Ориентация политики на интересы людей, живущих в обществе, ее очеловечивание осуществляется с помощью определенных принципов, воплощающих гуманистические ценности во взаимоотношениях между индивидом, обществом и государством. Такой специфической конкретизацией гуманистических представлений применительно к миру политики являются права человека.
Права человека — это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека. Права человека — универсальная категория, представляющая собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. В современный период права человека понимаются как общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.
Под влиянием заключенных в последнее время международных договоров по правам человека кардинально изменилось российское законодательство. Новые законы разрабатываются и рассматриваются с точки зрения их соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права, которые являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Основой этих актов является то, что каждый человек обладает естественными, неотъемлемыми правами, берущими начало от свойственных природе личности стремлений к свободе, справедливости и достойной жизни. По сути, в российском законодательстве сложился межотраслевой институт — институт прав человека.
Правам человека присущи следующие признаки:
1) они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;
2) складываются объективно и не зависят от государственного признания;
3) принадлежат индивиду от рождения;
4) имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);
5) являются непосредственно действующими;
6) признаются высшей социальной ценностью;
7) выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;
8) представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;
9) их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.
Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное сосуществование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав это требуется.
Права гражданина — это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан, права человека не всегда выступают как юридические категории. Они могут являться и моральными, и социальными категориями, могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.
Вместе с тем считаем, что права человека и права гражданина вполне можно объединить понятием «субъективные права», ибо, как справедливо отмечает Н.И. Матузов, «естественные права человека реализуются через всю совокупность конкретных субъективных прав во всех отраслях объективного права», и к тому же в наше время «права человека давно признаны всеми развитыми демократическими государствами и, таким образом, выступают одновременно и в качестве прав гражданина. Во всяком случае внутри государства разграничение прав на «два сорта» лишено практического значения, тем более что даже апатриды, проживающие на территории той или иной страны, находятся под юрисдикцией ее законов и международного права».
Истоки прав человека можно отыскать на самых ранних этапах государственной организации человечества, ибо определенный набор субъективных прав в той или иной мере был характерен для всех типов права. Уже в социально-политической мысли древности уделялось значительное внимание характеристике взаимоотношений государства и личности.
Однако и в рабовладельческом, и в феодальном обществах права человека так и не вышли «из подполья», не стали реальной социальной ценностью, ибо не было еще благодатной социально-экономической и политико-правовой почвы для них. И только в эпоху буржуазных революций данная идея заявила о себе. Со временем она закрепилась в следующих документах: Декларации независимости США (1776); Декларации прав человека и гражданина Франции (1789); Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; Международном пакте о гражданских и политических правах (1966); Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966) и т.д. и т.п.
Права человека и гражданина сложные и многообразные явления, которые могут классифицироваться в зависимости от следующих критериев:
1) исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод — на три поколения:
— первое поколение включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (XVII—XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название негативных, т.е. выражающих независимость личности в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (к ним, например, относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);
— второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к середине XX столетия под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического положения, за повышение культурного статуса, под воздействием социалистических идей'и стран. Данные права иногда называют позитивными, ибо их реализация, в отличие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т.е. его позитивного вмешательства в их осуществление, создания необходимых обеспечивающих мер (к ним, например, относятся право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни общества и т.п.);
— третье поколение охватывает права коллективные или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (к ним, например, относятся права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое развитие и пр.). Данные права стали возникать после Второй мировой войны на фоне освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм;
2) в зависимости от содержания:
— гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоинства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.);
— политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);
— экономические (право частной собственности, на предпринимательскую деятельность, на труд, на отдых и др.);
— социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.);
— культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).
3) в зависимости от соподчиненности:
— основные (участие в управлении обществом и государством);
— дополнительные (избирательное право);
4) в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству:
— права российских граждан;
— иностранных граждан;
— лиц с двойным гражданством;
— лиц без гражданства;
5) в зависимости от степени распространения:
— общие (присущие всем гражданам);
— специальные (зависящие от социального и служебного положений, пола, возраста лица, а также других факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и пр.);
6) в зависимости от характера субъектов:
— индивидуальные (право на жизнь, труд и т.п.);
— коллективные (право на забастовку, митинги и пр.);
7) в зависимости от роли государства в их осуществлении:
— негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду);
— позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);
8) в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности:
— права в сфере личной безопасности и частной жизни;
— права в области государственной и общественно-политической жизни;
— права в области экономической, социальной и культурной деятельности.
Личные права и свободы граждан играют особую роль и занимают первое место в системе конституционных прав и свобод (на международно-правовом уровне соответствующая группа прав определяется в качестве гражданских).
Основное назначение личных прав заключается в том, чтобы: 1) гарантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения; 2) индивидуализировать гражданина, создать ему условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; 3) гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений, где индивид выступает как биосоциальное существо.
Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от его гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть реализована только самим человеком.
К личным правам и свободам Конституция РФ относит:
— право на жизнь (ст. 20) (первое фундаментальное право человека, без которого все остальные права теряют ценность);
— право на достоинство личности (ст. 21) (предполагает, что государство создает для человека такие условия жизни, которые бы не умаляли его достоинство);
— право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);
— право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23) (под которой закон понимает переписку, телефонные переговоры, телеграфные и иные сообщения, сведения медицинского, интимного характера и другую информацию, касающуюся исключительно данного человека и могущую в случае разглашения нанести ему моральный ущерб);
— право на неприкосновенность жилища (ст. 25);
— право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком (ст. 26);
— право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27);
— право на свободу совести (ст. 28).
Важное место в общей системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации принадлежит политическим правам и свободам. Наряду с личными (гражданскими) правами политические права принадлежат к так называемому первому поколению прав человека. Именно эти две группы прав были провозглашены буржуазно-демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах США, Франции, других государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека.
Особенности данных прав:
— тесно связаны с личными правами, поскольку последние наполняют их конкретным содержанием (например, свобода манифестаций невозможна без права каждого индивида на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и т.п.; в то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации отдельных личных прав и свобод граждан);
— в отличие отличных прав, которые могут принадлежать каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом;
— самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием;
— являются способом привлечения каждого гражданина к политическому народовластию (на уровне участия в реализации как государственной власти, так и местного самоуправления).
К политическим правам граждан РФ относятся следующие права и свободы, закрепленные Конституцией РФ:
1) свобода мысли и слова (ст. 29);
2) право на информацию (ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29);
3) право на объединение (ст. 30);
4) право на проведение публичных мероприятий (ст. 31);
5) право на участие в управлении делами государства (ст. 32);
6) право на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
Если и говорить о победах реформ в современной России, то в большей мере они связаны с «прорывом» в установлении и частичном осуществлении политических прав и свобод. Главным гарантом их наиболее полной реализации должна стать формирующаяся новая система политического народовластия демократической российской государственности.
Экономические, социальные и культурные права представляют собой второе поколение прав человека, которое возникло на основе социалистических учений, в результате классовой борьбы трудящихся за улучшение своего положения. (Впервые они были закреплены в Конституции РСФСР 1918 г.)
Особенности данных прав:
— единство материального (экономического и социально-культурного) содержания;
— нередко выступают как права и гарантии, ибо обеспечивают реализацию других прав и свобод;
— имеют общесоциальную направленность, так как выступают инструментами утверждения гуманизма и справедливости;
— требуют в отношении себя более детальной конкретизации в текущем (трудовом, жилищном, гражданском и т.д.) законодательстве;
— одни права претерпели существенное изменение ( право на труд, на образование и т.п.), другие оказались принципиально новыми для российской правовой системы (это прежде всего такие фундаментальные для развития рыночной экономики права, как право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности).
В обобщенном плане все главные изменения в содержании экономических, социальных и культурных прав можно проследить на основе анализа общей системы данной группы прав и свобод, получающих закрепление в Конституции РФ 1993 г. Она позволяет представить социально-экономические права в виде системного единства (совокупности) следующих групп прав:
1) рыночно-экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской и иных форм экономической, трудовой деятельности:
— право частной собственности (ч. 1 ст. 35) и ее наследования (ч. 4 ст. 35);
— право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36);
— право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);
— право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37);
— право на труд и на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37);
2) социально-культурные права и свободы, способствующие духовному развитию граждан:
— право на образование (ч. 1 ст. 43), на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ч. 2 ст. 43);
— право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ч. 3 ст. 43);
— свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч. 1 ст. 44);
— свобода преподавания (ч. 1 ст. 44);
— право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44);
— право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44);
3) социальные права, гарантирующие человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия рынка:
— право на гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7);
— право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37);
— право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч. 1 ст. 38);
— право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7);
— право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39);
— право на жилище (ч. 1 ст. 40), на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40);
— право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 41);
4) социальные права-гарантии, обеспечивающие нормальное физиологическое развитие личности:
— право на отдых (ч. 5 ст. 37);
— право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42);
5) социальные права, способствующие достижению социального партнерства в обществе:
— право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30);
— право на индивидуальные и коллективные трудовые споры", включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37).
Политические права являются одной из разновидностей целой системы прав, принадлежащих гражданину в России. Те права, которые принято считать политическими, были сформулированы еще в эпоху буржуазно-демократических революций и закрепляются в различных международно-правовых актах.
Можно выделить целый ряд особенностей законодательного оформления политических прав граждан в России.
1. В Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права гражданина, включая политические, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, следовательно, на российской территории должны соблюдаться Всеобщая Декларация прав человека и иные конвенции о правах.
2. Признание государством политических прав гражданина означает обязанность государства утвердить эти права в своем законодательстве, предпочтительно в Конституции.
3. Закрепление политических прав в Конституции Российской Федерации позволяет рассматривать их как основные. Исходя из этого политические права нельзя делить на более или менее значимые.
4. Политические права являются неотчуждаемыми. Поэтому они не могут быть ограничены государством без указания оснований их ограничений.
5. Политические права являются непосредственно действующими, так как они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В силу этого обстоятельства Конституция Российской Федерации может применяться непосредственно при осуществлении правосудия по вопросу о реализации политических прав граждан. Реальное или фактическое осуществление политических прав и совокупность гарантий, позволяющих их реализовывать, зависит не только от существующих предписаний норм права, но и от ряда различных факторов: правового сознания граждан, их менталитета, особенностей функционирования властных структур, традиций, верований, обычаев.
Гарантии, которые содержатся в Конституции по обеспечению политических прав российских граждан, должны соответствовать реальным социально-политическим условиям в государстве. Гарантом обеспечения политических прав граждан в России выступает Президент Российской Федерации, российский народ, Уполномоченный по правам человека, избираемый среди депутатов Государственной Думы.
На практике политические права граждан часто нарушаются. Особенно это касается политического права избирать и быть избранным, как в государственные, так и в органы негосударственной власти, а также право участия в референдуме. Так, при проведении кандидатами предвыборной агитации наблюдается злоупотребление служебным положением (самореклама, незаконное использование бюджетных средств, привлечение незаконных источников финансирования).
В законодательстве о выборах нет четких критериев" для признания выборов недействительными. Более того, даже в случае обнаружения серьезных нарушений законодательства признать выборы недействительными практически невозможно, если только нарушения не касаются фиксирования результатов волеизъявления, подсчета голосов и определения результатов выборов.
В средствах массовой информации иногда можно встретить утверждение, что к управлению государством нельзя допускать всех граждан без исключения. С правовой точки зрения это утверждение является некорректным, так как подразумевается попрание политического права граждан участвовать в управлении делами государства. Просматривается также тенденция со стороны некоторых учреждений государственной власти отказать определенным категориям граждан в таком важнейшем политическом праве, как быть избранным.
Для большинства государственных служащих в силу особенностей их политического менталитета непривычно действовать, основываясь на законе, тем более на Конституции, которая, как правило, воспринимается как «торжественная декларация». Для многих российских граждан Конституция также носит «декоративный» характер, а для некоторых — изданием, которое можно пролистать на досуге. Проявлением подобного конституционного нигилизма выступает образное выражение, что «Конституция Конституцией, но для руководителя есть инструкция».
Основным гарантом совокупности политических прав должна выступать такая система политического народовластия, которая бы органически сочеталась с особенностями российского менталитета и основывалась на праве. Ограничения политических прав должны быть продиктованы не только соображениями политической конъюнктуры, а требованиями обеспечить безопасность государства и осуществление политических прав российских граждан.
Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека / / Государство и право. 1997. № 8.
Конституция Российской Федерации. М., 1993.
Коваленко А.И. Конституционное право России. М., 1997.
Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. – М., 2000.