Кандидат педагогических наук С.В. Ерёгина Московский педагогический государственный университет, Москва
Выбор будущей профессии очень важен для каждого человека. На выбор влияют различные факторы: интерес, материальная обеспеченность специалистов, предпочтение (склонность) к профессии и др.
Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкин [9] отмечали, что выбор професии - это не только выбор рода занятий, но и сложный акт самоопределения. Л.В. Сохань [8] указывал, что выбор профессии - важнейший показатель социальной зрелости личности. Например, исследованиями А.Э. Штейнмеца [10] установлено, что от 30 до 45% поступающих в педагогические вузы положительно относятся к будущей профессии, а от 13 до 22% студентов отрицательно относятся к профессии учителя и профилирующему предмету. Е.П. Ильин [2] пишет, что профессию можно выбирать в зависимости от многих обстоятельств. Наиболее важное из них - то, насколько выбираемая деятельность предпочтительнее склонностям и способностям человека.
Предполагается, что качество подготовки специалистов любого профиля будет выше, если у студентов предпочтение вида профессиональной деятельности совпадает с будущей специальностью. В психологии проблема предпочтения (склонности) изучается с 40-х гг. С.Л. Рубинштейн [7] считал, что предпочтение (склонность) - это направленность на определенную деятельность; А.Г. Ковалев [4] указывал, что это профессиональная направленность; Е.П. Ильин [2] отмечал, что человек не может объяснить, почему он предпочитает определенную сферу деятельности; А.Б. Орлов [5] отмечает, что предпочтение возникает тогда, когда человека привлекает не только результат, но и процесс деятельности. Е.П. Ильин [2] указывает, что чаще всего сочетание стабильных типологических особенностей нервной системы соответствует сочетанию типологических особенностей и ведет к проявлению способностей к этому же виду деятельности.
Цель исследования - выявить пути повышения качества подготовки будущих специалистов.
В работе решались следующие задачи: 1. Выявить виды профессиональной деятельности, предпочитаемые студентами различных вузов. 2. Определить соответствие предпочтения видов профессиональной деятельности у студентов будущей специальности. 3. Сравнить индивидуальные свойства у студентов различных вузов.
Исследование проводилось в 2000-2001 гг. со студентами 4-5-го курсов вузов Москвы. В Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) были протестированы 50 студентов факультета физической культуры и 50 студентов математического факультета, в Московском инженерно-физическом государственном техническом университете (МИФИ) -также 50 студентов факультета теоретической физики.
У испытуемых определялись предпочтения видов профессиональной деятельности по дифференциально-диагностическому опроснику, рекомендуемому Е.А. Климовым [3]. Данный тест показывает, в какие виды деятельности вовлекаются люди и в каких начинают работать как профессионалы. Выделяют пять групп видов деятельности: в одних группах главным объектом рассмотрения оказывается природа, в других - техника, в третьих - люди, в четвертых - знаковые системы (цифры, символы, формулы), в пятых - художественные образы [3].
Были выявлены предпочтения студентов видов профессиональной деятельности.
Студенты факультета физической культуры наиболее предпочитают вид профессиональной деятельности "человек-человек" - 29,4%; "человек-художественный образ" - 19,6%. Менее предпочитают виды "человек-природа" - 9,8%; "человек-техника" - 11,8% и "человек-знаковая система" - 5,9%. К разделу "Другое" отнесены студенты, в равной мере предпочитающие несколько видов профессиональной деятельности. В этом разделе в наибольшей степени можно выделить предпочтение вида профессиональной деятельности "человек-человек -художественный образ" - 11,8%; остальные, "смешанные", виды набрали от 2 до 4%.
Студенты математического факультета предпочитают виды профессиональной деятельности в следующем порядке: "человек-человек" - 21%; "человек-художественный образ" - 42%; "человек-природа" - 7%; "человек-техника" - 10%; "человек-знаковая система" - 10%.
Студенты факультета теоретической физики имеют преобладающие предпочтения видов профессиональной деятельности: "человек-знаковая система" - 31,57% и "другое" - 26,3% и наименее предпочитают виды: "человек-природа" - 0%, "человек-техника" и "человек-художественный образ" - по 15,78%, а также "человек-человек" - 10,58%.
Было определено соотношение предпочтения видов профессиональной деятельности с избранной специальностью.
Поскольку студенты педагогического вуза - МПГУ являются будущими специалистами по обучению детей различного возраста, то можно считать, что предпочтение вида профессиональной деятельности "человек-человек" для них - предпосылка успешной профессиональной деятельности. У студентов факультета физической культуры предпочтение вида "человек-человек" - 29,4%, у студентов математического факультета - 21%. Следовательно, можно считать, что данная группа студентов имеет склонности и к педагогической деятельности.
Студенты факультета теоретической физики в наибольшей степени предпочитают вид профессиональной деятельности "человек-знаковая система" - 31,57%, что показывает их склонности к избранной специальности.
Изучение свойств индивидуальности проводилось по методике Б. Кадырова [6]. Характеризуя данную методику, Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта [6] отмечают, что при преобладающем проявлении первой сигнальной системы у человека выше эмоциональность, а второй - "ум и воля". У студентов факультета физической культуры проявление второй сигнальной системы составляет 69%, а первой - 31%; у студентов математического факультета соответственно 75 и 25%; у студентов факультета теоретической физики вторая сигнальная система (70,6%) преобладает над первой (29,4%).
Таким образом, у большинства студентов преобладает второй тип сигнальной системы.
Также было определено соотношение проявления ведущей сигнальной системы у студентов, предпочитающих различные виды профессиональной деятельности. Первая сигнальная система проявляется у студентов факультета физической культуры в виде "человек-природа" - 4%, "человек-техника" - 2%, "человек-человек" - 7%, "человек-знаковая система" - 2%, "человек-художественный образ" - 6%, "другое" - 10%; у студентов математического факультета только в видах деятельности "человек-техника" - 3,5%, "человек-человек" - 7,1%, "человек-художественный образ" - 10,0%, "другое" - 3,5%; у студентов факультета теоретической физики в виде "человек-техника" - 5,88%, "человек-человек" - 5,88%, "человек-знаковая система" - 11,8%, "другое" - 5,88%.
Проявление второй сигнальной системы у студентов, предпочитающих различные виды профессиональной деятельности, распределилось следующим образом: "человек-природа" - 6%, "человек-техника" - 10%, "человек-человек" - 23%, "человек-знаковая система" - 4%, "человек-художественный образ" - 14%, "другое" - 12%; у студентов математического факультета в виде "человек-природа" - 7,1%, "человек-техника" - 7,1%, "человек-человек" - 14%, "человек-знаковая система" -10%, "человек-художественный образ" - 30,7%, "другое" - 7%; у студентов факультета теоретической физики в виде "человек-техника" - 11,8%, "человек-человек" - 5,88%, "человек-знаковая система" - 23,5%, "человек-художественный образ" - 5,88%, "другое" - 23,5%.
Также были определены свойства индивидуальности студентов по методике "определения формально -динамических свойств индивидуальности" (ОФДСИ) по В.М. Русалову [7]. Данная методика позволяет выявить ОФДСИ студентов в различных сферах деятельности - психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной.
Психомоторная сфера деятельности характеризуется работоспособностью человека и стремлением к физической работе и проявляется следующим образом: у студентов факультета физической культуры - 32,8 балла, математического факультета - 36,8 балла и факультета теоретической физики - 31,6 балла.
Интеллектуальная сфера деятельности характеризуется уровнем интеллектуальных возможностей и стремлением к деятельности, связанной с умственным напряжением: у студентов факультета физической культуры она составляет 30,45 балла, математического факультета - 29,5 балла, факультета теоретической физики - 31,9 балла.
Коммуникативная сфера деятельности проявляется в потребности общения и стремлении к установлению новых социальных контактов. Наибольшие показатели в данной сфере у студентов факультета теоретической физики - 31,9 балла, немногим меньше у студентов математического факультета - 31,1 балла, а у студентов факультета физической культуры - 29,6 балла.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Студенты разных факультетов предпочитают виды профессиональной деятельности в различной степени: студенты факультета физической культуры наиболее предпочитают вид "человек-человек" - 29,4%, математического факультета - вид "человек-художественный образ" - 42%, факультета теоретической физики - вид "человек-знаковая система" - 31,57%.
2. Предпочтения вида профессиональной деятельности соответствуют будущей специальности у 29,4% студентов факультета физической культуры, у 21% студентов математического факультета и у 31,57% студентов факультета теоретической физики. Следовательно, у других студентов этих факультетов на выбор профессии влияли не предпочтения, а социальные факторы (престижность специальности, заработная плата, отсрочка от службы в армии и другие).
3. Все респонденты имеют незначительные различия в проявлении ведущей сигнальной системы. Преобладающей сигнальной системой в деятельности студентов является вторая. Соотношение у студентов факультета физической культуры: 69% - вторая сигнальная система и 31% - первая; у студентов математического факультета соответственно 75 и 25%; у студентов факультета теоретической физики - 70,6 и 29,4%.
4. По показателям формально-динамических свойств индивидуальности в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах у студентов вышеназванных факультетов не существует значительной разницы в показателях, а следовательно, нет и отличий.
Для повышения качества подготовки к профессиональной деятельности необходимо не только обучать знаниям, формировать умения и навыки будущего специалиста, но и формировать предпочтения этой деятельности, а поскольку признаком ярко выраженной склонности к виду деятельности является наличие способностей, то необходимо на основе развития способностей к профессиональной деятельности формировать предпочтения будущего вида профессиональной деятельности.
1. Ильин Е.П. Способности и склонности: какова природа их связи: Диагностика познавательных способностей. Ярославль,1986.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
3. Климов Е.А. Путь в профессию. Л., 1974.
4. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1969.
5. Орлов А.Б. Склонность и профессия. М., 1981.
6. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Методы изучения и психодиагностика личности: Учебное пособие. М., 2000.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
8. Сохань Л.В. Жизненный путь личности. Киев, 1987.
9. Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 1985.
10. Штейнмец А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности. Калуга, 1998.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/