Коран - это "священная" книга, почитаемая приверженцами всех мусульманских направлений, последователями всех мусульманских сект. Она служит основой мусульманского законодательства как религиозного, так и гражданского.
Название этой "священной" книги происходит от слова "кара'а", что значит в переводе с арабского "читать". Согласно мусульманской мифологии, она была передана аллахом пророку Мухаммеду через архангела Джебраила. С тех пор Коран якобы и существует в неизменном виде. Однако в действительности, как установлено наукой, Коран в окончательной редакции был составлен и утвержден при халифе Османе (644—656 гг.). Он является сочинением, принадлежащим перу многих авторов. Об этом можно судить по содержанию и стилю Корана. Достаточно ознакомиться с его текстами, чтобы убедиться в том, что они написаны разными людьми.
По преданию, Мухаммед не записывал свои проповеди, наставления и изречения. Некоторые поучения были якобы записаны его учениками на пальмовых листьях, пергаменте, костях и т. д. Затем они были собраны вместе без всякого плана и систематизации и переписаны в одну книгу. Первые попытки собрать воедино все высказывания Мухаммеда были предприняты еще при первом халифе Абу-Бекре (632-634 гг.). При халифе Османе была создана специальная редакционная комиссия, которая составила Коран как сборник религиозно-житейских правил, обязательных для всех мусульман. Все другие сборники проповедей Мухаммеда, в том числе даже собранные "сподвижниками" пророка, но не одобренные халифом, были сожжены.
Коран разделен на 114 глав (сур). Каждая глава, или сура, имеющая своим назначением передать целое откровение, состоит из стихов, или, как их называют, аятов. Слово ,,аят" означает „знамение", „чудо". Отдельные предложения и мысли, содержащиеся в одной главе Корана, часто между собой не связаны, а в большинстве случаев они не связаны и с названием главы. Корану присущ эклектизм, возможно, это объясняется тем, что многие главы или большая часть из них при спешной редакции были упущены или преднамеренно уничтожены, так что от них остались только заголовки или некоторые стихи. Например, вторая глава (сура) называется „корова", хотя это название ничем не оправдано. Из 286 стихов (аятов), составляющих главу, лишь в 63, 64, 65 и 66-м стихах имеется случайное упоминание о корове. Однако и оно не имеет никакого отношения к содержанию главы, в которой говорится об основных принципах ислама. Около половины всех глав Корана получили свое название в соответствии с первым словом, с которого они начинаются, хотя слово это, как правило, не относится к трактуемому в главе вопросу.
Противоречивость и туманность ко-ранических положений религиозные люди и духовенство пытаются объяснять или оправдывать слабостью человеческого ума, якобы не способного понять всю премудрость и глубину божьего слова. Современные исламисты пытаются утверждать, будто миссия Мухаммеда и Корана имеет общечеловеческое значение. Однако из Корана явствует, что он предназначался прежде всего для арабов. Чтобы убедить арабов в том, что они являются избранным аллахом народом, в Коране специально подчеркнуто, что он ниспослан на арабском языке (12,2 и другие суры).
Подобно всякой другой религиозной книге, Коран представляет собой обычное собрание законов, установлений и традиций, а также изложение различных мифических сказаний, в гом числе и заимствованных из других религий, легенд и преданий, распространенных среди арабского населения в период VI-VII вв. н. э., которые отражают в той или иной мере социально-экономические отношения, существовавшие на Аравийском полуострове.
В Коране есть указания, касающиеся регламентации торговли, имущественных, семейно-брачных отношений, приведены моральные нормы, обязательные для мусульманина. Но главным образом в нем говорится об обязанностях верующих по отношению к правителям, духовенству, об отношении мусульман к другим религиям, об аллахе — едином боге, которому следует безропотно поклоняться, о судном дне, воскресении и загробном мире. Много места занимают в Коране увещевания быть верными только аллаху, послушными его посланнику и угрозы по адресу инакове-рующих.
Коран подтверждает и узаконивает сословное неравенство, освящает частную собственносгь. „Мы, -заявляет в Коране Аллах, - разделили среди них (т. е. людей) их пропитание в жизни ближней и возвысили одних степенями над другими, чтобы одни из них брали других в услужение" (43:31). За покушение на собственность Коран предусматривает жесточайшие наказания в этом и загробном мире.
Множество аятов „священной" книги посвящено женщинам. Прежде всего, Коран провозглашает неравенство женщины.
За непокорность, поучает эта "священная" книга, "увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их" (4 : 38); „держите их в домах, пока не упокоит их смерть или Аллах устроит для них путь" (4:4); „женитесь на тех, что приятны вам, женщинах — и двух, и трех, и четырех" или „на одной или на тех, которыми овладели ваши десницы" (4:3). Здесь, как видим, нет и намека на то, что для вступления в брак необходимо согласие женщины, ибо „священная" книга мусульман исходит из того, что женщина не равна мужчине по происхождению („Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими", 4 : 38), по имущественному положению (при наследовании мужчине полагалась доля, равная доле двух женщин, 4 :175) и в правовом отношении, о чем говорит положение шариатского суда, приравнивающего одного мужчину-свидетеля двум женщинам-свидетельницам (2 :282).
В Коране имеются и аяты о необходимости затворничества женщин. Нужно сказать, что затворничество женщины, ношение паранджи, чачвана, чадры, яшмака не является специфически исламским нововведением. Однако Коран сохранил и закрепил обычаи и порядки разных эпох и народов, в которых отражалось унизительное и неравноправное положение женского пола.
Мусульманское представление о мироздании, как оно изложено в Коране, не отличается ни полнотой, ни логической стройностью. Там мы найдем лишь весьма отрывочные, вовсе не оригинальные сведения об устройстве и происхождении вселенной, представляющие смесь библейских и талмудических взглядов, приправленных мифами, бытовавшими среди арабов.
В Коране говорится, что Земля представляет собой плоскость, равновесие которой поддерживается специально с этой целью воздвигнутыми богом горами.
Коран учит, что бог сотворил мир в шесть дней: в первый день были сотворены небеса; во второй — солнце, луна, звезды и ветер; в третий - твари, живущие на земле и морях, а также ангелы, обитающие на семи небесах, и воздух; в четвертый день бог сотворил воду и всем тварям назначил пищу, в этот же день по его повелению потекли реки; в пятый день бог соизволил создать рай, обитающих в нем чернооких дев (гурий), определил всевозможные удовольствия; в шестой день сотворил бог Адама и Еву. К субботе все дела были завершены, а нового творения не было, в мире царил порядок и ничем не нарушаемая гармония.
Небо и Земля, по Корану, первоначально представляли собой одну нераздельную массу, вроде пара или дыма. "Разве не видели те, которые не веровали, что небеса и земля были соединены, а мы их разделили и сделали из воды всякую вещь живую. Неужели они не уверуют?" (21: 31).
Затем бог взошел на небо, которое было как дым, и сказал, обращаясь к Земле и небесам: „Приходите добровольно или невольно", на что те ответили: „Мы приходим добровольно". Некоторые современные мусульманские богословы, неплохо осведомленные в астрономии, делают попытки истолковать эти стихи Корана (41 : 10) как аллегорическое описание „божественного закона всемирного тяготения".
Семь небес (небо состоит из семи этажей) были устроены богом в продолжение двух дней. Небеса расположены друг над другом в виде твердых сводов, в которых нет ни малейшей трещины или щели, они не могут обрушиться, хотя и стоят без подпор. Солнце и луна поставлены на нижнем небе, или своде, с целью украшения небес и службы людям. Бог разостлал землю под ногами людей, как ковер или как ложе, и сделал ее неподвижною (27 : 62), скрепив горами, чтобы она не колебалась. Человек рассматривается как венец творения. „Бог сотворил все прекрасно и потом приступил к сотворению человека" (32 :6). Тело человека бог образовал из земли или глины, дав ему определенное устройство, наделив его зрением, слухом, снабдил сердцем, а потом уже вдохнул в него от духа своего жизнь (32:8; 15:29; 38:72).
Считая Коран хранителем всех мудростей мира, мусульманское духовенство преследовало и наказывало выдающихся представителей передовой научной мысли, высказывавших идеи, которые противоречили Корану. Достаточно указать на имена Абу Али Ибн-Сины, Ахмеда Фергани, Аль Баттани, Бируни, Омара Хайяма, Низами, Улуг-бека и других, немало претерпевших от мусульманского духовенства и поддерживаемых им властей за свое свободомыслие.
Сейчас в силу громадных изменений в сфере общественной жизни, достижений науки и техники, когда несостоятельность многих положений стала видна широким слоям населения, духовенство, чтобы спасти престиж Корана, говорит о необходимости отличать форму выражения Корана от его содержания, о том, что в Коране „сокрыты величайшие ценности и глубочайшие мысли" для истинно верующих, которым дано проникнуть через внешнюю оболочку коранических слов в недра божественной мудрости.
Наряду с Кораном важным источником исламского вероучения и права является Суйна - мусульманское священное предание, представляющее собой совокупность хадисов — рассказов о высказываниях и действиях пророка Мухаммеда.
При жизни Мухаммеда все государственные и общественные дела в мусульманской общине решались в соответствии с его указаниями. После смерти пророка обнаружилось, что Коран не охватывает всех проблем, встающих перед обществом. К тому же в завоеванных странах арабы нашли более развитые социальные отношения, нежели те, которые были для них привычными. Решая новые жизненные проблемы, завоеватели стремились опереться на авторитет пророка Мухаммеда. Появилась острая потребность в собирании хадисов и составлении их списков. Не обошлось и без сочинения поддельных хадисов. К середине IX в. в обращении находились сотни тысяч хадисов, касающихся вероучительных, обрядовых, правовых, моральных и других вопросов. Из них-то и были отобраны хадисы, отвечавшие интересам правящего класса и мусульманского духовенства того времени и вошедшие в шесть признанных мусульманами сборников Сунны: "Аль-Джами ас-Сахих" ("Достоверный сборник"), подготовленный Абу Абдаллахом Мухаммедом ибн Исмаилом аль-Букари (ум. в 870); "Аль-Джами ас-Сахих" Муслима ан-Нишапури (ум. в 875); "Сунан" ("Сунны") ибн Маджа (ум. в 886); "Сунан" Абу Дауда ас-Сиджистани (ум. в 888); "Аль-Джами аль-Кабир" ("Большой сборник") Мухаммеда ат-Тирмизи (ум. в 892); "Сунан" ан-Нисаи (ум. в 915).
Наиболее авторитетным и популярным среди мусульман сборником хадисов является "Аль-Джами ас-Сахих", составленный аль-Бухари (родившимся в Бухаре) . Этот сборник (именуемый также „Сахих Бухари") считается второй после Корана вероучительной книгой ислама. Он многократно переиздавался во многих странах Востока. В связи с 1200-летием со дня рождения аль-Бухари Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана издало названный сборник в 1974 г. в Ташкенте в двух томах.
Согласно мусульманской традиции аль-Бухари собрал около 600 тыс. хадисов и после тщательного их изучения признал достоверными 7250 хадисов. Именно они и вошли в „Аль-Джами ас-Сахих". В отличие от предшественников, которые строили сборники хадисов по именам соратников пророка, от которых исходили хадисы, Имам аль-Бухари построил свой сборник по предметам высказываний.
"Сахих Бухари" состоит более чем из четырех десятков книг, разных по объему и количеству охватываемых хадисов. Основная часть сборника посвящается разъяснению вероучения, культовых предписаний, правил ритуальной чистоты. Об этом могут свидетельствовать названия книг — „Книга о вере", „Книга об описании рая и ада", "Книга о божественном промысле", "Книга о раскаянии вероотступников", "Книга о единобожии", "Книга о молитве", "Книга о пятничном дне", "Книга о двух праздниках", "Книга о посте", "Книга о хаджже" и др. Две большие книги посвящены вопросам толкования и превознесения достоинств Корана.
В значительной части сборника рассматриваются правовые и нравственные проблемы. В сборник включено также немало хадисов биографического и исторического содержания (одна из книг так и называется "Книга о походах"), которые с известными коррективами могут рассматриваться как исторические источники.
Повышенный интерес к хадисам, проявляемый в последнее время религиозными деятелями как в нашей стране, так и за рубежом, объясняется рядом причин. Во-первых, именно в хади-сах даются авторитетные для мусульман образцы толкования положений Корана с учетом тех или иных конкретных обстоятельств, что используется богословами как методологическое оружие при организации проповеднической деятельности. Во-вторых, опираясь на хадисы как на признанные документальные источники, служители культа рисуют облик Мухаммеда, чтобы призвать правоверных следовать его примеру в выполнении предписаний религии, а при необходимости, сославшись на практику пророка, дать „послабления" в соблюдении этих предписаний нерадивым верующим. Здесь духовенством учитывается и то, что богословские разработки прошлого в силу своей косности, обилия крайне фанатичных установок и явного стремления услужить эксплуататорским классам не пользуются популярностью ни у служителей культа, ни у верующих. Обращение к „первоисточникам" представляется религиозным деятелям более убедительным, повышающим эффективность проповеди.
Наконец, в-третьих, в последнее время в своей проповеднической деятельности муллы особенно часто затрагивают моральные проблемы, а среди них главный упор делают на простые нормы нравственности и справедливости. В сборниках же хадисов, в том числе и в „Сахих Бухари", значительное место отводится таким нормам, заимствованным исламом из тысячелетнего опыта народных масс.
Все это делает необходимым, чтобы пропагандисты научного атеизма, работающие в районах традиционного распространения ислама, имели хорошее представление не только о Коране, но и о сборниках хадисов.
Беляев Е. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://religion.historic.ru