Каримова Р.Х., Филиппова Л.В.
В республике Башкортостан осуществляется изучение иностранных языков на всех факультетах высших учебных заведений, контингент которых включает представителей разных национальностей, поэтому актуальным является сопоставительное изучение тюркских и германских языков, представленных в основном башкирским и татарским с одной стороны, и английским и немецким – с другой. В статье рассматривается категория времени, в частности, проведено сопоставление форм прошедшего времени в татарском, английском и немецком языках.
Прошедшее время в татарском языке представлено следующими формами:
прошедшее категорическое: алдым - я взял;
прошедшее результативное: алганмын - я уже взял;
прошедшее незаконченное: ала идем - я брал тогда;
предпрошедшее: алган идем - я тогда взял;
прошедшее многократное: ала торган идем - я обычно брал.
Перейдем к конкретному анализу временных форм прошедшего времени в татарском языке.
1) Прошедшее категорическое передает законченное и однократное действие, например:
(Пришел трамвай. Мадина с подругами села и уехала).
2) В зависимости от семантики глагола и контекста прошедшее категорическое (очевидное) может передавать продолжительные многократные процессы, например:
(Твой отец боролся против фашистов).
В английском языке для выражения обычного, регулярно повторяющегося действия в прошлом, употребляется прошедшее неопределенное время Past Simple (Indefinite), например: I always took a bus when we lived in Pushkin street.
В немецком языке для выражения действий и событий в прошлом в рассказе, сообщении, описании употребляется форма Prateritum. Действия могут происходить одновременно или последовательно, например: Wir erholten uns auf der Krim im vorigen Sommer [2].
Прошедшее результативное в татарском языке лежит на грани временных плоскостей и обозначает такое прошлое действие, которое в виде своего результата имеет продолжение в настоящем. Результативность можно проследить на следующем примере:
(На ней черная шерстяная юбка, красная шелковая кофта… Светлые волосы коротко подстрижены).
В английском языке эту временную форму можно сопоставить с формой Present Perfect, которая употребляется для выражения действия, совершенного к моменту речи и связанного с ним, например: The new teacher of history has just arrived [3].
В немецком языке Perfekt часто обозначает действие в прошлом, которое имеет продолжение в настоящем, например: “Die Revolution hat gesiegt. Der Sozialismus marchiert!” (В.Бредель)
Прошедшее незаконченное в татарском языке выражает незавершенное, длительное или повторяющееся в прошлом действие. Поскольку данное значение может передаваться другими формами прошедшего времени, необходимо особо оговорить те случаи, которые выделяют употребление данной формы среди других.
1. Прошедшее незаконченное выражает действие, относящееся к определенному моменту в прошлом. Указание на этот момент в прошлом может содержаться в формах -ганда, -ды и др. или выражаться лексическими средствами: шул вакытта - тогда, - в тот день, а также другими словами, например:
(Когда Габдулла вернулся домой, там при свете семилинейной лампы царило веселое оживление). В английском языке с этими формами можно сравнить форму Past Continuous, например: At five o’clock in the morning she was writing the composition.
2. При наличии в контексте двух глаголов действие, выраженное прошедшим незаконченным временем, создает фон для протекания другого действия, например:
(Нурислам ходил за плугом на поле Кырынды. В это время мальчика, уснувшего в меже, ужалила гадюка).
В немецком языке временные формы Prateritum, Perfekt могут выражать как законченное, завершенное, так и продолжающееся действие, так как немецкие глаголы не имеют категории вида. Вид глагола определяется ситуацией, которая обусловлена содержанием и часто выражается лексическими средствами, например: Er bekam sogar endich Nachricht von seiner Frau (А.Зегерс). Он даже получил, наконец, письмо от своей жены (совершенный вид).
Предпрошедшее время в татарском языке выражает действие, предшествовавшее другому действию в прошлом. Оно может обозначаться различными глагольными формами, наиболее употребительными из которых являются прошедшее категорическое, а также форма на -ганда/ -канда/ например:
(Когда Мадина вернулась домой с собрания, Фарит еще не спал).
Но главным значением этого времени является выражение предпрошедшего действия, поэтому оно почти всегда имеет соотнесенность с другим прошедшим временем и его употребление является относительным. В английском и немецком языках в таких случаях действует правило согласования времен. В английском языке употребляется форма Past Perfect and Past Perfect Continuous, например: She said she had been reading the book for a long time; в
немецком – Prateritum und Plusquamperfekt, например: Nachdem ich das zimmer in Ordnung gebracht hatte, ging ich spazieren.
Прошедшее многократное в татарском языке используется для выражения действий в прошлом, имевших обычный, регулярный характер или многократно повторявшихся, например:
(Зимой я обычно возил почту).
По мнению Б.А.Серебренникова, форма на -а торган иде более выразительно передает многократность действия [1, с. 231].
В английском языке для выражения постоянно повторяющегося действия в прошлом употребляется конструкция used to (would) + infinitive, например: Nick used to go to the river with his friends when he was young. В немецком языке подобная ситуация может быть выражена глаголом pflegen + Infinitiv.
Рассмотренные случаи позволяют сделать вывод о том, что функционирование категорий прошедшего времени в рассматриваемых языках осуществляются по сложным языковым моделям с привлечением дополнительных языковых факторов, которые, в свою очередь, нуждаются в дальнейших лингвистических исследованиях.
Результаты исследований могут быть использованы при обучении иностранным языкам в общеобразовательных школах, техникумах и высших учебных заведениях.
Современный татарский литературный язык. Лексикология, фонетика, морфология. М.: Наука, 1969. 380 с.
Арсеньева М.Г. и др. Грамматика немецкого языка: практический курс. М.: Высшая школа, 1963. 427 с.
Грузинская И.А., Черкасская Е.Б. Грамматика английского языка. М.: Юнвес, 1997. 252 с.