До испанского завоевания (16в.) территория Центральной Америки была заселена индейцами различных языковых групп. У индейцев Мезоамерики (Месоамерики) (ацтеков, тольтеков, сапотеков, миштеков, тарасков, майя и др.) с первых веков до н.э. существовали раннеклассовые государственные образования. Временной интервал их жизни можно посмотреть здесь или "кликнув" на картинку справа => Племена, обитавшие севернее и южнее Мезоамерики, стояли на более низком уровне социально-экономического развития. Несмотря на различие языков и исторических судеб отдельных лингвистических групп, мифология индейцев Мезоамерики была единой, но претерпевала стадиальные изменения.
Вероятно уже у первых насельников Центральной Америки в период позднего палеолита существовали мифы о возникновении огня, происхождении людей и животных и др. В дальнейшем, при развитии собирательства были созданы мифы о каймане - покровителе пищи и влаги, о добрых духах растительности, о сотворении и строении вселенной. Ко времени доместикации и распространения маиса как культурного растения (5 тыс. лет до н.э.) относятся и восстановленные по петроглифам, многочисленным обломкам глиняных статуэток и каменным печатям-штампам мифы о верховном многофункциональном божестве - "богине с косами" (название условно), в образе которой сливаются более ранние представления о духах растительности и животного мира. "богиня с косами" олицетворяет собой одновременно небо и землю, жизнь и смерть (некоторые её изображения имеют по две головы); из её груди струится "небесное молоко" - дождь, она владычица всякой влаги, от неё зависит процветание всего растительного и животного мира.
В более поздних мифологических системах это божество распадается на ряд богинь, связанных с влагой, луной, деторождением, смертью, кукурузой, какао, агавой и др. Богиня изображалась в виде девушки с четырьмя косами, попарно спускающимися на грудь, женщины с подчёркнутыми чертами пола или старухи с отвисшей грудью. Эти три этапа возрастного развития женщины (юность, зрелость, старость) являются олицетворением времени весеннего цветения, плодоношения и осенне-зимнего периода; сохранилась статуэтка богини с триединым торсом. Известны и зооморфные изображения этой богини: в виде утки (владычица воды), жабы (владычица земли), паука и др. Её ребёнок, упитанный младенец без явных признаков пола ("толстый бог" - название условно), выступает посредником между матерью и людьми, чьё благополучие он обеспечивает. Вероятно он олицетворяет маис и солнце, позднее в его функциях выступают три различных божества - кукурузы, солнце и весеннего цветения природы (сравни ацтекского Шипе-Тотека). К пантеону этого времени относится и бог в образе пожилого бородатого мужчины, который, возможно, почитался как "старый бог" (сравни ацтекского Шиутекутли) - отец "толстого бога", хотя и не ясна его связь с "богиней с косами" в этой мифологической системе, засвидетельствованной почти на всей территории Мезоамерики.
В классический период (первые века до н.э.) развития мифологической системы, совпадающего с появлением раннеклассовых городов-государств, происходит дальнейшее дробление и уточнение функций божеств, возрастает их число, устанавливается связь божеств с культом правителей как их представителей на земле. В силу чисто политических причин (можно предположить, что в разработке системы деятельное участие принимали жрецы) вокруг того или иного божества группируются новые мифологические циклы, как, например, об основателе города, правящей династии. В мифологические образы вкладывается эсхатологическая и календарная мистика. Наряду с канонизацией основных черт главных божеств возникают смешанные образы, например, птица-ягуар-змея как олицетворение бога утренней звезды Венеры, появляются специальные божества смерти, свидетельствующие о развитии представлений о загробном мире. Однако процесс углубления этой системы развивался неодинаково в разных районах Центральной Америки. Например, у большинства народов Западной Мексики она практически не засвидетельствована.
В противоположность двум предыдущим системам, воссозданным на основе памятников изобразительного искусства и реликтовых отрывков, вошедших позднее в народные предания и сказки, третья мифологическая система достаточно полно представлена в письменных источниках, составленных в период испанского завоевания и вскоре после него.
В конце классического периода у народов Центральной Америки создаётся мифологический комплекс, основанный на представлениях о необходимости регулярно поддерживать жизнь божеств человеческой кровью. Особо важное значение придавалось "кормлению" бога солнца, чтобы он мог совершать свой каждодневный путь по небу.
Наиболее известным образцом третьей мифологической системы служит мифология ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в 13 в. и усвоивших мифологические представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков. В ацтекский пантеон вошёл ряд божеств соседних и покорённых народов.
Мифология Ацтеков.
Пантеон Ацтекских богов. |
||
Кетцалькоатль. |
||
Тецкатлипока. |