Рефетека.ру / Психология

Реферат: Психология рыночных отношений

Психология рыночных отношений

1. Психология человека: собственность и труд

В самом общем смысле психика - это свойство воспринимать, познавать и регулировать на этой основе свое поведение и деятельность, то есть свойство вживаться в этот мир и выживать в нем. Следовательно, поведение человека в данном случае - это способность постоянно вживаться в мир, вписываться в него, а деятельность - наоборот, способность (если кратко) выживать (не просто в смысле "оставаться в живых", а прежде всего в смысле "выживать из мира, переходить из устоявшихся устаревших форм в новые состояния, в новый мир"). Человек постоянно изучает возможности, создает условия, добывает средства... Он постоянно трудится, чтобы восполнять хотя бы то, что проживает, затрачивает. Множество факторов социально-психологического свойства складываются так, что человек всегда хочет еще больше и еще лучше, хочет жить по-человечески (в его понимании).

Поэтому речь о рынке и рыночных отношениях должна начинаться с того, что у человека изначально лежит в душе и откуда все это начинается.

Итак, человек начинается с желания, элементарно простого "хочу жить". А чтобы жить, надо что-то иметь. Чтобы что-то иметь, надо что-то делать, хотя бы трудиться. Поэтому первейшими правами человека, жизненно ему необходимыми, являются:

1) право иметь (собственность) и 2) право работать (труд).

Одно без другого не имеет никакого смысла.

Собственность - это то, чем человек владеет, пользуется и распоряжается. Эти три условия собственности обязательны: "это мое", "этим я пользуюсь" и "могу с этим делать что угодно мне" (отдать, продать, уничтожить и т.п.). Человек психологически сращивается со своей собственностью: изначально он владеет своим "Я", своим телом, вещами и т.д. И отторжение собственности (когда что-либо отбирают), по меткому выражению американского ученого Уильяма Джеймса, "люди переживают как отторжение какого-либо органа тела". Представьте ваши переживания, когда у вас отнимают: ваш дом, машину, свободу, или не получили того, ради чего долго трудились, во что столько вложили...

Следующий вывод заключается в том, что человек в конечном счете трудится для того, чтобы иметь нечто для своей жизни, для себя, чтобы иметь нечто свое, "собственное". Основа его существования - его собственность, и ради этой собственности он и трудится. Словом, право собственности - мощный побудительный мотив труда. Каждый нормальный человек психологически, глубоко внутри или ярко выраженно, хочет иметь больше и жить лучше. Отсюда следуют элементарно простые вещи:

1) каждому надо дать возможность иметь больше, то есть каждому по его труду!

2) каждому надо дать возможность реализовать свои способности, то есть от каждого по способностям!

3) если у людей способности изначально проявляются неодинаково: ни природные данные, ни приобретенные воспитанием и обучением, ни полученные по наследству, - то отсюда естественно следует неравенство собственности!

Неравенство вытекает из самой природы человека и оно должно быть! В этом смысле уравниловка на любом уровне - это насилие над человеком, его развращение и уродование .

Жизнь человеческого общества и каждого человека в отдельности держится на соблюдении естественных законов жизни, какими бы они ни были: психологическими, социальными, экономическими, политическими или моральными. И за нарушение этих закономерностей приходится дорого расплачиваться.

* * *

Долгое время у нас со всеми естественными законами творили произвол. Например, с той же собственностью. У Маркса понятие "частная собственность" включает: 1) собственность на личном труде и 2) собственность, созданную эксплуатацией. И в первые годы советской власти, при Ленине, это понятие было принято в марксовской формулировке: по решению ВЦИК в 1922 году признавались три формы собственности - частная, кооперативная и государственная. А в Конституции 1936 года произошла подмена понятий: убрали слово "частная" и внесли "личная". И все эти годы у нас процветает экономический произвол над человеком труда, что оборачивается уродованием самой естественной психики человека и выплескивается в самые различные социальные извращения общественной жизни.

Теперь наш человек, как правило, получает не по труду, трудится не по способностям и не там, где он мог бы наиболее полно реализовать себя. И имеет при этом смехотворное, весьма и весьма ограниченное право на собственность.

В дополнение к этому имеет дурное понимание равенства - в смысле уравниловки: отнять у того, у кого больше, и отдать тому, у кого меньше. Более того, тому, кто часто и не хочет трудиться и просто паразитирует на чужом труде. Таким образом отнимали и отнимают у тех и других самый мощный стимул: зачем трудиться?

2. Осознание рыночных отношений

Если в обществе осуществляется принцип "от каждого по способностям, каждому по его труду", если общество признает за человеком его основополагающие права: право на собственность и право на труд, то такое общество неизбежно приходит к рыночным отношениям. Общество же, нарушающее законы рынка (экономики), рано или поздно приходит к тоталитаризму или хозяйственному развалу.

Если кратко, рынок - это культура экономики, основанная на естественных взаимоотношениях и соглашениях производителей и потребителей, а также посредников между ними. При этом мощным регулятором рынка является конкуренция, как процесс привлечения потребителя к своей продукции. Именно регулятором, а не страшилищем, каким ее подавали советскому человеку.

Да, рынок - это свободная стихия, в которой действуют экономические законы. Как и в любом явлении жизни, в нем есть и хорошее, и плохое. (Наших людей пугали плохим и скрывали от них хорошее!) Никто не гарантирован от неудач, от всяких дельцов в худшем смысле и преступников, как и в любом другом обществе. Но рынок и жесткий регулятор: надо быть постоянно в деловой форме, быть искусным предпринимателем, чтобы устоять в конкурентной борьбе, выживать, чтобы не отбросило на обочину жизни. Положительного в рынке больше: он будет существовать до тех пор, пока человечество не придумает более лучший регулятор хозяйственной жизни, чем рынок с его конкуренцией. Ни одно нормальное общество, вводя элементы планирования в экономику, не отказывается от преимуществ рыночной системы. Потому что она обеспечивает в первую очередь:

1) лучшее качество товаров ,
2) постоянное совершенствование и обновление,
3) отсутствие дефицита.

Надо сказать, что дискуссии о свободном и регулируемом рынках не имеют под собой серьезной почвы. Во-первых, там, где нет рынка, нечего и регулировать. Во-вторых, любой рынок регулируется, и регулируется при этом двояким образом: 1) рынок - это саморегулирующаяся система, 2) на рынке действуют производитель, посредник и потребитель, которые содержат, как гарантию нормальных взаимоотношений между собой, такие институты, как государство и право, выступающие в качестве регулятора рыночных отношений. В результате, складываются довольно серьезные регуляторы, основными среди которых можно назвать, к примеру, следующие: конкуренция в равных условиях, инвестиционная политика государства (создание выгодных условий там, куда нужно вкладывать средства), система налогообложения, государственное определение минимальной зарплаты, переподготовка кадров (биржи труда, службы занятости и т.п.), система социальной защиты, достоверность рекламы и др. Словом, рыночные отношения - естественные отношения экономической жизни общества и имеют основание в самой психике человека. Возможно, в будущем появится лучший механизм регуляции производства, обмена, распределения и потребления, но пока следует использовать то, что есть. Просто неразумно уничтожать старое, чтобы потом строить новое. Разумнее и естественнее параллельное существование и естественная постепенная смена старого на новое.

* * *

Что же касается рынка у нас, то многие десятилетия его попросту нет. Есть только его суррогат, так называемый "черный рынок" с его "черными" законами. Все экономические законы, хотя и по-черному, действуют у нас только там.

Настоящий же рынок нужно создавать, обеспечивая для него условия. Ввести рынок указом невозможно. Рынок делается, делается людьми рынка, предпринимателями.

Это означает, что не надо навязывать рынок. Надо только поддерживать то, чего хотят люди рынка. Тогда не надо будет ломать голову над тем, какой рынок нам нужен.Чужой хозяйственный уклад невозможно пересадить, можно только перенимать полезный опыт. А опыт - еще далеко не рынок. Психологическая практика показывает: экономика любой страны развивается в соответствии с ее национальной психологией. Это означает, что ни Америка, ни Япония, ни Китай, ни другие не подходят для нас в качестве образцов.

Единственное, что сегодня нужно делать - это поддерживать людей рынка. Тогда и появится новый феномен - феномен российского рынка, как еще одной хозяйственной модели в мировом опыте. Это стратегическая цель: без своего рыночного хозяйства, без своего общества собственников нам не обойтись. Только общество собственников будет прочным основанием и для возрождения русской культуры. А до тех пор говорить о падении нравов, низкой культуре и т.п. говорить просто бессмысленно. Пока люди думают о куске хлеба, им поистине не до культуры (Есть суровая реальность: "КУЛЬТУРА" ДОБЫВАНИЯ КУСКА!).

Стабильность общества и гарантия его процветания - в свободных собственниках. Они и будут определять, выбирать и создавать культуру. За Россией большое будущее, и от нас тоже будет зависеть и уже зависит, насколько оно приблизится.

3. Управление производством в рыночных условиях
(Управленческая модель Форда)

Если приближается рынок, то имеет смысл психологически настроиться на него. По крайней мере, приблизительно представить, с чем придется иметь дело. Тогда не будет страшно. Для примера можно рассмотреть управленческую модель Форда. Это он, Генри Форд, рискнул и вложил свой незначительный капитал в автомобилестроение примерно в то время, когда Россию сотрясали революции - февральская и октябрьская. Через несколько лет, в начале 20-х годов, он уже признанный "король автомобилестроения". Уже тогда его фирма выпускала больше миллиона автомобилей в год - больше, чем современные советские автогиганты. (О своей жизнедеятельности Генри Форд рассказывает в книге: "Моя жизнь - мои достижения".)

Можно с достаточным основанием утверждать, что в основе его успеха лежит психология человека труда, внимание к его труду, гуманизация труда. И просто уважение к человеческому труду. Одним из первых Форд на практике стал в полную меру использовать человеческий фактор. В то время это было довольно рискованно. Но он говорил: "Раз уж нам приходится работать, то есть смысл работать благоразумно и осторожно". И в дальнейшем, когда у него появился немалый штат управленцев производством, наставлял их: "Поменьше административного духа в деловой жизни, побольше делового духа в административной жизни".

В основе основ на сегодня у людей всегда и везде лежит труд ("труд всему голова!"). И рассматривая основные принципы деятельности Г.Форда, в первую очередь следует сказать о том, что труд является его основным хозяйственным принципом. Второй, экономический, принцип звучит примерно так: "Каждый из нас работает над материалом, который не нами создан и которого мы создать не можем, над материалом, который дан природой". И третий принцип (нравственный) - это право человека на труд, признание этого права за каждым.

Он неукоснительно придерживался этих принципов: пусть каждый работает по способностям и получает по труду, выплачивать ровно столько, сколько человек заработал. И опять же - право и достоинство человека: по его мнению, человек, заработавший на хлеб, имеет и право на этот хлеб. Если кто крадет у него этот хлеб, то крадет больше, чем хлеб - право на этот хлеб. Взаимоотношения человека с обществом Форд определяет, исходя из тех же принципов: "Если человек ничего не дал обществу, то он не имеет права ничего требовать от него".

Да, хозяйственный опыт Форда в условиях нашей предрыночной ситуации представляет большой интерес для руководителей и управленческого персонала. Наши условия несколько аналогичны фордовскому, да и государство, не имея лучшей альтернативы, все больше и больше будет ориентировать предприятия на человеческий фактор, и внутри и вне предприятия. Поэтому не случайно здесь взят для иллюстрации рыночных условий хозяйствования именно опыт Форда начала 20-х годов ХХ столетия. Кстати, и у нас складывались все условия для такого направления развития, но они были прерваны состоявшимися революциями (вспомните хотя бы Савву Морозова!).

Итак, главной задачей предприятия Г.Форд считает производство для потребления, а не для наживы. И мысли нет о производстве ради производства, как это происходит в "планово ориентированном" хозяйстве. Потому что товар должен быть конкурентоспособным, иначе фирма вылетит в трубу. Производство должно исходить из самого продукта, ориентироваться на потребление, чтобы все было практично и целесообразно. Лишний вес вреден в любом производстве. Две вещи тормозят продуктивность: алчность и расточительность. Полезная затрата и бережливость - вот отношение Форда к экономии (расточительство - зло!). Теперь коротко об основных управленческих подходах Форда.

1. Принцип времени (отношение к будущему и прошлому):

1.1. Не бойся будущего и не относись почтительно к прошлому. И то, и другое сковывают инициативу, мешают двигаться вперед, сосредотачиваться на главных задачах дня.

1.2. Кто боится будущего, то есть неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Необходимы смелость и раскованность.

1.3. Неудачи дают повод только начать снова и более умно. Нужно учиться превращать поражения в победы. Извлекать уроки. Не фиксироваться на неудачах.

1.4. Честная неудача не позорна, позорен страх перед неудачей. Комментарии здесь излишни.

1.5. Прошлое полезно только в том отношении, что указывает нам пути и средства к развитию. Для дела больше и не надо и меньше нежелательно. Анализ проделанного для делового человека, все равно что для шахматиста - вдумчиво повторить дома сыгранную на матче партию.

2. Принцип конкуренции:

2.1. Не обращай внимания на конкуренцию. Не отвлекайся. делай лучше свое дело.

2.2. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Отлично сказано.

2.3. Попытка расстроить чьи-либо дела - преступление. Наоборот, как показывает японский опыт последних десятилетий, там фигурируют одни и те же крупные фирмы и компании: сильные конкуренты помогают ослабевшему подняться на ноги. Понимают такую простую вещь: если кто выпадет из их круга, это ослабит оставшихся. (Дальше еще короче)

3. Принцип полезности:

3.1. Работать на общую пользу - стать выше выгоды.

3.2. Без прибыли не может держаться ни одно дело.

3.3. По существу в прибыли нет ничего дурного.

3.4. Хорошо поставленное предприятие, принося большую пользу, должно приносить и доход...

4. Производственный принцип:

4.1. Производить не значит дешево покупать и дорого продавать.

4.2. Раскручивать хорошую идею до конца, а не браться за несколько идей сразу.

4.3. Постоянно совершенствовать метод производства.

4.4. Прибыль всегда должна идти за производством.

4.5. Планирование должно быть разумным.

Все рассмотренные и перечисленные принципы так или иначе будут лежать в основе современного управления производством.

Но любое производство ничего не стоит без людей и рано или поздно развалится. Поэтому Г.Форд уделял исключительное внимание быту и досугу рабочих, которых у него было около 50000 человек. С этой целью он содержал в фирме социологическую службу, в штате которого трудились вникающие во все аспекты жизни трудящихся 60 специалистов. Форд прекрасно понимал: как человек живет, так он и работает.

Как и российский миллионер и крупный промышленник Савва Морозов, Форд известен, кроме как основатель своей промышленной школы, еще и своей благотворительной деятельностью. Он считал, что проще подать милостыню бедняку, чем устранить бедность. Пока это так и обстоит: бедность нигде до сих пор не ликвидирована, у нас - тем более.

* * *

У нас все еще сильны заидеологизированные социальные стереотипы предвзятого отношения к рынку, в том числе страх и настороженность. Как некий комплекс кастрации: при всех своих богатых природных данных мы долгое время были отлучены от нормальных для человека хозяйственных отношений, воспитывались в уродливых условиях.

Психология личности и социальная психология показывают, что "чувство хозяина", желание иметь и владеть и деловые отношения между людьми составляют психологическую основу собственности и рыночных отношений. Никто их не насаждал силой. На примере американской (фордовской) модели управления ясно видно, как сами рыночные отношения все больше и больше поворачиваются лицом к человеку, как не страшна эксплуатация, когда предприниматель вкладывает в своих людей большие средства, чтобы они могли по-человечески жить, а люди, его работники, отвечают взаимностью - приносят ему его успех.

Нашим деловым людям возрождающегося предпринимательства изначально нужно учитывать этот фактор, если они желают добиваться долгосрочного и надежного успеха. Серьезному предпринимателю не обойтись без команды хорошо оплачиваемых специалистов и технических исполнителей, руководителей и подчиненных. В основе современного управления - люди и их психология! И их значение с развитием рыночных отношений будет только усиливаться

Статья Алексея Нянина


Похожие работы:

  1. • Психология рыночных отношений
  2. • Психология рыночных отношений и управление
  3. • Психология гражданского судопроизводства
  4. • Диалектика рыночного равновесия
  5. • Отношения собственности в рыночной экономике ...
  6. •  ... управление производственной организацией в рыночных условиях
  7. • Психологическое управление организацией в условиях рынка
  8. • Экономическая эффективность занятий ...
  9. • Психология социального конфликта
  10. • Структура рабочей силы в России на современном этапе
  11. • Этика профессиональной деятельности
  12. • Природа социального конфликта
  13. • Молодежь: концептуализация понятия
  14. • Субъекты культуры
  15. • Товарные биржы
  16. • Кризис Российской экономики и пути выхода из него
  17. • Социально-экономические аспекты развития предприятий ...
  18. • Налог на добавленную стоимость в Украине
  19. • Реклама и национальные ценности
Рефетека ру refoteka@gmail.com