Содержание
Введение
1. Политические права и свободы и их место в системе конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации
1.1 Понятие основ правового статуса личности
1.2 Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина
1.3 Гарантии и ограничения политических прав и свобод
2. Эволюция политических прав и свобод в России
3. Система политических прав и свобод в современной России, их нормативное закрепление
4. Характеристика механизма реализации политических прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией Российской Федерации
4.1 Право участвовать в управлении делами государства
4.2 Право на объединение
4.3 Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование
4.4 Право на обращение
Заключение
Список литературы
Введение
Политические права и свободы – одна из групп конституционных прав и свобод граждан, наряду с гражданскими (личными), социальными, экономическими и некоторыми другими правами. В Конституции РФ политическим правам посвящены ст. 31–33. Политические права и свободы дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Охватывают право на участие в управлении обществом и государствам, избирательное право (включая право голоса на референдуме), право на политическое объединение (создание политических партий, движений и присоединение к ним), свободу собраний и манифестаций, право петиций. Обладание политическими правами и свободами (в отличие от большинства других прав и свобод) обычно строго связывается с принадлежностью к гражданству данного государства.
Политические права и свободы получили закрепление в международно-правовых актах. Главный из них – Международный пакт о гражданских и политических правах (открыт для подписания, ратификации и присоединения 19 декабря 1966 г., вступил в силу 23 марта 1976 г., ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г.). Действует также Конвенция о политических правах женщин, вступившая в силу 7 июля 1954 г. (РФ участвует как правопреемник СССР).
Эти права и свободы могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими людьми. Индивидуальный (личный) характер носят, например, право обращаться в государственные органы или право доступа к государственной службе. Но такие права, как право на собрания, демонстрации и митинги, создание политических партий или организаций, имеют смысл только как коллективные, и закон регламентирует их именно в таком качестве.
1. Политические права и свободы и их место в системе конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации
1.1 Понятие основ правового статуса личности
Важное место в системе отрасли конституционного права занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности или, иными словами, основы правового положения (статуса) человека и гражданина. Конституционное воплощение этот институт получил в гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" действующей Конституции РФ.
Положение Конституции РФ о том, что человек, его права и свободы является высшей ценностью, представляет собой конституционный принцип правового положения личности и характеризует основу конституционного строя Российской Федерации как демократического правового государства. Указанный принцип налагает на государство конституционные обязанности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.
Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми.
Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание соответствующих правовых гарантий.
Итак, правовой статус личности – это система, признанных государством прав, свобод и обязанностей, как основа, ядро, стержневой элемент правового положения личности.
1.2 Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина
Конституционные права и свободы — это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Следовательно, под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту. Подходов к классификации прав и свобод по различным критериям существует множество.
Рассмотрим одну из них — деление их на права человека и права гражданина, которое связано с дуализмом гражданского и политического общества. Права человека и права гражданина - эти две категории прав обычно упоминаются в одной "связке", однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина — из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве.
Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах, в выборах высших органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе (политические права и свободы). Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Следуя установившейся в международно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова "каждый имеет право...", "никто не может быть лишен...", "все", "личность". Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка "граждане имеют право". Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, т. е. объема прав и обязанностей человека и гражданина.
Наиболее разработанной и традиционной является также классификация прав и свобод человека и гражданина по сферам жизнедеятельности, проявления этих прав и свобод. Именно эта классификация оформлена нормативно в многочисленных международно-правовых актах, таких как Устав ООН 1945 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и др.
По указанному критерию права и свободы человека и гражданина объединяют в три группы: личные права и свободы, политические права и свободы, социальные, экономические и культурные права человека.
Так, политические права и свободы – это права на участие в общественной жизни и управлении государством, предоставляемые, как правило, только гражданам: право на объединение, включая профсоюзы, обращение, проведения собраний, митингов, шествий, право участвовать в управлении государством и доступ к государственной службе, избирательные права и др.
1.3 Гарантии и ограничения политических прав и свобод
Конституцией гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Поэтому важное место в Конституции РФ уделено институту гарантий прав и свобод человека и гражданина (ч.1. ст.45). Под гарантиями прав и свобод личности понимаются правовые "условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надежную охрану и защиту для все и каждого". В самом общем виде гарантии прав и свобод личности делятся на общесоциальные и юридические гарантии.
Общесоциальные гарантии заключаются в нормативном закреплении (непосредственно в Конституции, а также в других законах) рассмотренных выше и других положений, направленных на обеспечение прав и свобод. В юридической литературе общесоциальные условия (гарантии) подразделяют на политические, экономические и идеологические (духовные).
Так, политические гарантии прав и свобод личности – это демократия, развитость ее институтов и форм, обеспечивающих подлинное народовластие, политическая система общества как организационная форма эффективного функционирования гражданского общества, идеологий и политического плюрализма, все более активное участие личности в государственной и общественной жизни. В этом контексте особо значимо закрепление в Конституции РФ демократического устройства России, республиканской формы правления (ст.1), человека и его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст.2), суверенитета и всевластия народа (ст.3), целостности территории (ст.4), равноправия субъектов РФ (ст.5).
Юридические гарантии – это правовые и организационно-правововые условия и средства, с помощью которых обеспечивается реализация гражданами прав и свобод. Система юридических гарантий - различные государственные и общественные органы и организации, в которые может обратиться гражданин за защитой своих прав. К звеньям этой системы можно отнести:
• Президента РФ, выступающего гарантом прав и свобод человека и гражданина (ч.1. ст.80). Сотрудники Администрации Президента РФ ведут постоянную работу с письмами и обращениями и прием граждан по самым различным вопросам;
• органы прокуратуры, в функции которых входит оперативное реагирование на любые нарушения законов в Российской Федерации;
• различные органы исполнительной власти (юстиции, внутренних дел, безопасности, здравоохранения, образования, транспорта и др.), призванные в том числе разрешать многочисленные вопросы по заявлениям, жалобам, претензиям, рекламациям граждан и их объединений;
• Уполномоченного по правам человека (эффективность обращений этого органа в различные инстанции пока базируется главным образом на силе его авторитета и не подкреплена конкретными реальными полномочиями, но в последнее время отмечается тенденция повышения этой эффективности);
• комиссии по правам человека в субъектах РФ (в настоящее время такие комиссии созданы в подавляющем большинстве регионов);
• органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, являющиеся максимально приближенным к населению уровнем публичной власти;
• различные общероссийские, региональные и местные общественные органы и организации, созданные для защиты конкретных видов прав и законных интересов граждан России (например, Российское авторское общество, Конфедерация обществ по защите прав потребителя, разного рода ассоциации и союзы и т. п.).
Однако основной юридической гарантией прав и свобод человека и гражданина в РФ является гарантия судебной защиты. Право на судебную защиту нарушенных прав относится к личным неотъемлемым правам каждого и подкреплено целым рядом процессуальных гарантий (ст. 46-54 Конституции РФ) — право на получение квалифицированной юридической помощи (в том числе и бесплатно в определенных законом случаях), презумпция невиновности в уголовном процессе, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление, право на пересмотр судебного решения и др.
За нарушение политических прав граждан, так же как и других прав, установлена юридическая ответственность вплоть до уголовной. Так, УК РФ предусматривает ответственность за следующие нарушения политических прав и свобод граждан: воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141), фальсификацию избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов (ст. 142), воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149).
Развитие гражданского общества неизбежно рождает ситуации, требующие от государства ограничить отдельные гражданские права и свободы. Следуя ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, Конституция (ч. 3 ст. 55) вводит институт ограничения прав и свобод при наличии определенных оснований. В статье 55 указываются два важных условия: 1) права могут быть ограничены только федеральным законом и 2) "только в той мере, в какой это необходимо".
Права и свободы могут ограничиваться в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституция РФ конкретизирует эти положения, запрещая пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или иного превосходства.
Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 4), признано, что ограничения гражданских прав и свобод правомерны в условиях чрезвычайного положения (эпидемии, межнациональные конфликты, стихийные бедствия, массовые беспорядки и др.). Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 56) чрезвычайное положение может повлечь за собой отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, но в соответствии с федеральным конституционным законом и для обеспечения безопасности граждан и защиты основ конституционного строя. В России чрезвычайное положение регламентируется Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении" (в редакции от 7 марта 2005 г.). Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. Законом установлен исчерпывающий перечень возможных ограничений прав и свобод на время ЧП. Так, запрещается проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, забастовок, и др. В наиболее опасных случаях, при попытках насильственного изменения конституционного строя и др. допускаются введение комендантского часа, ограничение свободы печати, приостановление деятельности политических партий и общественных объединений. Во время действия ЧП выборы и референдумы не проводятся.
Могут вводиться ограничения в создании политических партий. Например, запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности и разжигание расовой, национальной, социальной розни и др.
2. Эволюция политических прав и свобод в России
В России процесс становления и развития института прав и свобод человека и гражданина был длительным, сложным и противоречивым. Россия была последним из европейских государств, отменившим крепостное право (лишь в 1861 г.). На рубеже XIX – ХХ вв. Россия не имела прочных буржуазно-демократических традиций в утверждении и развитии идей прав и свобод человека. Конечно, в России были сторонники и представители естественноправовой доктрины, но либеральные ценности прав и свобод человека не отражались должным образом в политико-правовой системе государства.
В советский период права человека, хотя и получили правовое закрепление, многие из них не были наполнены реальным содержанием, абсолютизировались коллективные права в ущерб индивидуальным. Более того, в истории России были периоды чрезвычайного законодательства и антиконституционной практики массовых репрессий. Авторитарно-бюрократическая политическая система государства того периода вела к ограничению и даже попранию политических и личных свобод (в первые десятилетия советской власти само понятие "права человека" было исключено из политической и юридической терминологии как буржуазное и чуждое социалистическому образу жизни). Теория естественных прав человека категорически отвергалась.
Конституционные нормы о правах и обязанностях личности (появившиеся в текстах основных законов России начиная с Конституции 1937 года) в условиях антидемократических режимов вплоть до начала 90-х гг. носили сугубо декларативный характер. Ситуация стала меняться лишь в конце 80-х гг. XX столетия, с началом так называемой перестройки.
22 ноября 1991 российским парламентом принимается Декларация прав и свобод человека и гражданина, которая последняя повлекла за собой полное обновление раздела II Конституции РФ 1978 года "Государство и личность". С этого началось приведение конституционного законодательства России в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека. Последовал отказ в этой сфере от принципов, присущих тоталитарному государству. Изменения коснулись всех основ, определяющих статус человека и гражданина.
Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ 1993 года отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода. Действующая Конституция России закрепляет права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными нормами и международными стандартами. В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод зафиксирован в такой последовательности: сначала указаны личные, затем политические, а потом социально-экономические права и свободы. Именно такова последовательность прав и свобод во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.
В российском законодательстве такая последовательность впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г. Во всех предшествующих конституциях, вплоть до Основного Закона 1978г. в его первоначальной редакции, последовательность закрепления прав и свобод была иной. Сначала фиксировались социально-экономические, затем политические и личные права и свободы. Это свидетельствовало об иной системе приоритетов, при которой политические и личные права отодвигались как второстепенные на последнее место.
Принятие Конституции РФ явилось новым этапом в развитии конституционного законодательства, регулирующего права человека и гражданина. Начал развиваться интенсивно процесс обновления уже принятых законов и появления новых, особенно это коснулось правовой регламентации личных и политических прав.
Если и говорить о победах реформ в современной России, то в большей мере они связаны с "прорывом" в установлении и частичном осуществлении политических прав и свобод. Главным гарантом их наиболее полной реализации должна стать формирующаяся новая система политического народовластия демократической российской государственности.
Однако современное состояние регулирования прав человека и гражданина в России далеко от идеала. Сохраняется много проблем. Отсутствует федеральное законодательство, конкретизирующее реализацию некоторых политических прав, в частности право на обращение, право на получение информации. Действующее законодательство (в частности Уголовно-процессуальный кодекс РФ имеет серьезные недостатки с точки зрения обеспечения защиты прав).
Новой тенденцией в развитии законодательства о правах человека стало активное влияние на эти правоотношения возрастающей угрозы терроризма, борьбы с организованной преступностью. Для решения этой проблемы необходимо найти баланс между соблюдением основных прав человека и эффективной работой правоохранительных органов. Меры по усилению борьбы с терроризмом не должны ограничивать права и свободы человека и гражданина, как личные, так и политические.
3. Система политических прав и свобод в современной России, их нормативное закрепление
Важное место в общей системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации принадлежит политическим правам и свободам. Политические права и свободы тесно связаны с суверенитетом народа, обеспечивают гражданам участие в политической жизни, осуществлении государственной власти, управлении делами государства, позволяют оказывать влияние на властные структуры.
Наряду с личными (гражданскими) правами политические права принадлежат к так называемому первому поколению прав человека, которые получили название "негативных". Они обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни. Именно эти две группы прав были провозглашены буржуазно-демократическими революциями (XVII-XVIII вв.) и получили юридическое признание в первых конституционных актах США, Франции, других государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека.
Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. Так же, как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политические права и свободы. Это прямо вытекает из ст. 2 Конституции РФ. Естественный характер прав и свобод гражданина обусловлен тем, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реально реализуется через политические права и свободы каждого гражданина.
В Конституции РФ политическим правам посвящены ст. 31–33. Политические права и свободы также закреплены и в международных правовых стандартах в области прав человека.
В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Международный пакт о гражданских и политических правах (ратифицирован СССР в 1973 г.). В нем дается детализированный перечень прав человека и гражданина, а, кроме того, Пактом о гражданских и политических правах предусматривается создание Комитета по правам человека, ответственного за соблюдение и принятие мер по претворению в жизнь прав, признаваемых в этом Пакте. Статьями Пакта защищаются такие политические права, как право на свободу мысли, совести и религии, право на свободное выражение своего мнения. Пактом признается право на мирные собрания и на свободу ассоциаций.
Важнейшим международно-правовым актом о правах человека является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950 г. (Россия ратифицировала 30 марта 1998 г.). Конвенция закрепляет такие политические права, как свободу мысли, свободу выражения мнений; свободу информации; свободу собраний и объединений; свободу ассоциаций и право создавать профсоюзы; право на свободные выборы и др.
К конституционным политическим правам и свободам относятся:
• право на объединение (ст. 30 Конституции РФ, гл. 4 Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях", Федеральный закон от 11 июля 2001 г. "О политических партиях", Федеральный закон от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и др.);
• свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций (ст. 31 Конституции РФ, Указ Президента РФ от 25 мая 1992 г."О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования", ст. 149 УК РФ и др.);
• право на участие в управлении делами государства (включая избирательные права, право участвовать в отправлении правосудия), доступа к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ, Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. "О референдуме Российской Федерации", Федеральный закон от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", Федеральный закон от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации", процессуальное законодательство и др.);
• право обращений ("право петиции") — ст. 33 Конституции РФ;
• свобода информации и средств массовой информации (ч. 4, 5 ст. 29 Конституции РФ, Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации", Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации", Закон РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" и др.);
Систему конституционных прав вслед за делением власти народа на два направления (государственная власть и негосударственная власть) следует разделить на:
а) конституционные политические права, дающие возможность участия в осуществлении государственной власти (право участвовать в управлении делами государства и связанные с ним право избирать и быть избранным, право участвовать в отправлении правосудия, право на равный доступ к государственной службе);
б) конституционные политические права, дающие возможность участия в осуществлении негосударственной власти, формировании и функционировании гражданского общества (право на объединение, право собраний).
4. Характеристика механизма реализации политических прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией Российской Федерации
4.1 Право участвовать в управлении делами государства
Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции). Это право вытекает из принципа народовластия, провозглашенного в ст.3 Конституции РФ.
В общем виде это право сформулировано в ст.32 Конституции РФ, в которой установлено, что граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей. Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Референдум — форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного, регионального и местного значения и принятия по ним решений посредством голосования. Законодательство различает референдум Российской Федерации, референдум субъекта Федерации и местный референдум (в муниципальных образованиях). За исключением особых случаев, инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит гражданам. В Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004 г. "О референдуме Российской Федерации" подробно определен порядок реализации инициативы. По сравнению с ранее действующим законодательством этот порядок стал значительно более сложным, что обусловлено необходимостью выявить реальную поддержку данной инициативы достаточно широкими слоями граждан страны.
До настоящего времени состоялись три референдума Российской федерации: 17 марта 1991 г. — об учреждении поста Президента в Российской Федерации; 25 апреля 1993 г. — о доверии Президенту Б. Н. Ельцину; об одобрении его социально-экономической политики; о досрочном переизбрании Президента; о досрочном переизбрании Съезда народных депутатов; 12 декабря 1993 г. — об одобрении проекта Конституции РФ.
Референдумы субъектов Федерации и муниципальных образований проводятся по важным вопросам регионального и местного значения. В большинстве субъектов РФ есть отдельные законы о референдуме. В некоторых субъектах положения о референдуме включены в общий избирательной кодекс. В отдельных субъектах действует единый закон о порядке проведения, как референдума субъекта, так и местного. Эти акты не могут противоречить Федеральному закону от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. от 21 июля 2005 г.).
Референдумы в Российской Федерации по своему характеру различаются на виды: консультативный и императивный; обязательный и факультативный; конституционный и законодательный. Так, на федеральном уровне обязательным является референдум по решению конституционного собрания о вынесении на всенародное голосование проекта новой конституции. На региональном уровне обязательным является референдум в субъектах Федерации, объединяющихся в новый субъект Федерации. В некоторых республиках предусмотрен консультативный референдум, предшествующий принятию или изменению Конституции.
При проведении выборов, как и при референдуме, гражданам обеспечиваются все возможности для активного участия во всех стадиях их подготовки, свободного проведения предвыборной агитации, осуществления контроля за ходом избирательной кампании, право обжалования в суд нарушений законодательства о выборах. Особое значение имеет Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Этот Закон направлен именно на установление тех общих гарантий прав участников референдума и избирательных прав граждан, которые должны быть обеспечены при прямых выборах всех органов государственной власти и при проведении Референдумов всех видов и всех уровней.
Референдум и выборы имеют общие черты. Они являются высшей формой непосредственного осуществления власти народа; основываются на всеобщем равном прямом и тайном голосовании граждан; их результаты, решения обладают юридической силой. Отличия между выборами и референдумом заключаются в характере решаемого вопроса. При выборах избираются депутаты всех уровней представительных органов и Президент; при референдуме решается конкретный вопрос (вопросы) государственного или местного значения. Выборы проводятся строго периодически в установленные Конституцией, законами сроки; референдумы — в зависимости от наличия инициативы граждан или в иных, оговоренных в Конституции и законах случаях. При выборах депутатов действует пропорциональная система выборов (в субъектах не менее половины депутатов избирается по пропорциональной системе, остальные по мажоритарной системе), по спискам кандидатов от политических партий. При референдуме каждый участник голосует "за" или "против" по вопросу референдума. При федеральных выборах требуется для признания их состоявшимися участие не менее 25% избирателей (при выборах Президента — не менее 50%). Референдум считается состоявшимся при условии участия в голосовании 50% участников референдума. При выборах допускается в случае необходимости повторное голосование (второй тур), при референдуме вопрос решается окончательно и повторно при отрицательном решении он может быть вынесен не ранее чем через год.
Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также путем их воздействия на деятельность представительных органов всех уровней — своих депутатов, через различные формы выражения общественного мнения о руководстве государственными делами, о направлениях политики государства, о его деятельности, связанной с удовлетворением социальных потребностей общества. Важной формой участия граждан в осуществлении власти на местах является местное самоуправление.
Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (ст. 32, ч. 4) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации" определены виды федеральной государственной службы: гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба, государственная гражданская служба субъектов Федерации.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" закрепляет в качестве одного из принципов службы равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.
На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в Законе. Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 65 лет. Закон предусматривает важную норму о поступлении на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу (предусмотрены и случаи, когда конкурс на замещение определенных должностей не проводится).
Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32). Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных и арбитражных заседателей.
Федеральный закон от 20 августа 2004 г. "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции" определяет условия и основания привлечения граждан к участию в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей; требования, предъявляемые к присяжным заседателям, порядок составления общего и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели; материальное обеспечение присяжных заседателей; гарантии их независимости и неприкосновенности. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей проводится в Верховном Суде РФ, в федеральных судах всех субъектов Федерации, в окружных (флотских) военных судах при рассмотрении этими судами в качестве первой инстанции подсудных им уголовных дел.
Порядок формирования корпуса арбитражных заседателей установлен Федеральным законом от 30 мая 2001 г. "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации".
4.2 Право на объединение
Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Это политическое право человека, позволяющее объединить свои усилия для достижения определенных целей, защиты своих прав, служащее для структурной организации гражданского общества, помогающее оказывать влияние на государственную власть. Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов.
Свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ч. 1 ст. 30 Конституции РФ). Однако нельзя принуждать к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30) таким образом, устанавливается принцип добровольности объединения.
Ограничением этого права является конституционный запрет (ч. 5 ст. 13) создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
В ст. 13 Конституции установлены иные важные принципы отношений государства и общественных объединений, в том числе принцип равенства последних. Все общественные объединения независимы от государства. Установлен принцип невмешательства государства в дела общественных организаций, также недопустимо их вмешательство в деятельность государственных органов и должностных лиц. Таким образом, деятельность общественных организаций основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Выполняя функции, предусмотренные их уставами, они действуют в рамках Конституции РФ и текущего законодательства.
Право на объединение регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" (действует в ред. от 2 ноября 2004 г.). Закон определяет общие начала, касающиеся всех видов общественных объединений (кроме коммерческих и религиозных). Он предусматривает принятие и других законов об отдельных видах общественных объединений (в частности, о политических партиях, профсоюзах, благотворительных обществах).
В ст. 5 Федерального закона общественное объединение определяется как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Для создания общественного объединения не требуется предварительное разрешение органов государственной власти и органов местного самоуправления. Нужна инициатива не менее трех физических лиц (кроме политических партий и профсоюзов). В качестве учредителей могут выступать как физические, так и юридические лица, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на которых принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы. Учредителями не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления. Государственная регистрация общественных объединений осуществляется Федеральной регистрационной службой (Росрегистрация) и соответствующими органами в субъектах Федерации.
Общественные объединения вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных законодательством. Общественные объединения могут выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти, представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.
По территории действия различаются общественные объединения общероссийские, межрегиональные, региональные и местные. Общероссийским является объединение, осуществляющее свою деятельность на территории более половины субъектов Федерации. Межрегиональное объединение действует на территории, охватывающей менее половины субъектов Федерации, региональное — на территории одного субъекта Федерации, а местное — в пределах муниципального образования. Распространение деятельности общественного объединения на ту или иную территорию означает наличие отделений, филиалов и других структурных подразделений на этой территории.
Учитывая разнообразный характер тех целей, для достижения которых могут создаваться общественные объединения, Федеральный закон "Об общественных объединениях" предусматривает различные организационно-правовые формы их функционирования (ст.8-12). К ним относятся: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено законодательством.
Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественные полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Общественный фонд как один из видов некоммерческих фондов представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.
Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующим уставным целям указанного объединения.
Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Особое место в политической системе демократического общества занимают политические партии, являющиеся одной из форм реализации провозглашенного в Конституции РФ принципа политического и идеологического плюрализма (ст. 13). Политическая партия является общественным объединением, созданным в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Партии формируются открыто, инициативно и свободно.
Важнейшим назначением политических партий является участие в выборах. По Закону политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Обязательным условием участия партии в выборах является ее государственная регистрация не менее чем за год до выборов.
Государство оказывает поддержку политических партий, обеспечивает им равные условия доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации, в предоставлении помещений, средств связи, участия в избирательных кампаниях и др. Важной формой государственной поддержки политических партий является их государственное финансирование из средств федерального бюджета. На государственное финансирование имеют право только те партии, за список кандидатов которых на выборах депутатов Государственной Думы проголосовали не менее 3% избирателей. Вместе с тем за партией закреплено право отказаться от государственного финансирования.
Политическая партия должна осуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерации, т.е. образование каких-либо региональных партий не предусматривается. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Не могут быть созданы и партии, состоящие из лиц одной профессии.
Политические партии и общественные организации формируются и действуют на основе членства, все остальные общественные объединения — на основе участия граждан в их создании и деятельности. Членство означает официально оформленную принадлежность лица к конкретному общественному объединению, ассоциирование (объединение) его с другими членами в одном коллективе для осуществления деятельности, обусловленной целями и задачами данного объединения. Членство в политической партии является добровольным и индивидуальным. Членами политической партии могут быть граждане РФ, достигшие 18 лет (иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть членами политической партии в России).
Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать число членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.
Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом.
Наряду с Федеральным законом "Об общественных объединениях", посвященным регулированию различных аспектов формирования и деятельности всех видов общественных объединений, существуют федеральные и региональные законы, регламентирующие создание и функционирование их отдельных видов — политических партий, профсоюзов, благотворительных обществ, общественных фондов. Так, Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ "О политических партиях", действующий в ред. от 21 июля 2005 г. определяет порядок создания и регистрации политических партий, их внутреннего устройства, права и обязанности партии, государственной, в том числе финансовой, поддержки и государственного контроля за соблюдением законодательства о партиях.
Хотя государство не вмешивается во внутреннюю деятельность партии, в Федеральном законе о политических партиях имеется глава IV "Внутреннее устройство политической партии", в нормах которой определяются основные правовые параметры, которым должно отвечать устройство политической партии, что необходимо для обеспечения единых требований ко всем партиям, установления четких правовых основ их устройства. Особое значение это имеет в период еще не завершившегося процесса формирования подлинной многопартийности. Деятельность политической партии может быть приостановлена и ликвидирована. Порядок этих акций подробно регламентирован в Законе. Как приостановление деятельности партии, так и ее ликвидация осуществляется исключительно в судебном порядке.
В общественной и государственной жизни страны особую роль играют профессиональные союзы, создаваемые для защиты интересов работающих, разнообразные добровольные общества, творческие союзы, объединения производственно-трудового профиля (адвокатские и нотариальные конторы, товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические объединения граждан и др.). Порядок их создания, основные права, гарантии этих прав, их защита, ответственность профсоюзов определяются Федеральным законом от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (в ред. от 9 мая 2005 г.).
Формулировка "для защиты своих интересов" позволяет профсоюзам практически преследовать любые цели, в том числе и политические. За профсоюзами, например, признается право участвовать в избирательных кампаниях при условии, что такая деятельность предусмотрена их уставом. Государство не только признает свободу деятельности профсоюзов, но и закрепляет их права, поскольку их действия затрагивают права других лиц (например, заключаемые профсоюзами коллективные договоры ограничивают свободу договора, т. е. право работодателя самому заключать с наемными работниками трудовые договоры и определять размер заработной платы и условия труда).
В настоящее время возникают новые формы общественных объединений. Так, во многих субъектах РФ созданы общественные палаты, а на федеральном уровне в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" — Общественная палата Российской Федерации.
4.3 Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование
В Российской Федерации это право принадлежит только ее гражданам, хотя Международный пакт о гражданских и политических правах закрепляет его без такого ограничения ("признается право на мирные собрания" — ст. 21). Конституция РФ (ст. 31) закрепляет право: собираться мирно, без оружия; проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Целью таких действий граждан является обсуждение проблем, представляющих общие интересы, выражение поддержки политики властей или протеста против нее, стремление сделать свою позицию по тому или иному вопросу достоянием общественности. По существу, это право напрямую связано со свободой слова и выражения своих мнений.
Главная трудность его реализации — в совместимости публичных мероприятий с общественным порядком, поскольку шествия, митинги и демонстрации проходят на городских улицах и площадях, что создает трудности для граждан и транспорта. В настоящее время осуществление этого конституционного права граждан РФ регулируется Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19 июня 2004 г. В соответствии с ним определены принципы проведения публичных мероприятий (под этим термином понимаются все формы собраний) — законность и добровольность. Установлен уведомительный порядок их проведения.
Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан (демонстраций, шествий и пикетирований — с 18 лет, митингов и собраний — с 16 лет), политические партии, другие общественные и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по его организации и проведению. Не может быть организатором публичного мероприятия лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным; лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда; политическая партия, другое общественное и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена, прекращена или запрещена в установленном законом порядке.
Организатор публичного мероприятия, в частности, обязан:
• подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия;
• не позднее чем за три дня информировать власти о принятии (непринятии) предложения об изменении места или времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении;
• обеспечить соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении или измененных в результате согласования с соответствующим органом власти;
• требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента его проведения. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора, могут быть удалены с места проведения данного мероприятия;
• обеспечить общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных законом, осуществлять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их за конные требования;
• приостановить публичное мероприятие или прекратить его в случае совершения участниками противоправных действий, а также нарушения регламента проведения мероприятия. Уведомление подается не позднее, чем за 10 дней до даты его проведения, в нем указываются цели, форма, дата, количество участников и место проведения мероприятия. Соответствующий орган обязан рассмотреть его и дать ответ о принятом решении. Он вправе предложить изменить время и место проведения мероприятия. В определенных случаях мероприятие может быть приостановлено или прекращено.
Государство гарантирует право на проведение публичных мероприятий. Государственные и общественные объединения, должностные лица и граждане не вправе препятствовать этим мероприятиям. Запрещение возможно только в строго ограниченных случаях.
Законом установлен запрет на проведение публичных мероприятий в местах, к которым относятся: путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам или к объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности, к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Органы внутренних дел осуществляют охрану общественного порядка, но не вправе применять специальные средства для пресечения незаконных публичных мероприятий ненасильственного характера, если они не нарушают работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций. Любые неправомерные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие право граждан на публичные мероприятия, могут быть обжалованы в суд. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность (предупреждение, наложение штрафа) за воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования, проводимых в соответствии с законом, или участию в них (ст. 5.38). Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание должностных лиц за воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них, либо принуждение к участию в них (ст. 149).
4.4 Право на обращение
Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные послания в государственные органы и органы местного самоуправления. Это право предусматривает возможность обращаться с заявлением, жалобой или предложением в любой орган и к любому должностному лицу вплоть до Президента РФ и обязанность должностного лица дать ответ на это обращение. Следует отметить, что хотя в Конституции это не указано, но право на обращение предполагает и право на получение официального ответа на него.
Обращение может содержать как личные вопросы, так и общественные. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 2 мая 2006 г. устанавливает обязательность принятия обращения к рассмотрению, запрещает направлять жалобу на рассмотрение в тот орган или должностному лицу, действие или бездействие которых обжалуется. Обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня регистрации обращения.
Установлена обязательность личного приема граждан в государственных органах, гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением. Порядок обращений к Президенту РФ регламентируется Указом от 24 августа 2004 г., которым утверждено Положение об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан. Управление обеспечивает рассмотрение устных и письменных обращений, проводит их анализ и подготовку соответствующих докладов. В его функции входит прием граждан должностными лицами Администрации Президента РФ, своевременное рассмотрение обращений, их направление в Аппарат Правительства РФ и другие органы государственной власти, контроль за исполнением поручений по обращениям, оперативное и периодическое информирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ и других должностных лиц о количестве и характере обращений граждан и др.
Обращения граждан являются одним из наиболее важных средств осуществления и охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением. Важной частью содержания этого права является возможность отдельного гражданина или коллектива граждан влиять на принимаемые решения властных органов, т. е. участвовать в управлении делами государства. Это выражается в предложениях совершенствования законодательства, решении социальных вопросов отдельных категорий граждан и т. д. Но чаще всего обращения граждан используются для восстановления нарушенных прав. Незаконные действия государственных органов и должностных лиц могут обжаловаться и в судебном порядке, который установлен Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в редакции от 14 декабря 1995 г.). Закон предоставляет гражданам право обжаловать действия (решения), нарушающие их права и свободы, непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или объединение, общественное объединение, должностному лицу. Ответ на обращение должен быть дан, как правило, в месячный срок. Обжалование действий должностных лиц не является препятствием для обращения гражданина в суд за защитой своего права.
Заключение
Государственная идеология прогрессивного и устойчивого развития России определяет качественно новую модель эволюции гражданского свободного общества и демократического социально ориентированного правового государства, нацеленную на полную реализацию гуманистических идеалов и ценностей, предотвращение угроз развитию современной цивилизации, обеспечение государственной безопасности при соблюдении национальных интересов. Целью, критерием прогрессивного общественного и государственного развития является человек, реальность его прав, свобод в сочетании с обязанностями и ответственностью за свое поведение. Государство выступает основным гарантом осуществления конституционной установки на признание, соблюдение и защиту правового статуса личности в его полном объеме. Реальное осуществление политических прав и свобод человека призваны обеспечить система свободных выборов, политическое многообразие, разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную и иные системы "сдержек" и "противовесов". Гарантом правового положения личности выступает сильное, но не тоталитарное государство, признающее во взаимоотношениях с личностью ее приоритет на основе верховенства права, поддерживающее политическую стабильность в обществе, способное при необходимости защищать демократию, претворять в жизнь официально принимаемые юридические акты всеми законными средствами. Дальнейшее развитие демократии – все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование аппарата публичной власти, повышение активности общественных объединений, иных институтов гражданского общества, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения – усиливает гарантии реализации политических прав и свобод.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека от 10 дек. 1948г. // Правозащитник.- 1998. - № 4. - С. 3-7.
2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свободах от 4 нояб. 1950 г. // Российский юридический журнал. - 1997. - № 1. - С. 3 - 9.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: с поправками, внесенными протоколом № II 1 нояб. 1998 г. / сост. В.Б. Исаков и др. – М.: Юрист, 1998. – 192 с.
4. Международные акты о правах человека: сб. док.- М.: Юрист, 2002. - 321 с.
5. О системе государственной службы РФ : федер. закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 23. - Ст. 45.
6. Об общественных объединениях: федер. закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ: [в ред. от 02.11.2004] // Собрание законодательства РФ.- 1995.- № 21.- Ст. 1930.
7. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ: федер. Закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ: [в ред. от 21.07.2005] // Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 24.- Ст. 2253; Ст.3641.
8. О политических партиях: федер. закон № 95-ФЗ от 11.07.2001: [в ред. от 21.07.2005] // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 29. - Ст. 2950
9. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федер. закон от 2.05.2006 № 59-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 19.- Ст. 2060.
10. Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: федер. конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ.- 1997. - № 9. - Ст. 1011.
Учебная литература
11. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. - 6-е изд., изм. и доп. - М. : Норма, 2007. - 784 с.
12. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности / Н.В. Витрук.- М.: Норма, 2008.- 448с.
13. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб.- М.:ТК Велби,Изд-во Проспект, 2007.- 608с.
14. Колюшин Е.И. Конституционное право России: Курс лекций.- М.: ОАО "Издательский Дом "Городец"", 2006. -416с.
15. Конституционное право России: учеб./ А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е.Никитина и др.; под ред.А.Е. Постникова.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 504с.
16. Правоведение: Учебник / Под общей ред. В. А. Козбаненко. - 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2006. - 1072 с
17. Основы государства и права: учебное пособие / А. В. Малько [и др.]; под ред. А. В. Малько. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2007. - 336с.