Рефетека.ру / Международные отношения

Реферат: Внешнеторговые отношения Вьетнама

Министерство образования и науки Украины

Донецкий национальный университет

Кафедра «Международная экономика»


Реферат

по дисциплине «Международная торговля»

на тему: «Внешнеторговые отношения Вьетнама»


Подготовила Преподаватель

студентка IV курса Бойко А.Н.

экономического факультета

специальности «Международная экономика»

группы 0503 Б

Жиенко Е.Н.


Донецк

2011

Содержание


Введение

1. Краткая характеристика государства

2. История развития внешней торговли Вьетнама

3. Современное положение дел

Выводы

Список использованной литературы

Введение


С 1986 Вьетнам осуществляет новую политику всесторонней реформы социальной экономики и многостороннюю внешнюю политику под девизом: «Вьетнам хочет быть другом и надежным партнером стран всего мира». Вьетнам самостоятельно осуществляет интеграцию в мировую экономику, переходя из системы плановой централизованной экономики в систему рыночной экономики социалистической направленности.

При данных геополитических условиях, богатых природными и трудовыми ресурсами, а также при проведении соответствующей политики реформ Вьетнам стал государством, обладающим экспортным преимуществом по тропическим сельскохозяйственным, лесным, рыбным продуктам, продукции швейного и обувного производства, электронной и компьютерной продукции, мебели и кустарно-художественных изделий и т.д.

Вступив в организацию АСЕАН в июле 1995 г., Вьетнам принял участие в нескольких Соглашениях по свободной торговле: АСЕАН – КНР, АСЕАН – Япония, АСЕАН – Южная Корея, АСЕАН – Индия, АСЕАН – Австралия и АСЕАН – Новая Зеландия. Вьетнам участвует в конференции АСЕМ с 1996 г. и организации форума Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) с 1998 г. С 2007 года Вьетнам является членом Всемирной торговой организации (ВТО). Закончены двухсторонние переговоры Вьетнама с основными партнерами, как ЕС, КНР, Японией, Южной Кореей, Индией и т.д.

1. Краткая характеристика государства


Социалистическая Республика Вьетнам — государство в Юго-Восточной Азии, расположенное на полуострове Индокитай. На западе граничит с Лаосом и Камбоджей, на севере — с Китаем, с востока и юга омывается Южно-Китайским морем.

Вьетнам делится на 58 провинций (вьетн. Tỉnh, тинь). Наряду с этим существует 5 городов центрального подчинения, которые имеют такой же статус, как провинции. Столица государства – Ханой.

Численность населения — 89,6 млн (оценка на июль 2010, 13-е место в мире). Годовой прирост — 1,1 % (фертильность — 1,93 рождений на женщину). Средняя продолжительность жизни — 69,5 лет у мужчин, 74,7 года у женщин. Городское население — 28 %. Грамотность — 94 % мужчин, 87 % женщин (оценка 2002 года). Официальный язык — вьет, часть населения может говорить по-английски, по-французски, по-китайски. Религии — буддисты 9,3 %, католики 6,7 %, хоа-хао 1,5 %, као-дай 1,1 %, протестанты 0,5 %, атеисты 80,8 % (по переписи 1999 года). [13]

В течение последнего десятилетия экономика Вьетнама демонстрировала впечатляющие успехи. Еще с 1992 года Вьетнам проводит разгосударствление промышленных предприятий. Приветствуется привлечение иностранных инвестиций, создание совместных предприятий. В сфере услуг, торговле и в производстве. Вьетнам является членом ВТО. Ежегодный прирост ВВП, в среднем, составлял 8,5% (однако, в 2008 г. он снизился до 6,5%, а в 2009 г. до 5.2%). [13]

Вьетнам обладает многими природными ресурсами: фосфаты, уголь, марганец, бокситы, хромиты, залежи нефти и газа на морском шельфе, лес, гидроэнергия.

ВВП в 2009 году составило 92,4 млрд долл. ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) — 2,9 тыс. долл. (167-е место в мире). [13]

Сельское хозяйство (52 % работающих, 21 % ВВП) представлено выращиванием риса, кофе, каучуконосы, хлопка, чая, перца, сои, кешью, сахарного тростника, арахиса, бананов; занимаются разводом птицы; производится вылов рыбы и морепродуктов.

Промышленность (15 % работающих, 40 % ВВП) представлена обработкой сельхозпродукции, производством одежды, обуви, добычей нефти.

Сфера обслуживания — 33 % работающих, 39 % ВВП.

Безработных во Вьетнаме — 6,5 % (2009 г.). В течение последних 15-ти лет Вьетнам стал одним из самых заметных экспортеров в США. Начиная с конца 2008 г. стали чувствоваться последствия уменьшения спроса со стороны американских потребителей. Это затрагивает мебель, электронику, одежду, текстиль, обувь, морепродукты. Вместе с тем, при уменьшении валовых показателей экспорта, у вьетнамских изделий появляется шанс занять большую долю американского импорта за счет вытеснения изделий из КНР, Индии, Мексики благодаря меньшей себестоимости. В конце 2009 г. и начале 2010 г. экономика показывает признаки восстановления на прежние позиции по темпам роста. А в 2010 г. годовое увеличение ВВП приблизилось к 6.5%. [13]

Во Вьетнаме создано три ключевых экономических региона:

1. Северный, включающий в себя города Ханой и Хайфон, провинции Куангнинь, Хайзыонг, Хунгйен, Хатай, Виньфук, и Бакнинь.

2. Центральный с городом Дананг и провинциями Тхуа Тхиен Хюэ, Куангнам и Биньдинь.

3. Южный с городом Хошимином и провинциями Донгнай, Бария-Вунгтау, Биньзыонг, Тайнинь, Биньфыок, и Лонган.

Самым мощным из трех является южный.

2. История развития внешней торговли Вьетнама


Экономика Вьетнама на протяжении многих лет вплоть до реформ в стране (1986г.) была тесно связана с геополитическим направлением развития страны в целом, несла на себя отпечаток колонизации, войны и идеологических приоритетов развития страны. Экономика страны в целом и ее внешняя торговля в частности была замкнута в пространстве политических и идеологических партнеров:

- в колониальный период (1858-1954гг.) с метрополией – Францией;

- в период разделенной страны (1955-1975гг.), Северный Вьетнам – с КНР и СССР, а Южный Вьетнам – с США;

- в период 1976-1985гг. с СССР и другими странами-членами СЭВ. [4]

До 1986г. товарооборот внешней торговли стабильно рос в основном за счет роста импорта. Основой международной специализации Вьетнама, а следовательно, главными статьями экспорта были минеральное сырье и продукты тропического земледелия. Рост объема импорта, в свою очередь, не был направлен на поощрение экспорта, а, главным образом, на осуществление импортозамещающей политики.

В 1990-2000гг. Вьетнам стремился разумно сочетать элементы режима импорта замещения в тяжелой промышленности (энергетике, транспорте, связи) со стратегией экспортной ориентации в легкой и электронной отраслях, поэтапно ослабляя государственный контроль на внешней торговлей, поощряя привлечение иностранного капитала.

Дальнейшая оптимизация товарной структуры вьетнамского экспорта, шла в направлении роста стоимости экспорта готовой промышленной продукции (с высокой долей добавочной стоимости), повышение в ней технологического компонента. В целом, экспорт перестал рассматриваться как средство для покрытия импорта, импорт, в свою очередь рассматривается исключительно как инструмент получения передового оборудования, знаний и новых технологий.

В ходе реформ произошло кардинальное изменение государственных подходов к внешнеэкономической политике, что отразилось на смене торговых партнеров и расширении их круга. Были преодолены идеологические ориентиры в выборе внешних партнеров, началось проведение открытой внешней политики, что обеспечило возможность широкого выхода на мировой и региональный рынки. [5]

К 2000-е г. расширилась география внешнеторговых связей и изменялась ее территориальная структура. Внешняя торговля переориентировалась на страны азиатского региона и Европейского Союза, что способствовало стабилизации и оживлению экономической обстановки в стране. На долю азиатских стран приходились две третьи внешнеторгового оборота Вьетнама, а на долю ЕС – более 15%. [6]

Внешнеэкономические связи Вьетнама с Россией после распада СССР практически прекратились, однако, сегодня появились новые предпосылки для активизации развития. Ожидается, что в ближайшее время темпы роста взаимной торговля между Вьетнамом и Россией вырастут благодаря подписанию новых межправительственных документов [7] .

Начавшееся в 1994г. после отмены эмбарго налаживание и активизация внешнеэкономических связей Вьетнама с США как «бывшим врагом» подтверждает желание вьетнамского руководства углублять политику открытой экономики и преодолевать идеологические барьеры.

В целом, открытая внешнеэкономическая политика Вьетнама как неотъемная часть экономических реформ стала важным фактором, стимулирующим совершенствование системы управления хозяйственных механизмом и внедрение новых форм хозяйствования. Быстрые и ощутимые результаты Вьетнаму принес стратегический верный для его условий выбор в пользу эволюционного пути экономических реформ. Степень открытости страны позволяла сочетать рост внешней торговли со структурной перестройкой национальной экономики. Хотя, позиция Вьетнама в мировой экономике еще остается скромной [8] , но его экономическое положение в региональном разделении труда заметно улучшается.

Анализирую динамику экспортно-импортных операций можно отметить положительную тенденцию роста объемов как экспорта так и импорта (рис 1, 2).


Внешнеторговые отношения Вьетнама

Рис. 1 Динамика экспорта основных товаров 2003-2009 гг. [12]


С 2003 года объем экспорта увеличился практически вдвое – с 20,176 млн. долл. До 57,096 млн. долл. Это произошло благодаря росту поставок риса, угля, кофе.

Внешнеторговые отношения Вьетнама

Рис. 1 Динамика импорта основных товаров 2003-2009 гг. [12]


Общий объем импорта также увеличился более чем в 2 раза – с 25,227 млн. долл. До 69,949 млн. долл. Возросли поставки топлива, железа и металла.


3. Современное положение дел


Переходя к анализу современного состояния внешней торговли Вьетнама, следует отметить следующие особенности:

Во-первых, развитие экономики и внешней торговли Вьетнама основывалось на основных факторах производства (природные условия и ресурсы, а также неквалифицированная рабочая сила), т.е. главными факторами включения Вьетнама в МРТ являются природные и трудовые ресурсы;

Во-вторых, Вьетнам имеет многочисленные трудовые ресурсы с низкой оплатой труда; это является его главным конкурентным преимуществом участия в МРТ по двум направлениям: производстве трудоемких товаров для экспорта и экспорт рабочей силы;

В-третьих, в рыночных условиях в стране усилились различия в уровне социально-экономического развития между экономическими районами. Наиболее развитыми являются район дельты р. Гонг (на Севере) и Юго-Восточный, которые образовали «полюса роста» в двух разных частях страны. Эти районы также являются главным звеном вьетнамской экономики: на их долю приходилось около 60% объема ВВП и более 65% общей стоимости экспорта страны при доле в площади и населения страны соответственно – 20% и 35% [3] .

В-четвертых, в условиях открытой экономики создание системы СЭЗ в стране способствует увеличению объема экспорта и расширению экспортной конъюнктуры Вьетнама. Свободные экономические зоны позволяют Вьетнаму приобрести опыт взаимодействия с мировым рынком, стимулируют структурную перестройку национальной экономики. Создание СЭЗ также служит важным элементом системы активного включения страны в мирохозяйственные связи, первым шагом в расширения открытой экономики.

В 1986г. произошло резкое изменение направления внешнеэкономической политики страны, связанное с поиском новых подходов к использованию внешнего фактора в социально-экономическом развитии страны, что в первую очередь было обусловлено распадом социалистического лагеря, а также переосмыслением накопленного собственного и опыта стран региона – переход к рыночной экономике. Главными направлениями экономической реформы во Вьетнаме после 1986г. являлись либерализация внешнеэкономических связей, развитие экспортных отраслей и расширение внешнеторговой деятельности со всеми странами мира. Это способствовало активизации внешнеэкономических связей Вьетнама с региональными партнерами и диверсификации внешней торговли. Наряду с внешней торговлей, занимающей ведущее место во внешнеэкономических связях страны, активизировалось привлечение иностранного капитала, что стало решающим фактором в формировании экспорта ориентированной стратегии развития.

В ходе реформы Вьетнам добился существенных успехов в преодолении прошлого экономического застоя, подъеме жизненного уровня и повышении своих позиций в мировом рынке (МР). Только за последнее десятилетие ВВП увеличивался в среднем на 8% в год [1] .

Наряду с тем и улучшается жизненный уровень населения: за 1990-2000 гг. ВВП в расчете на душу населения возрос в два раза. Инфляция, достигавшая до 1986г. более чем 700%, то к концу 1990-х гг. снизилась менее 5% в год. Страна достигла самообеспеченности продовольствием и, более того, стала одним из крупнейших экспортеров риса в мире (после Таиланда). Вьетнам все активнее участвует в международном и разделении труда, что подтверждается повышением его коэффициентов экспортной квоты: с 7,3 в 1985г. до 57,2% в 2000г. Сегодня, хотя еще сохраняется сырьевая направленность экспорта, во Вьетнаме набирает силу тенденция изменения позиций в международной специализации: доля сырьевых товаров постепенно сокращается при росте доли продукции обрабатывающей промышленности, прежде всего трудоемкой продукции [2] .

Вьетнам установил дипломатические отношения со 167 странами, и подписал многосторонние и двусторонние торговые соглашения с более чем 80 стран. В стране был предоставлен режим наибольшего благоприятствования более чем в 70 странах и территориях, в том числе стран и регионов с большими ресурсами капитала, высокие технологии и огромные рынки, такие как Соединенные Штаты, Япония, Европейский союз (ЕС) и новых индустриальных стран в Восточной Азии.

С 11 января 2007 года Вьетнам стал 150-м членом Всемирной торговой организации (ВТО). Вьетнам получил от вступления в ВТО больше преимуществ, чем отрицательных моментов. Ежегодный прирост экспорта по объему товаров увеличивался на 20%.

Главными статьями экспорта являются сырая нефть, текстиль, кожаная обувь, морепродукты (табл. 1)


Таблица 1

Основные товары, экспортируемые в 2009 г. [11]

Продукт Значение, тыс. долл. Доля в экспорте, %
Сырая нефть 21,187,533 8,92
Кожаная обувь 7,733,189 3,25
Мебель 5,400,620 2,27
Кофе 4,521,227 1,90
Рис 4,113,158 1,73
Уголь 3,917,976 1,65
Рыба 3,278,895 1,38
Одежда 2,964,972 1,25
Чернила 2,938,150 1,24

Экспорт в 2009 г. составил $56.584 (в 2008 г. — $63 млрд). Уменьшение произошло, в основном, из-за падения цен на многие экспортируемые товары, а также из-за снижения спроса в странах, импортирующих вьетнамскую продукцию.

По 9-ти группам товаров экспорт по прежнему превышает $1 млрд., при этом по 4-м из них — $3 млрд., по двум — $2 млрд.


Внешнеторговые отношения Вьетнама

Рис. 1 Структура экспорта Вьетнама, [11]

Вьетнамский рис стал поставляться уже более чем в 70 стран мира. Экспорт кофе впервые превысил экспорт риса. Еще в 2007 г. Вьетнам обошел Таиланд и Индонезию в ЮВА по экспорту мебели.

По экспорту орехов-кешью Вьетнам держится на 1-м месте. Вьетнам держит половину мирового рынка черного перца, что позволяет ему в определенной мере влиять на цены.


Таблица 2

Основные партнеры Вьетнама по экспорту, 2009 г. [11]

Страна Значение, тыс. долл. Доля в экспорте, %
США 10,894,850 22,97
Япония 7,242,429 15,27
Китай 4,177,624 8,81
Сингапур 2,422,249 5,11
Малайзия 1,856,663 3,91
Германия 1,729,952 3,65
Филиппины 1,587,488 3,35
Корея 1,550,418 3,27
Нидерланды 1,384,634 2,92
Великобритания 1,354,051 2,85

торговля вьетнам экспорт импорт

В структуре экспорта товаров Вьетнама из Китай не наблюдается никаких изменений. Топливо и материальные блага по-прежнему составляют большое часть в общем объеме экспорта, в среднем около 55 процентов от общего объема экспорта. Сельское хозяйство, лесное хозяйство и морепродукты, которые имеют большие конкурентные преимущества, составляет в среднем коэффициент в размере 15 процентов от общего объема экспорта, а также промышленная группа товаров составляет около 10 процентов [11].

Экспортеры в начале 2010г. не высказывали оптимизма по перспективам на год ввиду нескольких причин. Это — антидемпинговые меры ЕС по обуви, подобные шаги США на некоторые товары, введение сертификации морепродуктов и другие факторы.

Внешнеторговые отношения Вьетнама

Рис. 2. Основные партнеры Вьетнама по экспорту, 2009 г. [11]


Импорт в 2009 г. составил $80 млрд. Основными статьями импорта являются не сырая нефть, железо, сталь, одежда, техника, золото, грузовые автомобили, полуфабрикаты из стали, соя, запчасти на автомобили, полимеры (табл. 3).


Таблица 3

Основные продукты, импортируемые Вьетнамом, 2009 г. [11]

Продукт Значение, тыс. долл. Доля в импорте, %
Не сырая нефть 16, 963,319 7,20
Железо, сталь 3,915,609 1,66
Одежда 2,133,331 0,91
Техника 2,092,524 0,89
Золото 1,765,415 0,75
грузовые автомобили 1,719,914 0,73
полуфабрикаты из стали 1,625,192 0,69
Соя 1,607,198 0,68
запчасти на автомобили 1,502,966 0,64
полимеры 1,323,616 0,56

Как видим из таблицы наибольшую часть импорта составляет несырая нефть и сталь, 7,2 % и 1,66 % соответственно.

Главными партнерами, по прежнему являются Китай, США, Япония (табл. 4).

Таблица 4

Основные партнеры Вьетнама, импорт, 2009 г. [11]

Партнеры Значение, тыс. долл. Доля в импорте, %
Китай 13,361,011 23,08
Сингапур 8,417,656 14,54
Япония 6,764,076 11,69
Корея 6,354,228 10,98
Таиланд 4,372,083 7,55
США 2,174,920 3,76
Малайзия 2,064,369 3,57
Гонконг 1,952,307 3,37
Швейцария 1,737,032 3,00
Индия 1,708,710 2,95

Китай остается главным коммерческим партнером Вьетнама. Доход торговли между двумя странами в 2009 году составил около 21,5 млрд. долл. США, увеличившись на 6,9 процента против 2008 года. В 2010 году эта цифра составила $ 25 млрд.

В последние годы отношения Вьетнам и Китай сильно развились. В первые пять месяцев 2009 года, из-за воздействия глобального финансового кризиса, двусторонние доходов торговли сократился на 21,4 процента по сравнению с прошлым годом, достигнув $ 7,120 млрд., из которых экспорт Вьетнама составил $ 1,609 млрд., что на 1,71 процента меньше 2008 года, импорт страны составил $ 5,511 млрд., снизившись на 25,8 процента.

В период между 2006 и 2008 годах торговля Вьетнама и Китай постоянно увеличивается по абсолютной величине, в среднем более чем на 40 процентов в год. В 2008 году трансграничный экспорт Вьетнама и экспортный оборот в семи провинциях на границе с Китаем достиг некоторого 6,5 млн. долл. США, увеличившись более чем на 19 процентов по сравнению с 2007, что составляет 32,24 процентов товарооборота Вьетнам-Китай. []

Внешнеторговые отношения Вьетнама

Рис. 3 Основные партнеры Вьетнама, импорт, 2009 г. [11]


Говоря об импорте Вьетнама из Китая, то произошел его рост до 32,6 процента в период между 2006 и 2008 годах в среднем. Произошло и незначительное изменение в товарной структуре импорта из Китая. Топливо и материальные блага, включая нефть, химикаты, сталь по-прежнему составляют значительную часть от общего объема импорта товаров Вьетнама, после чего идут машины, оборудование.

Что касается торгового баланса, то он положительный в торговле с США, Филиппинами, Камбоджией, Великобританией, Нидерландами. С Индии, Таиланда, Кореи, Сингапура и Китая Вьетнам больше импортирует (табл. 5).


Таблица 5

Торговый баланс Вьетнама с основными партнерами, 2009 г. [11]

Внешнеторговые отношения Вьетнама


Заметные проблемы существуют в контексте торгового дисбаланса. Увеличивается дефицит торгового баланса Вьетнама с Китаем. В частности, дефицит торгового баланса в 2006 и 2007 годах был даже выше, чем рост торговли между двумя странами. Превосходя Тайвань и Корея, Китай становится рынком, где Вьетнам стал крупнейшим торговым дефицитом. В 2008 году торговый дефицит Вьетнама и Китая составил 9, 183 млрд. долл. и из года в год происходит рост в 21 процент.


Внешнеторговые отношения Вьетнама

Диаграмма 1. Торговый баланс Вьетнама, 2009 г. [11]

Представители из Азиатско-тихоокеанского департамента отметили, что проблемы должны быть урегулированы в рамках АСЕАН и Китая - соглашения о свободной торговле. Представители добавили, что экспортно-импортные структуры по-прежнему нелогичны, и они не видит положительных изменений в них.

По данным Национального комитета по международным экономическим корпорациям, следующие мероприятия по сокращению пошлин на товары из ACFTA, 50 процентов от общего числа будут облагаться 0 - 5 процентов в 2010 году. Это создает широкие возможности для Вьетнама на экспорт многих товаров в Китай, в частности, такие товары, как натуральный каучук, кофе, перец, орехи кешью, провода и электрические кабели, обувь, морепродукты, одежду, фрукты и овощи, дерево, пластмассы, зерновые продукты и т.д.


Выводы


Опыт Вьетнама в области реализации внешнеэкономической политики и внешнеторговой деятельности свидетельствует [9] о том, что:

- идеология и политика не должны довлеть над экономикой;

- невозможно достичь высокого, а тем более передового уровня развития экономики, не развивая широкие экономические связи с другими государствами, не интегрируясь в мировое общество, не находя своего места в международном разделении труда;

- необходимо использовать свои конкурентные преимущества, прежде всего трудовые ресурсы для участия в МРТ;

- открытость может выступать как разрушительный фактор в русле шоковой терапии и как процесс, имеющий свою этажность и управляемость, не перерастающий в разрушительный протекционизм или монополизацию внутреннего рынка;

- степень открытости экономики должна быть такой, чтобы с одной стороны, обеспечивалась эффективная защита национальной экономики, а с другой - стимулировался рост внешней торговли и приток иностранных инвестиций.

Исходя из перспектив дальнейшего эволюционного развития вьетнамской экономики и последовательного углубления реформенных преобразований, нынешняя внешнеэкономическая стратегия Вьетнама не претерпит каких-либо кардинальных изменений в обозримом будущем под воздействием субъективных факторов. Несомненно также и то, что конкретные подходы Вьетнама к масштабам, формам и методам открытой экономики не будут оставаться неизменными, потребуют от вьетнамского руководства гибкости и готовности к компромиссам, будут подталкивать внутренние экономические и в перспективе – политические реформы.

Список литературы


1. Solieu thong ke CHXHCN Viet Nam Nam 1996.Statistical Yearbook of Vietnam 1996 (Статистический ежегодник Вьетнама на вьетнамском и английском языке). - Ханой: Статистическое Изд-во, 1997. С. 214.

2. Solieu thong ke CHXHCN Viet Nam Nam 1996.Statistical Yearbook of Vietnam 1996 (Статистический ежегодник Вьетнама на вьетнамском и английском языке). - Ханой: Статистическое Изд-во, 1997. С. 357.

3. Solieu thong ke CHXHCN Viet Nam Nam. Statistical Yearbook of Vietnam 1999 (Статистический ежегодник Вьетнама на вьетнамском и английском языке). - Ханой: Статистическое Изд-во , 2000. – с. 379-438

4. Народнохозяйственный комплекс СРВ: проблемы формирования /Под ред. М. Е. Тригубенко. – М.: Наука, 2008. – 238 с.

5. Van kien Dai hoi Dang Cong san Viet Nam lan thu 6. (Документы VI Съезда Компартии Вьетнама). - Ханой: Изд-во Правды, 2007. - 250 с.

6. Viet Nam hoi nhap ASEAN: hop tac va phat trien (Вьетнам и АСЕАН: сотрудничество и развитие). - Ханой:VCCI-Ban ASEAN, 2007. - с.15-184

7. Поляков А. Вьетнам на пути перемен//Международная жизнь, № 11. - 2000, с. 62-69.

8. Кобелев Е. В. Современный Вьетнам: реформы, обновление, модернизация (1986-2007гг.).- М.: Институт востоковедения РАН, 2007. – 106

9. Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015). - М.: "Издательский дом Новый Век", 2008. - 592 с.

10. Сенин Р.А. Соперничество – сотрудничество в политических отношениях Вьетнама и стран Запада на современном этапе // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2008. – № 3. – С. 22–29.

11. http://globaledge.msu.edu/countries/vietnam/tradestats/

12. Vietnam Development Report 2011 http://siteresources.worldbank.org/INTVIETNAM/Resources/VDR2011EnglishSmall.pdf

13. http://ru.wikipedia.org/wiki/Вьетнам

Рефетека ру refoteka@gmail.com