Рефетека.ру / Психология

Реферат: Социальные нормы и их биологическая обусловленность

Археология человеческих пристрастий
В переводе с греческого этос означает “нрав”, “обычай”. Этология – наука о нравах и обычаях животных. Поиск истоков нашего поведения во внешне иных, но по сути своей сходных действиях животных, особенно человекообразных обезьян. Путь этот – одно из крупнейших открытий нашего века.
Психологи и социологи знают человека лучше, чем этолог, для которого человек – лишь один из очень многих видов. Но всякий раз, как они сталкиваются с проявлением инстинктивного поведения у людей, они испытывают растерянность. Ибо, признавая на словах некую двойственность, “биосоциальную” сущность человека, они первую часть этой спасительной формулы тут же забывают.
Этологи узнают общую генетическую основу внешне не очень сходных форм поведения примерно так же, как мы узнаем общую основу – переднюю конечность – и в грудном плавнике рыбы, и в крыле птицы, и в руке человека. Они знают, что для достижения одной и той же цели имеется не одна программа, а целый набор разных вариантов, и что программы это естественный отбор создавал в разное время. Одни из них молодые, другие – древние. Ставшие ненужными программы могут не исчезать, а храниться на задворках в качестве атавизмов.
Этологии человечество обязано открытием природы агрессивности, иерархии, первичной морали и т.д.
Но больше всего - объяснением расовой и национальной неприязни на основе действия механизма этологической изоляции. (Т.е. здесь мы столкнулись со сбоем инстинктивной программы поведения. Она “ошиблась”, приняв особей своего вида за чужой. Расизм – это ошибка.)
Магия огня
Зоологи утверждают, что человек уникален в двух своих проявлениях – он пользуется речью и огнем. Использование огня утилитарно, но тяга к нему инстинктивна.
От вороны до коллекционера
Мы все собираем, отдавшись инстинкту, голосу предков человека, ибо человек начал свой путьна Земле, имея собственную экологическую нишу – нишу собирателя.
Знакомьтесь: инстинкт
В биологии, у этологов, слово “инстинкт” обозначает врожденные программы поведения.
Наши предки были не беднее инстинктами, чем любые другие животные. Множество инстинктов, которые унаследовал человек, не только не успели разрушиться, но более того, они не исчезнут никогда. Потому что они по-прежнему служат, составляя фундамент новой, рассудочной деятельности. Она развивалась не на пустом месте, а от врожденных программ.
С чего начинается Родина
Любовь к Родине – инстинкт? На это этологи отвечают решительным Да. Выяснено это было на опытах с перелетными птицами. (Ср.: “Чем больше мы путешествуем с детьми, тем больше склонных к туризму людей вырастает из них”.)
Страсть к охоте
Наш охотничий инстинкт в одном не похож на инстинкт зверя: врожденных программ, методов охоты мы не имеем.
Питание животной пищей сыграло важную роль в интеллектуальном развитии наших предков
Тяга к земле
В полном наборе генами, необходимыми для земледелия обладают 3-5% населения.
Почему мы любим собак
Нас к собаке влечет инстинкт!
Любовь к природе
Сопереживание страданиям живых существ очень легко развить в ребенке.
Нам так трудно поверить, что в мотивации нашего поведения участвуют инстинкты, потому что разум почти никогда не борется с инстинктом, а инстинкт не глушит разум. Они сотрудничают. Миллионы лет.
Путешествие в мир предков
Все завершилось тем, что в новых условиях сезонности климата, освоения новых приемов охоты на новых животных естественный отбор совершенствовал в основном социальную структуру, поведение и сложную умственную деятельность. Возросли агрессивность, предприимчивость и изобретательность. Все большую роль в приспособлении людей к менявшимся условиям жизни начала играть речь. Она позволяла передавать из поколения в поколение быстро возраставший и любой по содержанию объем информации. Постепенно ценность этой информации стала важнее информации, передаваемой с генами. В результате успех особи, группы, популяции у человека стал зависеть не столько от совершенства набора генов, сколько от уровня и характера знаний людей. Перед лицом такой ситуации естественный отбор утрачивает свой возможности совершенствовать вид. Человек невольно связал отбору руки и в результате так и остался во многом недоделанным, незавершенным, неотшлифованным.
“Такое долгое, никем не понятое детство”
Врожденное поведение
У новорожденного насчитываются сотни инстинктивных действий.
Инстинкт собственности
Противодействие этому инстинкту делает людей не лучше, а хуже, чем они могли бы быть.
Лгунишки и дипломаты
Ложь имеет в основе своего формирования программы замещающего поведения.
Воришки
Программа воровства (клептомания) врожденная и носит форму игры.
Консерваторы
Мозг, не способный безошибочно разбираться в причинно-следственных связях, не должен пользоваться результатами их анализа, потому что, приняв следствие за причину, можно жестоко поплатиться, Лучше эти события воспринимать как единое целое, запоминать комбинации, оказавшиеся безопасными, и стремиться их повторять. Отсюда происходят ритуалы, суеверия.
Игры
Игры - это тренировка, проверка выполнения врожденных программ поведения. Большинство игр – вариации на темы:
“хищник – жертва”;
“брачные партнеры”;
“родители – дети”.
Страхи во сне и наяву
Качели – дань врожденной программе брахиации. Полет брахиатора во сне.
Врожденный страх темноты. Боязнь хищников.
Страх смерти (в период после 4 лет).
Как обмануть смерть
Заключение союза со смертью – приписывание себе покровительства со стороны животного-покровителя.
Сны разума рождают химер
Самые популярные покровители всех народов – кошачьи, хищные птицы и змеи. Отсюда возникновение химер, совмещающих в себе признаки всех трех.
Игрушки
Точная копия животного меньше привлекает ребенка, чем искаженная, но определенным образом. Детей привлекают игрушки, несущие признаки детеныша.
Родители и дети. Любовь к родителям. Обучение
Конфликт “отцов и детей” имеет корни в инстинктивной программе поведения, помогавшей молодым особям покинуть родителей.
Учиться у стариков (программа эффективности обучения у старейшего).
Разум против инстинкта
Агрессивность
Побеждает не более сильный физически, не более умный, а более агрессивный – тот, кто легко приходит в ярость, может долго и часто угрожать, и устойчив к чужим угрозам.
Иерархия
Неравноценность особей по агрессивности приводит к образованию между ними отношений соподчинения, так называемой иерархии. Доминантная (самая агрессивная) особь подавляет других. Образуется четкая, обычно пирамидальная, структура организации группы животных. Человек иерархичен до старости.
Разумное поведение заключается в том, чтобы всегда давать отпор агрессивной личности.
От инстинктивных запретов – к морали
У животных, как высших, так и низших, есть большой набор запретов, необходимых им в общении с сородичами. На эту тему написана работа К. Лоренца “Мораль в мире животных”.
“Мораль” животных – это созданные естественным отбором врожденные запреты на выполнение в некоторых случаях обычных программ.
Многие морально-этические нормы поведения человека, называемые еще общечеловеческой моралью, имеют свои аналоги во врожденных запретах разных видов животных. В некоторых случаях можно предполагать, что это совпадение чисто внешнее. Что моральная норма у человека возникла на разумной основе и случайно оказалась похожей на инстинктивный запрет животного. Но по крайней мере часть наших так называемых общечеловеческих норм морали и этики генетически восходит к врожденным запретам, руководившим поведением наших предков, в том числе и дочеловеческих.
Половое поведение человека
Половое поведение человека в большой мере определяется врожденными программами, причем одни из них вполне приемлемы для современных условий, а другие – атавизмы – для этих условий малопригодны, но тем не менее пытаются управлять поведением. Если бы мы полностью подчинялись врожденным программам, наше половое поведение было бы очень диким, примитивным, грубым, эгоистичным, а во многом и просто нелепым.
В возрасте 4-6 лет срабатывает команда проверки программы спаривания.
Наши предки прошли в отношении брачного поведения очень извилистый путь, передав нам по наследству целую кучу атавистических программ полового поведения – и от времен, когда самцы не заботились о самке и потомстве, и от времен группового брака, и от времен (самых далеких) моногамного брака. Программы эти перемешались, перетасовались и срабатывают то так, то этак.
В результате половое поведение человека, во-первых, многообразно, не очень предсказуемо, а во-вторых, образует все переходы от узаконенных обществом форм через осуждаемые, но принятые, к преступным и патологическим. Мораль, закон и религия всегда стремились заключить их в определенные рамки, но полного успеха добиться никогда не могли.
К парному браку человек начал переходить совсем недавно, с развитием земледелия. Для этой формы отношений свежие генетические программы не успели образоваться, брак строится на древних атавистических программах и поэтому неустойчив, нуждается в поддержке со стороны морали, законов, религии.
Разгадку этого парадокса нашел в конце 40-х гг. наш замечательный соотечественник С.Н. Давиденков. Биологическая эволюция от обезьяны к человеку была исключительно быстрой на последнем этапе и далеко не прямой. Естественный отбор решал уйму совершенно новых задач, многое намечалось как бы вчерне. Если бы человек и дальше эволюционировал как обычный биологический вид, все решения были бы в конце концов найдены, отшлифованы, все лишнее убрано.
Но в самый разгар биологической эволюции случилось невиданное: человек вышел, в значительной мере, из-под власти естественного отбора. Произошло это главным образом потому, что главным условием успеха стала не генетически передаваемая информация, а внегенетически передаваемые знания. Выживать стали не те, кто лучше устроен, а те, кто лучше пользуется приобретенным и с каждым поколением возрастающим знанием о том, как строить, как добывать пищу, как защищаться от болезней, как жить.
Остались нерешеными противоречия между инстинктами, лежащими в основе полового, брачного, семейного и общественного поведения.
Более того, поведение, инициируемое нашей биологической наследственностью, может акцентироваться культурой. Если гены и гормоны предписывают мужчине быть физически более агрессивным, чем женщина, культура может усилить это различие посредством норм, предписывающих мужчинам быть грубоватыми, а женщинам – более слабыми и мягкими.
Биология и культура могут также взаимодействовать. Биологические черты человека оказывают влияние на восприятие этого человека окружающими. Люди иначе реагируют на Сильвестра Сталлоне, чем на Вуди Аллена.
В книге “Половые различия в социальном поведении” Элис Игли предлагает теорию, описывающую механизм взаимодействия между культурой и биологией. Он предполагает, что разнообразные факторы, в том числе влияние биологии и социализация в детском возрасте, предписывают половое разделение труда. Во взрослой жизни непосредственной причиной гендерных различий в социальном поведении выступают роли, которые отражают это половое разделение труда. Мужчины имеют большую склонность к ролям, требующим социальной и физической мощи, а женщины – к ролям, связанным с опекой. Каждый из полов, демонстрируя поведение, которое окружающие ожидают от тех, кто должен исполнять данные роли, соответствующим образом формирует свои умения и навыки. Воздействие биологии и социализации может быть глубоким в том смысле, что они совместно определяют исполняемые нами социальные роли, поскольку именно эти роли определяют, кем мы становимся. Если мужчины более напористы, а женщины более мягкосердечны, это может оказаться результатом исполнения ими властных или опекунских ролей. (Независимо от пола, люди, исполняющие подчиненные роли, склонны быть более чувствительными, чем люди, наделенные властью.)
Этология о природе власти
Агрессивность починяется своим законам. Эти законы влияют не только на поведение каждого человека, но и на поведение общества и государства.
В этологии термин “агрессивность” означает злость, злобу, ненависть, ярость. Нападение без злобы не считается в этологии агрессией.
Агрессия всегда сопровождается приступом страха, а страх может перерасти в агрессию.
При отсутствии раздражителей агрессивность, потребность совершить агрессивный акт все время возрастает, как бы накапливается. А порог запуска агрессивного поведения снижается, и все более мелкие поводы оказываются достаточными, чтобы агрессивность вырвалась наружу. В конце концов она вырывается без всякого повода.
Переадресование агрессии на более слабого и ничем не провинившегося играет важную роль в поддержании иерархии.
Хорошо оформленное агрессивное поведение – одно из замечательных созданий естественного отбора. Оно гуманно.
Беда человека не в его агрессивности, а в слабой моральной оснастке его агрессивности.
Построение иерархической пирамиды
Иерархическая пирамида строится, прежде всего, по возрасту, Внутри каждой возрастной группы самцы борются за свой иерархический ранг как в одиночку, так и объединяясь в неустойчивые союзы. Если союз получается достаточно прочным, он пытается свергнуть самцов более высокого уровня в пирамиде. Если союз пробивается на вершину, образуется геронтократия. Если на вершину пробивается один выдающийся по агрессивности самец – образуется автократия. Автократа окружают “шестерки” - особи с невысокими личными возможностями, но услужливые, коварные и жестокие. Иерархи все время прессируют субдоминантов. Те, в свою очередь переадресовывают агрессию на подчиненных, и так до низа пирамиды.
Демократия
Демократия использует и позволяет большинству людей реализовывать инстинктивные программы, заложенные в человеке: желание быть свободным, потребность иметь собственность (землю, дом, семью), запрет убивать, грабить, отнимать, воровать, притеснять слабых. Демократия использует неизбежную для человека пирамидальную систему организации и соподчинения, но лишает иерархическую структуру антигуманной сущности и заставляет ее в значительной степени работать на благо всех людей, а не только тех, кто находится на вершине пирамиды.
В мире животных возможность сверхиерарха не реализована. В наших врожденных программах построения группы наверху есть вакантное место. Его может занять либо воображаемое божество, либо реальный тиран.
Ребенок не просто "стоит" перед миром человеческих объектов. Чтобы жить, он должен активно и адекватно действовать в этом мире.
Но это только одно условие того специфического процесса, который мы называем процессом усвоения, присвоения или овладения.
Другое условие состоит в том, чтобы отношения индивида к миру человеческих объектов были опосредствованы его отношениями к людям, чтобы они были включены в процесс общения. Это условие всегда налицо. Ведь представление об индивиде, о ребенке, находящемся один на один с предметным миром, - это совершенно искусственная абстракция.
Индивид, ребенок не просто брошен в человеческий мир, а вводится в этот мир окружающими людьми, и они руководят им в этом мире.
Объективная необходимость и роль общения в развитии человека достаточно хорошо изучены и психологии, и об этом нет надобности говорить.
Итак, общение в своей первичной форме, в форме совместной деятельности, или в форме общения речевого составляет второе обязательное условие процесса усвоения индивидами достижений общественно-исторического развития человечества.
Чтобы более полно выяснить смысл этого процесса, мне остается сказать, что он представляет собой процесс воспроизведения индивидом способностей, приобретенных видом Homo Sapiens в период его общественно-исторического развития. Таким образом, то, что на уровне животных достигается действием биологической наследственности, то у человека достигается посредством усвоения - процесса, который представляет собой процесс очеловечивания психики ребенка. И я могу лишь согласиться с мыслью профессора Пьерона, который в лекции об очеловечивании говорил: "Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми".
Действительно, все специфически человеческое в психике формируется у ребенка прижизненно.
Даже в сфере его сенсорных функций (казалось бы, столь элементарных!) происходит настоящая перестройка, в результате которой возникают как бы совершенно новые сенсорные способности, свойственные исключительно человеку.
Проблема же биологической обусловленности социальных норм изучается на основании выводов этологии. Я думаю, что начавшееся систематическое исследование врожденных программ поведения уже сейчас позволяет сделать некоторые важные общие выводы.
Главный из них состоит в том, что у человека биологически унаследованные свойства не определяют всего разнообразия социальных норм.
Иначе говоря, биологически унаследованные свойства составляют у человека лишь одно из условий формирования его социальных установок и способностей, но это условие, которое, конечно, играет важную роль. Таким образом, хотя эти системы и не определяются биологическими свойствами, они все же зависят от последних.
Другое условие - это окружающий человека мир предметов и явлений, созданный бесчисленными поколениями людей а их труде и борьбе. Этот мир и несет человеку истинно человеческое. Итак, если в высших психических процессах человека различать, с одной стороны, их форму, т. е. зависящие от их морфологической "фактуры" чисто динамические особенности, а с другой стороны, их содержание, т. е. осуществляемую ими функцию и их структуру, то можно сказать, что первое определяется биологически, второе - социально. Нет надобности при этом подчеркивать, что решающим является содержание.
Процесс овладения миром предметов и явлений, созданных людьми в процессе исторического развития общества, и есть тот процесс, в котором происходит формирование у индивида специфически человеческих способностей и функций.
Процесс овладения осуществляется в ходе развития реальных отношений субъекта к миру. Отношения же эти зависят не от субъекта, не от его сознания; а определяются конкретно-историческими, социальными условиями, в которых он живет, и тем, как складывается в этих условиях его жизнь.
Вот почему проблема перспектив психического развития человека и человечества есть прежде всего проблема справедливого и разумного устроения жизни человеческого общества - проблема такого ее устроения, которое дает каждому человеку практическую возможность овладевать достижениями исторического прогресса и творчески участвовать в умножении этих достижений.
Проблема взаимосвязи биологического и социального важна для исследователя еще и потому, что до сих пор еще существуют взгляды, которые утверждают фаталистическую обусловленность психики людей биологической наследственностью. Взгляды эти насаждают в психологии идеи расовой и национальной дискриминации, право на геноцид и истребительные войны. Они угрожают миру и безопасности человечества. Эти взгляды находятся в вопиющем противоречии с объективными данными научных психологических исследований.
Мы вовсе не обязаны рассматривать биологию и культуру в качестве соперников. Культурные нормы подспудно, но весьма существенно влияют на наши установки и поведение. Но это влияние не осуществляется в обход биологии. Все социальное и психологическое есть в конечном счете биологическое. Если ожидания окружающих так или иначе воздействуют на нас, то это также часть нашей биологической программы.
Мы вполне можем быть одновременно продуктом как наших генов, так и нашей среды. Но наш сегодняшний выбор определяет, с какими внешними условиями мы столкнемся завтра.
Биологические и культурные объяснения не обязательно противоречат друг другу. Фактически имеет место взаимосвязь. Биологические факторы действуют в контексте культуры, а культура построена на биологическом фундаменте.

Литература

1. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. М.: Педагогика-Пресс, 1994
2. Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека // Проблемы развития психики. 4-е издание. М., 1981. С.193-218
3. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997



Похожие работы:

  1. • Человек как социальное существо. Соотношение социального и ...
  2. • Соотношение социального и биологического в человеке
  3. • Социально-этические принципы биологического познания
  4. • Соотношение социального и биологического в личности ...
  5. • Пубертатный кризис. Психофизиологическое развитие ...
  6. • Биологическое и социальное в человеке. Человек как ...
  7. • Специфика мужского типа речи на материале ...
  8. • Представления о человеке и его потребностях в период ...
  9. • Познание неосознаваемого
  10. • Биологическая и социальная адаптация человека
  11. • Влияние гендерных стереотипов на выбор будущей ...
  12. • Биологическое и социальное в человеке
  13. • От протожизни к постсоциуму
  14. • Homo totus - феномен педагогического человековедения
  15. • Направленность, как социальное явление
  16. • Механизм индивидуального преступного поведения
  17. • Формирование социалистического реализма
  18. • Лекция по психологии
  19. • Природное и социальное в человеке
Рефетека ру refoteka@gmail.com