 2762 единицы вместо 3020 в предыдущем году.
Сокращение произошло в основном за счет превращения части государственных
предприятий в смешанные. В 1992г. началась приватизация предприятий и
других хозяйственных объектов, принадлежащих госсектору. Пока мы не рас-
полагаем точными данными,характеризующими масштабы данного процесса,за
исключением того,что в порядке эксперимента намечалось приватизировать
несколько государственных предприятий путем акционирования,но,возможно
,что подобные факты положат начало третьему этапу экономической реформы.
Приватизации подлежат предприятия и хозяйства,не выдерживающие рыночной
конкуренции. В аукционах имеют право участвовать иностранные предпринима-
тели. Централизованное планирование,в соответствии с новыми нормативными
актами,ограничивается теперь макроуровнем,для предприятий не предусматри-
ваются директивные показатели,за исключением самых общих.
Изменение методов планирования затронуло и государственный порядок
материально-технического снабжения предприятий. Практически он прекратил
свое существование. Кроме того, правительство отказалось от практики пос-
тоянного субсидирования убыточных объектов,за исключением экстраординар-
ных случаев.
Важной мерой по упорядочению государственных финансов было введение
Закона о налоге с прибыли.Госсектор по новому закону был приравнен к ос-
тальным субъектам хозяйствования,а налоговые ставки определялись теперь
только по отраслевому признаку. Так,в энергетике,в металлургии,горнодобы-
вающей и химической промышленности,в производстве минеральных удобре-
ний,строительных материалов и на транспорте они составляют 30%, в более
рентабельных отраслях - легкой и пищевой промышленности - до 40% , в тор-
говле,общественном питании и производстве услуг - до 50%. Впервые начал
применяться налог на пользование и добычу природных ресурсов (закон при-
нят в апреле 1990г.) Этот налог распространяется на все национальные и
иностранные предприятия,использующие природные ресурсы.
После уплаты налогов в распоряжении предприятий остаются средс-
тва,предназначенные для обновления и реконструкции основных фондов,в так
же для материального поощрения рабочих и служащих.
Все вышесказанное говорит о том,что в СРВ формируется новый подход к
государственному сектору,схожий в общих чертах с современной китайской
практической установкой на превращение государственного предприятия в са-
мостоятельного производителя товаров и услуг.
Стремясь оздоровить экономику,снизить инфляцию и создать благоприят-
ные условия для модернизации и структурной перестройки народного хозяйс-
тва,руководство Вьетнама серьезно занимается вопросами денежного обраще-
ния,финансовой системы,банковского дела.
Разрабатывая соответствующие мероприятия,вьетнамское руководство
учитывало опыт других стран,рекомендации международных финансово-экономи-
ческих организаций,но все же склоняясь к тому,что СРВ необходим свой путь
преобразований. Тем не менее,как и во многих других странах,первоочеред-
ной задачей было признано сокращение денежной массы, максимальное изъятие
ее из обращения. В этих целях были предприняты следующие меры.
Во первых,лишая предприятия госсектора постоянных бюджетных субси-
дий,государство избавилось от необходимости восполнять дефицит бюджета
эмиссией необспеченных денежных знаков. В 1989г. было запрещено дотиро-
вать экспортно-импортную деятельность,прежде всего закупки сельскохозяйс-
твенной продукции для продажи на внешнем рынке. В несколько раз были по-
вышены цены на сырье и материалы,предназначенные для дальнейшей перера-
ботки,- до уровня цен свободного рынка. Были упразнены между государс-
твенным и раночным ценам на товары первой необходимости.
Во вторых,в апреле 1989г была повышена процентная ставка за хранение
сбережений в сберкасах ( 9% - по обычным и до 12% по срочным вкладам,при-
чем в условиях,когда месячная инфляция составляла 3,3%). Это явилось од-
ной из важнейших мер по "связыванию" массы денег,скопившейся на руках,-
отложенного спроса из-за дефицита товарной массы.
В третьих, была изменена роль банков в экономической жизни страны.
Прежде банковская система была частью единого централизованного ме-
ханизма,управления народным хозяйством. Резервы Государственного банка
формировались почти исключительно за счет возрастающей эмиссии. По мнению
вьетнамских специалистов,затратные принципы деятельности Госбанка стали
одной из причин инфляции. К концу 1988г в результате реорганизации госу-
дарственной банковской системы Госбанк СРВ имеет 37 отделений на админис-
тративно-территориальном уровне - в провинциях и городах центрального
подчинения. Были созданы новые специализированные банки: Торгово-промыш-
ленный банк,банк развития сельского хозяйства и 427 уездных и общинных
банковских контор. Реорганизации подверглись Внешторгбанк и Инвестицион-
но-строительный банк. Кроме того, во всех провинциях были основаны акцио-
нерные банки. в 1989г. в одной из провинций произошло юридическое оформ-
ление первого частного банка. Все больше распространяется кредитная коо-
перация,целью которой является борьба с ростовщичеством и мобилизация
свободных наличных денежных средств населения. Акционирование породило
рынок ценных бумаг,хотя и небольшой.
Увеличение численности субъектов банковской системы в СРВ логически
привело к возникновению конкуренции между ними,к борьбе за привлечение
клиентуры.
В 1990 г. был принят пакет документов,касающихся статуса разных бан-
ков,в том,что Закон о Государственном банке и Закон о банках,кредитной
кооперации и финансовых компаний.
В соответствии с этими законами Государственный банк СРВ- правитель-
ственный орган,на который возложены управленческие функции в сфере денеж-
ного обращения,кредита и т.д.
При этом Госбанк освобожден от управления государственным бюджетом и
финансовыми резервами. Они возложены на специаальное казначейство в сос-
таве министерства финансов.
Закон о финансовых компаниях предоставляет им, независимо от правого
статуса государственной или акционерной организации,право кредитования
торговых сделок из собственных или занятых у населения средств,но не раз-
решает выполнять сугубо банковские функции - хранение денежных вкладов
населения и использование их для всевозможных расчетов.
Важную роль в проведении экономической реформы сыграл пересмотр
внешнеэкономической стратегии государства. Расширилось число участников
экспортно-импортных операций,увеличился объем внешней торговли. В страну
начала поступать валютная выручка,а новый,более справедливый,порядок ее
распределения стимулировал возникновение и развитие производства,ориенти-
рованного на внешний рынок.
В последние четыре года,на втором этапе экономической реформы,в СРВ
были получены неплохие результаты: произошло заметное оживление произ-
водства,особенно в новых хозяйственных структурах,в торговле. Справедли-
вости ради надо отметить,что насыщению внутреннего рынка товарами спо-
собствовала контрабанда,с которой сначала велась активная борьба,так и не
увенчавшаяся успехом: слишком велико было притяжение товарного вакуума.
Контрабанда велась на суше и на море,главным образом через границу с Тай-
ландом. В настоящее время этот канал приобрел как бы неофициальное приз-
нание вьеинамских властей.
На втором этапе реформы были заложены основы стабилизации положения
в народном хозяйстве. Об этом говорит многократное снижение инфляции на
конец 1992г. Вместо 400-500 она составила к этому времени 12-14%.
Выход СРВ на мировой рынок позволил отнести угрозу приостановки ре-
формы,возникшей после распада мирового социалистического сообщества,Со-
ветского Союза,в виду того,что было прекращено предоставление крупных
международных кредитов на льготных условиях.
По сравнению с первым этапом повысилось материальное благосостояние
населения страны.
Политики иученые,посетившие Вьетнам в конце 80-х - начале 90-х годо-
вединодушно отмечают,что облик страны заметно изменился к лучшему: насе-
ление,особенно в городах,стало лучше питаться и одеваться,повысился общий
настрой,активно работают магазины и рынки -это важный индикатор жизненнго
уровня народа. Национальный доход возрос с 17,4 млр донгов (в текущих це-
нах) в 1989г. до 45,5 млрд - 1991г. Со скидкой на инфляцию,увеличение бы-
ло меньше - примерно в полтора раза. В 1991г. произведено промышленной
продукции на сумму 147,6 млрд донгов вместо 133,3 млрд в 1989г. Объем
розничной торговли возрастал следующим образом (в ценах соответствующих
лет): 1987г - 1453,5 млрд донгов, 1988 г. - 7233,1989г.-12911,0, 1990г.-
19031,3, 1991г. - 30898,0 млрд донгов.
Одновременно происходило социальное расслоение общества: появились
группы граждан с доходами,стократно и более превышающими средний уровень
доходов горожан,не говоря уже о крестьянстве.
Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в 1991г.составила
в среднем по государственному сектору 76,9 донга,в том числе в промышлен-
ности - 96,1, в сельском хозяйстве - 58,1,в торговле и сфере материально-
го снабжения - 77,3 донга. При высоких,постоянно растущих,ценах эти вып-
латы были очень невелики,поэтому почти все работники имели побочные
статьи доходов на стороне (ремесло,торговля,семейная экономика и т.д.)
В 1991 г. на душу населения было произведено (в кг): риса - 287,3,
чая - 0,33,сахара - 5,1,морской рыбы - 10,0, хлопчатобумажных тка-
ней-4,1м.Таким образом,жизненный уровень вьетнамского населения остается
еще крайне низким; доля национального дохода на одного человека не превы-
шает 200 долларов,что в два раза ниже,чем в Китае и Индонезии,в пять раз
меньше по сравнению с Тайландом и в 20 раз - с Республикой Кореей.
По данным Организации объединенных Наций,среднегодовой доход на душу
населения во Вьетнаме также достигает 200 долларов.
Это наводит на мысль о том,что вьетнамская модель экономической
реформы пока еще в недостаточной мере способствует раскрытию внутреннего
потенциала СРВ.
Улучшение произошло,по нашему мнению,за счет преодоления бывшего
СЭВ, потеря управляемости народным хозяйством старыми методами.
Действие же обширного комплекса долгосрочных факторов,обуславливаю-
щих кризисное состояние производительных сил,не может быть приостановлено
за два-три года. Сюда входит исчерпание резервов экстенсивного роста,
глубочайшая структурная,технологическая и ценовая расбалансированность.
В этих условиях следует ожидать,что во Вьетнаме будут предприняты
новые попытки дальнейшего углубления реформы путем разработки собственно-
го специфического сценария формирования экономической политики,в том чис-
ле структурной.
ПЕРЕХОД К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ВО ВЬЕТНАМЕ
После одобрения на шестом съезде КПВ (1986г) обновленного курса раз-
вития Вьетнам осуществляет переход к рыночной экономике без шока и с сох-
ранением социалистической ориентации. Модель открытой рыночной экономи-
ки,которую выбрал вьетнамский народ на основе учета национальных особен-
ностей и традиций,внутри - и внешнеэкономических факторов,в основном от-
вечает его интересам и принесла первые обнадеживающие результаты.
Не впадая в эйфиорию в связи со значительными достижениями первого
этапа перехода к рынку,следует анализировать совершенное,обнаруженные
просчеты и ошибки,извлекать полезные уроки.
1. Опыт стабилизации валютно-финансового положения страны
После прекращения существования ССР и СЭВ Вьетнам переживал сильный
финансовый и валютный шок. Иссякли огромные источники экономической помо-
щи и кредитов от бывшего Советского Союза и других социалистических
стран,за счет которых долгие годы покрывались потребности страны в импор-
те важнейших средств производства и товаров народного потребления,а также
в финансировании крупных объектов капитального строительства. В условиях
общего спада производства и острого дефицита государственного бюджета в
стране началась неудержимая инфляция,выражающаяся сначала в двухзначных
цифрах,затем превратившаяся в гиперинфляцию в трехзначных цифрах. Быстро
обесценивались национальные деньги- донги.
В таких условиях единственно правильным путем был решительный отказ
от бюрократической административной системы распределения и дотирования
из государственного бюджета,переход от жесткой централизованной системы
ценообразования к системе договорных цен с учетом рыночного спроса и
предложения.
Такая реформа цен во Вьетнаме была проведена одновременно с мерами
социальной защиты рабочих и служащих,а также пенсионеров,ветеранов войны
и труда. За ней последовала реформа заработной платы,которая предусматри-
вала значительное повышение минимального размера оплаты труда,и прежде
всего окладов низкооплачиваемых категорий работников,учителей и медицинс-
кого персонала,а в дальнейшем возможную индексацию заработной платы с
учетом роста дороговизны, Была отменена система льгот в материальном
обеспечении привилегированных государственных и партийных работников.
Вместе с тем такая реформа цен и заработной платы во Вьетнаме не означала
полного отпуска цен в рыночную стихию. В первое время государство еще
держало в своих руках установление лимитов цен и оперативное регулирова-
ние цен на ряд товаров первой необходимости,перечень которых со временем
сокращается по мере улучшения условий производства и обращения.
Однако, несмотря на эти меры,после первого года реформ жизнь населе-
ния заметно ухудшилась:рыночные цены взвинчивались из-за недостатка то-
варного обращения и ослабления государственного контроля. Даже при актив-
ном действии отрядов народного и рабочего контроля бурно развивалась спе-
куляция и конрабанда. Уровень инфляции поднялся до 500% в год,усилилось
обесценение денег при большом дефиците государственного бюджета.
В этих условиях правительство стало проводить комплексные меры по
стабилизации финансового положения по борьбе с инфляцией. Эти меры были
направлены на упорядочение системы налогообложения и обязательных плате-
жей в государственный бюджет,усиление контроля со стороны налоговой инс-
пекции и укрепление дисциплин в сфере налогообложения. Для борьбы с поте-
рями при сборе налогов с государственных,кооперативных и частичных предп-
риятий были уточнены нормы амортизации,а также оценки основных фондов,ко-
торые явно устарели и оказались занижеными. Были также пересмотрены став-
ки таможенных пошлин и льготы как для отечественных испортеров и экспор-
теров,так и для совместных предприятий с участием иностранного капитала.
Наряду с совершенствованием законодательных актов и инструкций по
налогообложению были приняты меры по укреплению налоговых органов,повыше-
нию их материальной заинтересованности и активности,усилению борьбы с
проявлениями коррупции налоговых испекторов.
В целях упрощения налоговой системы и устранения повторности в нало-
гообложении начали внедрять налог на добавленную стоимось вместо налога с
оборота,новые акцизы на предметы роскоши и на товары,потребление которых
подлежало ограничению (например,алкогольные напитки,табачные изделия им-
портного и отечественного производства).
В целях окончательного преодоления непосильной для госбюджета систе-
мы государственных дотаций для работников государственных учреждений
(штат которых все еще довольно громоздкий) в 1993г. начали применять но-
вую систему квартирной платы в государственном жилищном фонде и медицинс-
кое страхование (в опытном порядке) вместо прежде бесплатного медицинско-
го обслуживания. Теперь работники государственных учреждений должны за
свой счет оплачивать жилье в соответствии с фактически используемой жилой
площадью в государственных,коммунальных и других домах,а также отчислять
определенный процент от своей зарплаты на медицинское страхование. В но-
вых окладах и пенсиях были предусмотрены определенные надбавки для оплаты
медицинских услуг организаций здравоохранения.
Важным фактором,способствующим сокращению дефицита государственного
бюджета,явилась новая система взаимоотношений между центральным и местны-
ми (провинциальными) бюджетами. Раньше только 30% провинций и городов пе-
речисляли часть своих доходов и государственный бюджет,а 68% из них полу-
чали субсидии из госбюджета. Подобное иждивенчество,полученное в наследие
от старой финансовой политики,было тяжелым бременем для государственного
бюджета и одной из причин его дефицита. В настоящее время,за исключением
нескольких горных районов и "бедных провинций", часть налога на добавлен-
ную стоимость, на с прибылей,налога на использование земли и природных
ресурсов должна перечисляться в государственный бюджет по ставкам,уста-
новленным на ряд лет. Остальная часть и поступления сверх этого остаются
в распоряжении местных бюджетов,которые уже не получают больше субсидии
из Центра. Что касается сельскохозяйственного налога и других налогов и
сборов местного значения,то в основном они остаются в распоряжении мест-
ных бюджетов. Исключение составляют только некоторые провинции сельскохо-
зяйственной житницы страны в дельте Красной реки и реки Меконг.
Меры по ликвидации задолженности предприятий и хозяйственных органи-
заций перед государственным бюджетом и между собой предусматривали пога-
шение в определенные сроки должнникам своих обязательств с помощью бан-
ковских кредитов и векселей,а также путем взаимозачетов. В случае невоз-
можности удовлетворения предъявленных претензий(банкротства)банка получи-
ли право налагать секвестр на имущество и недвижимость должников. Эти ме-
ры позволили наладить систему межхозяйственных платежей,повысить дисцип-
лину взаимных расчетов,освободить финансовые органы,а также хорошо рабо-
тающие предприятия от лишнего бремени не зависящих от них долгов,выйти из
состояния застоя производства и "цепной реакции долгов",что в конечном
счете позволило ускорить хозяйственный оборот финансовых средств.
По мере увеличения доходов государственного бюджета были поставлены
задачи оптимизации его расходов с целью повышения эффективности финанси-
рования важнейших народнохозяйственных задач. Так,были четко определены
первоочередные пусковые объекты капитального строительства (таковых семь:
ГЭС Хуабинь на Черной реке,сверхвысоковольтная линия электропередачи Се-
вер-Юг,гидроэлектростанция на реке Хинь и реке Ияли в Центральном Вьетна-
ме,газопроводы с шельфа на берег в Южном Вьетнаме и др.)а также приори-
тетные направления расходов на финансирование объектов с привлечением
иностранных инвестиций и развитие высокоэффективных производств экспорт-
ной продукции. Привлечение бюджетных средств для покрытия непредвиденных
расходов эксклюзивного характера допускается только с разрешением прави-
тельства в особом порядке.
Наряду с жестким режимом экономики государственных ресурсов усилена
борьба с коррупцией и расточительством.
Национальным Собранием СРВ было принято решение преодолеть бюджетный
дефицит не путем эмиссии денег,а главным образом за счет государственных
займов и выпуска казначейских сертификатов и векселей.Поскольку иностран-
ные кредиты в ближайшей перспективе будут тяжелым бременем для стра-
ны,важнейшей задачей является всемерная мобилизация всех внутренних на-
коплений,в том числе свободных средств у населения,и инвестиций вьетнамс-
ких эмигрантов. Национальным банком были повышены учетные ставки до ра-
зумных размеров,которые позволили в значительной мере увеличить сумму
вкладов населения и хозяйственных организаций.
Несмотря на некоторую либерализацию системы валютных расчетов,Гост-
банк еще крепко держит в своих руках важнейший инструмент для дальнейшего
укрепления национальной валюты и экономного использовния имеющихся в
стране валютных средств. В настоящее время,как и раньше,все валютные опе-
рации и расчеты должны проходить через Государственный банк и его специа-
лизированные внешнеэкономические банки (Вьеткомбанк). Юридическим и
физическим лицам не разрешается иметь валютные счета в иностранных банках
и непосредственно вести расчеты с ними. Но теперь владельцы валютных сче-
тов во Вьеткомбанке имеют полное право распоряжаться своими валютными
средствами,например для импорта необходимых материально-технических
средств и товаров,лишь бы у них были на это лицензии. Поощряется ввоз в
страну любого количества иностранной валюты (с обязательной деклараци-
ей,если сумма превышает 3000 американских долларов),а ее вывоз допускает-
ся в пределах ввезенных сумм. Однако из-за ослабления контроля и борьбы с
контрабандой на северных и юго-западных границах до недавнего времени из
страны утекало большое количество твердой валюты и золота, которые неле-
гальным образом поступали от вьетнамских эмигрантов,а также иностранных
туристов. Временный запрет на импорт целого ряда товаров и ужесточение
борьбы с контрабандой в последнее время дали положительные результаты.
Таким образом,благодаря названным компексным мерам доходы государс-
твенного бюджета за 1993г.увеличились на 30,2% по сравнению с предыдущим
годом,а его расходы на 26%. Несмотря на огромные расходы,дефицит госу-
дарственного бюджета составил лишь половину того лимита,который разрешило
Национальное Собрание. Объем выдачи кредитов Госбанка увеличился на 42%.
Сумма вкладов населения в банках и сберкассах выросла на 31% ,а вклады
хозяйственных организаций - на 87% по сравнению с 1992г.,в том числе
вклады выросли на 40%.
В результате улучшения состояния госбюджета и банковской деятельнос-
ти уровень инфляции за 1993г. снизился до 0,4-0,55 в месяц,что считается
вполне приемлемым. Если в 1992г. курс вьетнамского донга к американскому
доллару составил 1400:1,то в 1993г. - уже в пределах 10500-11000:1.
Укрепился курс донга и к другим иностранным валютам.
2. Проблемы развития негосударственных секторов и опыт государственного
управления рыночной экономикой
Одним из важнейших моментов обновленного курса развития Вьетнама яв-
ляется последовательное поощрение частного сектора при рациональном ук-
реплении государственного и кооперативного секторов,которые являются ос-
новными элементами социалистической структуры народного хозяйства.
Во вьетнамской экономике частный сектор занимал важное место в про-
изводстве и обращении,имеет огромный потенциал для обеспечения экономи-
ческого роста и занятости.В настоящее время в частном секторе экономики
создается около 60% валового общественного продукта и 70% национального
дохода. По последним данным учета, в 1993г. в стране было около 400 тыс.
частных хозяйственных дворов,более 42000 кооперативов,1230 частных компа-
ний,450 частных производственных предприятий,более 100 частных транспорт-
ных предприятий и 1,2 млн.частных торговых фирм и магазинов,в том числе
занимающихся туризмом о оказанием услуг. Удельный вес частного сектора в
товарообороте страны в 1993г.составлял 70%,в сельском хозяйстве - около
90%,в транспорте - 60%,а в промышленности -около 30%. В частном секторе
работают около 27 млн.,в то время как в государственном секторе - только
3 млн.человек.
Для содействия развитию частного сектора и его государственного ре-
гулирования в 1991-1992гг.были приняты Закон о частном предпринимательст-
ве,Закон о компании,Положение о частных хозяйствах имеющих уставный капи-
тал ниже лимитируемых нормативов,м и другие законодательные акты.
В общих чертах можно сказать,что в последние годы во Вьетнаме част-
ный сектор развивается безболезненно и даже процветает. Частники пользу-
ются достаточно большой свободой в предпринимательстве,в выборе места и
сферы деятельности,в распоряжении своим капиталом (конечно,в рамках зако-
нодательства). Между тем можно отметить и отрицательные явления,нездоро-
вые тенденции в его развитии,а также немало проблем,связанных с пробелами
действующего законодательства.
Так,за исключением тех компаний,акционерных обществ и товариществ с
ограниченной ответственностью , которые созданы на основе Закона о част-
ном предпринимательстве и Закона о компании,большинство частных хозяйств
не имеет статуса юридического лица. Поэтому в отличие от первых на прак-
тике они всегда пользуются равными правами и ответственностью.Банковские
организации из-за недоверия не всегда предоставляют им льготные кредиты и
расчетные услуги. В некоторых местах частникам приходится преодолевать
большие трудности и ограничения,связанные с бюрократизмом и дискриминаци-
ей со стороны местных властей. Коррумпированные чиновники частно занима-
ются по отношению к ним вымогательством.Поэтому многие частные предприни-
матели,в том числе вьетнамские эмигранты,хотя и имеют значительные капи-
талы,большой опыт в бизнес,крепкие связи с иностранными фирмами и,глав-
ное,желание приложить свои капиталы и знания для развития вьетнамской
промышленности,так и не смогли развернуть свою предпринимательскую дея-
тельность.
С другой стороны,частные предприниматели,пользуются свободой и под-
держкой государства,часто пытаются уклониться от обязанностей перед ним.
Многие из них не зарегистрировались или регистрировались с весьма
заниженным капиталом и оборотом, чтобы вообще не платить налоги или пла-
тить по минимальным ставкам. Во многих случаях они, зарегистрировавшись в
одном виде деятельности,на самом деле занимаются совсем другими,порой не-
легальными.
По данным главного налогового управления Министерства финансов СРВ
за 1993г.,государство недополучило примерно 40% от суммы,подлежащей обло-
жению. Правда,практика показывает,что необходимо выбрать одну из двух
альтернатив: с одной стороны,если установить рационально приемлемые став-
ки налогов,то можно значительно расширить частный сектор и получать не
меньшую сумму налогов от большего числа налогоплательщиков.К тому же воз-
никает и больше рабочих мест. С другой стороны,если налоги являются чрез-
мерно большим бременем для частников,то может получиться так,что будет
"зарена курица",несущая золотые яйца".
В течение 1991-1992гг. Вьетнам пережил "эпидемию банкротства" кре-
дитных товариществ и фондов. Воспользовавшись пробелами в Законе о част-
ном предпринимательстве,в частности отсутствием положения о банкротст-
ве,многие фонды и финансово кредитные товарищества стали в массовом по-
рядке выпускать акции и всякого рода сертификаты и векселя.После того как
в их карманах осели многие миллиарды донгов,долларов и золото,их функцио-
неры убежали за границу,объявив себя "жертвами банкротства. Такая эпиде-
мия финансово-кредитного мошенничества принесла большие потери и боль для
многих доверчевых людей,а также для государственных предприятий и учреж-
дений.
Учитывая этот горький урок, для усиления государственного контроля
за деятельностью частных и кооперативных хозяйств был издан Закон о хо-
зяйственном учете и статистике,обязательный для всех предприятий и хо-
зяйственных организаций любого экономического сектора. Были также допол-
нены и уточнены другие законодательные акты, определяющие взаимоотношения
между хозяйственными организациями различных секторов и государственны-
ми финансовыми органами ,порядок разрешения споров при выполнении хозяйс-
твенных договоров,положение о государственном арбитраже и третейском су-
де,порядок возбуждения иска и т.д. Благодаря усилению контроля и надзора
за финансовым состоянием частных предприятий и компаний на основе их пе-
риодических отчетов и бухгалтерских балансов в последнее время удалось
значительно сократить потери в области налогообложения и предотвратить
попытки нечестных предпринимателей совершать мошенничество и подобного
рода действия.
Несмотря на огромный потенциал капитальных средств,опыт ведения биз-
неса,"ноу-хау" в производстве и возможности привлечения новых техноло-
гий,частные предприниматели пока вкладывают лишь незначительную часть
своего капитала,и только в те отрасли,где можно получать высокие прибыли.
Так, из 3170 частных хозяйств,зарегистрированных в г.Ханое в начале
1993г.,более 2000 занимаются торговлей,в том числе 1135 - торговлей изде-
лиями из драгоценных металлов и камней. Лишь 10% вложили капитал в произ-
водство продуктов народного потребления.
Опыт развития вьетнамской экономики в прежние времена и в последнее
время показал,что неразумный рост частной,особенно мелкой,торговли ведет
к спекуляции и рыночному хаосу,следовательно,к взвинчиванию цен и дорого-
визне (отнюдь не в пользу государства). Ведь 60% суммы неполученных нало-
гов падает на долю прежде всего мелкой торговли, разовых торговых сде-
лок,не говоря уже о большом ущербе от контрабанды.Поэтому требуется соче-
тание экономических и административных мер,чтобы направлять силы и средс-
тва частного капитала в развитие тех отраслей производства и транспорта,
которые очень необходимы для формирования прогрессивной структуры народ-
ного хозяйства и повышения жизненного уровня вьетнамского населения.
Что касается государственного и кооперативного секторов экономики,то
после отказа от политики безооговорочной поддержки и дотаций пока никто
не отрицает их роль в рыночной экономике с социалистической ориентацией.
Однако надо посмотреть правде в глаза: за долгие годы социалистического
строительства допущен чрезмерный рост государственного и кооперативного
секторов без должной заботы об их эффективности,и они превратились в тя-
желую ношу для государства. видимо,настало время исправлять и эту ошибку.
После разрешения семейной аренды в сельском хозяйстве и особенно
после нового Закона о земле и землепользовании крестьянам было предостав-
лено право длительного использования земли и лесных участков (как всена-
родной собственности) с правом передачи их в наследство. Форма управления
в оставшихся кооперативах претерпела настолько коренные изменения,что
можно сказать о распаде кооперативов или их эволюции в частные хозяйства.
С тех пор как крестьяне стали подлинными хозяевами земли и могли после
уплаты налога полностью распоряжаться плодами своего труда,сельское и
лесное хозяйство страны получило значительное развитие:страна не только
смогла без импорта зерна,но истала экспортером риса. Что касается госу-
дарственных предприятий,то после тяжелых испытаний перехода к рынку и
прекращения государственной дотации их осталось около 7000,но в их распо-
ряжении сосредоточено почти 80% всенародного имущества. Почти все госу-
дарственные предприятия и компании перешли на полный хозрасчет и самофи-
нансирование с правом полного распоряжения вверенными им основными фонда-
ми и оборотными средствами на условиях их полной сохранности. Многие из
них стали лучше работать,сумели выйти из состояния застоя и с каждым го-
дом увеличивают отчисления в госбюджет,особенно те,которые умеют привле-
кать иностранный капитал. Однако еще примерно 40% государственных предп-
риятий работают неэффективно.
Поэтому для повышения материальной заинтересованности работников го-
сударственных предприятий в улучшении их деятельности было принято реше-
ние о проведении (пока в опытном порядке) акционирования. Согласно указу
премьер- министра СРВ от 4 марта 1993г.,на семи государственных предприя-
тиях были проданы акции в кредит своим работникам со сроком погашения в
течении 5 лет без начисления процентов,причем сумма акций для каждого не
должна превышать 3-5 млн донгов (т.е. 10 месячных окладов). Например, на
заводе холодильного оборудования в г. Хошимине с общим объемом основных
и оборотных фондов в 16 млрд.донгов было продано в кредит 160 тыс. акций
номинальной стоимостью 100 тыс. донгов.При этом 30% акций остается в ру-
ках государства,50% продано работникам этого предприятия с учетом их ста-
жа работы, а 20%оставшихся акций - посторонним работникам и служащим го-
сударственных учреждений.
Спорной проблемой в данном случае является оценка стоимости основ-
ных фондов предприятия:как правило,коллектив работников хочет купить его
подешевле,а государство- наоборот,постольку разбазаривание народного дос-
тояния не отвечает его интересам.
Другая нерешенная проблема заключается в возможности перепродажи
приобретенных акций. Случается,что старый рабочий при уходе на пенсию ли-
бо кто-то другой по стечению обстоятельств хочет или должен уступить эти
акции своим друзьям на заводе или вне завода. Это вызывает необходимость
создания во Вьетнаме биржевого рынка. Ведь развитая,хорошо налаженная
торговля ценными бумагами является необходимым атрибутом рыночной эконо-
мики.
3. Проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
и привлечения иностранных инвестиций
В соответствии с курсом на развитие открытой рыночной экономики вь-
етнамское правительство уделяет большое внимание расширению внешней тор-
говли и экономического сотрудничества на взаимовыгодных условия со всеми
странами,независимо от их государственной системы и политической ориента-
ции.
Приняты меры по поощрению производства экспортной продукции и расши-
рению экспорта на внешние рынки.Если раньше государству принадлежало мо-
нопольное право на внешнюю торговлю,то с 1992г. предоставлена полная сво-
бода импорта и экспорта для всех экономических секторов. Государственное
регулирование внешнеторговых операций осуществляется лишь с помощью тамо-
женных пошлин и импортно-экспортных налогов. За исключением небольшого
числа запрещенных к ввозу и вывозу товаров (оружие и боеприпасы,наркотики
и яды, антиквариат и драгоценные металлы,редкие животные и некоторые дру-
гие,в настоящее время требуется лицензия только на экспорт риса,а лицен-
зии на импорт - для автомашин до 12 мест,деталей и узлов для сборки
электронно-бытовых товаров,мотоциклов,сырья и материалов для производства
сигарет.
В целях поощрения производства продукции для экспорта продукции для
экспорта предприятиям дается право импортировать необходимое оборудование
и материалы непосредственно или через специализированные внешнеторговые
компании. В этих случаях предприятия освобождаются от уплаты импортного
налога с прибылей,полученных от экспорта ,если эти прибыли используются
для расширения экспортного производства.Предприятия,выпускающие импорто-
замещающие товары,освобождаются от налога с оборота (налога на добавлен-
ную стоимость) и налога с прибылей за весь период освоения продукции ( от
2 до 4 лет). Предприятие,выпускающие продукцию для иностранных фирм из
давальческого сырья и материалов,освобождаются от импортного налога,а
с доходов,полученных за переработку продукции,не взимается налог с обо-
рота (НДС). Товары, экспортируемые в счет погашения государственных
задолженностей,полностью освобождаются от уплаты налогов.
Детальный план по импорту и экспорту государством не устанавливает-
ся,как раньше,но по ряду важнейших экспортных товаров ведущие внешторго-
вые компании получают план-заказ,для выполнения которого им обеспечивают
соответствующие условия,в том числе валютно-финансовую поддержку.
Для импорта и экспорта комплексного оборудования и специальной тех-
ники по проектам экономического и научно-технического сотрудничества с
зарубежными странами Министерство торговли и отраслевые министерства зак-
лючают протоколы и контракты с иностранными фирмами и компаниями.
При импорте товаров,с которыми связаны проблемы государственной безопас-
ности и экологической защиты, лицензии выдаются только с согласия заинте-
ресованных министерств и ведомств.
Согласно новому постановлению о контроле и регулировании внешней
торговли право выхода на мировой рынок получили все государственные,коо-
перативные и частные хозяйственные организации,имеющие патенты (разреше-
ния),выданные Министерством торговли при регистрации таких организаций.
Политика либерализации внешней торговли дала толчок значительному
росту внешнеторгового оборота страны. В 1991г. даже в условиях распада
советского и социалистического рынков объем экспорта Вьетнама впервые
превысил 2 млрд.долларов США ,а в 1992г. составил 2,56 млрд.долларов,или
на 25% больше,чем в предыдущем году;за 1993г. экспорт,по оценкам,превысил
3 млрд.долларов США. Впервые страна добилась активного торгового сальдо.
Однако наблюдались и отрицательные явления,остаются еще некоторые
нерешенные проблемы и проблемы в политике либерализации внешней торговли.
Так, с 1992г. многочисленные коммерческие и некоммерческие организа-
ции стали заниматься закупкой продукции на экспорт и в обмен на получен-
ную валюту ввозить всякие товары для последующей перепродажи,не принимая
во внимание общегосударственные интересы.Для того чтобы победить в конку-
ренции,между собой,они нередко экспортировали товары по демпинговым це-
нам. Очень оживилась конрабанда,особенно на северных и юго-западных гра-
ницах. В результате из страны утекло большое количество валюты,золота и
драгоценных камней,а поступление иностранных товаров высокого качества и
импортируемых во многих случаях по демпинговым ценам создает трудную си-
туацию для многих отечественных производителей.
Осталась нерешенной проблема валютных расчетов с предприятиями и
компаниями,экспортирующими товары в счет погашения государственной задол-
женности,в частности России. Из-за падения курса рубля к доллару и от-
сутствии согласованной методики расчетов по вьетнамским донгам часто во
вьетнамских и российских портах залеживались товары,из-за чего вьетнамс-
кие предприятия и компании терпели большие убытки.
Заслуживает рассмотрения и практика привлечения иностранных инвести-
ций.Для решения задач развития страны на период до 200г.требуются капи-
тальные вложения в сумме не менее 40 млрд.долларов, а внутренние накопле-
ния в лучшем случае смогут обеспечить четвертую часть необходимого. Поэ-
тому без использования иностранных капиталовложений не обойтись.
Закон об иностранных инвестициях,принятый в 1987г., призван обеспе-
чить самые благоприятные условия для вложения иностранного капитала в
экономику Вьетнама. Так,законом предусматриваются полная гарантия сохран-
ности иностранного капитала, широкий выбор выгодных отраслей и сфер дея-
тельности для иностранного предпринимательства,вложение капитальных
средств в любом размере и любых формах участия капитала (вплоть до 100%
доли иностранного капитала);льготные условия предпринимательства для сов-
местных и иностранных предприятий,возможность получения высоких прибылей
и их перевода в свою страну,возможность компенсации в случаях внезапного
прекращения деятельности предприятия по не зависящим от иностранного ин-
вестора причинам,многие другие льготы при импорте и экспорте.
Благодаря Закону об иностранных инвестициях,а также стабильности вы-
годных условий предпринимательства во Вьетнаме к настоящему времени уже
550 иностранных фирм и компаний из 44 стран вложили свой капитал в раз-
личные отрасли экономики.Реализуется более 800 проектов,общая сумма ин-
вестиций по которым в конце 1993г. достигла 7,: млрд.долларов. Все эти
проекты иностранных инвестиций в той или иной мере отвечают интересам и
возможностям развития вьетнамской экономики,обеспечивают передачу относи-
тельно новой техники и технологии,позволяют трудоустроить около 50 тыс.
рабочих и ИТР и менеджеров. Они начали приносить стране сотни миллионов
долларов.
Однако при осуществлении проектов иностранных инвестиций обнаружи-
лось немало проблем,требующих устранения и разрешения.
При всей либеральности и привлекательности Закона об иностранных ин-
вестициях его осуществление на местах иногда искажалось "местными закона-
ми",приводящими к неоправданным ограничениям,бюрократической волоките и
даже коррупции .Пользуясь недостатком технических знаний и опыта вьет-
намских проектировщиков и инженеров,иностранные фирмы иногда поставляли
устарелое или изношенное,но подновленное снаружи оборудование по завышен-
ным ценам.
Иностранные предприниматели после регистрации и получении разрешения
на реализацию проектов иностранных инвестиций во Вьетнаме стали занимать-
ся преимущественно другими видами деятельности,вплоть до контрабанды,вы-
воза антиквариата и других запрещенных к вывозу товаров,экономического и
политического шпионажа. В связи с этим за последние годы пришлось аннули-
ровать более 100 проектов иностранных инвестиций.
Согласно Закону об иностранных инвестициях при создании совместных
предприятий в качестве делового вклада вьетнамская сторона может вносить
земельные участки и право на использование природных ресурсов. Но плата
за пользование землей и природными ресурсами установлена неточно и чрез-
мерно занижена. Так, арендная плата установлена от 2,25 до 18 долларов в
год за квадратный метр земли первой категории и от 0,4 до 4 долларов в
год за один квадратный метр земли пятой категории,что является самой низ-
кой ставкой в мире. Для исправления этих просчетов недавно стали приме-
нять корректировочные коэффициенты внутреннего накопления необходимо пос-
тепенно увеличивать долю участия вьетнамского капитала,причем в виде фи-
нансово-валютных средств вместо земли и природных ресурсов,а также разра-
ботать новые нормативы эксплуатации и охраны вьетнамских природных ресур-
сов.
Оплата труда вьетнамских рабочих и ИТР на совместных предпритиях
также требует пересмотра и уточнения. В настоящее время средний оклад
этих работников составляет 35-50 долларов в месяц. В пересчете на вьет-
намские деньги такой оклад оказался выше среднего уровня в стране, но в
два-три и даже пять раз ниже,чем на аналогичных предприятиях других стран
Азии и Африки. Ктому же вьетнамские работники на совместных предприятиях
не пользуются никакими льготами государственной системы социального стра-
хования.
Наконец,в Законе об иностранных инвестициях следовало бв предусмот-
реть дополнительные льготы,поощряющие инвестиции вьетнамских эмигрантов.
4. Трудности и нерешенные проблемы
Наряду с огромными усилиями вьетнамского народа в условиях полити-
ческой стабильности страны важный фактор,способствующий успешному разви-
тию рыночной экономики,-это финансовая помощь со стороны зарубежных стран
и международных организаций в виде льготных кредитов и безвозмездной гу-
манитарной помощи.
Вьетнаму надлежит с высокой эффективностью использовать эту междуна-
родную финансовую помощь,с тем чтобы как можно прочнее встать на ноги и
обеспечить возможности постепенного погашения имеющейся задолженности.
По оценке западных финансово-банковских кругов,на период до
2000г.Вьетнам может получить международную финансовую помощь на общую
сумму 7-8 млрд.долларов, привлечь иностранные инвестиции в размере 12-15
млрд.и должен мобилизовать внутри страны еще 20 млрд.долларов. Только при
этих условиях Вьетнам сможет успешно решать стратегические социально-эко-
номические задачи развития рыночной экономики.
Вьетнаму предстоит преодолеть трудности,связанные прежде всего с
многовековой отсталостью в экономическом и научно-техническом развитии.
Достаточно напомнить,что если Вьетнам сумеет удержать нынешние темпы раз-
вития (7,5-8% в год),то к 2000г. производство национального продукта на
душу населения составит лишь 400 долларов в год против 200 долларов в
настоящее время.
Ресурсы природных богатств Вьетнама и промышленные запасы основных
полезных ископаемых в недрах страны хотя и разнообразны,но слабо разведа-
ны и невелики (даже нефтянные). В то же время площади сельскохозяйствен-
ных угодий очень ограничены (менее 0,1 га на душу населения), почвы в ус-
ловиях высокой интенсификации сельскохозяйственного производства быстро
истощаются.
Сумма внешней задолженности как по взятым ранее,так и за последние
годы кредитам слишком велика. Помимо задолженности России в настоящее
время общая сумма долгов Вьетнама западным странам составляет около 4,5
млрд.долларов,в том числе государственные долговые обязательства - 3
млрд. долларов. Недавно члены Парижского клуба кредитодателей решили спи-
сать вьетнамскую задолженность на сумму 280 млн.долларов.Но долговые обя-
зательства Вьетнама по сравнению с его платежными способностями остались
очень большими и вызывают серьезную озабоченность.
В стране существует большая безработица,в том числе скрытая. В усло-
виях рыночной экономики трудоспособные люди предпочитают заниматься преж-
де всего мелкой торговлей. Между тем в стране очень не хватает высококва-
лифицированных инженерно-технических и управленческих кадров международ-
ного стандарта. Западные страны,а таких страны Азии и Тихого океана начи-
нают оказывать Вьетнаму эффективную помощь в подготовке кадров рыночного
профиля,научно-технических работников ведущих отраслей производства,одна-
ко контингенты таких кадров очень малы. Необходимо серьезно подумать над
переподготовкой многочисленных специалистов, ранее получивших образование
в Советском Союзе и других социалистических странах, и договориться с
этими странами о подготовке новых кадров специалистов на других условиях.