Павловск называют музыкальной усадьбой. История этих земель печальна и прекрасна одновременно. Здесь сверкали фейерверками праздники и печально пели клавиши фортепьяно. Здесь влюблялись и теряли, радовались и грустили. Недаром Павловск считается самой романтической усадьбой Петербурга.
До 17 лет ее звали Софией-Доротеей-Августой фон Вюртемберг, но причудливая судьба изменила всю ее жизнь и имя в том числе. Немецкой принцессе было уготовано покинуть свою родину ради холодной российской зимы, комариного лета и странного великого князя Павла Петровича. После принятия православия София-Доротея получила имя Марии Федоровны, и в 1776 г. под звон колоколов и теплый запах ладана обвенчалась с наследником российского престола.
Спустя год счастливые молодожены подарили империи Александра I. Царственная бабушка - Екатерина II, ликуя от радости, почти сразу забрала внука к себе, а в качестве компенсации презентовала сыну и невестке триста шестьдесят две десятины земли на берегах реки Славянки. Мария Федоровна была очарована подарком. Она точно решила, что эти земли станут копией ее родины. Маленьким островком того, что она уже вряд ли когда увидит. Красивая, умная, энергичная, она с головой окунулась в обустройство дарованных земель. Вырастающие одно за другим здания имели четкое назначение. Например, в Старом Шале принято было обедать, а в Шарбоньере - музицировать. Мария Федоровна была неплохой пианисткой и своей любовью к музыке заразила все благородное общество, гостившее в Павловске. Впрочем, это не спасло ее от прочно утвердившегося в свете мнения, будто великая княгиня строга и степенна, а порою попросту скучна.
В 1781 г. в Павловск по поручению Екатерины II приезжает молодой архитектор Чарльз Камерон. Его появление привносит новую струю в обустройство великокняжеской летней резиденции. Для начала он возвел павильон Дружба как символ примирения между молодыми и царствующей императрицей. Следующим этапом стало сооружение каменного дворца. По замыслу он должен был располагаться на высоком холме и словно парить над прочими постройками усадьбы. Мария Федоровна активно вмешивалась во все подробности строительства. И не забывала о Павловске даже в заграничном турне, в которое отправилась вместе с мужем в конце того же 1781 г. Управляющий имением Карл Кюхельбекер регулярно писал Марии Федоровне о том, что происходит в усадьбе. Высылал проекты, которые великий князь или княгиня должны были одобрить и подписать. Мысли о доме не покидали Марию Федоровну ни на минуту. Павловск доставлял "больше радости, чем все красоты Италии", - как-то заметила она. Наконец путешествие окончилось, и великая княгиня вернулась домой.
С ее появлением усадьба словно ожила. Музыка стала полноправной царицей Павловска. Она блуждала по паркам, витала в уютных комнатах и просторных залах. Приемы и встречи, праздники и семейные вечера, обеды и ужины - все обычно происходило под звуки музыки. Именно тогда придворным капельмейстером стал Дмитрий Бортнянский. Это было время увлечения домашним любительским театром. В Павловске были поставлены три оперы Бортнянского. Среди придворных актеров-любителей выделялась фрейлина Марии Федоровны - Екатерина Нелидова. По воспоминаниям современников, "Нелидова была девушка милая, но лицом отменно дурна, благородной осанки, но короткого роста, черна как жук…но до того умна и любезна, что всякий, говоря с ней, забывал, что она дурна собой". Как получилось, что именно этой дурнушкой всерьез заинтересовался Павел Петрович, для Марии Федоровны было загадкой. Красавица княгиня нашла единственно верный выход из столь неприятной ситуации, сделав Нелидову лучшей подругой и наперсницей. Этого было достаточно, чтобы мнительный Павел заподозрил возлюбленную в измене и порвал с ней всякие отношения. Любовь Марии Федоровны к мужу была безгранична. В Павловском дворце до сих пор можно найти немало чудесных вещичек, которые княгиня дарила Павлу. Причем многие из подарков сделаны собственными руками будущей императрицы. Чернильный прибор, маленькая копия павильона Дружба, ножки письменного стола его сиятельства - все это Мария Федоровна выточила на столярном станке - не совсем обычное хобби для великосветской дамы XVIII века. Но наряду с этим увлечением княгиня имела и чисто дамские интересы. Например, страсть к экзотическим растениям. Рядом с дворцом располагался личный садик, пестревший разнообразными клумбами. В садик имели доступ только члены семьи и садовник. Даже на кабинете княгини отразилась ее любовь к цветам. Здесь стоял выполненный под заказ стул-кресло, спинку которого венчали цветочные горшки, укрепленные по бокам. Но более всего страсть к цветам проявилась у Марии Федоровны уже после смерти мужа.
Почти сразу после трагедии в Михайловском замке вдовствующая императрица переехала в Павловск, не желая возвращаться в жестокий Петербург. Черной отшельницей она бродила по дорожкам парка по одному и тому же маршруту к появившемуся недавно павильону "памяти благоверному супругу". Вдова желала похоронить мужа там, где они вместе были счастливы, а не в Петропавловке. Как известно, все вышло не так, как хотела Мария Федоровна, и павильон остался пустым.
Одиннадцать лет прошло, прежде чем душа Марии Федоровны вновь проснулась. Она решила создать царство роз. Со всех концов Европы привозили прекрасные цветы. Архитектор Воронихин возвел изящный павильон с надписью на фасаде "Павильон Роз". По замыслу хозяйки этот кусочек парка должен был стать самым очаровательным и приятным для взора. В 1814 г. к павильону пристроили танцевальный зал. А 27 июля того же года здесь встречали победителя Наполеона - императора Александра I. Возле павильона была устроена декорация, изображавшая русскую деревню. Многочисленные хоры исполняли кантаты и хвалебные гимны. Торжество завершили стрельба из пушек и красочный фейерверк.
Мария Федоровна умерла в 1828 г. Павловск перешел в наследство к сыну Михаилу Павловичу. Великий князь с таким трепетом относился ко всему, что было создано матерью, что даже запрещал рубить старые больные деревья. Но несмотря на это, усадьба стала приходить в упадок, денег на поддержание многочисленных построек и огромного парка катастрофически не хватало. Однако в этот период состоялось одно из самых значительных событий в истории Павловска. Из Петербурга в Царское Село была проведена железная дорога, и великий князь дал разрешение проложить рельсы прямо через парк. Для привлечения столичных гостей построили Музыкальный вокзал, в котором почти непрерывно звучала музыка. Со временем Павловский вокзал стал самым популярным местом в окрестностях Петербурга.
По своему обустройству здание вокзала выходило далеко за пределы обычных представлений о железнодорожной станции. Просторные залы, уютные номера, фонтаны, буфеты... Одним словом, это был настоящий дворец отдыха. К тому же по вечерам в Павловском вокзале устраивались танцы. Со временем здесь стали устраивать настоящие концерты. Столичная публика приезжала специально, чтобы послушать талантливых музыкантов и композиторов. Среди многих известных имен в Павловске блистал "король вальсов" Иоган Штраус. На протяжении шестнадцати лет, с некоторыми перерывами, композитор выступал в Музыкальном вокзале и был руководителем местного оркестра. Его темперамент, манера дирижировать, его внешность - все в нем вызывало либо восторг, либо недоумение, но не безразличие. Публика ликовала. Да и сам композитор не остался равнодушным. "Живут лишь в России!"- пишет Штраус из Павловска. Эмоциональность композитора вполне понятна, ведь именно в России он встретил свою единственную любовь - Ольгу Смирницкую. Чувства Штрауса не были безответными, но чопорная семья девушки запретила ей выходить замуж за простого музыканта. "У меня нет сил, я слишком люблю тебя. Жизнь без тебя подобна смерти...", - пишет в прощальном письме композитор. Поняв, что вместе им не суждено быть, Штраус более не возвращается в Россию. Но Павловск навсегда остался империей музыки - печальным и изысканным царством, выросшем, словно цветок в прекрасной оранжерее Марии Федоровны.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.worlds.ru/