Реферат: Психологическое консультирование и тестирование
Введение
Статья посвящена проблемам, возникающим при использовании психологических тестов в практике психологическогоконсультирования. Не секрет, что многие психологи-консультанты испытывают затруднения в процессе тестирования клиентов. Еще большее количествопсихологов, ориентированных на применение стандартных психодиагностических методик в своей практической деятельности, допускают ошибки, связанные снарушением принципов консультирования.
Действительно, консультирование и тестирование клиентов направлены на решение разных задач, которые выполняют практическиепсихологи. Цели психологического консультирования и тестовой диагностики могут противоречитьдруг другу. Методы тестирования и консультирования требуют от психологов разных профессиональных знаний и навыков. Наконец, в какой-то мере они выражаютразличные подходы при обслуживании клиентов, разные профессиональные убеждения, связаны с неодинаковыми профессиональными ценностями и критериями.
Однако, различия между консультационной и диагностической идеологией относительны. Несомненно, цели и средстваконсультирования являются более общими в предоставлении психологических услуг клиентам по сравнению с тестированием. Применение психодиагностических тестовпредставляет собой частный случай в работе с клиентами и должно быть подчинено задачам консультирования. Кроме стандартизированных тестовых методик вконсультировании в качестве диагностических используются методы наблюдения, интервью. Причем, все они могут и должны быть направлены на помощь клиенту врешении его психологических проблем. Но это требует высокого уровня профессиональной квалификации и ответственности.
Очевидно, что в неумелых, нечестных или недобрых руках диагностические данные могут причинить серьезный ущерб интересам,здоровью или достоинству клиента. Особенно это касается результатов тестирования, поскольку стандартизация тестов создает иллюзию их простоты идоступности. Как сделать так, чтобы результаты психологической диагностики, по меньшей мере, не наносили вред клиенту, а в лучшем случае, наиболее эффективнорешали задачи консультирования, психологической коррекции, изменения представлений и отношений клиента, оптимизации его состояния, облегченияболезненных переживаний, поиска ресурсов клиента, возможностей разрешения проблем, создавали дополнительные условия для адаптации, преодоления кризисныхситуаций?
В статье сформулированы наиболее существенные вопросы, связанные с применением психологических тестов в консультированииклиентов. Ответы на эти вопросы даны на основе практического опыта автора и выражают его профессиональную позицию. Конечно, некоторые из этих ответов имеютдискуссионный характер. Их можно воспринимать как приглашение к обсуждению и выражению своего собственного мнения по данным вопросам.
В каких случаях целесообразнопсихологическое тестирование?
Тестовые методики для диагностики индивидуальных особенностей интеллекта, личности, межличностных отношений и психическогосостояния человека традиционно используются в сфере образования, здравоохранения, занятости, бизнеса, семейного консультирования. Психологунередко приходится решать задачи, требующие психологической диагностики. Это - измерение профессиональных склонностей и способностей, диагностикапрофпригодности, профориентация, отбор и расстановка кадров, помощь в самоусовершенствовании, оценка психического здоровья, выявление критическихсостояний и отклоняющегося поведения, контроль эффективности коррекционных воздействий, оценка работоспособности, прогнозирование трудностей в обучении,подбор совместимых лиц для групповой работы, анализ стиля руководства, определение психологического климата, предупреждение конфликтов.
Что мешает применению тестированияв психологическом консультировании?
Корректное использование психодиагностических методик является одним из условий повышения эффективности работы психолога.Сомнения некоторых психологов по поводу целесообразности использования психологических тестов в практической работе с клиентами вызваны возможностьювозникновения ряда психологических барьеров, как со стороны психолога, так и со стороны клиента.
Клиент может опасаться раскрытия собственных личных качеств или неправильного использования результатов тестирования. Крометого, он может пассивно и потребительски относиться к процессу консультирования.
В свою очередь, психолог может считать, что стандартизированная процедура психологического тестирования мешает установлениюнеформального контакта с клиентом. Он также может недостаточно доверять результатам тестирования из-за того, что в своей практике сталкивался с тестамисомнительной надежности или имеет не слишком четкое представление об их конструкции. Наконец, он может просто недостаточно хорошо владеть используемойпсиходиагностической методикой или не иметь в своем личном распоряжении тестов, подходящих для решения конкретной задачи.
Когда использование тестированияв консультировании не требуется?
Иногда психологи считают, что применение стандартных психометрических средств необходимо лишь в процессе научного исследования, а впрактической работе полагаются на свой опыт общения с клиентом. Такой подход к решению психологических задач в ряде случаев может быть оправдан, посколькутестирование требует определенных затрат времени и сил, а также дополнительной квалификации психолога.
Консультационные ситуации можно разделить на три класса по продолжительности и глубине работы с клиентом:
1. краткосрочное консультирование, направленное на решение частных проблем клиента,
2. длительное консультирование, ориентированное на личностные изменения клиента,
3. консультирование большого количества клиентов в условиях дефицита времени.
В случаях работы с клиентом, требующих оперативного реагирования психолога, стандартные тесты еще не требуются, ипсихолог может использовать консультационные приемы без учета индивидуальных особенностей клиента или ориентироваться на его поведенческие признаки,проявляющиеся в ходе консультативной беседы.
В случаях длительной и углубленной индивидуальной работы с клиентом тесты могут уже не потребоваться, поскольку близкий контакт инепосредственное знакомство уже дают психологу необходимую диагностическую информацию о клиенте.
Однако в случаях массовой работы с большим потоком клиентов не использовать преимущества тестовой психометрической технологии врядли целесообразно.
Что дает тестирование вконсультировании?
Во-первых, ряд тестовых методик позволяет выявлять более глубокий уровень личности клиента, чем тот, на котором развивается диалогклиента с консультантом. Стандартные методики предохраняют психолога от встречной проекции, приписывания клиенту собственных проблем и представлений.
Во-вторых, использование стандартных методик позволяет использовать богатый опыт разработчиков и других пользователейтестов.
В-третьих, использование статистически репрезентативных тестовых норм и количественных показателей позволяетсопоставлять результаты различных клиентов и прослеживать изменение их состояния в ходе психологической работы, оценивая ее эффективность.
В-четвертых, экономичность тестов позволяет автоматизировать их на компьютере или использовать не очень высококвалифицированный персонал, освобождая психологов от значительной части рутинной деятельности и, давая тем самым возможность решать более сложные инеотложные задачи.
Кроме того, при правильном использовании психологическое тестирование:
* позволяет с достаточной степенью объективности выявить психологические особенности и состояние клиента,
* помогает установить контакт, присоединиться к клиенту,
* может облегчить формирование и поддержание доверия клиента,
* является источником материала для структурирования беседы,
* дает возможность оптимизировать активность и состояние клиента,
* может служить средством воздействия на клиента.
Какие тесты могут использоватьсяв консультировании?
В зависимости от целей и условий консультирования могут использоваться самые разнообразные тестовые методики, которые можноусловно разделить на экспресс-методы, методы углубленной и глубинной диагностики.
Психологические экспресс-тесты отличаются:
* компактностью и экономичностью,
* простотой, возможностью проведения тестирования неспециалистом и самотестирования,
* возможностью выявления групп риска по тем или иным психологическим критериям,
* преимущественной ориентацией на диагностику склонностей клиента.
Тесты для углубленной психологической диагностики характеризуются:
* максимальной валидностью и надежностью,
* универсальностью и широким спектром оценочных возможностей, избыточностью получаемой информации,
* удобством для группового и компьютерного тестирования,
* возможностью диагностики способностей.
Наконец, методики глубинной психологической диагностики:
* позволяют выявлять скрытые или скрываемые мотивы, отношения и представления клиента, содержание его сознания и бессознательной сферы,
* связаны сидеографическим описанием личности, основанным на измерении индивидуального субъективного смысла различных понятий для человека,
* как правило, требуют использования специальных компьютерных программ.
Что требуется от психолога дляиспользования тестирования?
Эффективное использование стандартизированных психодиагностических средств требует от психолога овладения навыками проведенияконкретных тестовых методик, знания содержания диагностических показателей и умения их интерпретировать, умения планировать психодиагностическоеобследование клиента в соответствии с его запросами и ожиданиями, содержанием изучаемой проблемы и объективными условиями работы. Для решения нестандартныхзадач психолог должен не просто быть подготовлен для пользования существующими стандартными тестовыми методиками, но и уметь разрабатывать и применять новыеметоды, анкеты, тесты, в том числе автоматизированные варианты таких методик. Базой для такой деятельности являются знания в области измерения ишкалирования, статистической обработки данных, информатики и компьютерной техники.
Какие ошибки встречаются прииспользовании психологических тестов в консультировании?
1. Выбор неадекватных тестовых методик.
Эти ошибки связаны с выбором и использованием тестов, непригодных для решения поставленных задач, не соответствующихтребуемому уровню валидности, надежности. В качестве примеров можно привести:
* использование 16-факторного личностного опросника Кеттелла для оценки профессиональной пригодности, выявления противопоказаний к той или иной профессии,
* использование методики Люшера для диагностики психологических особенностей личности,
* использование методики Майерс-Бриггс для выявления способностей личности,
* использование компьютерной программы "Профи" для диагностики профессиональных интересов и склонностей.
Причинами подобных ошибок могут быть:
* недостаточные знания психометрических свойств методик,
* субъективная привлекательность или внешняя эффектность методик,
* стремление сэкономить время или силы за счет применения экспресс-тестов.
2. Принятие неправильных диагностических решений.
Эти ошибки могут возникать вследствие неверной интерпретация диагностических показателей. Например, могут быть сделаны:
* выводы о чертах и типе характера личности при "пограничном профиле" методики MMPI,
* суждение о наличии отклонений от нормы при значении какого либо фактора личностного опросника Кеттелла равном 8 или 9 стенам,
* заключение о различии в уровне развития интеллекта у двух клиентов по методике Амтхауэра при разнице IQ менее 5 баллов.
Подобные ошибки могут объясняться:
* недостаточным уровнем знаний о диагностируемых явлениях,
* переоценкой степени точности и объективности применяемых методик.
3. Некорректное сообщение результатовпсихологической диагностики клиенту.
3.1. Передача клиенту заключения по результатамтестирования в письменном виде или в виде компьютерной распечатки.
К сожалению, некоторые психологи выдают клиентам на руки письменные заключения по результатам диагностики. Это можнорассматривать как грубую ошибку. Из того, что консультант говорит клиенту вслух, клиент, как правило, запомнит только то, что поймет, с чем согласитсяили не согласится. Информация, которая может нанести психологический вред, забудется или переработается. Кроме того, только в процессе беседы психолог всостоянии проконтролировать полученный эффект и может при необходимости его откорректировать. Напротив, когда клиент постоянно возвращается к своим данными перечитывает заключение, результаты могут быть непредсказуемы. Иногда после этого клиентов приходится в буквальном смысле лечить.
Эти ошибки могут быть вызваны:
* затруднениями при устном изложении результатов диагностики,
* стремлением сэкономить время и силы на сообщении результатов тестирования,
* просьбами клиента.
3.2. Изложение результатов тестирования безпредварительной работы с клиентом.
Иногда психологи торопятся сообщить тестовые результаты клиенту. Между тем, сообщение результатов тестирования требуетпредварительного знакомства с клиентом, установления контакта, выявления запросов, снятия излишнего эмоционального напряжения. Результаты тестированиядолжны проверяться с помощью беседы, наблюдения и использования дополнительных источников информации. Игнорирование проблем и запросов клиента, его состоянияи индивидуальных особенностей, отсутствие обратной связи, категоричность выводов:
* как правило, воспринимаются клиентом как давление на него,
* могут приводить к потере контакта, недоверию клиента, его сопротивлению независимо от точности полученных результатов,
* препятствует пониманию и принятию клиентом сообщаемой информации,
* мешают клиенту принять активное участие в решении своих проблем и сотрудничать с консультантом,
* не удовлетворяют потребностей клиента в безопасности, контакте и уважении.
Причинами подобных ошибок могут быть:
* отсутствие знаний о процессе и принципах консультирования,
* стремление поскорее закончить работу с клиентом, избавиться от него.
3.3. Использование некорректного языка описания ипринципов понимания личности.
Традиционные представления характеризуют личность как совокупность постоянных свойств, качеств, черт, проявляющихсябезотносительно к содержанию и специфике ситуации.
Это выражается в употреблении таких терминов как тревожность, агрессивность, сдержанность, уверенность в себе, способность ксамоконтролю, ответственность, невнимательность и т.п. Клиенту часто говорится, какой он (упорный, замкнутый, осмотрительный). Его осведомляют, чем онхарактеризуется, какими качествами обладает (педантичностью, упрямством, раздражительностью и т.п.). Это может подкрепить у клиента иллюзию постоянствасобственной личности, невозможности изменения поведения, отсутствия выбора поступков в зависимости от ситуации.
При этом клиенту редко сообщается, в каких условиях, когда и где (в ситуациях угрозы, в процессе принятия решения, признакомстве и т.п.) проявляются указанные качества. Игнорирование условий проявления качеств личности, отсутствие указаний на контекст, в котором ониобнаруживаются, может вводить клиента в заблуждение относительно глобальности, обобщенности этих качеств. Клиенту косвенно дается понять, что он такой всегдаи везде.
Наконец, клиент часто получает информацию о том, чего ему не хватает, какими способностями он не обладает, что он не умеет или неможет делать. Кроме того, иногда сообщения ограничиваются отрицательными результатами тестирования, свидетельствующими о недостатках, проблемах,затруднениях, без определения позитивных качеств, сильных сторон, способностей клиента.
В результате такой подачи информации у клиента может создаваться представление об отсутствии альтернатив в выборе поведения,ситуаций, ресурсов. Клиент может лишиться надежды на изменения и возможность решенияпроблем. Таким образом, психолог может сослужить плохую службу клиенту,если будет говорить, какой клиент есть и кем он не является. Самое худшее, что может произойти в подобном случае, это то, что клиент может в это поверить.
Более выраженным психокоррекционным потенциалом характеризуется представление о личности как о совокупности способовреагирования человека в различных ситуациях. В этом случае черта понимается как способ поведения или переживаний человека в определенном классе ситуаций. Любаячерта личности может быть определена как способность человека, как позитивное качество, дающее возможность приспособления человека к определеннымобстоятельствам. Например, педантичность может быть сформулирована как стремление к порядку и точности в своих делах. Тревожный человек может бытьописан как человек, способный испытывать чувство страха и беспокойства в ситуациях, которые он воспринимает как угрожающие. Человек, характеризующийсяпритворством, умеет изображать чувства, которые он на самом деле не испытывает, когда ему нужно воздействовать на других людей. Невнимательные люди могутотвлекаться от того, чем они занимаются, и переключаться на более интересные и привлекательные дела.
Для того чтобы корректно охарактеризовать личность клиента, можно использовать следующие принципы рефрейминга личностных черт:
1)Принцип деноминализации - переформулирование терминов, характеризующих черты личности, из существительных или прилагательныхв глаголы. В соответствии с принципом деноминализации психолог говорит не о том, каким является клиент или какими качествами обладает, а о том, что онделает или чувствует.
2)Принцип контекстуализации - указание на содержание ситуаций, в которых могут наблюдаться черты личности. В соответствиис этим принципом психолог говорит о том, когда и где человек ведет себя тем или иным образом.
3)Принцип позитивной реинтерпретации - замена отрицаний в определении поведения человека на утверждения, не содержащиечастицу "не". Позитивная реинтерпретация предполагает отказ психолога от употребления выражений "не может", "не умеет", "неспособен", предполагающих представление об ограниченных возможностях клиента и отсутствие тех или иных качеств.
Например, в соответствии с принципами рефрейминга личностных черт нерешительного человека можно представить как человека,медленно, но тщательно принимающего решения в ситуациях выбора. Непослушный человек может быть определен как человек, который умеет отказаться отвыполнения требований других людей и действовать по-своему.
Использование рефрейминга личностных черт может помочь клиенту:
* более точно и правильно понять свои собственные психологические особенности или особенности других людей, по-новому оценить качества личности, обнаружить неожиданные достоинства,
* расширить представления о возможностях выбора того или другого способа поведения в определенных обстоятельствах,
* ориентироваться в различных ситуациях, выбирать ситуации, наиболее соответствующие его возможностям.
4. Другие ошибки.
В данной статье не рассматриваются более тривиальные ошибки, связанные с оценкой клиента, выражением психологомсобственного отношения к нему, использованием специальных профессиональных терминов и т.д.
Заключение.
Психологическая диагностика, в том числе, тестирование, может быть эффективным средством профессиональной деятельностипсихолога-консультанта. Однако использование психодиагностических тестов предъявляет повышенные требования к уровню квалификации специалиста. Несмотряна кажущуюся разработанность темы психодиагностики, вопросы практического использования тестовых результатов остаются полем, свободным дляпрофессионального творчества. И потребуются еще значительные усилия большого количества психологов-практиков для интеграции принципов и методовпсихологического консультирования и тестирования