Первоначально источниками римкого права были:
1. mores imajorium - обычаи предков;
2. fas:
–ауспиции (священное гадание - их толковали те, кто производил понтифики);
–жертвоприношения (очистительные и общие);
–присутствие и неприсутствие нормы;
–сакрум и остум - особые виды религиозных преступлений.
3. ius:
–обычай - нет сакральности;
–нормы, обязательные для тех или иных родов (декреты Гентилика);
–сборник законов жреца Папиана;
Позже:
–эдикты магистратов;
–деятельность юристов;
–lex (leges), наиболее изв. - XII tabularum.
Римляне различают ius - право светского происхождения, за которое карает светская власть, и fas - как право божественного установления, нарушитель которого навлекает на себя гнев божий. Область fas в древности очень широка, религиозный элемент проникает во все отрасли права.
Гос. учреждения Рима, освящены богами и не могут быть изменены без их согласия, религиозные церемонии занимают первое место в международных сношениях.
Многие деликты носят сакральный характер. Важнейшие акты гражданского права совершались при участии жрецов и становились под охрану религии.
Близость права и религии в Древнем Риме видна и в том, что первоначальная разработка права и религиозных культов находилась в руках одних и тех же лиц. Коллегия, заведующая религиозным культом - poutifices, являлась также толкователем права. Понтифики - первые римские юристы.
РЕСПУБЛИКА: закон - lex, принимается народным собранием. Принятие: закон должен был быть выставлен его инициатором - магистратом для всеобщего обозрения на Форуме за 24 дня до предполагаемого голосования. В эти дни инициатор мог разъяснять законопроект, агитировать в пользу его принятия, он мог забрать законопроект, в день собрания законопроект ещё раз зачитывали перед народом и сразу приступали к голосованию. Lex вступал в силу немедленно.
3 части lex:
–praescriptio - наименование магистрата, внесшего проект и давшего тем самым имя закону; дата принятия и название центурии или трибы, подавшей голос первой;
–rogatio - сам текст закона;
–sanctio - санкция за неисполнение:
если нет санкции - lex imperfecta
если в случае нарушения закона акт признается недействительным - lex perfecta
если штраф - lex minus quam perfectae
Leges datae - специальные права и привилегии, даваемые отдельным территориям при их завоевании.
ПРИНЦИПАТ: Вместо народного собрания - Сенат; Senatus consulta приобретает силу закона. Император вносит проект - (orationes), который практически всегда утверждался Сенатом.
АБС. МОНАРХИЯ: единственная форма законодательства - императорские конституции, которые получают название leges, всё остальное право - ius vetus или ius Antiqum.
По мере политического и экономического развития римской общины обнаружилась неудовлетворительность неписанного права ввиду его архаичности и недоступности для большинства населения - плебеев (знание и применение обычного права было монополизировано патрицианскими магистратами). Выступления плебеев привели к образованию в 462 г. до н.э. комиссии децемвиров - "десяти человек для начертания законов". Комиссия разработала утвержденные позже народным собранием Законы XII таблиц - первого законодательного источника римского гражданского права.
Законы XII таблиц - это кодификация национальных римских обычаев (с некоторыми заимствованиями из греческого права).
Содержание Законов охватывает все известные области правового регулирования:
- право собственности и владения;
- семейное право;
- наследственное право;
- обязательственное право;
- преступления и наказания;
- процессуальное право.
Законы XII таблиц дали начало цивильному (квиритскому) праву Рима - древнейшей из его систем. Написанные на плитках (табулах -tabula) из слоновой кости в VI в. В.С. таблицы были уничтожены, но сохранились в произведениях римских юристов и продолжали непосредственно действовать до середины II в до н.э.
Таблицы отложили отпечаток на послед. развитие права в области:
-уголовно-правовых норм;
-семейного права;
-сделок с недвижимостями;
-завещательного права;
-двуступенчат.формы гражданского процесса.
Магистраты - люди, находящиеся в течении года на государственных должностях на общественных основаниях. Обязанностью магистратов, особенно высших консулов, преторов, курульных эдилов было обеспечение внутреннего гражданского мира и порядка в государстве.
Как лицо, наделенное высшей начальственной властью - империумом, претор получил право при вступлении в должность издавать эдикты и выдавать приказы - интердикты, имевшие обязательную силу.
Термин "эдикт" происходит от слова dict (говорить) и в соответствии с этим первоначально обозначал устное объявление магистрата по тому или иному вопросу. Позже эдикт получил значение письменной годовой программы магистра (конкретные правила управления), в отличие от разовых объявлений - приказов-интердиктов.
Гай писал, что особенно важное значение имели эдикты :
1. городского претора (претор урбанис), ведавшего гражданск. юрисдикцией между римскими гражданами;
2. перегринского претора, -//-//- перегринами и между перегринами и римскими гражданами;
3. правители провинций (по граж.делам);
4. курульных эдилов (юрис-ция по торговым делам);
5. квесторов (по торг. делам в провинциях).
В основу вновь издававшихся эдиктов ложились старые (сохранявшаяся часть старого эдикта называлась edictum tralaticium). За десятилетия эдикты сконцентрировали в себе административно-судебные нормы многих поколений преторов. Сложилась система ius honorarium (преторского права).
Юридическая природа преторского права
Эдикты магистратов, несмотря на то, что Цицерон называл их leges annya (законами на год), законами не являются. Это акты исполнительной, административной власти.
Магистраты не были компетентны отменять или изменять, или издавать законы.
Сначала претор своими эдиктами лишь помогал применению цивильного права. Позже он с помощью эдикта заполнял пробелы цивильного права.
Наконец, эдикт претора стал направлен на изменение и исправление цивильного права. Претор отстранял теоретически действующие нормы цивильного права и проводил взамен новые, более справедливые для конкретных случаев. Зачастую такие новые положения переходили в последующие эдикты и становились нормами права, а утратившие фактич. силу нормы цивильного права превращались в nudum ius.
Правотворчество магистратов приводило к обновлению правовой системы и след. было прогрессивным явлением - "живым голосом цивильного права".
Во II в.н.э. по распоряжению императора Адриана юристом Сальвием Юлианом была проведена кодификация отдельных норм преторского права. В результате была разработана окончательная редакция "постоянного эдикта" (edictum perpetuum), который становился неизменяемым (кроме императора) и обязательным к применению всеми должностными лицами. Кодификация эдиктов - систематизация преторского права. С этого времени правотворческая деятельность претора (и других магистратов) прекратилась.
Юрист в Риме - ученый правовед,знаток права.
В связи с большой степенью формализованности римского права (цивильного права), его запутанностью, после опубликования Законов XII таблиц с III в.до н.э. деятельность юристов приобретает большой размах.
Формы деятельности римских юристов республиканского периода:
1 .юридические консультации гражданам (respondere).
2. редактирование деловых бумаг и советы по договорам и искам (cavere, scribere).
3. руководство процессуальными действиями сторон (agere).
Юристами в Риме в древнейшую эпоху были жрецы (понтифы), составлявшие как бы особую касту, представители к-рой толковали закон (interpretatio). У них покупались судебные формулы, от них зависело и назначение дней для рассмотрения судебных споров. Юриспруденция была тайной жрецов.
Первый консул из плебеев - Тиберий Корунканий сделал свои консультации публичными. Юриспруденция стала доступна и светским лицам.
Не имея законодательной власти, римские юристы в своей практике фактически создавали нормы, приобретавшие затем авторитетность, граничившую с обязательностью.
Правотворческий характер деятельности юристов получил в эпоху принципата (первые 3 века н.э.) и формальное признание. Принцепсы были заинтересованы в сохранении авторитета юристов, т.к. те в большинстве случаев проводили их политикув. Август предоставил наиболее выдающимся юристам право давать официальные консультации от имени императора - ius publice respondendi. Юрист давал судье записку (респонду) о том, как должен был быть разрешен спор. Она имела обязательный характер.Таким образом, мнениям юристов приписывалась сила "как бы закона", а сами юристы из простых толкователей права превратились в "созидателей права" и юриспруденция выросла в своеобразный способ правообразования.
Классический период - период расцвета юриспруденции. Проступает один из важнейших принципов толкования юридических актов - по установлению действительной воли участников правоотношения.
В период принципата открываются постоянные учебные заведения юридического направления - школы. Школы существуют в Риме, Берите (Бейруте), Александрии, Цезарее.
Известные юристы республики: Кат (II в. до н.э.), Марк Манилий, Юний Брут, Публий Сцевола, Квинт Сцевола, Аквилий Галл, Цицерон.
Юристы принципата: Лабеон и Капитон (прокульянская и сабиньянская школы), отец и сын Цельзы, Юлиан, Помпоний, Гай, Павел, Папиниан, Ульпиан.
Начиная с IV в. имели место упадок деятельности юристов и снижение ее творческого характера. Показатель - принятие 426 г. закона о цитировании. В соотв. с ним - обязательная сила была сохранена только за работами 5 юристов: Гая, Папинина, Ульпиана, Павла и Модестина. При расхождении мнений - большинство из них, при равенстве - Папиниан прав.
1. Институции - краткие учебники гражданского права (Институция Гая).
2. Комментарии - толкование каких-либо законов или эдиктов:
-libri ad Sabinum - толкование норм ius civile (Помпоний, Павел, Ульпиан);
-libri ad edictum - толкование преторских эдиктов (Лабеон, Гай, Павел, Ульпиан);
-digesta - объединенное толкование ius civile и ius honorarium;
3. Собрания решений - ответы юристов в связи с опред. случаями судебной практики;
4. Сентенции и мнения - произведения для руководства в юридической практике (Павел);
5. Сборники казусов ("Вопросы" Цельза и Помпония, "Ответы" Папиниана);
6. Монографии по специальным вопросам.
Появляется в период республики. Ius civile и ius honorarium распостраняются только на civiles Romani (граждан). Но с развитием экономических отношений в Риме появляются перегрины - возникает необходимость регулировать эти отношения. Рraertor peregrinus также издает эдикт, в котоом определяет правила своей юрисдикции, и этот эдикт делается основой гражданского права, действовавшего в отношении римлян и перегринов между собой. Источник ius genitum - обычай международного товарооборота, в котором принимают участие люди разных стран и национальностей.
Постепенно ius genitum окозало большое влияние на, собственно, римское право.
IUS GENTIUM - это:
1)лаборатория, которая перерабатывала разные нормы различных народов античного мира в одно единое целое, чтобы потом переработать само римское право в том же духе, существенно обновив его. Эта задача была выполнена к эдикту Каракаллы, по которому исчезли перегрины.
2)общее для всех народов право, состоящее из правил, признаваемых одинаково всеми - право, диктуемое природой - естественное право (ius naturale).
Rex - патриций - верховный владыка гос-ва:
-все функции гос. власти;
-верховный полководец;
-право суда и наказания над всеми гражданами, вплоть до жизни и смерти;
-заведует принесением общественных жертвоприношений (interregnum - междуцарствие).
Сенат избирает 5 - 10 человек, которые по 5 дней управляют государством, пока не будет избран кандидат в REX . Его очередной interrex предлагает народному собранию, которое и облекает его властью (lex curiata de imperio).
inauguratio - получение права сноситься с богами. Царь назначал себе помощников, но еще не магистратуры, но когда уже существовали const уголовные судьи.
Rex Sacrorum - подчинялся только верховному понтифику. Существовал с начала республики до поздней империи. Стал совершать обряды, сакрального действа (regare sacra), которые прежде имел право совершать только rex - es regare sines.
Magistratus cum imperio и magistratus sine imperio
Период царей, республика, принципат. Магистат - должностное лицо, уполномоченное представлять римскую гражданскую общину и от ее имени совершать гос. акты.
Магистратуры делились на обычные и экстренные:
а)обычные - компетенция раз и навсегда определена. Магистраты носят определенное название (консул, квестор, цензор и т.д.):
–постоянные - замещаются ежегодно;
–непостоянные - цензор функционирует через определенный промежуток времени.
б)экстренные - компетенция определяется специально для отдельного случая, при самом избрании или в законе, предшествующем избранию.
По степени власти - sine imperio, затем cum imperio.
Magistratus cum imperio (dictator, interrex, decemviri) имеют власть повелевать от лица римского народа, в частности, это дает им возможность командовать войсками и право решать юр. споры при отсутствии закона.
Власть sine imperio называется potestas и этих полномочий не содержит.
Промагистратура - когда частные лица облекаются в магистратуре полномочиями. Это возможно за пределами города Рима, если:
–магистрат, срок действия которого кончился, действует pro magistratu до приезда преемника;
–pro magistratu действует лицо, которому магистрат передал власть на время болезни или отсутствия;
–сначала Народное Собрание, а потом Сенат продолжают срок годичного служения.
Магистаты за исключением диктатора выбираются на Народных Собраниях. В качестве условий: ius honorum и честное имя. Оканчивается магистратура с истечением срока или с отказом от должности.
Почти все магистратуры коллегиальны - каждый коллега имеет право veto. Между магистратами имеется опред. иерархия - это выражается в том, что Высший магистрат может запретить Низшему магистрату совершение известного акта или вообще отправление какой бы то ни было функции. Высшими магистратами следует считать Cum imperio относительно sine imperio.
Принцип подчиненности не имеет места относительно магистратов с неоднородным кругом дел. Правомочия:
1)ауспиции - совершение гаданий о воле богов;
2)арест, штраф, взятие залога;
3)уголовный суд;
4)гражданский суд;
5)обращение к Сенату;
6)магистраты cum imperio могут созывать центуриатные и трибутные собрания для выборов и издания законов;
7)право издавать эдикты;
8)право интерцессии - парализации распоряжения другого магистрата;
9)право командовать войском.
Принципат. Падение магистратур. Они продолжают сущ-ть, но никакого участия в гос. управлении не принимают: консулы председательствуют в сенате, преторы заведуют по поручению императоров некоторыми спец. делами (e.g. опекунством). Остальные - почетные звания. Активное гос. управление - гос чиновниками.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/