Палеоантропологические и археологические находки 60-80-х годов заставили внести существенные коррективы в прежние представления о времени существования человеческого общества.
В 1960 г. английский археолог Л. Лики обнаружил в древнем слое Олдовайского ущелья на севере Танзании костные остатки существа, во многом похожего на австралопитековых обезьян, однако значительно превосходившего их по объему своего мозга. Если средний объем мозга австралопитековых немногим превышал 500 см3, то объем мозга у найденного Л. Лики существа достигал почти 660 см3. Еще существеннее было то, что Ноmо habilis (человек умелый), как английский археолог назвал свою находку, обладал, в от-личие от австралопитековых, зачатками орудийной деятельности: в одном горизонте с ним были обнаружены примитивные галечниковые орудия. С помощью калий-аргонового метода абсолютной хронологии было установлено, что Ноmо hаbilis жил 1750 тыс. лет назад.
Поскольку человека отличает от животного прежде всего сознательное изготовление орудий, то Ното habilis был назван рядом антропологов древнейшим известным современной науке представителем человеческого рода (некоторые ученые считают Ноmо habilis не человеком, а предчеловеком).
Не менее сенсационная находка была сделана в 1970 г. в Кооби-Фора, на восточном берегу озера Рудольф в Кении, где в слое, имеющем абсолютный возраст 2,6 млн. лет, были раскопаны древнейшие из до сих пор известных орудий труда. И хотя костных остатков человека вместе с этими орудиями обнаружено не было, не вызывает сомнения, что создателем их могло быть существо, близкое Ноmо hаbilis.
Таким образом, если 20-30 лет назад считалось, что человек существует на Земле не более 1 млн. лет, то теперь, после отмеченных выше находок в Восточной Африке, многие исследователи удревнили возраст человече-ского рода до 3 млн. лет.
Оказалось, что считавшиеся древнейшими из людей яванские питекантропы жили значительно позже существ типа Ноmо hаbilis (большинство питекантропов обитало 0,5 — 1 млн. лет назад, некоторые — несколько раньше).
В более позднюю по сравнению с Ноmо hаbilis эпоху существовали и другие известные нам древнейшие люди (архантропы): человек из Кооби-Фора (свыше 1,5 млн. лет назад), чадантроп (1 млн. лет назад) из Центральной Африки, атлантроп (500 тыс. лет назад) из Северной Африки, гейдельбергский человек и человек из Вертешсёллёша (350-400 тыс. лет назад) в Центральной Европе, олдовайский питекантроп из Восточной Африки (около 500 тыс. лет назад), синантроп из Восточной Азии (300 тыс. лет назад или раньше), человек из Бильцингслебена в Центральной Европе (300-350 тыс. лет назад) и некоторые другие.
Все эти формы сильно отличались от современного человека по своей морфологии, особенно по строению мозга. Мозг древнейших людей сильно уступал мозгу людей современных по объему, в нем были слабо развиты лобные доли, где находятся ассоциативные центры.
Эволюция человеческого рода привела к появлению 200 тыс. лет назад или несколько ранее более развитых форм — древних людей (палеоантропов), называемых часто неандертальцами по имени первой, ставшей хорошо известной находки. По сравнению с древнейшими людьми неандертальцы были, несомненно, существенно продвинуты в эволюционном отношении. Объем мозга у них приближался к объему мозга у современного человека. Однако строение мозга еще сохраняло многие примитивные черты, и способность палеоантропов к абстракции, хотя и повысилась по сравнению с архан-тропами, оставалась все же ограниченной
Время существования древнейших и древних людей приходится на археологическую эпоху нижнего палеолита (иногда последний этап этого периода выделяют в особую эпоху — средний палеолит).
Нижний палеолит 40-30 тыс. лет назад сменился верхним палеолитом, ознаменовавшимся возникновением новых, более совершенных приемов изготовления каменных орудий. На границе нижнего и верхнего палеолита или несколько ранее в основном завершился процесс биологического развития людей: появился человек современного вида - Ноmо hаbilis, представляющий собой качественно новую ступень в эволюции человеческого рода и намного превзошедший все предшествующие ему предковые формы.
На какой же стадии столь длительной истории человеческого общества возникла такая форма общественного сознания, как религия?
Все сколько-нибудь добросовестные ученые, не находящиеся в плену клерикализма, считают религию историческим явлением, возникшим лишь на определенном уровне развития человека, однако время возникновения религии определяется ими не всегда одинаково.
Так, американский исследователь Э. О. Джеймс и известный голландский палеонтолог Г. X. Кенигсвальд считают возможным говорить о существовании каких-то религиозных представлений уже у синантропа. Они усматривают в практиковавшейся этими древнейшими людьми некрофагии магический ритуал, хотя сколько-нибудь веской аргументации в пользу своей точки зрения привести не могут. Скорее всего, поедание трупов умерших людей обусловливалось тяжелыми условиями существования синантропов, когда периоды относительной обеспеченности животной пищей могли сменяться периодами ее недостатка. Однако наличие у синантропа религии следует отвергнуть не только из-за отсутствия каких-либо четких археологических свидетельств на этот счет. К такому выводу заставляет нас прийти и изучение морфологических особенностей этой формы древнейшего человека. Как отмечалось, у всех древнейших людей мозг был очень плохо приспособлен к абстрактному мышлению, что делает весьма маловероятным возникновение у них религии.
У неандертальского человека способность к абстрагированию заметно повысилась. Абстракция же, предоставляя человеку огромные возможности для познания окружающего мира, вместе с тем создает предпосылку для отрыва от реальности, иррационального объяснения связей в окружающем мире. А это, в свою очередь, служит почвой для возникновения веры в сверхъестественное, т. е. религии.
Появлению веры в сверхъестественное в немалой степени способствовали и условия общественного бытия того времени Жизнь в эпоху палеолита была исключительно тяжелой. Буквально на каждом шагу человека подстерегали смертельные опасности. В. И. Ленин отмечал, что первобытный человек был „подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой" (Ленин В. И. Поли, собр. соч., т. 5, с. 103). В этой тяжелой борьбе он часто терпел поражение. Повышение же способности к абстрагированию приводит к тому, что человек начинает искать причины своих неудач. На „помощь" приходит воображение, дающее фантастическое истолкование различным важным для человека природным явлениям. Отсюда и начинается религия, которую Ф. Энгельс назвал „фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, -отражением, в котором земные силы принимают форму неземных" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 328).
Таким образом, условия жизни неандертальца, вне всякого сомнения, весьма способствовали возникновению у него веры в сверхъестественное. Гораздо труднее ответить на вопрос: были ли возросшие способности неандертальца к абстракции достаточными для того, чтобы у него могла появиться такая вера?
Для решения этой весьма сложной проблемы обычно привлекается материал по так называемым неандертальским погребениям.
Неандертальцы, в отличие от древнейших людей, хоронили своих покойников. В настоящее время обнаружено более 20 преднамеренных захоронений неандертальской эпохи. При изучении этих погребений ученым бросился в глаза ряд их особенностей, позволивших предположить, что над покойниками совершались какие-то обряды. Скелеты в большинстве случаев обнаружены в могильных ямах, находящихся на периферии пещерных жилищ. Покойники обычно лежат на боку, причем многим из них придана определенная географическая ориентировка (восток - запад). Часть скелетов найдена в скорченном состоянии (умершие, очевидно, связывались). С покойниками клали куски убитых на охоте животных, а иногда и орудия труда.
Неандертальские погребения истолковываются различными исследователями неодинаково.
Некоторые ученые видят в них только проявление полуинстинктивной заботы о сочлене своей орды, привязанности к нему при одновременном полуинстинктивном стремлении избавиться от гниющего трупа. Другие считают, что неандертальские погребения свидетельствуют об осознании социальных связей, зарождении чувства коллективизма.
Однако большинство ученых все же склонны видеть в неандертальских погребениях зачатки религиозного культа. Так, академик А. П. Окладников, тщательно изучивший всю имеющуюся литературу по захоронениям неандертальцев, а также лично исследовавший одно из погребений на территории СССР (в гроте Тешик-Таш), пришел к заключению, что неандертальцы совершали над покойниками определенные ритуалы. Он полагал, что у неандертальцев существовали культ мертвецов, культ животных и культ солнечного светила.
Такая точка зрения представляется наиболее солидно аргументированной. Кстати, ряд археологических находок последних лет (в европейских пещерах Базуа, Регурду и др.) еще более склонил чашу весов в пользу предположения о наличии у неандертальцев зачатков религии.
Если для неандертальцев были характерны лишь какие-то туманные религиозные представления, то с появлением человека современного вида, обладающего развитым абстрактным мышлением, религия приобрела гораздо более четкий и оформленный характер. Уже у человека верхнего палеолита существовали достаточно сложные религиозные верования, хорошо прослеживаемые по археологическим материалам. Что же касается мезолитической и неолитической эпох, а также бронзового и раннего железного веков, то о господствовавших в них верованиях можно судить и по материалам этнографии, изучая культуру сохранившихся доклассовых обществ.
Религии доклассового общества очень разнообразны. Одной из древнейших форм религии был тотемизм. О сущности тотемизма в науке еще не сложилось единого мнения, и по этому поводу ведутся оживленные дискуссии. Многие зарубежные ученые не считают тотемизм религией. Одни из них рассматривают тотемизм в качестве средства организации общества, другие полагают, что он был попыткой первобытного человека классифицировать вещи и явления. Советские ученые, не отрицая большой социальной значимости тотемизма, считают его религией. В наиболее общем виде тотемизм - это вера в таинственную родственную связь меж- ду группой людей, с одной стороны, и определенным видом растений, животных или явлением природы - с другой. Тотемизм самым тесным образом связан с родовым строем, и существует мнение, что эта форма религии возникла как фантастическое отражение в сознании людей складывающихся родовых отношений. Обычно каждый род был одновременно и отдельной тотемической группой и назывался по имени тотемного животного, растения и т. д. Тотемистические верования имеют несколько разновидностей: кроме основной разновидности — родового тотемизма существуют также племенной, фратриальный, половой и индивидуальный тотемизм.
Очень распространена была среди первобытных людей также вера в магию. Согласно магическим представлениям, путем определенных действий, заклинаний можно воздействовать на какое-нибудь явление природы или на человека.
Весьма рано возник в первобытном обществе и фетишизм - почитание неодушевленных материальных предметов, якобы обладающих сверхъестественными свойствами.
Для первобытного человека важнейшее значение имела окружающая его географическая среда. Природа довлела над человеком, часто человек оказывался совершенно беспомощным перед ее силами. Отсюда возникновение культа природы в его разнообразных вариантах. Так, среди первобытных людей было широко распространено почитание солнца, земли, воды. Были развиты и различные промысловые культы (охотничьи, земледельческие и т. д.).
Более высокая форма первобытных верований - анимизм, т. е, вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы (иногда под анимизмом подразумеваются все первобытные религиозные представления, что неправильно). Первобытный человек населяет духами весь окружающий его мир, душами, по его представлениям, обладают животные, растения, явления и предметы природы.
Для развитого родового строя, в первую очередь для отцовского рода, весьма характерен культ предков -почитание духов умерших предков, которые якобы влияют на жизнь живущих потомков.
Все отмеченные формы первобытных религиозных верований, как правило, не существуют изолированно, а тесно переплетаются между собой. Впрочем, нередко в том или другом районе какой-нибудь один вид верований выделяется среди прочих форм. Так, в Австралии был особенно распространен тотемизм, в ряде областей Африки - фетишизм и т. д.
С возникновением классового общества формы верований постепенно меняются. Возникают сложные системы религиозных представлений, отражающие новые общественные отношения, Новые социальные установления. Формируется пантеон божеств, причем в нем опять-таки находит свое отражение существующая на земле иерархическая общественная система.
Уже на поздней стадии первобытнообщинного строя выделяется особая группа людей, обслуживающих культ (колдуны, шаманы, жрецы). В условиях же классового строя жречество приобретает организованный характер и начинает пользоваться в обществе весьма большим влиянием.
На первых порах религии классового общества носят политеистический характер. Однако с централизацией государственной власти в религиях постепенно выделяется главное божество, которое в некоторых случаях вытесняет другие божества полностью или частично (понижая их в ранг святых, ангелов, демонов и т. д.).
Вначале развитые религиозные системы классовых обществ, как правило, не выходят за пределы этнической территории того народа, среди которого они сложились. Такие верования обычно называют национальными религиями, хотя это название не вполне удачно: неправомерно считать нациями те ранние этнические общности, у которых появились подобные религии- Кроме того, иногда такая религия распространяется не среди какого-нибудь одного народа, а среди группы связанных в политическом и культурном отношении народов. Видимо, лучше называть религии подобного рода не национальными, а локально ограниченными (местными) религиями классового общества, отличая их от местных традиционных культов, свойственных первобытнообщинному строю. Локально ограниченными были древнеегипетская религия, религия вавилонян и др. Одни из этих религий исчезли, ушли в прошлое. Другие дожили до нашего времени.
Арутюнов С, Светлов Г. Старые и новые боги Японии. М., 1968.
Вопросы научного атеизма. М., 1979. вып. 24.
Гусева Н. Джайнизм. М., 1968.
Гусева Н. Индуизм. М., 1977.
Донини А. У истоков христианства. М., 1979.
Клибанов А. Религиозное сектангст-во в прошлом и настоящем. М., 1973.
Ковалев С. Основные вопросы происхождения христианства. М., 1964.
Кочетов А. Н Буддизм. М., 1983.
Крывелев И. История религий, т. 1, 2. М., 1975, 1976.
Массэ А. Ислам. Очерки истории. М., 1981.
Народы Австралии и Океании (серия „Народы мира. Этнографические очерки"). М., 1956.
Народы Америки, т. 1, 2 (серия „Народы мира. Этнографические очерки"). М., 1959
Пучков П. Современная география религий. М., 1975.
Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. М., 1970.
Свенцицкая И. С. От общины к церкви. М., 1984
Токарев С. Ранние формы религий и их развитие. М , 1964.
Токарев С Религия в истории народов мира. М., 1986
Шаревская Б, Старые и новые религии Тропической и Южной Африки. М., 1964.
Шпажников Г Религии стран Западной Азии. М., 1976.
Шпажников Г Религии стран Юго-Восточной Азии. М., 1980.
Шпажников Г. Религии стран Африки. М., 1981.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://religion.historic.ru