Н.Я. Гарафутдинова, Администрация Омской области, комитет по делам науки и высшей школы
Система высшего образования развивается в настоящее время в контексте рыночных преобразований, вследствие чего становится возможным все более успешно учитывать требования экономических категорий к ее функционированию. К таким категориям относятся спрос и предложение, конкуренция и конкурентоспособность.
Рассматривая взаимосвязи этих понятий применительно к главному результату деятельности учебного заведения - выпускнику - будущему специалисту, необходимо отметить, что динамика спроса на специалистов определенного профиля и квалификации в современной России на рынке труда вступила в противоречие с традиционно сложившейся системой их подготовки, номенклатурой специальностей и специализаций, периодом подготовки определенного специалиста.
Последнее проявляется, в частности, в том, что студенты хотят получить дополнительные к основным циклы дисциплин, приобрести дополнительные умения. Их интересы смещаются сейчас в сторону экономики, менеджмента, юриспруденции, иностранных языков. При этом необходимо отметить, что сложившаяся ситуация несоответствия спроса и предложения на рынке труда не есть явление уникальное в развитии системы образования. Периодически наблюдаются колебания спроса на специалистов со стороны как хозяйствующих субъектов, так и самих абитуриентов и выпускников.
Каждое учебное заведение вступило в систему рыночных отношений с разным стартовым капиталом и вынуждено как бы заново подтверждать целесообразность своего существования. Одним из важных критериев деятельности является качество выпускаемого продукта, товара, выпускника - будущего специалиста.
В борьбе за выживание учебные заведения вынуждены начать применять маркетинг.
При использовании маркетингового подхода необходимо прежде всего изучать и прослеживать конъюнктуру - сложившуюся экономическую ситуацию, включающую соотношение между спросом и предложением, движением цен. Учитывая специфику вуза как некоммерческой, бесприбыльной организации, при изучении конъюнктуры необходимо исследовать не только экономические, но и социальные, психологические факторы. В отношении деятельности по подготовке специалистов мы в большей степени имеем дело с рынком покупателей (потребителей), характеризуемым превышением предложения над спросом, особенно для технических специальностей, чем с рынком продавцов. Поэтому в условиях рынка вузы вынуждены соперничать между собой как за абитуриентов, денежные средства, так и за материально-технические и информационные ресурсы, научно-педагогических работников.
Проведенный выше краткий анализ подхода к подготовке специалиста с точки зрения рыночной экономики дает основание готовить и исследовать комплекс качеств будущего специалиста, который позволил бы ему с учетом конъюнктуры рынка труда, собственных возможностей и потребностей эффективно конкурировать и реализовать свой потенциал.
Для учебного заведения такой маркетинговый подход к организации собственной деятельности означает необходимость поиска и реализации таких подходов, которые обеспечивали бы будущему специалисту комфортное существование с точки зрения личностных и общественных целей развития. Это будет возможно, когда в образовательном процессе будет сознательно развиваться комплексная личная потребность в соединении узкого профессионализма и универсализма(льности).
Понятие конкурентоспособности специалиста практически в настоящее время не разработано. Если рассматривать это определение в отношении любого другого товара, то его смысл заключается в следующем: конкурентоспособность товара - это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара - конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение. Таким образом, комплекс конкурентоспособности любого товара состоит из трех групп: технических, экономических и социально организационных. Если рассмотреть эти элементы применительно к будущему специалисту, то мы получим следующие параметры:
Технические: специальность и специализация, объем освоенной программы в часах, дисциплинах, уровнях подготовки, соответствие стандарту или повышение его, получаемый документ.
Экономические - затраты на подготовку специалиста с учетом всех составляющих расходов.
Социально-организационные - учет социальной структуры потребителей, в данном случае самих выпускников и работодателей, национальных и региональных особенностей организации производства.
Конкурентоспособность будущих выпускников во многом определяется и конкурентоспособностью учебных заведений.
Специфика выпускника как товара состоит в том, что его конкурентоспособность длительного пользования. Именно поэтому требуется значительное время для того, чтобы получить статус конкурентоспособного. Если же это случается, то в течение достаточно долгого времени учебное заведение может пользоваться этим статусом, как своего рода гарантией. Вместе с тем однажды завоеванная конкурентоспособность предъявляет повышенные требования к организации учебного процесса вуза.
В отличие от обычного товара оценку работе предприятия (учебного заведения) дает не только потребитель (студент, выпускник, работодатель), но и сам производитель (преподавательский и учебный персонал). Именно они определяют, выгодно ли им при данных условиях создавать товар, то есть готовить и выпускать специалистов.
Применительно к учебным заведениям можно выделить следующие принципы управления, которые дают преимущества производителям.
Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.
Близость учебного заведения к клиенту.
Создание автономии и творческой атмосферы в учебном заведении.
Рост производительности, благодаря использованию способности людей и их желанию работать.
Демонстрация важности общих для учебного заведения ценностей.
Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.
Умение держать под контролем наиболее важные проблемы и передавать подчиненным менее важные.
Таким образом, исследуя понятие конкурентоспособности будущего специалиста, мы подошли к наиболее сложной проблеме - какие же способности, характеристики, качества, знания и умения обеспечивают конкурентоспособность специалиста.
Современная модель конкурентоспособности должна включать такие основные свойства:
Ценность целей и ценностных ориентаций.
Трудолюбие.
Творческое отношение к делу.
Способность к риску.
Независимость в принятии решений.
Способность быть лидером.
Способность к непрерывному саморазвитию.
Стремление к профессиональному росту.
Стремление к высокому качеству конечного продукта.
Стрессоустойчивость.
Изучение опыта других стран при определении конкурентоспособности специалистов позволяет выявить своеобразный подход к подготовке специалистов.
Так, суть японского опыта в формировании у специалистов трех основных групп навыков: технологических, коммуникативных (?) и концептуальных. Технологические связаны с освоением конкретной профессии. Коммуникабельные (?) навыки имеют непосредственное отношение к общению с различного рода людьми и с самим собой.
Концептуальные - это искусство прогнозировать события, планировать деятельность больших групп людей, принимать ответственные решения на основе анализа.
Особое внимание в Японской практике подготовки специалистов уделяется развитию такого качества, как целостность мышления. Предприятиям вменяется в обязанность нести социальную ответственность за развитие работника, его самосовершенствование. Анализ такого подхода дает основание предполагать, что система подготовки специалистов должна ориентироваться на такой заказ общества и обеспечивать развитие подобных качеств во время учебы. В конечном итоге это и обеспечивает выпускникам конкурентоспособность.
Изучение американского опыта показало, что для определения ценности, конкурентоспособности работающей команды складывается из нескольких позиций.
Для руководителей предлагается определить эффективность сотрудников, ответив на такие вопросы: кто редко отсутствует? кто хорошо работает без давления? кто постоянно выполняет работу высококачественно и в срок? кто не донимает других своими постоянными советами и руководством? кто работает столь же хорошо и в отсутствие шефа? кто постоянно стремится совершенствовать свою работу? кто сглаживает конфликты, способствует сотрудничеству и поддерживает моральное состояние?
Эту вопросную модель используют как базу для подготовки конкурентоспособной личности и она выполняет функцию определенного материального заказа.
В нашей отечественной педагогике Н.В. Борисовой тоже сделаны попытки разработать требования к личным качествам будущего специалиста. Эти требования распределены на три основные группы: психологические, мыслительные, поведенческие.
Психологические: эмпагия - способность к сопереживанию; аутенгичность (открытость по отношению к другим людям); терпимость, стрессоустойчивость, развитость восприятия, развитость интуиции. Мыслительные: аналитичность, быстрота реакции, наблюдательность, критичность и целостность мышления.
Поведенческие: коммуникабельность, способность идти на риск, ответственность, способность руководить и подчиняться.
Для подготовки специалиста, способного в дальнейшем конкурировать на рынке труда, Н.В. Борисовой изучается и первоначальная структура культуры специалиста, которую она разграничивает на семь основных позиций:
Мышление: способность осуществления мыслительных операций (стандартных и нестандартных) и умение ими пользоваться.
Эмоционально-волевые проявления - эмоции, волевые акты, способы их выражения для данной деятельности.
Способы деятельности и поведения - умения, навыки, приемы, стиль поведения и жизни.
Ценности и ценностные ориентации - принятые, доминирующие и зарождающиеся по отношению к людям, труду, себе самому.
Знания - факты, закономерности (естественнонаучные и профессиональные), обеспечивающие принятие оптимальных решений.
Опыт - общечеловеческий, профессиональный, современный, отечественный, зарубежный.
Традиции, нормы - связанные с историческими способами жизнедеятельности, нормы семьи.
Все эти позиции, присущие будущему специалисту как индивидууму, будут играть значительную роль и в его дальнейшей профессиональной работе, и в отношениях с коллегами и людьми.
Борисова Н.В. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества и гуманистической направленности вузовской подготовки. Набережные Челны, 1996.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.omsu.omskreg.ru/