Введение
Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системыотношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых этииндивиды находятся друг к другу".
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляютсякак сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы иценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деянияявляются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношениясамыхразнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного родаформальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений.В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуацииразвития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастныхэтапах действуют общие закономерности их становления и развития.
Первая из них отражает обусловленность природы межличностных отношений тем местом,которая возрастная социальная группа занимает в обществе. Вторая характеристика межличностных отношений – это их зависимость от совместной деятельности,которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие межличностных отношений в группе, определяет их строение. Третья особенность межличностныхотношений заключается в их уровневой природе – сколько-нибудь сложившаяся группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит наличие илиотсутствие тех или иных её социально-психологических особенностей и характер её влияния на индивидов.
Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальнойситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри определенноговозрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действительностью. Понятие социальной ситуации развития может бытьприменено и к характеристике детской группы.
Это прежде всего объективные условия существования данной группы, определяемыеисторической эпохой, культурой и пр.
Другим компонентом социальной ситуации развития детской группы является её объективныйсоциальный статус, определяемый прежде всего положением детства как социально – возрастной группы в структуре общества.
Помимо объективных условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективныйаспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов детской группы к этим объективным условиям , статусу, иих готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней.
Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание межличностныхотношений в детских группах. В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно –смысловые отношения между сверстниками.
Эмоционально – оценочные отношения выявляются в непосредственном взаимодействии детей,отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений позволяет ответить на многие вопросы связанные с поведением ребенка. На первый план здесь выступаютэмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д.
В последнее время, с притоком новых социальных взглядов, когда многое меняется инажитое за последние десятилетия переходит в небытие необходимо находить новые цели, новые способы деятельности, которые бы давали нам больше, позволяли быболее продуктивно работать в новой сложившейся ситуации. Отход от тоталитарного общества и попытки прийти к более демократичному укладу жизни требует от наспересмотра многих аспектов окружающей нас действительности.
Исходя из этого актуальность данной темы определяется следующими аспектами: наше внимание должно затрагиватьособую ситуацию развития детей данного возраста, в данном случае 11 – 13 лет; необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процессастановления такого вида деятельности ребенка в этом возрасте, как эмоционально – личностное общение, а также уточнить влияние сложившейся социальной ситуациина него;следующим аспектом можно назвать необходимость изучения мотивов эмоционального выбора в межличностныхотношениях подростков что в свою очередь выражается необходимостью изменений в воспитательной работе школы, в связи с появлением новых воспитательныхтехнологий. Большинство этих технологий находится только в стадии теоретической разработки и требуют скорейшей практической апробации, в товремя как различные технологии обучения довольно успешно практикуются многими школами на всей территории Российской Федерации.
Глава I. Психологическая характеристика группы и коллектива.
§ 1. Социально –психологическая характеристика групп.
Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопроссоциальной психологии.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому длясоциологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразияразличного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
«Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной,производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципеможет иметь место двоякое употребление понятия “группа”»[1].С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения(группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.
С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, вкотором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия,обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.
Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят намалые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Стихийные -К.К.Платонов назвал «неорганизованными группами».
Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и общества - это три современные реальности, онивзаимосвязаны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременногенетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды участвуют в во многих группах. Некоторые группы предполагаютфизическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные,временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия,заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы).Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другиегруппы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение. Формальные группы характеризуются организованнойструктурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которыеосуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по интересам”). Первичная или ограниченная группа являетсяосновой для человека это - семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы - большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример:баскетбольный клуб в который входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна команда - первичная группа.
Социальная психология предпринимала многократные попытки построить классификацию групп.Американский исследователь Ювенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными:уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций -формы жизнедеятельности группы.
Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследованиена реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальныелабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другойразновидности реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются натак называемые “большие” и “малые” группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. И все же остановимся на ней.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальнойдеятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповыхпроцессов.
Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобной моделью изучения процессоввнушаемости, конформности,срабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени.
Лабораторные исследования малых групп могут быть приближены к реальным жизненным условиям двумя разнымиспособами. Первый способ идет по пути создания экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идетпо пути не только организаций условий эксперимента, но и включает исследования реальных контактных групп в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия.
И что ценно, в лабораторных исследованиях малых групп соблюдается обще - психологический принцип подбораиспытуемых: они должны быть одного возраста, пола, близкого уровня образования.
Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения.Важно подчеркнуть, что эти “большие” группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования наЗападе (это по преимуществу большие, не организованные, стихийно возникшие “группы”, сам термин “группа” по отношению к которым весьма условен), другиеже, подобно классам, нациям значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессыпротекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальнойпсихологии, в частности при исследованииспособов воздействия в ситуациях вне коллективногоповедения.
Точно также малые группы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданныевнешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и коллективы, т.е. группы болеевысокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидности можно обозначить как “становящиеся”.
Эта классификация может быть наглядно представлена в виде схемы представленной в учебнике Г.М. Андреевой «Социальная психология, с. 194»:
Все, начиная с рубрики “реальные естественные группы”, представляют объект исследования в социальнойпсихологии.
Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые параметры группы: композиции группы (или еесостав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенноразличное значение в зависимости от тогообщего подхода к группе, которые реализуется в исследовании. Так, например, состав группы может быть, в свою очередь,описан по совершенно различным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретном случае, например, возрастные профессиональные илисоциальные характеристики членов группы. Очевидно, не может быть дан единый рецепт описания состава группы, особенно в связи с многообразием реальныхгрупп. в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования.
Иногда состав микрогруппы и соответственно структура отношений в ней носят более сложный характер.Например, в старших классах школы нередко можно встретить объединения детей, включающие по 4-5 человек, объединенных близкими дружескими связями. Однако вбольшинстве реальных групп на практике такие объединения школьников встречаются крайне редко. Поэтому можно считать, что группы - диады и группы-триады представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая малая группа. Их внимательноеизучение может дать очень много полезной информации для понимания более сложной системы взаимоотношений, имеющихся в малой группе или коллективе.
Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:
социальные классы;
различные этнические группы;
профессиональные группы;
возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).
Реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный ли это класс, спортивная команда илипроизводственная бригада. Иными словами, мы сразу “задаем” некоторый набор параметров для характеристики состава группы, в зависимости от типа деятельности,с которыми данная группа связана. Тоже можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы:структура предпочтений, структуракоммуникаций, структура власти.
“Соединение” процессов, протекающих в группе и других характеристик группы - до сих пор не вполнерешенная для социальной психологии проблема. Если последовательно идти по пути, заложенным исходным методическим принципом, то к групповым процессампрежде всего следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы.
Следует также подробно остановиться на вопросах общих качеств группы и проблеме развития групп.
Непосредственно общие качества группы:
Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности -разобщенность, дезинтеграция).
Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой,комфортность нахождения в ней.
Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.
Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направленииосуществления групповых задач.
Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составлящих ее личностей.
Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы.
Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:
направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;
организованность - реальная способность группы к самоуправлению;
эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы;
интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;
волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность вэкстремальных ситуациях.
Проблема развития группы никогда не ставилась с целью выяснить разные уровни этого развития, и, далее, вскрытьспецифику различных параметров групповой деятельности на каждом из этих уровней. Вместе с тем без такого подхода картина развития группы не может бытьполной. Целостное представление о развитии группы по характеристике групповых процессов допускает и более дробный анализ, когда отдельно исследуетсяразвитие групповых норм, ценностей система межличностных отношений и т.д.. С точки зрения социальной психологии исследование характеристик большихсоциальных групп наталкивается на целый ряд трудностей. Богатство методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствиемподобных методик для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается убеждение, чтообщность психологии больших групп не поддается научному анализу. Отсутствие традиции в таком исследовании еще более укрепляет такие взгляды. Вместе с тем,социальная психология в точном значении этого слова, без раздела о психологии больших социальных групп, вообще не может претендовать на успех.[2] По утверждению Дилигенского Г.Г., рассмотрение психологии больших группне может считаться правомерным, ибо это не одна из проблем данной дисциплины, а важнейшая ее проблема. «Как бы ни была велика роль малых групп инепосредственно межличностного общения в процессах формирования личности сами по себе эти группы не создают исторически конкретных социальных норм,ценностей, установок». Все эти и другие содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта. Ссылаясь на ДилигенскогоГ.Г. «этот опыт лишь «доведет» до индивида через посредство малой группы и межличностного общения». Поэтому социально - психологический анализ большихгрупп можно рассматривать как “ключ” к познанию содержания психики индивида.
§ 2. Социальнаяколлективность. Отношения между индивидом и группой.
Как уже было сказано ранее, коллектив – высшая форма развития малой группы. Но сам коллектив не возникаетвнезапно. Существуют различные формы коллективных отношений, которые проходят определенные этапы своего развития. Развитие коллектива проходит черезследующий ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация.
От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для которого характерно довольновысокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней(моягруппа). Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива. Возможно развитие группы в отрицательном направлении, когда развитие группы приводит еек положению замкнутой из вне группы, но отличающейся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.
Социальная коллективность заключается в том, что, объединяя людей общими социальными и производственнымиинтересами, она ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена общества и отвечает за реализацию полноценногоразвития личности. Термин « Социальная психология» так обозначен Выгодским Л.С.: Психология, исследующая социальную обусловленность психики отдельногочеловека», «Коллективная» психология в его понятии, совпадает с традиционным «Все в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельногочеловека присуще всем другим членам данной группы». Только некоторая часть личной психологии может считаться принадлежностью данного человека, и вот этучасть личной психологии в условиях ее коллективного проявления и изучает коллективная психология (психология войны и т. п.) В результате развития своихчленов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным, человечнымв общественном своем качестве является и коллектив в целом. Суть социального коллективизма не сводится к совместной деятельности для достижения общей цели.И даже не сводится к умению жить сообща, вместе решая все вопросы. Состояние и зрелость социальной коллективности определяется тем, насколько социальное,общественное прониклось личным, индивидуальным интересом.
Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этогоне возможно существование группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как человеческая личность является главным материалом дляее создания. А.В. Петровский считает при классификации групп определять степень их развития, учитывая характер межличностных отношений, формирующихсяв зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (оптимальное совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).
Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим образом:
Диффузная группа - в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.
Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями.
Корпорация - взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, но ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.
Коллектив - взаимодействия опосредуются личностнозначимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет).
В них оптимально могут сочетатьсяличные, коллективные и общественные цели и ценности.
До сих пор мы исходили из того, что группа в целом ставит своей задачей достижение максимального сближения вовзглядах и выборах, стремясь выработать общую позицию. Однако нам известно, что это предположение верно лишь от части. В действительности при множестве разных обстоятельств и особенно, если требуется изменение, происходит обратное: преобладает напряжение ирасхождение во мнениях. Значительное число социальных установок человека имеет отношение к одной или нескольким социальным группам или связаны с ними.Характер этой связи не является простым, ясным. С одной стороны - установки человека связаны с социальными установками, обычно проявляющимися в группах, ккоторым он принадлежит. С другой стороны - изменение влияния престижа, лидерства мнений, отвержение членских групп теми кто занимает в них низкийстатус, а также влияние внешних групп на уровень притязаний показывает, что социальные установки часто бывают связаны с нечленскими группами.
Как признание этого факта - термин “референтная группа”, впервые употребленный Хаймоном, сталиспользоваться для обозначения любой группы, с которой индивид соотносит установки. Одновременно стала развиваться общая теория референтных групп. Этопонятие используется для обозначения двух видов отношений между индивидом и группой[3].
Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем болееблагоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа поуровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношенийхудших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений.
Это достаточно подробно показывает схема:
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
Несовместимые
Согласованные
+
+
+
+
-
-
Идеальные
Влияние группы разного уровня на развитие, поведение личности в группах.
+ - положительное в личности и межличностных отношениях
- - отрицательное в личности и межличностных отношениях
? - поворот отношений в любую сторону
? - отношения.
Это пример взаимоотношений в микрогруппе - триаде. Они представлены близкими друзьями, молодыми семьями.Они наиболее часто встречаются в любой малой группе. Взаимоотношения парные всегда строятся с учетом отношений с другими, окружающими их людьми.
Исследователи, разрабатывающие критерии отбора и комплектования малых групп, считают, что нельзя на основаниитолько индивидуальных характеристик участников совместной деятельности прогнозировать успешность их групповой работы. «Общество не состоит изиндивидов а выражает сумму тех связей и отклонений в которых эти индивиды находятся друг к другу»[4]. Различие между индивидами является основным двигателем развития ихвзаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но не крайности) порождают развитие системы, в данном случае - коллектива. Даже молчаливоеприсутствие группы людей изменяет психическую деятельность человека, заставляя вести себя иначе.
Таким образом, в регуляции эффективности коллективистской деятельности участвуют самые разные системыфакторов:
внегрупповые (физические и социальные)
внутригрупповые (нормы, межличностные отношения)
внеличностные (однородность - разнородность по индивидуально-психологическим параметрам)
внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояние, исходные мнения, оценки)
Фактором, связывающим все перечисленные системы, пронизывающим их, является фактор общественнойзначимости, совместной деятельности группы людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и общественно ценные ориентацииколлектива.
Содержание
Введение
1. Теория взаимоотношения личность- коллектив
2. Основной принцип человеческого общения
3. Личность и группа. Проблема взаимоотношений.
4. Проблема общности в социальной психологии.
5. Проблемы социальной психологии.
6. Понятиеединстваразвития личности и психики человека.
7. Понятие и структура малых групп в психологии.
8. Типы конфликтов и их характеристика.
9. Детский коллектив
Список используемой литературы
Введение
Цель данного реферата - в малом объёме попытаться изложить характерные явления, возникающие вовзаимоотношениях личности и коллектива. Ввиду огромного объёма темы было решено после краткой теоретической информации привести анализ двух наиболее распространённых примеров из жизни человека , вкоторых отношения личности и коллектива играют важнеёшую роль.
Реферат логически состоит из трёх частей; первая-это выдержки из классической теории психологии. Здесь вводятсяосновные понятия и определения , с которыми оперирует психология при определении личности , общества и их взаимоотношений. Особое внимание уделенопонятию малых групп , как наиболее часто встречающейся форме коллектива.
Вторая часть посвящена формированию детского коллектива и развитию в нём ребёнка - формирующейсяличности. Этот тип коллектива взят не случайно , на этом уровне происходит активное познание ребёнком окружающей среды , складываются первыевзаимоотношения со сверстниками , формируется собственное понятие “коллектив” , осознание собственного “Я” и положение собственной личности в коллективе.
Третья , последняя часть , рассказывает об особом , специфическом коллективе - военном , и отношенияобсуждаются тоже специфические - неуставные. Данный пример позволяет проследить взаимоотношения личности и коллектива в экстремальной , напряжённой обстановке.
Теория взаимоотношения личность- коллектив
Основной принцип человеческого общения
Отношения в группах по мере их превращения в коллективыза кономерноизменяются.Сначала они бывают относительнобез-различными (люди,не знающие или слабо знающие другдруга, немогутопределённо относится друг к другу), затем могут становится конфликтными,а при благоприятных условиях прев-ращатьсявколлективистские.всё это обычно происходит за сравнительнокороткое время,в течениекоторогоиндивиды, составляющиегруппу,немогут измениться как личности.У каждого человека естьсвои положительныеиотрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой своей стороной, положительной или отрицательной,он выступитво взаимоотношениях с людьми,зависит от этих людей исоциаль-ного окружения, от особенностей группы, в которую он включён вданный момент времени.
Согласноинтеракционистской теории личность, будучи внутренне относительно устойчивой в своих базовыхсвойствах,внешне можетпроявлять себя по-разному в зависимости от складываю-щихсяобстоятельств.Замечена закономерность:чем ближе по уровнюсвоегоразвития группа находится к коллективу,тем более благоприятные условия она создаёт для проявлениялуч-ших сторон в личности и торможения того,что в ней есть худ-шего.И напротив,чем дальше группа по уровню своего развития отличаетсяот коллектива и чем ближе она находится к корпо-рации,тем большие возможности она предоставляет для прояв-ления в системе взаимоотношений худших сторон личности с од-новременным торможением лучшихличностных устремлений.
Личность и группа. Проблема взаимоотношений.
В самом общем виде развитие личности можно представитькак процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней.Этапы развития личности в относительностабильной общности называются фазами развития личности:1._Фаза становле_ния личности..Предполагает активноеусвоение действующихв общностинорм и овладение соответствующими формами и средс-твами деятельности.Принеся ссобой в новую группу всё, что составляетего индивидуальность,субъект не может осущест-вить потребность проявить себя как личность раньше,чем ос-воит действующие в группенормы(нравственные,учебные, про-изводственные) и овладеет теми приёмамиисредствамидея-тельности, которыми владеют другие членыгруппы. 2. Порожда-ется обостряющимися противоречиями между достигнутым резуль-татом адаптации - тем,чтосубъект стал таким,«как все» в группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью ин-дивида в максимальнойперсонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своейиндивидуаль-ности,её фиксации.3.Детерминируется противоречиями между сложившимися на предидущейфазестремлениемсубъектабыть идеально представленным в других своими особенностями и зна-чимымидля него отличиями - с одной стороны,и потребностью общности принять,одобрить и культивировать лишь те демонс-трируемые им индивидуальные особенности,которые ей импони-руют,соответствуют её ценностям,стандартам, способствуют успеху совместнойдеятельности с другой стороны.
Проблема общности в социальной психологии.
Для индивида,входящего в группу, осознание того, принад-лежности к ней осуществляется прежде всегочерезпринятие этиххарактеристик,т.есть через осознание факта некоторой психической общности сдругими членамиданнойсоциальной группы.Можно сказать,что «граница» группы воспринимается как граница этой психической общности.Главной чисто психо-логическойхарактеристикой группы является наличие так назы-ваемого «мы-чувства».Это означает, что универсальнымприн-ципомпсихическогооформления общности является различение для индивидов,входящих вгруппу, некоторогообразования «мы»,в отличие от другого образования «они».«Мы-чувство» выражает потребностьотдифференцироватьоднуобщностьот другой и является своеобразныминдикатором осознания принад-лежности к некоторой группе.Специфика социально-психологи-ческогоанализа группы именно здесь и проявляется:рассмат-риваются выделенные средствами социологии реальныесоциаль-ные группы, но в них, далее,определяются те их черты, кото-рые в совокупности делают группу психологическойобщностью, т.естьпозволяют каждомуеё члену идентифицировать себя с группой.
Проблемы социальной психологии.
Социальная психология пользуется определением личности, ко-торое даёт общая психология, выясняет, каким образом,т.есть прежде всего в каких конкретных группах,личность,с одной стороны,усваивает социальные влиянияи,с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность. Отличие такогоподхода от социологичес-когозаключаетсявтом,что она выявляет,каким образом сформировались этисоциально-типические черты,почему в од-нихусловияхформирования личности они проявились вполной мере, а в других возникли какие-то иные социально-типические чертывопрекипринадлежности личности к определённой соци-альной группе.В большей мере, чем в социологическомподхо-де,здесь принимаются в расчёт такие регуляторы поведения и деятельности личности, как вся системамежличностных отноше-ний,внутри которой наряду с их деятельностной опосредован-ностью изучается и ихэмоциональная регуляция. От общепсихо-логического отличается тем,что социальная психология расс-матриваетповедение идеятельность«социально-детерминиро-ваннойличности»в конкретных реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждойличности в деятельностьгруппы, причины,откоторыхзависит величина этого вклада в общую деятельность. Для социальной психологии главным ориентиромв исследованииличностиявляетсявзаимоотношение личности с группой.
Понятиеединстваразвития личности и психики человека.
В жизни конкретного человенка как индивида,как отдельного представителячеловеческойобщности его личность и психика представленыв неразрывном единстве. Индивид обладает психи-кой,но в то же время индивид выступает как личность, явля-ясьсубъектом межчеловеческих, общественных по своей природе отношений. Детерминантой развития личности является деятель-ностно-опосредствованный типвзаимоотношений,которые скла-дываютсяучеловекаснаиболеезначимойдля него груп-пой(группами) в этот период.Эти взаимоотношения опосредс-твуются содержанием и характером деятельностей,которые за-даёт эта референтная группа,и общения, которое в ней скла-дывается.Исходя из этого можно сделать вывод, чторазвитие группы выступает как фактор развития личностивгруппе.В соответствиис концепцией персонализации индивидхарактери-зуется потребностью быть личностью,т.е.оказаться и оста-ватьсявмаксимальной степени представленным значимыми для него качествамив жизнедеятельности другихлюдей,осущест-влять своею деятельностью преобразования их смысловой сферы, и способностью быть личностью,т.е. совокупностью индивиду-альныхособенностей и средств, позволяющих совершать деяния, обеспечивающие удовлетворениепотребностибыть личностью.
Понятие и структура малых групп в психологии.
Малая группа- это немногочисленные по составу объединения людей,члены которого имеютобщую цель и находятсядругс другом в непосредственных личных контактах. Малую группу ха-рактеризует психологическая и поведенческая общность еёчле-нов,котораявыделяет и обособляет её,придаёт её относи-тельную социально-психологическую автономию, отличает данную группу от остальных.Малые группы могут быть разными поко-личественному составу:от 2-3 до 30-40 человек;различными по структуре отношений,существующих между ихчленами; нео-динаковыми по индивидуальному составу,характеру ценностей, норм и правил,которых придерживаются их члены, межличност-ным отношениям,целям и содержанию деятельности.Условными илиноминальными называются группы, которые объединяют лю-дей,не входящих в состав ни одной малой группы. В противо-положностьим выделяются реальные группы.Они представляют собой действительно существующие объединениялюдей,пол-ностьюотвечающиеопределению малой группы.Естественными называют такиегруппы,которые складываются самипосебе, независимо от желания экспериментатора.Они возникают и су-ществуют исходя из потребностей обществаили включённыхв этигруппы людей.Естественные группы бывают формальными и неформальными.Формальныесоздаются и существуют лишь врам-ках официально признанных организаций.Также все естественные группы можноразделитьнаслаборазвитыеи высокоразви-тые.Слаборазвитыемалыегруппы характеризуютсятем,чтов них нет достаточной психологической общности,налаженныхде-ловых и личных отношений,сложившейся структурывзаимодейс-твия,чёткого распределенияобязанностей,признанныхлиде-ров,эффективной совместной работы.
Типы конфликтов и их характеристика.
По направленностиконфликтыделятсяна «горизонтальные», «вертикальные» и «смешанные».К «горизонтальным»относятся такие конфликты, в которых незадействованы лица, находящие-ся в подчинении друг другу.К «вертикальным» конфликтам от-носятся те изних,в которых участвуют лица,находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах предчстав-лены и«вертикальные» и «горизонтальные» составляющие.По значению для организации конфликты делятся на конструктивные и деструктивные.Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм,деловых отно-шений иразумных аргументов.Неконструктивный конфликт воз-никает в двух случаях:когда одна из сторон упорно и жестко настаиваетна своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны;когда один из оппонентов прибегает кнравс-твенноосуждаемым методам борьбы,стремится психологически подавить партнёра,дискредитируя иунижая его. По характеру причин конфликты делятся на объективные и субъективные. Пер-вые порождены объективными причинами,вторые - субъективными.
Детский коллектив
Развитый детскийколлективпредставляетсобой необходимое условие самоутверждения личности.Емуприсущи общность целейи адекватностьмотивов предметно-практической совместной деятель-ности,направленной на пользу общества, забота об общемрезуль-тате,определенные организация и характер общения, широкая сис-тема коллективных связей.Наиболее развитые формывзаимоотноше-нийдетейсоздаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности:учебной, организационно-об-щественной,трудовой, художественной, спортивной и др. При этом придание основнымтипам деятельности детей определеннойцелевой направленности, социальной значимости позволяет не толькоформи-ровать отношения детей внутри возрастных групп,но и строить их на единой основе.Сочетание взаимоответственности, с одной сто-роны,а с другой - необходимости проявлениясамостоятельности в организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечи-вает условия для развития подлиннойсамостоятельности.Макси-мальное развитиесамодеятельностидетей выступает определяющим признаком развитого детскогоколлектива.
Социально признаваемаядеятельность как средство формирова-ния детского коллектива и определенных отношений его членовмо-жет быть реализована в том случае,если она соответствующим об-разоморганизована.
Это должна быть такая организация, при которой:
а) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей за-дачи, т.е. осуществляется возрастноеразделение;
б) значимыецелиэтой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл;
в) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая пози-циякаждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результа-тов);
г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной дея-тельности, причем не только в плане собственнодеятельности, но, главное,с позиции ее активного участника, действующего вначале для «контактного» коллектива,потомдля общешкольного,а затем для района, города, общества;
д) деятельность эта направлена на благодругимлюдям,об-ществу.Именнов развитых формах социально одобряемой деятель-ности формируетсяумениеребенкаучитыватьинтересы,позицию другогочеловека и соответственно этому ориентироваться в своем поведении.
Как инструментвоспитанийдетскийколлективорганизуется взрослым.При этом важное значение приобретает вопросо соотно-шении:1) потребности детей в общении и 2) задач,поставленных перед этим коллективом. Практическив любом организованном детс-ком объединенииреально существует определенное сочетание данных двух факторов.Однако наиболее широкие возможностиихвзаимо-действиясоздаются в условиях сформированного детского коллекти-ва.Активно включая детей в решение социальноважных задач, та-кой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обуслов-ливает возможности развития индивида как личности. Психолого-пе-дагогическаязадача при этом заключается в том,чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, что-бы в глазах детей воспитательная функция коллективаотступала на второй план перед его социальнополезнойфункцией.Иначеего воспитательное воздействие нивелируется,заменяясь влиянием так называемых неофициальных, неформальныхдетских объединений.
Детский коллектив,существующий в современной общеобразова-тельной школе представляет собой многоплановуюсистему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования.
Важную роль играет характер взаимоотношений, которые склады-ваются междудетьмив изменяющейся структурепостоянных и вре-менных объединений, что проводит всех школьников через положение руководителей и исполнителей, формируя умения командовать това-рищами и подчиняться товарищу,создавая развернутую сеть разно-образныхсвязей, отношений.
Особое место в креплении межколлективных связей занимает це-ленаправленное создание временныхобъединений, позволяющих орга-низовать деятельность детей в небольших группах, которым поруча-ется выполнение кратковременных дел. Психологическое своеобразие этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении, нас-читывающем обычно всего несколькодетей, постоянно находится под воздействием общественного мнения товарищей и не может уклонить-ся отпринятых нормповедения.Кроме того детям легче осущест-влять самостоятельное руководство небольшим числомсверстников.Но главное состоит в том, что только в небольших группах каждый ребенок можетопределитьдля себя такое положение в совместной работе,при котором он способен приложить все свои знания, силы испособности,т.е.возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности,в наибольшейстепени адекватную его индивидуальным склонностям.
К числуважныхмоментовв организации детского коллектива относитсяразновозрастноепостроение контактных объединений школьников. Разновозрастный состав детских коллективов нивелиру-ет обычносуществующую в объединении сверстников тенденцию замы-каться в кругу групповых интересов.Ребенок испытываетвлияние каждой такой группы и, занимая в нейопределенное место, в то же время сам воздействует наокружающих,оптимизируясобственноеразвитие.
Но этотпуть реализуется лишь в многоплановой системе детс-кого коллектива школы в целом,где в сложныхструктурных связях находятся контактные коллективы,разные по длительности сущест-вования, объему и содержаниюдеятельности.
В общешкольном коллективе складывается совершенно особаяпсихо-
логическая ситуация.Наличие для детей разных возрастов и заня-
тых разными видами деятельностиобщихинтересов:общешкольные
дела,взаимоотношения классов, групп, бригад, штабов, кружков - создает возможности для установлениямеждудетьми развернутых типов отношений.
В частностиобщешкольныйколлективобеспечивает единство, дружбу, товарищество старших и младших школьников.
Ежегодно обновляясь,общешкольный коллектив сохраняет вто же время свои законы,обычаи, традиции и требования. В этомот-ношении он является постоянно действующей силой, помогающей соз-давать, стабилизировать, развивать интересы контактных коллекти-вов. Чем большевыражены коллективные начала в общешкольном кол-лективе,темпрочнее спаяны контактные объединения детей;чем значимее,обширнееобщая цель, зримее ее общественный характер, темпрочнее связи всех детских коллективов в их общей иерархии.Целенаправленная организация разветвленногодетскогоколлектива обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия фор-мирования коллективистскихкачеств личности каждого ребенка.
Коллективизм составляетодно из определяющих отношений лич-ности в ее конкретной деятельности - творческое отношение коб-щественной делу, выражая потребность в деле, необходимом другим людям. Такую потребность нельзя сформировать в замкнутом коллек-тиве, акцентированномлишь на достижении своих целей,что таит опасность развитиягрупповщины.Нередко дети,проявляявнутри своего коллектива отношения товарищества,взаимопомощи, ответс-твенности, недемонстрируют качеств коллективистазапределами своего коллектива.
В чемпричинаслабой сформированности коллективистских ка-честв? В качестве одной из наиболеесерьезных причин этого можно указать излишнюю замкнутость ребенка в коллективе.
Формирование коллектива класса,ученической бригады, несом-ненно,способствуют воспитанию удетей определенных отношений к своему коллективу,внутри коллектива. Однако даже товарищеские отношения, отношенияделовой независимости все же сами по себе не идентичны коллективистским качествам личностиотдельных де-тей,составляющихколлектив.
Коллективизм не может основываться лишь на делах своегоколлек-тива, потомучто быть коллективистом - значит болеть нетолько за дела своего коллектива.Главное в коллективизме - обществен-ная ориентация деятельности,творческое отношение к любому дру-гомучеловеку как к цели, а не как к средству деятельности.
Поэтому формированиеподлинно коллективистских качеств лич
-
ности предполагает «абстрагирование» от дел и целейконкретного коллектива, связь этихделицелей с более широкими задачами других коллективов,образующих общество,именно на этом пути у подростка, юношиформируется личная ответственность за общие де-ла. В этом плане показательны данные,полученные в исследовании повыявлениюусловий формирования коллективистских качеств лич-ности детей подросткового возраста.Схематично эти исследования выглядятследующим образом.
Возник, однако,вопрос о степени сформированности коллекти-вистских качеств личности детей. Для выяснения этого был прове-ден дополнительныйэксперимент.Смысл его состоял в коссвенной проверке того,как поведет себя каждый подросток в ситуациивы-бора между личной и социально значимой целью.Оказалось, что те дети, которые длительно действовали вмногоплановомколлективе, ориентируясь не на конкретные, хотя общественно важные цели кон-тактных коллективов,а на общее, общественно значимое дело,об-ладают достаточно устойчивыми коллективистским качествами.Дея-тельность, выполняемая дляобщества,была для них важна потому, что этобыло связано с определением своего места в обществе,сформированием самосознания.
Следовательно задачавзрослых заключается в такой организа-ции просоциальной деятельности в условиях детскогоколлектива, которая обеспечивает ответственное отношение детей к общему делу в широком плане.Именно в этомслучаепроисходитстановление личности ребенка,для которого общественное дело -потребность.Поэтому необходимо, развивая самоуправление детского коллектива, формировать отношениядетей не только к цели данного коллектива(при сохранении ее конкретной значимости),но и кобщемуделу вообще.
Полученные данные убеждаютвнеобходимостиодновременного включения детейвспециально организованную «скользящую сеть» различных коллективов:
а) учебных, трудовых, организационно-общественных, художест-венных, спортивных, игровых;
б) постоянных, сезонных, временных; в) одно- и разновозрастных; г) малочисленных и многочисленных.
Такая подвижнаясетьмногоплановых коллективов при условии
соподчинения социально значимыхцелей деятельности всехколлек-
тивов иподчинениярешениюобщейзадачи не позволяет ребенку замкнуться в кругу близких товарищей.
Она непрерывно включает малый коллективвбольшой,группы детей одного возраста в разновозрастный коллектив, создавая пе-реплетение взаимозависимостей,разрывая рамки своего конкретно-го,«нашего» коллектива, выводя детей в целом на общество. При-чемэто не формальный разрыв,когда ребенок участвует «то там, то тут», а система, которая, с одной стороны, способствует формиро-ваниюнепосредственно-личностного общения детей в коллективе,а с другой - обеспечивает осознание ребенкомеговключенностине только в данный коллектив, но и в общество.
В частности,большое число коллективов,всоставкоторых ребенок одновременно входит, не дает ему возможности стать в из-вестную оппозицию,а скользящие формы разнопланового коллективаэту возможностьисключают,создавая условия для разнообразного общения, общения в чистом виде, для построения отношений дружбы, сотрудничества, общихвзглядов, интересов детей.
Итак, формирование личностичеловека-коллективистатребует организации системы многоплановогодетского коллектива, системы, а не конгломерата классов, групп, кружков, бригад и пр. При этом важно направленное включение каждого ребенка в развернутуюсоци-ально одобряемую деятельность в системе именно такого специально заданного многоплановогоколлективапри соподчиненности целей каждого конкретного коллектива решению общих социальнозначимых задач. Необходимоподчеркнуть,что воспитание детей в коллекти-ве, основу которого составляет система просоциальной деятельнос-ти -это не один из ряда важных воспитательных принципов, а осо-бый, качественно своеобразный подходкформированиюрастущего человека как личности.
Список литетратуры
4.Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения.
М.,1986.
5.Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенкав
подростковом возрасте.1972б