1. Психология человека: собственность и труд
В самом общем смысле психика - это свойство воспринимать, познавать и регулировать на этой основе свое поведение идеятельность, то есть свойство вживаться в этот мир и выживать в нем. Следовательно, поведение человека в данном случае - это способностьпостоянно вживаться в мир, вписываться в него, а деятельность - наоборот, способность (если кратко) выживать (не просто в смысле "оставатьсяв живых", а прежде всего в смысле "выживать из мира, переходить из устоявшихся устаревших форм в новые состояния, в новый мир"). Человекпостоянно изучает возможности, создает условия, добывает средства... Он постоянно трудится, чтобы восполнять хотя бы то, что проживает, затрачивает.Множество факторов социально-психологического свойства складываются так, что человек всегда хочет еще больше и еще лучше, хочет жить по-человечески (в егопонимании).
Поэтому речь о рынке и рыночных отношениях должна начинаться с того, что у человека изначально лежит в душе и откуда все этоначинается.
Итак, человек начинается с желания, элементарно простого "хочу жить". А чтобы жить, надо что-то иметь.Чтобы что-то иметь, надо что-то делать, хотя бы трудиться. Поэтому первейшими правами человека, жизненно ему необходимыми, являются:
1) право иметь (собственность) и 2) право работать (труд).
Одно без другого не имеет никакого смысла.
Собственность - это то, чем человек владеет, пользуется и распоряжается. Этитри условия собственности обязательны: "это мое", "этим я пользуюсь" и "могу с этим делать что угодно мне" (отдать,продать, уничтожить и т.п.). Человек психологически сращивается со своей собственностью: изначально он владеет своим "Я", своим телом, вещамии т.д. И отторжение собственности (когда что-либо отбирают), по меткому выражению американского ученого Уильяма Джеймса, "люди переживают какотторжение какого-либо органа тела". Представьте ваши переживания, когда у вас отнимают: ваш дом, машину, свободу, или не получили того, ради чего долготрудились, во что столько вложили...
Следующий вывод заключается в том, что человек в конечном счете трудится для того, чтобы иметь нечто для своей жизни, для себя,чтобы иметь нечто свое, "собственное". Основа его существования - его собственность, и ради этой собственности он и трудится. Словом, правособственности - мощный побудительный мотив труда. Каждый нормальный человек психологически, глубоко внутри или ярко выраженно, хочет иметь больше и житьлучше. Отсюда следуют элементарно простые вещи:
1) каждому надо дать возможность иметь больше, то есть каждому по его труду!
2) каждому надо дать возможность реализовать свои способности, то есть от каждого по способностям!
3) если у людей способности изначально проявляются неодинаково: ни природные данные, ни приобретенные воспитанием и обучением, ниполученные по наследству, - то отсюда естественно следует неравенство собственности!
Неравенство вытекает из самой природы человека и оно должно быть! В этом смысле уравниловка на любом уровне - это насилиенад человеком, его развращение и уродование .
Жизнь человеческого общества и каждого человека в отдельности держится на соблюдении естественных законов жизни, какими бы они нибыли: психологическими, социальными, экономическими, политическими или моральными. И за нарушение этих закономерностей приходится дорогорасплачиваться.
* * *
Долгое время у нас со всеми естественными законами творили произвол. Например, с той же собственностью. У Маркса понятие"частная собственность" включает: 1) собственность на личном труде и 2) собственность, созданную эксплуатацией. И в первые годы советской власти,при Ленине, это понятие было принято в марксовской формулировке: по решению ВЦИК в 1922 году признавались три формы собственности - частная, кооперативнаяи государственная. А в Конституции 1936 года произошла подмена понятий: убрали слово "частная" и внесли "личная". И все эти годы у наспроцветает экономический произвол над человеком труда, что оборачивается уродованием самой естественной психики человека и выплескивается в самыеразличные социальные извращения общественной жизни.
Теперь наш человек, как правило, получает не по труду, трудится не по способностям и не там, где он мог бы наиболее полнореализовать себя. И имеет при этом смехотворное, весьма и весьма ограниченное право на собственность.
В дополнение к этому имеет дурное понимание равенства - в смысле уравниловки: отнять у того, у кого больше, и отдать тому,у кого меньше. Более того, тому, кто часто и не хочет трудиться и просто паразитирует на чужом труде. Таким образом отнимали и отнимают у тех и других самый мощныйстимул: зачем трудиться?
2. Осознание рыночных отношений
Если в обществе осуществляется принцип "от каждого по способностям, каждому по его труду", если общество признаетза человеком его основополагающие права: право на собственность и право на труд, то такое общество неизбежно приходит к рыночным отношениям.Общество же, нарушающее законы рынка (экономики), рано или поздно приходит к тоталитаризму или хозяйственному развалу.
Если кратко, рынок - это культура экономики, основанная на естественных взаимоотношениях и соглашениях производителей ипотребителей, а также посредников между ними. При этом мощным регулятором рынка является конкуренция, как процесс привлечения потребителя к своей продукции.Именно регулятором, а не страшилищем, каким ее подавали советскому человеку.
Да, рынок - это свободная стихия, в которой действуют экономические законы. Как и в любом явлении жизни, в нем есть ихорошее, и плохое. (Наших людей пугали плохим и скрывали от них хорошее!) Никто не гарантирован от неудач, от всяких дельцов в худшем смысле и преступников,как и в любом другом обществе. Но рынок и жесткий регулятор: надо быть постоянно в деловой форме, быть искусным предпринимателем, чтобы устоять вконкурентной борьбе, выживать, чтобы не отбросило на обочину жизни. Положительного в рынке больше: он будет существовать до тех пор, покачеловечество не придумает более лучший регулятор хозяйственной жизни, чем рынок с его конкуренцией. Ни одно нормальное общество, вводя элементы планирования вэкономику, не отказывается от преимуществ рыночной системы. Потому что она обеспечивает в первую очередь:
1) лучшее качество товаров ,
2) постоянное совершенствование и обновление,
3) отсутствие дефицита.
Надо сказать, что дискуссии о свободном и регулируемом рынках не имеют под собой серьезной почвы. Во-первых, там, где нетрынка, нечего и регулировать. Во-вторых, любой рынок регулируется, и регулируется при этом двояким образом: 1) рынок - это саморегулирующаясясистема, 2) на рынке действуют производитель, посредник и потребитель, которые содержат, как гарантию нормальных взаимоотношений между собой, такиеинституты, как государство и право, выступающие в качестве регулятора рыночных отношений. В результате, складываются довольно серьезные регуляторы,основными среди которых можно назвать, к примеру, следующие: конкуренция в равных условиях, инвестиционная политика государства (создание выгодных условийтам, куда нужно вкладывать средства), система налогообложения, государственное определение минимальной зарплаты, переподготовка кадров (биржи труда, службызанятости и т.п.), система социальной защиты, достоверность рекламы и др. Словом, рыночные отношения - естественные отношения экономической жизни обществаи имеют основание в самой психике человека. Возможно, в будущем появится лучший механизм регуляции производства, обмена, распределения и потребления, но покаследует использовать то, что есть. Просто неразумно уничтожать старое, чтобы потом строить новое. Разумнее и естественнее параллельное существование иестественная постепенная смена старого на новое.
* * *
Что же касается рынка у нас, то многие десятилетия его попросту нет. Есть только его суррогат, так называемый "черныйрынок" с его "черными" законами. Все экономические законы, хотя и по-черному, действуют у нас только там.
Настоящий же рынок нужно создавать, обеспечивая для него условия. Ввести рынок указом невозможно. Рынок делается,делается людьми рынка, предпринимателями.
Это означает, что не надо навязывать рынок. Надо только поддерживать то, чего хотят люди рынка. Тогда не надо будетломать голову над тем, какой рынок нам нужен.Чужой хозяйственный уклад невозможно пересадить, можно только перенимать полезный опыт. А опыт - ещедалеко не рынок. Психологическая практика показывает: экономика любой страны развивается в соответствии с ее национальной психологией. Это означает, чтони Америка, ни Япония, ни Китай, ни другие не подходят для нас в качестве образцов.
Единственное, что сегодня нужно делать - это поддерживать людей рынка. Тогда и появится новый феномен - феномен российскогорынка, как еще одной хозяйственной модели в мировом опыте. Это стратегическая цель: без своего рыночного хозяйства, без своего общества собственниковнам не обойтись. Только общество собственников будет прочным основанием и для возрождения русской культуры. А до тех пор говорить о падении нравов, низкойкультуре и т.п. говорить просто бессмысленно. Пока люди думают о куске хлеба, им поистине не до культуры (Есть суровая реальность: "КУЛЬТУРА"ДОБЫВАНИЯ КУСКА!).
Стабильность общества и гарантия его процветания - в свободных собственниках.Они и будут определять, выбирать и создавать культуру. За Россией большое будущее, и от нас тоже будет зависеть и уже зависит, насколько оно приблизится.
3. Управление производством в рыночных условиях
(Управленческая модельФорда)
Если приближается рынок, то имеет смысл психологически настроиться на него. По крайней мере, приблизительнопредставить, с чем придется иметь дело. Тогда не будет страшно. Для примера можно рассмотреть управленческую модель Форда. Это он, Генри Форд, рискнул ивложил свой незначительный капитал в автомобилестроение примерно в то время, когда Россию сотрясали революции - февральская и октябрьская. Через нескольколет, в начале 20-х годов, он уже признанный "король автомобилестроения". Уже тогда его фирма выпускала больше миллионаавтомобилей в год - больше, чем современные советские автогиганты. (О своей жизнедеятельности Генри Форд рассказывает в книге: "Моя жизнь - моидостижения".)
Можно с достаточным основанием утверждать, что в основе его успеха лежит психология человека труда, внимание к его труду,гуманизация труда. И просто уважение к человеческому труду. Одним из первых Форд на практике стал в полную меру использовать человеческий фактор. В товремя это было довольно рискованно. Но он говорил: "Раз уж нам приходится работать, то есть смысл работать благоразумно и осторожно". Ив дальнейшем, когда у него появился немалый штат управленцев производством, наставлял их: "Поменьше административного духа в деловой жизни,побольше делового духа в административной жизни".
В основе основ на сегодня у людей всегда и везде лежит труд ("труд всему голова!"). И рассматривая основные принципыдеятельности Г.Форда, в первую очередь следует сказать о том, что труд является его основным хозяйственным принципом. Второй, экономический,принцип звучит примерно так: "Каждый из нас работает над материалом, который не нами создан и которого мы создать не можем, над материалом, которыйдан природой". И третий принцип (нравственный) - это право человека на труд, признание этого права за каждым.
Он неукоснительно придерживался этих принципов: пусть каждый работает по способностям и получает по труду, выплачивать ровностолько, сколько человек заработал. И опять же - право и достоинство человека: по его мнению, человек, заработавший на хлеб, имеет и право на этот хлеб. Есликто крадет у него этот хлеб, то крадет больше, чем хлеб - право на этот хлеб. Взаимоотношения человека с обществом Форд определяет, исходя из тех жепринципов: "Если человек ничего не дал обществу, то он не имеет права ничего требовать от него".
Да, хозяйственный опыт Форда в условиях нашей предрыночной ситуации представляет большой интерес для руководителей и управленческогоперсонала. Наши условия несколько аналогичны фордовскому, да и государство, не имея лучшей альтернативы, все больше и больше будет ориентировать предприятияна человеческий фактор, и внутри и вне предприятия. Поэтому не случайно здесь взят для иллюстрации рыночных условий хозяйствования именно опыт Форда начала20-х годов ХХ столетия. Кстати, и у нас складывались все условия для такого направления развития, но они были прерваны состоявшимися революциями (вспомнитехотя бы Савву Морозова!).
Итак, главной задачей предприятия Г.Форд считает производство для потребления, а не для наживы. И мысли нет о производстве радипроизводства, как это происходит в "планово ориентированном" хозяйстве. Потому что товар должен быть конкурентоспособным, иначе фирмавылетит в трубу. Производство должно исходить из самого продукта, ориентироваться на потребление, чтобы все было практично и целесообразно.Лишний вес вреден в любом производстве. Две вещи тормозят продуктивность: алчность и расточительность. Полезная затрата и бережливость - вот отношениеФорда к экономии (расточительство - зло!). Теперь коротко об основных управленческих подходах Форда.
1. Принцип времени (отношение к будущему и прошлому):
1.1. Не бойся будущего и не относись почтительно к прошлому. И то, и другое сковывают инициативу, мешаютдвигаться вперед, сосредотачиваться на главных задачах дня.
1.2. Кто боится будущего, то есть неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Необходимы смелость ираскованность.
1.3. Неудачи дают повод только начать снова и более умно. Нужно учиться превращать поражения в победы. Извлекатьуроки. Не фиксироваться на неудачах.
1.4. Честная неудача не позорна, позорен страх перед неудачей. Комментарии здесь излишни.
1.5. Прошлое полезно только в том отношении, что указывает нам пути и средства к развитию. Для дела больше и не надои меньше нежелательно. Анализ проделанного для делового человека, все равно что для шахматиста - вдумчиво повторить дома сыгранную на матче партию.
2. Принцип конкуренции:
2.1. Не обращай внимания на конкуренцию. Не отвлекайся. делай лучше свое дело.
2.2. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Отлично сказано.
2.3. Попытка расстроить чьи-либо дела - преступление. Наоборот, как показывает японский опыт последнихдесятилетий, там фигурируют одни и те же крупные фирмы и компании: сильные конкуренты помогают ослабевшему подняться на ноги. Понимают такую простую вещь:если кто выпадет из их круга, это ослабит оставшихся. (Дальше еще короче)
3. Принцип полезности:
3.1. Работать на общую пользу - стать выше выгоды.
3.2. Без прибыли не может держаться ни одно дело.
3.3. По существу в прибыли нет ничего дурного.
3.4. Хорошо поставленное предприятие, принося большую пользу, должно приносить и доход...
4. Производственный принцип:
4.1. Производить не значит дешево покупать и дорого продавать.
4.2. Раскручивать хорошую идею до конца, а не браться за несколько идей сразу.
4.3. Постоянно совершенствовать метод производства.
4.4. Прибыль всегда должна идти за производством.
4.5. Планирование должно быть разумным.
Все рассмотренные и перечисленные принципы так или иначе будут лежать в основе современного управления производством.
Но любое производство ничего не стоит без людей и рано или поздно развалится. Поэтому Г.Форд уделял исключительное внимание бытуи досугу рабочих, которых у него было около 50000 человек. С этой целью он содержал в фирме социологическую службу, в штате которого трудилисьвникающие во все аспекты жизни трудящихся 60 специалистов. Форд прекрасно понимал: как человек живет, так он и работает.
Как и российский миллионер и крупный промышленник Савва Морозов, Форд известен, кроме как основатель своей промышленной школы,еще и своей благотворительной деятельностью. Он считал, что проще подать милостыню бедняку, чем устранить бедность. Пока это так и обстоит: бедностьнигде до сих пор не ликвидирована, у нас - тем более.
* * *
У нас все еще сильны заидеологизированные социальные стереотипы предвзятого отношения к рынку, в том числе страх инастороженность. Как некий комплекс кастрации: при всех своих богатых природных данных мы долгое время были отлучены от нормальных для человекахозяйственных отношений, воспитывались в уродливых условиях.
Психология личности и социальная психология показывают, что "чувство хозяина",желание иметь и владеть и деловые отношения между людьми составляют психологическую основу собственностии рыночных отношений. Никто их не насаждалсилой. На примере американской (фордовской) модели управления ясно видно, как сами рыночные отношения все больше и больше поворачиваются лицом к человеку,как не страшна эксплуатация, когда предприниматель вкладывает в своих людей большие средства, чтобы они могли по-человечески жить, а люди, его работники,отвечают взаимностью - приносят ему его успех.
Нашим деловым людям возрождающегося предпринимательства изначально нужно учитывать этот фактор, если они желаютдобиваться долгосрочного и надежного успеха. Серьезному предпринимателю не обойтись без команды хорошо оплачиваемых специалистов и техническихисполнителей, руководителей и подчиненных. В основе современного управления - люди и их психология! И их значение с развитием рыночных отношений будет толькоусиливаться