Рефетека.ру / Эргономика

Авторский материал: О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства на территории Омской области

О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства на территории Омской области.

В.В. Алещенко, Омский государственный университет, кафедра экономической теории и предпринимательства.

В настоящее время малое предпринимательство (далее по тексту МП) является значимым средством для реализации курса социально-экономических реформ, решения комплекса политических, экономических и социальных проблем, остро стоящих сегодня перед государством. Однако дальнейшие темпы и направления его развития в современных условиях во многом предопределяются тем, насколько активно государственная, и прежде всего региональная, власть осуществляет поддержку малого бизнеса. Опыт подавляющего большинства зарубежных стран показывает, что государственная политика в отношении МП является важным самостоятельным системным направлением социально-экономической политики государства в соответствии с основными национальными интересами. Данная политика строится на принципе создания наибольшего благоприятствования развитию сектора МП, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект в стране или в регионе. В силу своей специфики малый бизнес имеет ярко выраженную региональную ориентацию и в условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов является важным средством оптимизации структуры региональной экономики. В свою очередь, региональные власти имеют достаточно широкие возможности влияния на развитие предпринимательских структур.

Главные принципы государственной поддержки МП в Омской области выражаются в следующем:

1. Государственной поддержкой пользуются физические и юридические лица, отнесенные законодательством Российской Федерации к субъектам МП;

2. Поддержка предоставляется только малым предприятиям и предпринимателям, действующим в приоритетных сферах экономики области, способным самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность;

3. Предоставление государственной поддержки осуществляется только тем представителям малого бизнеса, которые располагают собственностью, направляют собственные средства на развитие бизнеса, привлекают независимых инвесторов;

4. Все субъекты МП, желающие заручиться государственной поддержкой, должны пройти конкурсный отбор и независимую экспертизу предпринимательских проектов.

На ближайший период в качестве приоритетных направлений экономического развития Омской области, развиваемых с участием субъектов МП, выдвигаются промышленность и наукоемкое производство, производство и переработка с/х продукции, медицина и здравоохранение, переработка минерально-сырьевых и лесо-сырьевых ресурсов, строительство и производство строительных материалов, производство товаров народного потребления, бытовое обслуживание, переработка и использование отходов производства, охрана окружающей среды, образование. В настоящее время общая ситуация в сфере МП в Омской области , как и в целом по стране, по-прежнему осложняется многочисленными проблемами, остро стоящими перед предпринимательским сектором экономики. Для обеспечения устойчивого развития малого бизнеса и развития приоритетных отраслей экономики области Экономическим комитетом Администрации области на основании Федерального закона от 14.06.95. No 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" была разработана "Государственная комплексная программа поддержки малого предпринимательства в Омской области на 1998-2000 годы" (далее по тексту "Программа"). Программа является составной частью экономической политики Администрации Омской области, сохраняет преемственность с региональной программой поддержки предпринимательства, утвержденной постановлением Главы Администрации области 08.02.94. No 64-п и согласована с целевыми программами социально-экономического развития Омской области с учетом тех позитивных сдвигов в области законодательной, финансово-экономической, информационной и иной поддержки в сфере МП Омской области. В области создания правовых и организационных условий в течение 1994-1997 годов был разработан ряд проектов нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы поддержки и развития МП (Закон "О государственной поддержке МП в Омской области", кратко- и среднесрочная Программы поддержки МП, Программа "Гарантия", Положение о зоне экономического благоприятствования в северных районах области и др.). Однако темпы дальнейшего развития малого бизнеса напрямую зависят от того, насколько быстро органами законодательной власти будут приняты эти и ряд других законов первостепенной важности. Для устойчивого развития малого предпринимательства в Омской области в первую очередь необходимо принятие Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Омской области" и выполнение Закона "О бюджете Омской области" в части финансирования мероприятий Программы.

Чрезмерная жесткость денежно-кредитной политики и фискальный характер налоговой политики сегодня ведут к недостатку ресурсов для текущей деятельности и развития и, как следствие, к вынужденному уходу малых предприятий в "теневую экономику". Для исправления сложившейся ситуации первоочередным мероприятием должно стать внесение изменений в Федеральный закон и Закон Омской области "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов МП" в части распространения его действия на все субъекты МП и в части введения на территории области режима налоговой автономии малого бизнеса (т.е. все налоги и обязательные платежи, получаемые от субъектов МП, на 100% перечисляются в территориальный бюджет).

Для создания дополнительных возможностей стимулирования дальнейших процессов развития малого бизнеса органам местного самоуправления районов области в короткие сроки требуется разработать и принять районные программы поддержки МП. Кроме этого, очень важным является принятие нормативно-правового акта (Положения, Закона) "О зонах экономического благоприятствования в северных районах Омской области" для создания и отработки базовой модели по возрождению депрессивных северных районов, в том числе и для реализации подпрограммы о "Комплексном развитии экономики Большеуковского района с привлечением субъектов МП", а также создание зоны экономического благоприятствования в северных районах Омской области. В области развития информационно-консультационной и обучающей инфраструктуры малого бизнеса одним из наиболее важных проектов, планируемых Администрациями области и города совместно с АО "Электросвязь", является создание Системы информационного обеспечения МП (СИОМП) и Информационно-аналитического центра в рамках СИОМП. Реализация данного проекта приведет к созданию механизма доступа малых предприятий к мировым и российским информационным ресурсам по минимальным ценам и тарифам, а в ряде случаев - бесплатно. Недостаток информации является сегодня одним из основных сдерживающих факторов в усилении процессов развития предпринимательства. В течение 1998 года экономическим комитетом совместно с департаментом недвижимости Администрации г. Омска планируется разработать положение о реестре субъектов МП Омской области. С помощью Информационно-аналитического центра после образования областной Регистрационной палаты будут созданы: базы данных по регистрации малых предприятий г. Омска и районов области; базы данных по оборудованию для малых предприятий, представляющие интерес для производителей оборудования, потенциальных потребителей и лизингодателей; базы данных о малых предприятиях, зарекомендовавших себя как надежные деловые партнеры (при поддержке Омской ТПП). Необходимо и создание реестра жилых и нежилых помещений, находящихся в областной собственности (в том числе неэффективно используемых), пригодных для передачи субъектам малого предпринимательства, а также введение практики рассмотрения комитетом по управлению имуществом Омской области на основании представлений областного Фонда поддержки предпринимательства в приоритетном порядке вопросов о возможности предоставления субъектам МП в безвозмездное пользование либо в аренду помещений и имущественных комплексов в г. Омске и Омской области.

Наличие в г.Омске большого числа предприятий ВПК, неэффективно использующих производственные площади и мощности, также может позволить решить проблему острой нехватки производственных и офисных помещений для субъектов МП. При участии представителей Ассоциации промышленников и предпринимателей необходимо создание нормативной базы и механизма организации новых малых предприятий на базе основных фондов предприятий-банкротов (а также конверсионных предприятий), в том числе разработать нормативно-правовой акт "О порядке передачи в аренду субъектам малого предпринимательства незагруженных (неэффективно используемых) производственных площадей и мощностей". С целью решения проблемы эффективного взаимодействия малых производств со средними и крупными предприятиями путем соединения инновационного потенциала и экономической мобильности малых предприятий с технологическими возможностями, производственно-имущественным потенциалом крупных предприятий, территориальное агентство Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве), комитет по промышленности, транспорту и связи, экономический комитет, областной Фонд поддержки предпринимательства планируют создание территориально-производственной зоны (технополиса) для субъектов МП на основе имущественного комплекса одного из неплатежеспособных предприятий г. Омска. Существующая подпрограмма "Использование возможностей МП при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий" предполагает отработку организационного механизма технологических схем взаимодействия малых предприятий с крупными производствами (в том числе в рамках финансово-промышленных групп и территориально-производственных зон). Для обеспечения условий по сбыту продукции малых предприятий весьма своевременным и необходимым является принятие решения о создании и развитии областного специализированного оптового рынка продукции субъектов предпринимательства. Планируется и разработка нормативно-правового акта о порядке направления части средств из Фонда занятости на развитие и поддержку МП с учетом необходимости создания дополнительных рабочих мест в Омской области. Реализация же программы "Гарантия", использующей мультиплицирующий эффект гарантийного фонда, предусматривает создание гарантийного фонда для малого бизнеса с целью предоставления гарантий субъектам малого предпринимательства при возврате средств коммерческим банкам, кредитующим малые предприятия. Дальнейшее развитие и поддержка Центров инноваций и высоких технологий необходимы для обеспечения условий нормального функционирования и развития малых предприятий научно-производственной сферы. Прогрессивными формами финансово-кредитной и инновационной поддержки малого производственного предпринимательства являются лизинг и франчайзинг. Для создания механизма лизинга отечественного оборудования, в том числе производимого на предприятиях г. Омска, необходимо: 1) дальнейшее развитие региональной лизинговой компании ОАО "Сибирский лизинг" с отработкой схемы взаимозачетов "предприятия-должники областного бюджета (производители оборудования)" - "ОАО "Сибирский лизинг" - "малые предприятия сельского хозяйства и промышленности Омской области (потребители оборудования)"; 2) участие в межрегиональном лизинговом взаимогарантийном Фонде для субъектов МП (совместно с Фондами поддержки предпринимательства субъектов Российской Федерации); 3) внедрение и использование механизма финансового лизинга и финансовых схем программы "Гарантия" (механизм привлечения средств под гарантию областного Фонда поддержки предпринимательства), прежде всего за счет средств негосударственных инвесторов (кредиторов), собственных возможностей малых предприятий и средств международных донорских организаций. Реализация данных мероприятий позволит субъектам МП уже в самое ближайшее время получить доступ к передовым технологиям, увереннее чувствовать себя на региональном и российском рынках. При участии "Российской Ассоциации Франчайзинга", имеющей богатый опыт организационной работы, следует и дальше развивать механизм создания новых малых предприятий в области производства товаров и услуг на основе франчайзинга (создание для малых предприятий возможности организации производства и реализации товаров (услуг) по отлаженным организационно-производственным схемам под торговой маркой широко известных предприятий). Для обеспечения благоприятных стартовых условий для малых предприятий (прежде всего производственной сферы) при участии областного Фонда поддержки предпринимательства и регионального бизнес-инкубатора целесообразно: 1) создание сети инкубаторов малого бизнеса (в т.ч. отраслевых и территориальных), а также обеспечение деятельности бизнес-инкубатора в рамках Морозовского проекта; 2) оказание помощи предпринимателям в создании и развитии обществ взаимного кредитования МП для достижения финансовой самоорганизации малых предприятий и создания условий для снижения процентных ставок по кредитам. Важным также является содействие дальнейшему формированию и развитию инфраструктуры поддержки индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, занятых в сфере ремесел, хлебопечения, на транспорте, в розничной и оптовой торговле и т.п. (созданию и развитию профессиональных предпринимательских гильдий).

В подготовке кадров одним из наиболее значимых условий развития малого бизнеса является обучение основам предпринимательской деятельности в первую очередь социально незащищенных групп населения (безработных, уволенных в запас военнослужащих, женщин, молодежи, учащихся и т.д.). Для этого комитетом труда и занятости совместно с региональным бизнес-инкубатором уже запланирована разработка и выпуск аудио- и печатных модульных курсов дистанционного обучения по основным аспектам предпринимательства. С целью развития кооперационных связей малых предприятий, расширения рынков сбыта их продукции, обеспечения доступа к современным технологиям и развития делового общения, необходима организация коллективных стендов малых предприятий области на региональных, межрегиональных и международных выставках.

Обязательным условием для успешного развития МП является участие в реализации межрегиональных и международных программ и мероприятий по развитию малого бизнеса. Уже сегодня наша область принимает участие совместно с московским Центром деловых контактов для малых предприятий и федеральным Фондом поддержки МП в программах, инициированных международными донорскими организациями: на территории области происходит реализация программ Европейского Союза "TACIS" и "Европартнеариат".

Для формирования социальных условий, механизма взаимодействия предпринимателей с государственными и общественными деятелями, представителями научной и творческой интеллигенции, религиозных конфессий и других социальных групп, а также благоприятного общественного мнения по отношению к малому бизнесу необходимо изучение социально-психологического климата и социальных процессов, протекающих в сфере МП (мониторинг малого предпринимательства), пропаганда идей предпринимательства, деятельности органов власти и управления, а также общественных объединений малых предприятий по поддержке и развитию бизнеса, организация целевых теле- и радиопрограмм о МП, создание дискуссионного "Круглого стола" по проблемам развития малого бизнеса на страницах областной прессы.

С целью обеспечения интересов МП считается целесообразным формирование трехсторонней комиссии (Администрация области, профсоюзы, предприниматели) при дальнейшем активном участии в ее работе представителей общественных объединений предпринимателей.

Некоторые регионы России (г. Москва, Нижегородская область и др.), проводящие протекционистскую политику по отношению к малому предпринимательству, достигли высоких показателей его развития. В Омской области созданы основные необходимые предпосылки для количественных и качественных изменений в сфере малого бизнеса. Среди основных направлений государственной поддержки МП в Омской области можно выделить: создание и совершенствование нормативно-правовой базы регионального предпринимательства; формирование и развитие на территории области объектов инфраструктуры поддержки МП; развитие финансово-имущественных механизмов поддержки предпринимательства; льготное налогообложение малых предприятий; предоставление государственного заказа; страхование и гарантирование кредитов представителям малого бизнеса, выделяемых коммерческими банками; внедрение прогрессивных форм финансово-кредитной и инновационной поддержки малого производственного предпринимательства (лизинг, франчайзинг).

Дальнейшее развитие малого бизнеса в современных условиях возможно только при активном содействии местных властей. Вместе с тем создание режима наибольшего благоприятствования развитию сектора МП, дальнейшее воплощение в жизнь разработанных мероприятий приведет в ближайшем будущем к решению целого ряда социально-экономических проблем, стоящих сегодня перед региональными властями.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.omsu.omskreg.ru/


Похожие работы:

  1. • Государственная поддержка малого предпринимательства в ...
  2. • Фонд поддержки малого предпринимательства
  3. • Государственная поддержка малого бизнеса
  4. • Система государственной поддержки малого ...
  5. • Особенности налогообложения субъектов малого ...
  6. • Основные цели государственной политики в области развития ...
  7. • Малое предпринимательство в Архангельской области
  8. • Малое предпринимательство РБ
  9. • Государственная поддержка малого предпринимательства
  10. •  ... Развитие малого предпринимательства в ...
  11. • Проект развития системы малого предпринимательства на ...
  12. • Система государственной поддержки и регулирования малого ...
  13. • Анализ нового закона о развитии малого и среднего ...
  14. • Структура бизнеса Ульяновской области
  15. • Программы государственной поддержки малого ...
  16. • Государственная финансовая поддержка малого бизнеса
  17. • Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути ...
  18. • Проблема участия субъектов малого предпринимательства ...
  19. • Рыночная экономика
Рефетека ру refoteka@gmail.com