Рефетека.ру / Религия и мифология

Контрольная работа: Ислам

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ


Смоленск 2005

ПЛАН


  1. Становление ислама и его основные заповеди

  2. Мухамед – основатель ислама

  3. Священные тексты ислама: Коран и Сунна

  1. Становление ислама и его основные заповеди.

К юго-востоку от Палестины, в Аравийской пустыне кочевали арабские племена. К VI-VII векам они находились примерно на той же стадии развития, что и в эпоху Моисея. Из рода в род переходил старинный обычай кровной мести. Практиковалось убийство новорожденных девочек.

Только в течение четырех священных месяцев вражда прекращалась и в городе Мекка устраивалась ярмарка.

Вера арабов походила на веру многих других племен: они признавали верховного бога Аллаха, стоящего над отдельными людьми и народами. В то же время почиталось множество духов и богов природы. Как правило, один из богов средней руки становился покровителем племени.

Этим богам приносились жертвы, от них ждали спасения в беде, а к верховному Богу – Аллаху, слишком высокому почти не обращались.

Корень слова «Аллах» - «ал» - тоже, что и в древнееврейском «эль» - бог. И в еврейской древности этот бог не был единственным. Только со временем пророки заставили народ отказаться от почитания других богов.

Рассказывали, что Зем зем, протестовавший в Мекке – тот самый источник из которого ангел напоил Измаила, изгнанного вместе со своей матерью, служанкой Агарью из дома Авраама. А обломок скалы неподалеку – «место Авраамово», там Авраам приходил навестить старшего сына, учил его молиться богу.

С III – IV веков в Аравию с двух сторон проникает христианское влияние (из Сирии и из Эфиопии). Еще раньше, по-видимому начал распространяться иудаизм. Однако только отдельные племена переходили в новую веру. Законы и обряды Ветхового и Нового Заветов были слишком сложны для жителей пустыни. К тому же их смущали различия между «народами Книги», как арабы называли евреев и христиан. Некоторые арабы становились монотеистами, не принимая никакого Завета – ни Моисеева , ни Христианского. Их называли ханифами. Ханифы призывали отказываться от племенных богов и поклоняться единому Аллаху. Но их прорицания были очень смутны, неопределенны. Из веры в туманного Аллаха не вытекало никакого закона, никакого порядка. «О, Аллах если бы я только мог знать, какой образ угоден тебе. Я сейчас же принял бы его. Но я этого не знаю!» - восклицал один из предшественников Мухаммеда Зейд. Народ продолжал держаться традиционной веры, хотя уважение к ней сильно поколебалось.


  1. Мухамед – основатель ислама

Мухаммед принадлежал к роду Хашим из торгового племени курейштов, владевшего Меккой. Он рано осиротел. Отец его умер или до рождения сына, или сразу после, так и не увидев наследника. Мать пророка, Амина, тоже умерла вскоре после рождения сына. Мальчика взял на вос­питание его дядя Абуталиб. И хотя юного Мухаммеда в новой семье никто не обижал, но и особого внимания к его персоне не проявляли: не учили грамоте, не занимались его культурным развитием. Юноше была уготована стезя пастуха. Много времени Мухаммед проводил в одиночестве, самостоятельно размышляя над вопросами бытия. От свер­стников он отличался не по годам мудрым и достойным по­ведением, что снискало ему уважение среди старшин рода.

Именно высокие моральные качества позволили Му­хаммеду обрести авторитет в деловых кругах Мекки и за­няться сопровождением караванов. Проявив себя умелым и честным торговым агентом, Мухаммед обратил на себя вни­мание мекканской вдовы Хадиджи, которая была очарова­на им после личного знакомства и предложила ему всту­пить с нею в брак. Мухаммед согласился, и, несмотря на то, что ему было 24 года, а его невесте — 40 лет, их брак был очень счастливым. Пророк очень горевал после смерти своей первой жены, ее призывал перед собственной кончи­ной.

Призвание пророчествовать снизошло на Мухаммеда в форме видения, когда ему было 40 лет. Сначала он поду­мал, что его искушают злые силы, но видение повтори­лось, и Мухаммед утвердился в намерении нести свет но­вого учения людям. Исследования современных психологов не подтверждают версии о психическом расстройстве или обмане со стороны Мухаммеда, скорее всего, он был ис­кренне убежден в правильности своих действий и идей.

Проповедовать новое учение он начал среди членов сво­ей семьи и рабов. Постепенно оно выходило за рамки се­мейного круга, что сразу повлекло негативные для Myхаммеда последствия. Против нового учения высказывались не только могущественные курейшиты, увидевшие в нем покушение на их исконные права получать дань за паломничество к Каабе, но и многие простые люди, не желавшие расставаться со своими племенными богами. Однако проповеди Мухаммеда не пропадали напрасно, ряды его сторонников постоянно пополнялись. Вся пробле­ма состояла в том, что среди приверженцев новой религии дока не было могущественных представителей знатных ро­дов — все новообращенцы не играли видной роли в соци­альной жизни Мекки. Тем не менее, курейшиты решили бороться с учением Мухаммеда и вынудили жителей горо­да объявить бойкот, приверженцам новой религии, отселив их из города и запретив любые отношения с горожанами. Такое отселение означало бы уничтожение, но родствен­ные связи через браки помогли приверженцам Мухаммеда выдержать в течение трех лет, после которых отлучение было снято.

Однако Мухаммед уже решил перенести свою деятель­ность на другую территорию — для араба дело совершенно необычное, так как защиту и гарантию жизни можно было получить только на территории своего племени. Но к это­му моменту сведения об учении Мухаммеда уже проникли в разные регионы, где оно нашло отклик. В 622 году к про­року тайно приходят жители Медины и заключают с ним союз, условия которого диктует Мухаммед: его последова­тели должны признать, что Аллах — единый бог; необхо­димо соблюдать святость брака, не красть, не убивать соб­ственных детей (такой обычай существовал в отношении но­ворожденных девочек в голодные годы), не заводить и не распространять клеветы; слушаться пророка и защищать его, как родственника. Последнее условие было явным про­явлением разрушения родоплеменных связей и установления новых отношений в общине верующих.

В 622 году Мухаммед совершает бегство в Медину, со времени которого ведется мусульманское пе­речисление. В Медине организуется новая религиозная община и начинается подготовка к распространению учения на остальные территории. В этот период Мухаммед более подробно знакомится с вероучениями иудаизма и христи­анства. Он признает, что Муса (Моисей) и Иса (Иисус) были "владетелями писания", были посланы Аллахом (как и он сам, Мухаммед). Но и эти пророки, и особенно их последо­ватели впали в заблуждение, исказили учение, которое и должен поправить теперь Мухаммед. В результате этого богословского компромисса был оправдан наступательно-оборонительный союз, который заключает Мухаммед с иуде­ями и язычниками с целью покорить Мекку.

Покорение Мекки заняло не много времени — уже в 630 году Мухаммед приходит в этот город с войском, не сделав ни единого выстрела. Все население добровольно переходит в ислам, племенных идолов сокрушают, но свя­тые места остаются. Мухаммед к этому времени так уверо­вал в силу своего учения и неотвратимость политических побед, что в 631 году рассылает по всем известным ему странам призыв к правителям покориться ему и принять ислам. Реакция на это послание была различной: кто про­молчал, а кто и прислал богатые дары властителю новой державы. К году смерти Мухаммеда (632 г.) исламское госу­дарство представляло собой грозную силу, активно веду­щую экспансию своих владений. Но после смерти пророка в стане его сторонников сразу начались распри — слишком большое и богатое наследство он после себя оставил. В результате политической борьбы и религиозных споров в мусульманстве наметилось и развилось несколько направ­лений.

Главными направлениями ислама считаются суннизм и шиизм. Отличие между этими двумя ветвями, которое ле­жит на поверхности, определяется тем, что шиизм не при­знает Сунну — "священное предание" (сборник рассказов с жизни и деятельности Мухаммеда). На самом деле «шиизм» признает Сунну, но только основанную на рассказах чле­нов семьи Мухаммеда, тогда как суннизм признает и свидетельства сподвижников пророка. Кроме Сунны, шииты имеют и свое священное предание — ахбар. В шиизме сильно развит культ святых мучеников, среди которых особым почитанием пользуется второй сын халифа Али — Хусейн. Одним из важнейших положений шиизма является вера в "скрытого имама", который должен появиться вновь и ус­тановить на земле царство божье. Как и сунниты, шииты признают Коран божественным откровением, однако допус­кают иносказательное толкование текста этой книги. Местом паломничества шиитов являются иракские города Эннадясаф и Кербела, где, согласно преданию, погребены халиф Али и его сын Хусейн.

В шиизме также существуют свои направления: зендиты, исмаилиты, карматы, друзы, нусайриты. Суннизм не дал большого числа сект, но зато он подразделяется на четыре богословско-юридических толка. Все они считаются достаточно правоверными, и каждый мусульманин может принадлежать к любому из них, по своему усмотрению. Тол­ки отличаются друг от друга по практикуемому ритуалу и методу толкования Корана. Маликитский толк отличается консерватизмом, ханифитский более либерален, шафиитский допускает сравнительно свободное толкование Корана и критический анализ предания. Хенбалитский толк объе­диняет наиболее фанатичную часть верующих. В недрах хенбалитского толка сложился ваххабизм — протестантс­кое движение в суннизме, возникшее в конце XVIII века в тесной связи с борьбой арабов против турецкого ига. Ваххабиты считают, что между богом и людьми не должно быть никаких посредников, и поэтому отвергают духовенство. "аххабизм запрещает курить табак, пить кофе, носить белковые одежды, драгоценности. Борясь за строгое единообожие и резко выступая против культа святых, секта ^казалась от культа Мухаммеда. В настоящее время ваххабизм является одной из активных сил ислама и борется за полное воплощение в реальной жизни принципов мусульманства, относящихся к правовому и этическому регу­лированию и отраженных в Коране.


3. Священные тексты ислама: Коран и Сунна


Коран — это священная книга всех мусульман, она служит основой для религиозного и гражданского законода­тельства. Название этой книги происходит от слова "каранай", что в переводе с арабского означает "читай". Согласно мусульманской мифологии, она была передана Аллахом пророку Мухаммеду через архангела Джабраила. В оконча­тельной редакции Коран был составлен и утвержден при халифе Османе (644—656 гг.). По преданию, Мухаммед не записывал свои изречения и проповеди. Некоторые поучения были якобы записаны его учениками на пальмовых листь­ях, пергаменте, костях и т. д. Затем они были собраны вме­сте без всякого плана и систематизации и переписаны в одну книгу. Первые попытки собрать воедино все высказы­вания Мухаммеда были предприняты еще при первом ха­лифе Абу-Бекре (632—634 гг.). При халифе Османе была создана специальная редакционная комиссия, которая со­ставила Коран. Все другие сборники проповедей Мухамме­да, в том числе даже собранные сподвижниками пророка, но не одобренные халифом, были сожжены.

Коран разделен на 114 глав (сур). Каждая сура состоит из стихов, или аятов ("аят" — "знамение", "чудо"). Около половины глав Корана получили свое название в соответ­ствии с первым словом, с которого они начинаются, хотя слово это, как правило, не относится к вопросу, трактуе­мому в главе. Подобно всякой другой религиозной книге, Коран представляет собой собрание законов, установлений и традиций, а также изложение различных мифических сказаний, в том числе и заимствованных из других рели­гий, легенд и преданий арабского народа, которые в той или иной мере отражают социально-экономические отно­шения, существовавшие на Аравийском полуострове в VI —VII веках нашей эры.

Наряду с Кораном важным источником исламского ве­роучения является Сунна — мусульманское священное предание, представляющее собой совокупность хадисов — рассказов об изречениях и действиях пророка Мухаммеда. Но более авторитетным и популярным среди мусульман сборником хадисов является "Аль-Джами ас-Сахих", составлен­ный аль-Бухари (родившимся в Бухаре). Этот сборник счи­тается второй книгой после Корана. Согласно мусульманс­кой традиции аль-Бухари собрал около 600 тысяч хадисов и после тщательного их изучения признал достоверными 7250 хадисов. Сборник построен по принципу предметов высказываний, а не по именам соратников пророка, от ко­торых доходили эти рассказы. Основная часть сборника посвящена разъяснению вероучения, культовых предписаний, правил ритуальной чистоты, две большие книги посвяще­ны вопросам толкования и превознесения достоинств Кора­на. В значительной части сборника рассматриваются право­вые и нравственные проблемы, есть немало хадисов исто­рического и биографического содержания. На основе этих религиозных книг можно составить представление о со­держании мусульманского вероучения.

Мусульманское вероучение обладает всеми атрибута­ми религиозного учения. В его основе лежит вера в бога — творца и управителя Вселенной, в Страшный суд, в заг­робное воздаяние. Все люди рассматриваются с точки зре­ния одного критерия: их следования заветам бога. В зави­симости от этого они делятся на правоверных и неверных. Мусульмане руководствуются следующими основными по­ложениями, признаваемыми за непреложную истину и обя­зательными для всех верующих: вера в Аллаха, в святость Корана, посланничество Мухаммеда, бессмертие души, воскресение из мертвых в день Страшного суда, вера в рай и ад, чертей, демонов и ангелов. Одним из важнейших в Исламе является догмат о предопределении. Согласно ему, в мире ничего не существовало и не существует ничего не ^висящего от воли Аллаха. Еще до сотворения мира было Отворено Перо, которому Аллах повелел записать обо всех божественных и творениях, вплоть до Страшного ада. Выполняя волю всевышнего, Перо записало то, чему суждено случиться в грядущей истории человечества, и все это не дано изменить никому. Человек зависит от бога ему предначертана судьба, которая неотвратима. Поэтому

нельзя роптать на жизненные невзгоды, а надо терпеливо идти своим путем.

Мусульманская доктрина нравственности исходит из абсолютного значения норм морали, установленных Кораном, из неизменности и универсальности этих норм для лю­бых народов и времен. Причем исламская мораль исходит из того, что человек по своей природе порочен, только страх божьего наказания может заставить его вести себя правильно. Высший нравственный долг человека — это слу­жение богу, его восхваление. Все остальное является вто­ростепенным, несущественным. Личное счастье должно быть принесено в жертву служению Аллаху. И Аллах дарует счастье в другой жизни, если все поступки человека были нравственными. А нравственными они будут в том случае, если они совершены из побуждений служить Аллаху (если делаешь добро не из-за служения Аллаху — это безнрав­ственно, а если убиваешь из-за любви к Аллаху — это нравственно). Одним из нравственных поступков является борьба с неверными, "великое избиение их". Но поскольку ни один человек не может быть абсолютно нравственным день за днем, то большое место отводится покаянию, кото­рое проявляется в молитвах и благочестивом поведении. Мусульманское предание говорит о том, что даже пророк Мухаммед обращался к богу сто раз в день, прося отпус­тить ему грехи. Поэтому простому верующему надо делать это гораздо чаще. К очищению от грехов ведут молитвы, обряды и пост.

Чтение Корана. В богослужебном ритуале чтению Ко­рана отводится очень большое место. Считается весьма по­хвальным, если в доме правоверного имеется Коран, неза­висимо от того, умеет он читать или нет. Наличие в доме Корана понимается как хранение священной реликвии. Су­ществует поверье, что Коран охраняет дом от несчастий, злых духов, дурного глаза, постоянно благословляет обителей дома. Распространена клятва на Коране как истинное обещание или свидетельство. Если верующий может прочитать Коран, к нему в дом приходит священнослужитель и читает книгу вслух. Все сколько-ни­будь значительные события сопровождаются чтением глав из Корана.

Намаз (молитву) верующий мусульманин должен со­вершать пять раз в день. Первая — утренняя молитва на заре — совершается в промежуток от рассвета до восхода солнца и состоит из двух поклонений и паданий ниц; вто­рая — полуденная — из четырех поклонений; третья — вечерняя, во второй половине дня до заката солнца — из четырех поклонений; четвертая — при заходе солнца — и пятая — в начале ночи — состоят из трех поклонений. В месяц поста совершается особая молитва. Ритуал намаза очень сложен, требует соблюдения многочисленных правил, нарушение которых приводит к "недействительности" мо­литвы. Поэтому молитва требует особенного сосредоточе­ния, и лучше проводить ее под руководством священнослу­жителя в мечети. Перед намазом совершается ритуальное омовение.

Сунна — обряд обрезания крайней плоти, которому подвергаются мужчины в младшем возрасте. В самом Кора­не нет указаний на то, почему верующим необходимо со­блюдать этот обряд. Как и в случае с подобным обрядом в иудаизме, здесь мы имеем дело с очень древними обычаями инициации, оставшимися от первобытных времен.

Милостыня осуществляется в соответствии с указани­ями Корана, который говорит о том, что милостыня осво­бождает от греха и способствует достижению райского бла­женства. Она имеет две формы: "закят" и "садака". Закят означает налог в пользу мечети, выплачиваемый натурой, Убираемый в определенное время — в праздники или другие священные дни. Садака (милостыня по внезапному по­буждению) означает добровольное пожертвование в пользу Нищего, бедного, калеки или в пользу храма.

Хадж (хаджж) — паломничество — в Мекку и Медину является очень желательной, но не строго непременной обязанностью верующего, так как длительное путешествие связано со значительными материальными затратами и другими препятствиями. Тем не менее, каждый верующий обя­зан стремиться к совершению хаджа. Разрешается вместо себя посылать других лиц. Совершивший паломничество Мекку удостаивается почетного звания "хаджия" и рассмат­ривается в качестве почти святого человека.

Во время паломничества в Мекку главным объектом поклонения становится Кааба — священный храм, в север­ной стене которого вделан охваченный серебряным обру­чем черный камень. По легенде, ангел-хранитель Адама который не уберег первого человека от искушения, был превращен богом в камень и отправлен на землю до Страш­ного суда. На земле этот камень почернел от грехов чело­веческих. Считается, что молитва, обращенная к богу у это­го священного камня, сразу идет к подножию трона Ал­лаха. Возле храма находится источник, вода которого по­читается святой, лечащей все болезни.

Еще одним пережитком древнейших верований в исла­ме является культ мазаров и святых мест. Обычно это ме­ста древних сооружений, могильных холмов, кладбищ, де­ревья, камни и т. п. Мазары освящены легендами и мифа­ми, опирающимися на многовековые предания. Святынями объявляются и могилы крупных государственных деятелей и военачальников. Например, мазар Гур-и-эмир в Самар­канде на могиле Тамерлана. Вблизи Ферганы находится ма­зар Шах-и-мардан, в котором якобы захоронен сам халиф Али (хотя он никогда даже не бывал в этом районе). В Кир­гизии местом паломничества служит гора Тахт-и-Сулей-ман, которая, по представлениям верующих, излечивает от болезней, приносит счастье и всяческое благополучие в жизни.

Лейлят аль-кадр. Особо торжественно отмечаются три последние ночи, предшествующие завершению поста. Считаются, время происходят разные чудеса и знамения. Наиболее почитаемая ночь — это ночь на 27-е сутки рамадана, ночь предопределений (лейлят аль-кадр). Му­сульмане верят, что именно в эту ночь небесный подлин­ник Корана из-под престола господа был перенесен архан­гелом Джабраилом на ближайшее к земле небо и уже от-сюдз содержание постепенно передавалось в течение 23 лет пророку Мухаммеду. Кроме того, учит ислам, в эту ночь всевышний раздает ангелам свои предопределения о мире вообще и о каждом человеке в частности. Эти реше­ния ниспосылаются на весь год и ничто не в состоянии их изменить.

Праздник окончания поста — ураза-байрам — прихо­дится на начало следующего за рамаданом месяца и назы­вается по-арабски ид аль-фитр — праздник фитр. Каждый верующий, постившийся в течение месяца, обязан принес­ти представителю духовенства фитр — подношение из про­дуктов или денег. Ураза-байрам длится три дня и сопро­вождается обильными угощениями, хождением в гости и т. д. В эти дни верующий должен отчитаться за проведен­ный пост, начать отбывать наказание за его нарушение (молитва, милостыня, жертва). Из фитра раздается помощь нуждающимся мусульманам.

Курбан-байрам (ид аль-адха) — праздник жертвопри­ношений — отмечается на 70-й день после окончания поста. Этот праздник связывается со сказанием о пророке Ибра­гиме (Аврааме), который хотел принести богу в жертву своего сына Исмаила (Исаака). Кроме того, мусульмане ве­рят, что животное, принесенное в жертву в этот день, по­может душе верующего преодолеть на своей спине мост Сират, который ведет в рай. Праздник отмечается торже-gtbchho — совершается особое богослужение в мечети, чи-'таются проповеди, в домах готовится угощение. Курбан-^йрам продолжается три дня, мусульмане посещают мо-"'Члы своих близких, молятся за них и раздают милостыню.

Мирадж — этот праздник посвящен памяти чудесного ночного путешествия пророка Мухаммеда на быстром как молния коне Аль-Бураке из Мекки в Иерусалим, а также вознесению пророка на небо. На небе его удостоил своей беседой Аллах, во время которой Мухаммед изрек 99 ты­сяч слов, но все это произошло столь мгновенно, что, возвратясь, Мухаммед успел подхватить случайно опрокину­тый до путешествия сосуд и из него не пролилось ни кап­ли. Праздник этот был установлен после утверждения вла­сти халифов в Палестине, когда в исламе была признана святость Иерусалима (аль-Кудс) и введено почитание свя­тых мест этого города.

Ашура (шахсей-вахсей) — день скорби у мусульман-шиитов. Он заключается в траурных церемониях, выража­ющих скорбь о мученической кончине имама Хусейна. Рас­сказы о его гибели сопровождаются самоистязаниями. Вид окровавленных, исступленных людей, шествующих в сопро­вождении толпы по улицам и площадям, их истошные, ду­шераздирающие крики оставляют огромное впечатление, вызывают чувство жалости и сострадания.

Праздник мавлюд установлен в честь дня рождения Мухаммеда и отмечается 12 числа лунного месяца раби аль-авваля. Он сопровождается чтением молитв и проповедей в мечетях и домах верующих, угощениями и подношениями духовенству. Считается богоугодным делом в этот день чи­тать и слушать рассказы о жизни Мухаммеда.

Пятница считается у мусульман днем отдыха и празднуется еженедельно. Молитва в мечети обставляется бояб6 торжественно, происходят большие полуденные обществен­ные богослужения, люди одевают праздничные одежды готовят более обильную и вкусную пищу, приглашают друг' друга в гости. Предание гласит, что день Страшного суд придется на пятницу, что Мухаммед и его зять Али родились в пятницу и что "свет ислама" начал распространяться именно в пятницу.

Пост (ураза) мусульман заимствован из древних пле­менных обычаев арабов. Ислам оведы полагают, что в самое знойное время в Аравии, в месяце рамадане, кочевники ограничивали себя в пище и берегли энергию, перенося все дела на вечер и ночь. Пост предписан на весь месяц — в дневное время нельзя пить, есть, курить, купаться, при­нимать лекарства и т. п. Поэтому постящиеся предпочитают бодрствовать ночью.

В современном мире ислам представляет значительную политическую силу, контролирующую ценные источники сырья (нефть). Кроме исторических областей возникнове­ния, ислам распространился по всему миру, так как соот­ветствует всем требованиям мировой религии, в частно­сти, не ограничивается рамками национальности. С другой стороны, поборники ислама ведут активную наступатель­ную политику, вовлекая в орбиту своего идеологического и экономического влияния все большее количество людей. В нашей стране мусульмане имеют огромный опыт сотруд­ничества с другими вероисповеданиями и пользуются авто­ритетом дисциплинированной, нравственной, но и воин­ственной организации.

Рефетека ру refoteka@gmail.com