Елена Сикирич
Каждый цикл в жизни человека по-своему интересен. Подумать только: в каждом есть свои кризисы, с которыми надо столкнуться и которые надо преодолеть, свои задачи и проблемы, которые надо решать, свои перспективы и потенциалы, которые нужно уловить и осознать, чтобы двигаться дальше. Порой вся последующая судьба человека зависит от одного его шага в ту или иную сторону, и зачастую оказывается, что на практике все получается не так, как виделось в теории. Жизнь потому и интересна. что заставляет нас выходить за рамки любой теории. Вся наша судьба может решиться благодаря одной вспышке интуиции, одному велению сердца, Но часто мы разрушаем ее собственными руками, из-за того что наши порывы души, интуиция и веления сердца «не сработали» в нужный момент- Возрастной цикл 21–28 лет — яркий тому пример.
Общество считает, что молодой человек в этом возрасте вполне уже может сам отвечать за свои поступки. Он может жениться, голосовать, выбирать себе профессию и увлечение, работать и обеспечивать себя материально, жить самостоятельной жизнью. Вот в этом-то вся загвоздка. Не осе то золото, что блестит; не все, что на первый взгляд кажется очевидным и бесспорным, на самом деле является таковым. Вот она, долгожданная свобода: выбираю кого хочу, делаю что хочу, сам являюсь хозяином своей судьбы и управляю ею но собственному усмотрению, хочу — делаю глупости, хочу — беру себя в руки, никто надо мной не стоит, ни перед кем я не должен отчитываться... Звучит заманчиво, если бы не одно маленькое «но».
Многие ситуации, в которые, не задумываясь, с головой погружается вполне взрослый и «свободный» молодой человек, являются лишь приманкой, «потемкинскими деревнями», за которыми кроются настоящие испытания, проблемы, сражения и западни. Жизнь — великий преподаватель и воспитатель в одном лице. Посылая на долю молодого человека в этом возрасте реальные и конкретные трудности, норой жестокие и совсем не романтические ситуации и испытания, она хочет добиться от него одного-единственного важного осознания. Право на свободу и самостоятельность еще надо завоевать, и за них нужно заплатить высокую цену. Самостоятельность всегда была палкой о двух концах. Даже когда ее наконец-то обретаешь, сам этот факт еще мало о чем говорит. Свободой и самостоятельностью нужно уметь распоряжаться.
Несколько неверных шагов — и человек становится более зависимым, чем когда-либо.
Как стать свободным материально и духовно? Что делать. обретя свою самостоятельность? Стоит ли игра свеч, нужна ли мне самостоятельность, приносящая только трудности, а если да, то как ею распоряжаться? Как совместить свободу и независимость со своими обязанностями, ответственностью, чувствами любви и привязанности в семье, на работе, в кругу друзей? Как не поддаваться стереотипам, условностям и давлению окружающей среды? Как укрепить свою индивидуальность? Как самоутвердиться и найти свое место в жизни? Чем заняться всерьез? Вот основные вопросы, на которые должен найти ответы человек в этом возрасте, из которых и состоит первый великий экзамен в его жизни — экзамен на зрелость. Пора беззаботной юности уже позади. Чем ближе 28-й год, тем чаще она вспоминается с ностальгической грустью. Как легко было в те славные времена дать душе волю, быть неисправимым романтиком и заниматься всем, о чем мечтало сердце, пока над тобой еще не висел груз досадных бытовых проблем! Легко было чувствовать себя личностью, пока другие думали, чем нас накормить, другие зарабатывали деньги на наши карманные расходы и на учебу, другие ограждали нас от всех трудностей реальной повседневной жизни, лишь бы гребенок» мог спокойно заниматься собой, побыстрее получил диплом, создал семью и «стал человеком»!
Так или иначе, рано или поздно, в течение цикла 21–28 лет наступает момент, когда все то, что было вложено другими в наше развитие, приходится возвращать, да еще «с процентами». То самое общество, которое милостиво признало в нас «ответственных и взрослых людей» и щедро одарило правами создавать семью, голосовать, работать и прочее, и прочее, уже требует от нас платы за все «услуги», требует принять все его нормы, устои, правила поведения и выживания. Именно в этом возрасте и начинается кульминационный этап тернистого пути «социальной адаптации», сложного процесса становления «полноправного члена общества». Этот процесс даст много преимуществ, но таит в себе одну великую опасное: чем быстрее мы становимся полноправными членами общества, тем быстрее рискуем потерять свое лицо
Что и скрывать, со взрослым «молодым человеком» общество уже не церемонится, оно снимает все маски, и становится видно, что им правят жестокие законы джунглей и что, на самом деле, у тебя есть лишь два пути: либо приспосабливаться к этим законам и воспринимать их как «неизбежное зло», если хочешь жить спокойно и благополучно, либо все-таки сражаться за собственную индивидуальность и моральные критерии, зная, что ты рискуешь в любой момент быть раздавленным этими же законами, если кому-то слишком сильно «наступишь на ногу», помешав в очередной раз обмануть или солгать. Именно в этом возрасте молодой человек начинает реально смотреть на мир и называть вещи своими именами Он осознает. что его самостоятельность относительна, ибо зависит от законов общества, в котором он живет Он понимает, что ему нужно научиться существовать в этом обществе, а это означает жестокую и суровую борьбу та выживание, материальное и духовное.
В этом суть основного кризиса жизненного цикла 21–28 лет, в этом состоит самая главная задача великого экзамена на зрелость выжить любым способом, но не погубить душу Философы древности говорили, что в борьбе за выживание в этом цикле лицом к лицу сталкиваются два основных жизненных начала: материальное и духовное. От того, какое из них окажется сильнее в этой борьбе, какое из них победит, зависит последующая судьба человека. Часто результаты этого сражения влияют и на судьбы других людей — тех, с кем мы связаны узами любви и привязанности или ответственности и долга Это сражение проходит по достаточно простым правилам, которые довольно просто выявить. С одной стороны, начинается «жизненная суета» и все уже знакомые «бытовые проблемы». Пора стать «обычным», «нормальным» человеком, отдать дань социальным нормам и регламентам, выполнить все то, чего от нас ожидают другие. Мы торопим себя сами, нас торопят родители, знакомые, начальство, окружающие. Нужно многое успеть. Диплом или очередная «корочка», работа, деньги и еще раз деньги; надо уже не просто влюбляться, а присматривать, на ком жениться или за кого выйти замуж; квартира, и если не дача, то хотя бы машина или как минимум компьютер, «тряпки». Если мы имели счастье или несчастье в этом возрасте создать семью, то суматоха умножается Ребенок, само собой, требует особого внимания, заботы и дополнительных средств. Но как раз в это время вдруг «всплывает», что нам важна и карьера, что надо еще успеть продвинуться на работе, поступить в аспирантуру, защитить кандидатскую и т.д. и т. п.
Очень часто суета вокруг материального благополучия, самоутверждения и мелких бытовых проблем отнимает большую часть времени человека, и, увы, иногда все на этом и кончается, особенно когда наш герой приближается к возрасту 28–30 лет. Нередко мы слышим коронную фразу «Я себе поставил срок — 30 лет. К этому времени надо успеть и погулять, и остепениться, и насладиться свободной холостяцкой жизнью, и создать семью, и пожить на средства родителей, и найти высокооплачиваемую работу, прогуливать экзамены, чтобы не упустить все радости студенческой жизни и получить-таки в конечном итоге диплом…» Словно задается установка прожить до 30 тот всю жизнь, пока еще не поздно, и при этом успеть заложить основы тех серьезных «оков» тех семейных и социальных обязательств, которые позже «свяжут нас по рукам и ногам» и не позволят «дышать свободно». Создастся такое впечатление, что для многих жизнь после 30 лет практически заканчивается и то, чего не успели достичь до этого срока, уже вряд ли догонишь потом. В результате лих неверных представлений совершается много крупных ошибок, принимаются поспешные решения, рождается уйма конфликтов и внутренних комплексов. Хочется сидеть на нескольких несовместимых друг с другом «стульях» одновременно, хочется иметь все и сразу… но в конечном счете мы не получаем ничего. Проходит роковой срок, выбранный нами для решения собственной судьбы, и мы оказываемся у разбитого корыта.
Многие психологи считают, что эта спешка является прекрасной почвой для того, чтобы материальное начало взяло над нами верх, оказалось сильнее всего остального и усугубило нашу судьбу. Его пагубное влияние можно предотвратить, если вовремя понять, что в возрасте 21–28 лет оно проявляется через три состояния, три вида «лихорадки». Первая «лихорадка» отражается в гонке за тем, чтобы получить статус «нормального» интегрированного в общество человека и удовлетворить всем социальным нормам и требованиям: работа, создание семьи и т. д. Вторая «лихорадка» проявляется параллельно с первой: успеть «насладиться жизнью», пока мы еще не связаны семейными и другими социальными «оковами». Третий вид «лихорадки» сугубо внутренний и состоит из множества психологических комплексов страхов и «накручиваний», хотя внешне проявляется как сильная пассивность, инерция, заурядность и опускание рук. Как правило, это состояние пробуждается тогда, когда человек констатирует, что ему не удалось ничего сделать ни по первому, ни по второму пункту.
Где же во всем этом духовное начало и как оно проявляется? На самом деле оно никуда не исчезает, хотя в некоторых случаях и спрятано глубоко в подсознании Ведь в душе каждого человека все еще живут сокровенные мечты, идеалы, таланты и стремления, родившиеся еще в подростковом возрасте Духовное начало проявляется тогда, когда среди всеобщей суматохи человек начинает осознавать, что он уже устал от всего этого, что не все в жизни можно свести к материальному преуспеванию, к самоутверждению, что хочется чего-то еще, более красивого и более глубокого. Логика головы, господствующая в борьбе с жизненной реальностью, уступает место зову сердца. И тогда, в редкие моменты остановки, искренней встречи с самим собой, в душе человека пробуждаются самые разные стороны его сокровенной личности, которые он раньше предчувствовал, но подавлял, которым просто не давал права на жизнь, считая их лишними. Пробуждается поэт, художник, романтик, ученый, мистик и философ, тонко реагирующий на прекрасное, задающий вопросы о Боге, о смысле существования и о собственном предназначении. Все страхи и комплексы, вся суматоха и гонка за престижем кажутся уже мелкими и смешными. Душа просит не просто любви, а великой Любви, не просто творчества, а великого Вдохновения, великих Мечтаний, Откровений и Приключений, чистоты сердца и чистоты отношений.
В такие редкие моменты человек начинает хотя бы на мгновение четко осознавать, что дело не в комплексах и не в гонке, чтобы все успеть и все получить до 30 лет, что можно остановиться, ибо задача-максимум на этот период стоит гораздо глубже понять, ради чего он живет, найти свой путь и свое предназначение, а также любимых людей, любимые мечты и любимое дело, которые были бы частью этого пути. Если в течение периода от 21 до 28 лет человек не найдет в себе силу поддержать зов Души, поставить его на первое место в своей жизни, понять, что это и есть основная задача, которую нужно решить чем быстрее, тем лучше, если он в очередной раз заглушит этот зов — либо под давлением обстоятельств, либо потому, что нужно удовлетворить стандартные нормы и требования окружающего мира или собственные амбиции, а также потребность в благополучии и спокойной жизни, — то можно сказать, что материальное начало взяло над ним вверх. Рано или поздно он увязнет в болоте собственных потребностей и амбиций, потеряется в столпе», осуждая себя на заурядную, пустую и, по существу, бессмысленную жизнь Таковой и будет вся его последующая судьба.
Философы древности говорили, что борьба между материальным и духовным началами, которая является стержнем возрастного периода 21–28 лет, не происходит в пассивном ожидании, какое из них победит. Все зависит от самого человека. Это не простое перетягивание каната, иногда в одну, а иногда в другую сторону. Если в человеке сражаются материальное и духовное начала, то в данном возрасте он уже созрел для того, чтобы выбрать, окончательно и бесповоротно, одно из двух. Это выбор между двумя путями либо путь «головы», либо путь «сердца». Либо жизнь заурядная, пустая, пусть даже и благополучная, либо жизнь имеющая смысл, во имя великой Любви к кому-то или к чему-то. Либо бездарность, либо Талант, Божий дар и Предназначение.
Именно поэтому мудрецы всех времен и всех эпох говорили, что период от 21 до 28 лет является решающим и переломным для всей последующей жизни, особенно тогда, когда он уже подходит к своему завершению. Нужно успеть не все, нужно успеть сделать правильный выбор, открыть свой путь. От этого зависит, «погубим» мы себя или нет, еще даже не начав по-настоящему жить, от этого зависит вся наша дальнейшая судьба.
Найти свой путь весьма нелегко. Это длительный процесс, ведущий пока лишь через «тернии» к далеким-далеким и, как правило, не сразу достигаемым «звездам». Он предполагает множество ошибок и «биение головой об стену», ибо каждый раз, когда думаешь, что нашел, ты опять видишь, что это «не то». Нужно запастись терпением и упорством. «Стучите, и откроют вам», — говорил Иисус. Если «стучать» постоянно, со всей силой любви, мечты и воли, на которую ты способен, то в конце этого возрастного периода путь обязательно откроется, тогда, когда надежды почти не остается, — в случае если это великое событие не произошло еще раньше. Поэтому надо дать себе время на поиски пути, любимого дела и любимых людей и не строить иллюзий, что это получится быстро и сразу. Часто ценой, которую надо заплатить во время поисков, становится одиночество. Ведь, как правило, судьба нам отнюдь не помогает, не дает никаких облегчающих обстоятельств и никаких «знаков» подтверждения. В данном возрасте выбор должен быть нашим собственным, и никто не может его сделать за нас. Всегда мы сами должны понять и решить, нашли мы или нет, ошиблись в очередной раз или нет. отвечая за свои решения, шаги и поступки.
Философы древности указывают на еще одно великое испытание этого этапа. Часто молодые люди, видя, что их сокровенные мечты и желания не исполняются сразу, очередной раз констатируют, что это вовсе невозможно, что для этого нет никаких условий, и быстро сдаются. Вместо того чтобы сражаться, ждать и запастись терпением, они, не видя прямого выхода из положения, совершают необдуманные шаги, принимают поспешные решения, ломающие, но сути, их жизнь. Связывают свою судьбу не с теми, кого просит сердце, а с теми, на кого делает ставку голова; губят свой талант и способности, завязнув в работе, от которой можно отупеть, но получить ту или иную, как правило, материальную выгоду; поддаются порокам, теряют свою индивидуальность и свои мечты. Огромнейшая просьба: не спешите, не поддавайтесь, не идите на компромиссы со своей совестью! Подождите, потерпите, пожалуйста, еще немного, не принимайте поспешных решений, не совершайте необдуманно решающих шагов, после которых уже мало что можно поправить.
Поиски пути, любимого дела и родственных душ сложные и долгие. но не безнадежные. То, что над этим надо поработать именно в возрасте 21–28 лет, имеет, среди прочих, одно огромное преимущество: только так человек может понять, чего он хочет, что для него является самым священным и да что, собственно, он должен сражаться, не сдаваться, по идти на компромиссы со своей совестью. Понять, что такое совесть, было бы великим приобретением этого возраста, Божьим даром на всю жизнь. Только таким образом можно создать и укрепить свои моральные критерии и принципы, которые будут руководить нами и направлять нашу судьбу, не позволяя завязнуть в очередном болоте.
Для того чтобы «достучаться» до собственного пути и предназначения, нужно выполнить еще одну нелегкую задачу, причем желательно именно в возрасте от 21 до 28 лет. Нужно порвать узы зависимости, как на физическом и материальном, так и на психологическом плане. Перестать зависеть от родителей и родственников материально и помогать им, вместо того чтобы получать помощь от них, — это задача не из самых сложных. Гораздо труднее перестать зависеть от мнений других люден, от чужого плеча, на котором всегда можно поплакать и найти убежище от своих слабостей и недостатков, не злоупотреблять добротой и пониманием близких, возложив на них ответственность за те решения и те шаги, которые должны совершать мы сами, не поддаваться шантажу и психологическому давлению. А самое трудное — стать независимым, хотя бы элементарно, от своих собственных недостатков, слабостей, страхов, комплексов, пороков и «накручиваний», не позволить, чтобы они разрушили наши сокровенные мечты и стремления.
Еще раз вернемся к тому, насколько важно понять, что период 21–28 лет определяет всю нашу последующую жизнь. Можно сказать, что в этом возрасте мы похожи на людей, собирающихся построить дом. Все, что происходит с нами на этом этапе, все события, шаги, откровения и познания, приобретает качества «строительного материала», который мы собираем по крупицам, создавая условия и фундамент. К конкретной работе по построению дома мы приступим только в следующем цикле жизни. Но нужно помнить, что строить мы будем именно из того материала, который накопили в период 21–28 лет. Потом находить недостающие элементы будет гораздо сложнее.
И вновь мы возвращаемся к тому, о чем говорили в самом начале. В возрасте от 21 до 28 лет вся наша дальнейшая судьба, вся наша жизнь может решиться благодаря одной вспышке интуиции, одному велению сердца, но точно так же мы можем разрушить ее собственными руками, если наша интуиция, наши порывы души и сердца «не сработают» в нужный момент. Впрочем, что говорить! Эта истина актуальна всегда, она распространяется на все возрасты и все ситуации.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.newacropolis.ru/