1. Понятие о личности в психологии. Источники развития и структура личности
Проблемы личности, ее изучения и управления формированием относятся к числу фундаментальных направлений психологии. Наряду с этим следует отметить, чтоэффективность правоохранительной деятельности существенно зависит от учета психологических особенностей личности каждого правонарушителя, динамики ифакторов ее развития, а также от способностей и профессионально-психологической подготовленности работников органов правопорядка.
Какие определения понятия "личность" даются в психологии? Американский психолог Г.В. Олпорт в своей книге "Личность" привелоколо пятидесяти определений личности. Целесообразно привести некоторые из них.
Личность - динамическая организация тех психофизиологических систем в индивиде, которые определяют единственные способы приспособляемости к внешнейсреде в смысле характерических способов поведения и переживания.
(Г.В. Олпорт).
Личность - более или менее стабильная, прочная организация характера, темперамента, интеллекта и тела, которая определяет ее единственнуюиндивидуальную адаптацию к среде.
(Г.Ю. Айзенк).
Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни, личность не состоит из кусочков, это не "полипняк".Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная гипотетически: личностью не родятся, личностьюстановятся... Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и генетического развития человека.
(А.Н. Леонтьев).
Под личностью мы понимаем человека как носителя сознания.
(К.К. Платонов).
При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются всевнешние воздействия (в эти внутренние условия включаются и психические явления - психические свойства и состояния личности).
(С.Л. Рубинштейн).
Анализ различных определений личности позволяет выделить инвариантное ядро ее основных характеристик. Личность - это конкретный человек в совокупностипринадлежащих ему психических свойств и качеств, характеризующих его как члена определенного общества и как индивидуальность. Личность появляется только свозникновением у человека сознания и самосознания. Личность - это понятие, обозначающее, во-первых, человека как субъекта отношений и сознательнойдеятельности и, во-вторых, устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. Впсихологии под личностью понимается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические явления индивида и придающее егоповедению соответствующую последовательность, разумность и устойчивость. Понятия "личность" и "индивид" находятся в тесном единстве,однако, они не тождественны. Поэтому возможны факты существования индивида, который не является личностью. Это обстоятельство подтверждается опытомизучения людей, воспитанных животными.
В 1976 году охотники обнаружили стадо обезьян недалеко от озера Танганьика и начали отлов животных, в их руки попал одичалый ребенок, не успевший вовремяспрятаться от звероловов. Мальчика назвали Джон. Джону было четыре года, из которых, по мнению ученых, большую часть провел в тропическом лесу средиобезьян. Появление его в стаде осталось загадкой. Его поведение и привычки полностью соответствовали обезьяним, у него отсутствует человеческая речь. Джонне может пользоваться ложкой и миской, человеческая одежда для него непривычна. Привыкание к человеческой жизни идет очень трудно.
Личность всегда является представителем общества или общности. Вместе с тем личность выступает не только в роли объекта, воспринимающего влияния окружающейсреды (как социальной макросреды, так и микросреды), но и в роли активного деятеля и творца, отражающих ее индивидуальность.
Человеческая деятельность является источником развития личности. В деятельности отражается созидательная роль личности, позволяющая изменять нетолько условия своего существования, но и собственное сознание, то есть собственную психическую сущность. Внутренняя психическая деятельность личности,ее психологические процессы, свойства и состояния являются продуктом присвоения или интериоризации внешней практической деятельности.
Важнейшими характеристиками личности являются сознание и самосознание. Сознание включает в себя знания об окружающем мире, переживания различныхжизненных событий и собственных поступков, отношения к другим людям, проявляющиеся в виде мотивов, установок и стереотипов поведения. Самосознаниеявляется особой формой осознания человеком самого себя и своей сущности, проявляющегося в виде самовосприятия, самооценки и самоконтроля. Самосознаниевыделяет личность человека среди других живых существ, так как только ей присуща способность обращать психическую деятельность на самое себя, свойвнутренний мир, формировать образ "Я". Самосознание предполагает различение своего внутреннего мира (образ "Я") и того, что окружаетличность (образ "НЕ Я"). Самосознание каждого человека развивается от более элементарных форм (самоощущения, самовосприятия) к более сложным(самопознание, самооценка, саморефлексия).
Большое значение для поведения личности представляет самооценка. Самооценка связана с уровнем притязаний личности, проявляющимся в степени трудности целей,которые человек ставит перед собой. Очень важно у личности формировать адекватный своим возможностям уровень притязаний, что, в конечном счете,определяет ее самоуважение. У. Джемс отмечал ______________________________ что "довольство собойв жизни определяется отношением наших действительныхспособностей к потенциальным, предполагаемым - дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель - наши притязания:
Представляют интерес типологические теории личности. Еще в начале ХХ века У. Джемс отмечал (Там же, с.155), что понятие "личность" можноподразделить на составные элементы, которые, в свою очередь, подразделяются на три класса: физическая личность, социальная личность и духовная личность.
Э. Шпрангер в 1922 году предложил следующую типологию личностей:
1) теоретический человек (у него основная установка - страсть к проблемам, неясным вопросам, их познанию и объяснению);
2) экономический человек (у этой категории индивидов - главное - мотив полезности, достижений в деятельности);
3) эстетический человек (для него существенным является собственное миропонимание, красота духа, бережного отношения к природеи т.д.);
4) социальный человек (для него характерным является социальная направленность деятельности, внешние проявления, стремленияк контактам и т.п.);
5) политический человек (для него главное - власть как основная ценность, стремление свою ориентацию сделать ведущимимотивами других людей и т.д.);
6) религиозный человек (для этого типа человека - главное переживание высших ценностей души, мистическое единение с богом).
Выдающийся отечественный психофизиолог И.П. Павлов (в зависимости от связи между второй и первой сигнальными системами) выделил три типа личностей:
а) тип художественный (преобладание первой сигнальной системы и творческой эмоциональности);
б) тип мыслительный (преобладание второй сигнальной системы и словесно-абстрактного мышления);
в) тип смешанный, средний - уравновешенное отношение обеих сигнальных систем. (Первая сигнальная система представленабезусловными, врожденными рефлексами, вторая - условными, приобретенными в процессе жизни, приобретения опыта, воспитания и формирования личности (А.П.))
В психологии Е. Кречмер и В. Шелдон высказывали идею об отличиях в психической сфере индивидов в зависимости от их телосложения. Их взглядыобразовали так называемую конституциональную теорию поведения личности. В. Шелдон на основе 4000 фотографий (спереди, профиль и сзади) студентовГарвардского университета и анализа их поведения обосновывал три морфологические системы:
1) эктоморфный тип - высокие и худые люди, которые по его мнению являются робкими, заторможенными, склонными к одиночествуи умственной деятельности индивидами;
2) мезоморфный тип - сильные мускулистые люди, склонные к высокой динамике в поведении и доминированию над другими людьми;
3) эндоморфный тип - невысокие люди с признаками тучности, которые склонны к общительности, спокойствию и хорошему настроению.
Гипотезы В. Шелдона тщательно проверялись другими исследователями, которые пришли к следующим выводам:
а) люди, знающие о стереотипах поведения полных или худощавых, ведут себя в соответствии с ожиданиями окружающих;
б) в целом общие тенденции, по Шелдону, оказались верны, но не все зависимости так отчетливы, как первоначально предполагалось;
в) в определенных видах деятельности (например, в спорте) лица, достигшие высоких результатов, имели специфические характеристикителосложения.
К. Юнг в 1923 году высказал предположение о существовании двух главных типов личности: экстравертированной личности, склонной к общению, открытой дляокружающих и предрасположенной порой к авантюрам и интровертированной личности, характеризующейся застенчивостью, скромностью, замкнутостью, стремлениемизбегать социальных контактов и риска. Его гипотеза была обоснована, а Г.Ю. Айзенк разработал специальный тест по измерению интроверсии и экстраверсии вповедении индивида.
Дж. Роттер обосновал идею о существовании экстернального и интернального локуса контроля у различных людей. Индивиды с экстернальным локусом (местом,способом) контроля, в основном, в своем поведении рассчитывают на удачу, на случай, помощь других лиц и т.д. Люди с интернальным локусом контролярассчитывают только на свои силы, а промахи, ошибки и неудачи объясняют собственными недостатками в деятельности и поведении.
Объяснение поведения личности и формирования предлагает четкое понимание источников и движущих сил ее развития. В связи с этим исторически в психологиисложилось несколько подходов в решении вопроса о движущих силах, источниках развития и становления личности. Биогенетическая концепция исходит из тогообстоятельства, что развитие личности определяется биологическим, преимущественно наследственным фактором. Отсюда развитие личностималоуправляемо и носит самопроизвольный и спонтанный характер. Социогенетическая концепция понимает развитие личности как результат прямыхвоздействий окружающей социальной среды, как копию этой среды. При этом абсолютно игнорируется собственная активность личности, ее усилия посамовоспитанию и работе над собой. Концепция двух факторов предлагает механическое объединение и взаимодействие двух факторов (среды инаследственности). То есть она обосновывается на одинаковом учете в развитии личности и фактора биологического, наследственного и фактора среды.
Думается, что позиции, изложенные в этих концепциях нуждаются в уточнении. Безусловно, биологический фактор является важнейшей предпосылкой развитияличности, но решающая роль принадлежит ее социальному опыту, приобретенным знаниям, умениям и навыкам. В процессе развития личности изменяются еепотребности и возможности их удовлетворения. Это противоречие между потребностями и возможностями удовлетворения представляет движущую силу развития личности.Источником активности личности являются ее потребности, определяющие ее деятельность в направлении, ведущем к их удовлетворению. Побуждая личность копределенной активности, потребности не являются чем-то изначально данным человеку, а формируются в процессе воспитания, в широком смысле в процессесоциализации, а их удовлетворение выступает в виде активной целенаправленной деятельности. В современной психологии часто говорится об иерархии потребностейчеловека или ступенях их развития (А. Маслоу). Эта иерархия имеет следующий вид.
А. Маслоу утверждает, что пока неудовлетворены низшие потребности, высшие остаются для личности сравнительно неинтересными и с повышением уровняпотребностей повышается готовность к большой активности. Высший уровень потребностей - самоактуализация - представляет собой "осуществление самогосебя", нахождения своего места в жизни и достижения высоких результатов в интересной для себя деятельности. Это есть самовыражение, самореализацияличности в жизни.
Мотивы конкретизируют, "опредмечивают" потребности, представляя собой конкретные побуждения к целенаправленной деятельности, способнойудовлетворить актуальные потребности. Мотивы деятельности ведут к выработке определенной программы, планов по реализации конкретных действий с цельюдостижения намеченных целей.
Многочисленные свойства могут быть обобщены и сведены в целостную структуру личности. Известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, обобщив имеющиесяпоходы и взгляды на проблему личности, выразил кратко свое понимание ее структуры в трех аспектах:
* что человек хочет (потребности, мотивы, интересы, ценности,идеалы и т.д.);
* что он есть (характер, способности и т.д.);
* что он может (опыт, умения, знания и т.д.).
В психологии хорошо известна динамическая функциональная структура личности, предложенная профессором К.К. Платоновым. Структура личности состоит из четырехподструктур:
1. направленность, включающая в себя убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания;
2. опыт, включающий в себя привычки, умения, навыки, знания;
3. психические процессы, в которые входят память, воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции;
4. темперамент, состоящий из основных характеристик темперамента, а также из половых, возрастных и патологическиобусловленных свойств.
Характер и способности, по мнению К.К. Платонова, не входят в содержание четырехобозначенных подструктур. Но, находясь за их пределами, характер и способности существенно зависят от элементов подструктур и ощущают на себе их воздействие.
2. Психическая деятельность личности
Психическая деятельность личности включает в себя различные характеристики познавательных, эмоциональных и волевых явлений. Важное значение для ориентациив окружающем мире, принятия решений имеют познавательные процессы, в число которых включаются ощущения, восприятие, память, мышление и воображение. Ощущения- простейшая форма психического отражения, обеспечивающая познание человеком отдельных свойств предметов и явлений. Анатомо-физиологический аппарат,предназначенный для приема воздействий раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, И.П. Павлов назвал анализатором. Любойанализатор состоит из трех частей:
1) рецептора (периферического органа), специализированного органа чувств, в котором определенного вида воздействиеэнергии трансформируется в нервный процесс;
2) чувствительных нервов или афферентных нервных проводящих путей, по которым возбуждение передается в центральный отделанализатора - мозг;
3) центр анализатора - специализированные участки коры головного мозга.
Ответная реакция на производство конкретных действий передается по эфферентному нервному проводящему пути. Различные виды ощущений (зрительные,слуховые, обонятельные, вкусовые и др.) имеют свое представительство в коре головного мозга. Уровень чувствительности человека зависит от нервной системычеловека и состояния анализаторов, а также от порогов ощущений. Минимальная величина раздражителя, вызвавшего едва заметное ощущение называется нижнимпорогом, а максимальная величина раздражителя, еще вызывающего ощущения данного вида - верхним порогом.
Ощущения характеризуются такими свойствами, как качество, интенсивность, длительность и пространственная локализация раздражителей. Различают двеосновные формы изменения чувствительности. Одна из этих форм зависит от условий среды и называется - адаптацией, а другая форма связана с условиями состоянияорганизма и называется сенсибилизацией. При адаптации чувствительность изменяется в сторону как повышения, так и понижения ее, а при сенсибилизациичувствительность меняется только в сторону повышения, отмечают взаимодействие ощущений различных модальностей (слух, зрение и др.) и влияние их друг надруга. Это перенос качеств ощущений одного вида на другое получил название синестезии (например, цветомузыка).
Под восприятием понимается процесс целостного психического отражения личностью предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органычувств. При помощи восприятия человек получает целостный образ о другом человеке, предмете или событии. Эффект целостного отражения предметов и явленийдостигается путем взаимодействия системы анализаторов. Поэтому говорят, что восприятие представляет собой результат сложной аналитико-синтетическойдеятельности человека. К основным свойствам восприятия относятся: предметность, целостность, константность, осмысленность, избирательность, структурность.Восприятие зависит от опыта, особенностей личности, профессии и т.д. Такая зависимость восприятия называется апперцепцией. Восприятие тесным образомсвязано с мышлением. Искаженное отражение окружающей действительности называется иллюзией восприятия. Иллюзии зависят от опыта человека, особенностейи состояния в данный момент его анализаторов, эмоционального состояния, дефектов органов чувств и пр.
Памятью называется психическое явление, заключающееся в закреплении, сохранении и воспроизведении индивидом прошлого опыта. В число основныхпроцессов памяти входят запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание ранее закрепленного. Выделяют основные типы памяти:
1) по характеру психической активности - двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую;
2) по степени волевых усилий для запоминания - произвольную, непроизвольную;
3) по продолжительности закрепления и сохранения материала - оперативную, кратковременную и долговременную;
4) по способу запоминания материала - механическую и смысловую.
Установлено, что на продуктивность памяти влияют субъективные (тип запоминания, предшествующий опыт, установка и интерес индивида, состояниеорганизма) и объективные (количество запоминаемого материала, осмысленность, связность, понятность, наглядность, ритмичность запоминания материала, а такжеокружающая обстановка при запоминании) причины. Процесс запоминания имеет определенные стадии, этапы. Вот как выглядят этапы логического запоминания:осознание цели запоминания - понимание смысла запоминаемого - анализ материала - выявление наиболее существенных мыслей - обобщение - запоминание этогообобщения. Индивидуальные различия людей в памяти обнаруживаются в различной скорости запоминания, в прочности сохранения материала и легкости еговоспроизведения.
В психологии памяти выделяют мнемонику, то есть совокупность приемов, облегчающих запоминание. Можно сформулировать несколько правил мнемоники.Правило распределения повторений рекомендует при заучивании объемного материала прочитать его вслух или про себя несколько раз. После этого, хотя еще материалне усвоен, надо приняться за другие дела, а окончательно доучить его на второй или третий день. Это правило обеспечивает прочность запоминания ивоспроизведения материала через значительный промежуток времени (месяц, несколько месяцев, год). Правило чередования запоминания с припоминаниемгласит, что, например, после чтения письменного материала, надо закрыть тетрадь или книгу и постараться припомнить содержание. Это активизирует смысловуюпамять. Правило разнообразия нагрузки при запоминании требует чередовать изучаемый материал применительно к конкретным проблемам, темам, учебнымпредметам и т.д.
Мышление - это наиболее обобщенная и опосредованная форма познания индивидом действительности, возникающая в проблемной ситуации и устанавливающаясущественные связи между познаваемыми объектами. Проблемная ситуация характеризуется тем, что предыдущие формы психического отражения (ощущения,восприятие, память) не позволяют ее четко познать и возникает необходимость в решении задач, связанных с интеллектуальной деятельностью. Мышление используеттакие приемы, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Продукты мышления выражаются в суждениях, понятиях и умозаключениях. В психологии выделяют следующиевиды мышления:
1) по форме - наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое;
2) по характеру решаемых задач - теоретическое и практическое;
3) по степени развернутости - дискурсивное (рассудочное, логическое) и интуитивное;
4) по степени новизны и оригинальности - репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное (творческое);
5) по способу организации мыслительных действий - дедуктивное (нахождение логического выхода при мышлении от общего к частному) ииндуктивное (логический выход в процессе мышления от частного к общему).
Эффективность мышления зависит от качеств ума, интеллекта личности. Продуктивность ума определяется следующими его качествами: быстротой,творчеством, широтой, гибкостью, глубиной, инициативностью, критичностью и сообразительностью.
Воображение "работает" параллельно с мышлением в проблемных ситуациях. В этом наблюдается между ними сходство. Отличие заключается в том,что психическая мыслительная деятельность развивается на основе понятий, а воображение существует в форме конкретных образов. Существует также отличиевоображения от памяти. Память основывается на возобновлении, воспроизведении образов, а воображение - на преобразовании, трансформации образов. В результатеможно сделать вывод, что воображение - познавательный психический процесс, основанный на создании новых образов с учетом ранее сформированныхпредставлений. Различают произвольное (преднамеренное) и непроизвольное (непреднамеренное), репродуктивное и творческое воображение. В качестве приемовсоздания системы новых образов воображение использует следующие приемы: агглютинацию (создание новых образов посредством "склеивания"имеющихся образов - к примеру, кентавр, то есть человеко-лошадь); гиперболизацию (увеличение или уменьшение предметов, а также изменениеотдельных частей); акцентуацию; типизацию и схематизацию.
Важное значение для организации познавательной психической деятельности играет внимание. Внимание представляет собой ориентацию и сосредоточенностьсознания человека на определенных объектах или явлениях при одновременном отвлечении от других. Установлены основные факторы, способствующие привлечениювнимания:
а) характер раздражителя (сила, новизна, контраст и т.п.);
б) отношение раздражителя к потребностям личности, то есть то, что соответствует потребностям, привлечет внимание преждевсего;
в) структурная организация психической деятельности наблюдателем (объединенные объекты воспринимаются легче, чембеспорядочно разбросанные).
Выделяют три вида внимания: непроизвольное, возникающее на основе действия сильного, значимого раздражителя; произвольное, связанное с постановкой задачина наблюдение и определенными волевыми усилиями; послепроизвольное, возникающее после сознательного вхождения в деятельность и возникшего в связи с этим интереса.К основным качествам внимания относятся:
* концентрация - степень и интенсивность сосредоточенности внимания человека на объекте;
* объем - число объектов, которое могут быть охвачены вниманием одновременно (установлено, что при восприятии множества простых объектов букв, фигурок и т.п. - в интервале времени 0,07-0,1 секунды объем внимания у взрослого человека равен в среднем 5-7 элементов);
* устойчивость - длительность сохранения интенсивного внимания на объекте (выявлено, что одной из особенностей внимания являются его колебания (флуктуации), которые происходят непроизвольно. Например, колебания внимания при восприятии так называемых двойственных изображений, при пассивном восприятии и т.д.);
* переключение - преднамеренный перенос внимания с одного объекта на другой;
* распределение - возможность индивида удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов.
Часто в психологии говорят о расстройствах внимания, обусловленных рядом личностных особенностей человека. К таким расстройствам относят рассеянность,пассивность внимания и, наоборот, чрезвычайную лабильность, подвижность внимания, постоянный быстрый переход от одного объекта восприятия к другому.
В длинном пути эволюции человека эмоции всегда играли роль средства для обеспечения наиболее успешного и быстрого удовлетворения потребностей. Эмоцииотражают те отношения, которые складываются у личности с отдельными объектами отражения, с другими людьми. Роль эмоциональных явлений в жизни человекавелика, они напрямую связаны с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей. Эмоции - это реакции человекана воздействие внутренних и внешнихраздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. В отличие от познавательных явлений (восприятия, памяти, мышления), для которых работающими"единицами" психики являются образы, понятия, представления, эмоции выражаются в виде переживаний человека по поводу того или иного объекта,события, поведения других людей. Эмоции выполняют две основные функции: сигнальную (выделение человеком из внешнего мира значимых для удовлетворенияпотребностей человека объектов или, наоборот, объектов, представляющих угрозу для безопасности) и регулятивную (эмоции могут переводить активность человека виной режим, например, усталость, утомление может быть снято эмоциями страха или опасности и т.д.). Можно проводить следующую классификацию эмоций по разнымоснованиям:
1) по влиянию на деятельность - стенические (повышающие продуктивность деятельности) и астенические (снижающие результатыдеятельности);
2) по выраженности сигнальной функции - отрицательные, положительные, амбивалентные (одновременно содержащиеотрицательные и положительные переживания, например, любовь и ненависть одновременно), неопределенные (удивление, недоумение и т.д.);
3) по содержанию в зависимости от объекта переживания - моральные, праксические (связанные с деятельностью),интеллектуальные (связанные с познанием), эстетические;
4) по интенсивности эмоциональных проявлений - эмоциональная уравновешенность, эмоциональная импульсивность, эмоциональнаялабильность (быстрая смена одних эмоций другими);
5) по форме проявления - настроение, аффект, стресс, страсть.
Настроение - равнодействующая многих эмоций, отличается длительностью, устойчивостью, образует как бы эмоциональный фон для прочих психических явлений(мотивационных, познавательных, волевых).
Аффект - переживания, протекающие кратковременно, бурно, внешне выраженные в определенных моторных актах и имеющие определенные внешние причины и поводы длявозникновения (например, угроза пьяного супруга в отношении жены в присутствии несовершеннолетней дочери и демонстрация им топора в руке привела к тому, чтодочь наносит кухонным ножом удар в грудь отца и убивает его. Здесь можно предполагать есть все основания для констатации состояния сильного душевноговолнения или физиологического аффекта). При аффекте наблюдается явление "сужения сознания" у человека, то есть резкого снижения уровнясамоконтроля и волевой регуляции. Состояние сильного душевного волнения или аффекта учитываются в уголовном законе (см.ст.ст.107,113 УК РФ) приквалификации преступлений и назначении наказания.
Страсть - сильные и продолжительные эмоции, целенаправленные на определенный объект (например, страсть к накопительству) или на другого человека,выражающиеся в проявлении любви, привязанности и т.д.
Стресс (стрессовое состояние) - чаще всего под ним понимаются отрицательные переживания, связанные с наличием стресс-фактора (неопределенность ситуации,опасность, ответственность, дефицит информации и т.п.). Отрицательные переживания, с которым связан стресс вызывают у человека напряженность,депрессивные явления, негативно влияют на состояние здоровья и продуктивность деятельности. Поэтому каждый психологически грамотный человек должен уметьуправлять стрессом и снимать отрицательные эмоциональные переживания. В конце настоящего учебного пособия приводятся психологические рекомендации поуправлению своим поведением и стрессом.
Каждый человек может быть счастлив, умея управлять своими эмоциями. Ученые Гарвардского университета в США в результате многолетнего эксперимента инаблюдения за большой группой выпускников университета сформулировали универсальный "рецепт счастья", состоящий в следующем: необходимовоспитывать у себя умение встречать беду, никогда не впадать в озлобленность, не винить других, не накапливать примеры несправедливости судьбы, нестимулировать бодрость, но и не превращаться в нытика, досаждающего всем жалобами на жизнь. Нельзя относиться к неприятностям пассивно. Стремление к ихпреодолению само по себе содержит противоядие от депрессии. Реакция взрослого человека на конфликт, на трудную ситуацию всегда должна быть осмысленной ивзвешенной. Нельзя поддаваться первому импульсу. Короче говоря, путь к эмоциональному комфорту и счастью очень прост - это прагматическое иреалистическое отношение к жизни.
Воля - психическое явление, проявляющееся в способностях индивида к сознательному выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутреннихпрепятствий и достижением поставленной цели. Волевое действие состоит из ряда взаимосвязанных этапов: определение цели и стремление ее достичь - осознаниевозможностей для достижения цели - появление мотивов, подкрепляющих или отрицающих эти возможности - борьба мотивов и выбор - принятие одной извозможностей для достижения цели - осуществление принятого решения. Существуют простые и сложные волевые действия. В простом волевом акте побуждение кдействию, практически, автоматически переходит в самодействие. Сложному волевому действию присущи все конкретные этапы, обозначенные выше. Психическимикомпонентами воли являются цель, мотив, выбор решения, волевое усилие по достижению поставленной цели. Волевые действия личности зависят от наличия уиндивида разнообразных волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, выдержки, решительности, инициативности, самостоятельности, организованности,дисциплинированности, смелости, исполнительности и др.
3. Индивидуально - типологические особенности личности
В психологии, когда говорят об индивидуально-типологических характеристиках личности, обычно подразумевают такие явления как темперамент, характер испособности. Темперамент - это свойство личности, характеризующее динамику протекания психических процессов и деятельности. Слово темперамент ввел воборот древнегреческий врач Гиппократ (У - IУ вв. до н.э.). Он понимал под ним свойство, определяющее индивидуальные различия людей и зависящее от пропорций4-х жидкостей в теле: крови (по лат "сангве"), лимфы (по гречески "флегма"), желчи (по гречески "холе") и черной желчи (по гречески"мелана холе"). Преобладание одной из жидкостей соответствовало определенному темпераменту. Название типов темперамента сохранились до нашихдней (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик). В то же время следует учитывать, что образование темпераментов в современной психологии объясняютсовершенно по-другому. Доказано, что в основе каждого типа темперамента находятся особенности нервной системы человека, свойства этой нервной системы.
Экспериментально были выделены следующие свойства нервной системы человека: сила, проявляющаяся в выносливости, работоспособности нервной системы иопределенным образом характеризующая процессы возбуждения и торможения (поэтому выделяют сильный и слабый типы нервной системы); уравновешенность,характеризующая оптимальное соотношение процессов возбуждения и торможения; подвижность, заключающаяся в характеристике скорости движения нервных процессовпо коре головного мозга. Выдающийся отечественный психофизиолог И.П. Павлов показал, что каждому типу темперамента соответствует свое сочетание свойствнервной системы: флегматик - сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы;
* сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный типнервной системы;
* холерик - сильный, неуравновешенный, подвижный тип нервной системы;
* меланхолик - слабый тип нервной системы.
К основным психологическим характеристикам темперамента относятся:
а) сензитивность (чувствительность), раскрывающая картину того, какая наименьшая сила внешних воздействий вызывает психическиереакции личности и какова скоростьэтого реагирования;
б) реактивность, показывающая степень и интенсивность непроизвольных реакций индивида на внутренние и внешниераздражители (критику, угрозу и т.д.);
в) активность, характеризующая степень энергичности, работоспособности человека в деятельности, его уменияпреодолевать препятствия, целенаправленность, настойчивость, сосредоточенность на деятельности и т.д.;
г) соотношение реактивности и активности, раскрывающее картину того, от чего зависит деятельность личности - от случайныхвнешних и внутренних обстоятельств, настроений, случайных событий или от сознательно поставленных целей, жизненных стремлений, планов и т.д.;
д) темп реакций, характеризующий скорость действий, движений, быстроту речи, ума, находчивость и т.д.;
е) экстравертированность;
ж) интровертированность;
з) пластичность, характеризующая легкость адаптации человека к новым и неожиданным ситуациям, гибкость поведения;
и) ригидность, показывающая склонность индивида к косному поведению, устоявшимся привычкам и стереотипам жизни, инертность.
Точные и краткие характеристики дает различным типам темперамента выдающийся отечественный психолог Б.М. Теплов:
Холерик - человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными быстро загорающимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах; нередко -вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам;
Сангвиник - человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно отражаются во внешнемповедении, но они не сильны и легко сменяют одно другое.
Меланхолик - человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их; он откликаетсядалеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает во вне свои чувства;
Флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства егоникак не проявляются во вне. (Теплов Б.М. Психология - М.:ОГИЗ - Госполитиздат,1946).
В заключение следует отметить, что темперамент относится к так называемым генотипическим свойствам личности, полностью зависит от наследственности и втечение жизни не изменяется. Характер - это свойство личности, выражающееся в ее отношениях к окружающему миру, к обществу, к деятельности, к самому себе, кдругим людям, к вещам и предметам. Характер включает в себя устойчивые черты личности, которые с содержательной стороны описывают ее поведение идеятельность. Поэтому в психологии часто под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных черт, которые проявляются в типичных для даннойличности способах деятельности, обнаруживаются в этих типичных обстоятельствах и выражают отношения личности к этим обстоятельствам. Отношения человека и характерологическиечерты (свойства, качества) формируются в течение жизни и поэтому характер является приобретенным личностным образованием.
Важное значение имеют характерологические качества (черты, свойства), обнаруживаемые человеком в различных видах отношений к окружающему миру:
* в отношении к обществу (идейный или безидейный, активноучаствующий в политике или аполитичный и т.п.);
* в отношении к деятельности (деятельный или бездеятельный, трудолюбивый или ленивый и т.д.);
* в отношении к другим людям (альтруист или эгоист, общительный или замкнутый и т.д.);
* в отношении к себе (имеющий адекватную или неадекватную самооценку, уверенный или самонадеянный и т.д.);
* в отношении к вещам (добрый или жадный и т.д.).
Для характеристики индивидуальных различий людей способности как психическое явление представляют несомненный интерес. Идея различий индивидов на основе ихспособностей развивалась еще в древности. Древнегреческий ученый-философ Платон (423 - 348 г.г. до н.э.) писал:"... Чтобы все граждане жили согласнонадобно внушать им, что все они - братья, но не все способны к одним и тем же обязанностям; потому что люди по своим способностям весьма различны: однирождены для управления, другие - для воспомоществования, иные - для земледелия и ремесленничества" (Платон Соч. т. III - СПб,1863,с.143). В еговысказывании видно, что, наряду с мыслью о влиянии способностей на различия людей, признается факт их врожденности. В современной психологии более мощнопредставлена идея о врожденности задатков, их влияния на развитие способностей, которые, в решающей мере, определяются участием человека в конкретнойдеятельности. Способности - индивидуально-психологическое образование личности, определяющее динамику, быстроту и легкость овладения деятельностью, а также эффективностьее осуществления. Доказано, что способности проявляются в деятельности и представляют возможность овладения ею.
К задаткам относят морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств, движения, выступающие в качестве предпосылки развитияспособностей.
Проявления способностей связано, во-первых, с наличием склонности, эмоционально положительного отношения к данной деятельности, во-вторых, вдемонстрации индивидом относительно высокой по сравнению с другими людьми продуктивности труда, в достижении больших успехов в деятельности, и,в-третьих, в легкости освоения и выполнения деятельности. Всегда задача отличия более способных людей от менее способных была актуальна. Существует такаястаринная быль. У одного купца служили два мальчика из одной деревни и одного возраста, Петя и Ваня. Пете купец платил в месяц один рубль, в Ване - трирубля. Естественно, что купцу задали вопрос, почему он так несправедливо оплачивает труд. На этот вопрос купец ответил: "Посмотрите как они работают!"Подозвал к себе Петю и сказал ему: " Видишь обоз, сбегай узнай, что там везут!" Петя сбегал и говорит: "Везут рыбу". Тогда купец даетему второе задание: "Сбегай и узнай, куда везут продавать рыбу!" Петя сбегал, прибежал назад и говорит: "Рыбу везут в соседнюю деревню".Купец дает третье задание: "Сбегай и узнай, по какой цене собираются продавать рыбу". Петя сбегал и говорит: "Просят по 10 копеек закилограмм". После этого купец просит найти и прислать к нему Ваню. Когда Ваня пришел, купец ему говорит: "Видишь обоз, сбегай узнай, что там везут!:"Ваня сбегал, прибежал назад и говорит купцу: "Везут рыбу в соседнюю деревню, по цене 10 копеек за килограмм, я договорился купить у них оптом по 8копеек за килограмм и продавцы уже поворачивают лошадей к нашей усадьбе". После этого купец сказал присутствующим взрослым людям: "Видели, как ониработают, вот поэтому я плачу Ване в три раза больше Пети". Эта быль иллюстрирует различия в проявлении человеческих способностей.
В психологии выделяют общие и специальные способности. Общие способности представляют собой индивидуальные свойства личности, обеспечивающиеотносительную легкость и продуктивность в осуществлении различных видов деятельности. Это - особенности восприятия, памяти, мышления, воображения, речи,эмоций и чувств, воли. Специальные способности - это система свойств личности, помогающая достижению успеха в какой-либо одной области деятельности. Кспециальным способностям относят: педагогические, организаторские, математические, музыкальные, литературные и т.д.
Следует отметить, что способности не сводятся к наличным знаниям, умениям и навыкам, но представляют хорошую возможность в овладении ими. Наконец, важнойхарактеристикой способностей является их направленность. Среди преступников нередко встречаются способные люди, но свои способности они реализуют дляприготовления и совершения хитроумных и сложных для раскрытия преступлений, совершенствования криминальной деятельности руководимых ими преступныхсообществ.
Список литературы
1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследований преступлений - М.: Юрист,1996
2. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. Знание-сила,1982,N 10
3. Бехтерев В.М. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников - СПб.: тип. "Энергия", 1902
4. Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты. Авт. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. н. -М.:Академия управления МВД России,1998
5. Быков В.М. Криминалистическая характеристика преступных групп. Ташкент: ВШ МВД СССР,1986
6. Водолазский Б.Ф. Психология осмотра места происшествия. Учебное пособие. - Омск: Омская ВШ МВД СССР,1979
7. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития., ж. "Вопросы психологии",1972, N2
8. Гриндер Д., Бэндлер Р., Структура магии: Пер. с англ. М.: Каас,1995
9. Джемс У. Психология - М.:1922
10. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова - М.:"Юрист",1995
11. Китов А.И. Психология управления - М.: Академия МВД СССР,1979
12. Макдональд В. Руководство по субмодальности - Воронеж: НПО "МОДЭК",1994
13. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /справочное пособие/. Под ред. Бовина Б.Г.,Мягких Н.И., Сафронова А.Д. - М.:МВД РФ,1997
14. Папкин А.И. Совершенствование социально-психологического климата в подразделениях и службах органов внутренних дел. - Домодедово: РИПК МВД РФ,1998
15. Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. Тактика и психология безопасной деятельности. - М.:1996