Афинская демократия считается самой развитой формой демократического строя античных рабовладельческих государств. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода, начиная с реформ Солона.
В греческих полисах основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан. Кроме них в афинском обществе находились метеки, многочисленные рабы, которые в совокупности составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана прежде всего для гражданина. Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя было записано в особом списке, ведущемся в демах. В такие списки заносились юноши и девушки, достигшие 18-летнего возраста. К 20 годам юноша заканчивал курс военно-воспитательного обучения и становился полноправным гражданином. Наиболее существенными правами гражданина были права на свободу и независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок и помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в Народном собрании и т. д. Гражданин был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис с оружием в руках, почитать отеческих богов.
Народное собрание было важнейшим государственным органом с широкими полномочиями. На нем принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними, избирались должностные лица, решались дела по продовольственному снабжению города, осуществлялся тщательный контроль за юношами, готовящимся получить гражданские права. Важнейшим делом было обсуждение и утверждение государственного бюджета. Каждый афинский гражданин имел право внести на обсуждение проект закона Для того, чтобы привлечь к работе Народного собрания низший слой афинского гражданства, был принят закон, устанавливающий плату за посещение Народного собрания.
Наряду с Народным собранием действовал также и Совет 500. Важнейшими задачами Совета 500 были подготовка и организация работы Народного собрания и исполнение их функций в перерывах между заседаниями. В системе афинской демократии было множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутри самих Афин. Все магистратуры были коллегиальными, и возможность сосредоточения власти была исключена. В Афинах принята демократическая структура избрания: кроме военных магистратур, кандидаты на все другие должности избирались по жребию из представителей всех имущественных разрядов.
Афинская демократия заботилась об образовании и воспитании граждан. Начиная с Перикла, т. е. с 40—30 гг. V в. до н. э., власти стали раздавать малоимущим гражданам специальные жетоны, по которым можно было пройти на театральное представление. Таким образом, афинская демократия базировалась на широком участии различных категорий граждан, обеспечивала ее общественную активность, создавала условия для развития политического самосознания афинского гражданина.
Однако и у афинской демократии существовали свои недостатки. Во-первых, афинская демократия была рабовладельческой, т. е. рабы, также как и метеки, постоянно живущие в Афинах, не имели гражданских прав и не принимали участия в управлении государством.
По мнению древних авторов, Афинский морской союз — творение соперника Фемистокла Аристида. В 477 г. до н. э. полисы Эгеиды обратились к афинянам с просьбой отправить к ним Аристида, чтобы он, познакомившись с их доходами, определил размер взноса каждого. В сумму взноса — фороса входила стоимость кораблей, поставляемых союзниками, и отчисления на содержание флота и ведение войны. Союз был добровольным объединением, но с первых лет его существования главенствующее место в нем принадлежало Афинам.
Гегемония Афин, вмешательство во внутренние дела союзников вызывали сопротивление некоторых членов союза. Так, уже в 465 г. до н. э. вспыхнуло восстание на о. Фасосе. Кимон разбил флот восставших: в течение трех лет выдерживали осаду жители Фасоса, но вынуждены были капитулировать: силы не были равными.
Длительная осада Фасоса явилась первой неудачей флотоводца, второй стало истребление афинских колонистов, которые отправились к Амфиполю и были уничтожены фракийцами. После остракизма Кимона, как следствия вмешательства в спартанские дела (опять безуспешного), ведущая роль в руководстве афинскими и союзными делами переходит к представителям умеренных демократов — Эфиальту и Периклу.
С 454 г. до н. э. на Афинском акрополе начали устанавливать стелы, на которых перечислялась дань с союзников — их число к этому времени достигло 140—160 полисов. В 30-е гг. оно увеличилось до 300. В это же время развивается практика вывода афинских колонистов (клерухов) на земли союзников. Клерухии, насчитывавшие до 250 — 500 человек из числа малоземельных граждан, являлись военными гарнизонами, контролирующими жизнь и настроения союзников.
Задача союза — борьба против персов за освобождение попавших под их власть греческих государств была выполнена к 454 г. до н. э. Первый период существования союза (Делосской симмахии) завершился. Но союз сохранился и после подписания Каллиева мира, так как имелись и экономические причины: заинтересованность союзников, особенно небольших полисов, в торговых связях с Афинами, обеспечивавшими свободу мореплавания в Эгеиде, боровшихся с пиратством. Способствовало сохранению Афинской архэ и то, что Афины поддерживали демократические режимы в союзных государствах. Сопротивление гегемонии афинян оказывали прежде всего олигархические элементы, наиболее состоятельные граждане, на которых возлагалась выплата фороса, у которых изымалась часть земельного фонда при образовании клерухий. Они ориентировались на Спарту. Это обстоятельство и тревога Пелопонесского союза из-за усиления Афин вызывали стремление спартанцев поддержать любое сопротивление афинянам со стороны союзников.
В состав пелопонесского союза входили в основном аграрные полисы Южной Греции (исключение составлял Аргос, ориентировавшийся на Афины) м некоторые полисы Средней Греции, например, Фивы. Они имели по большей части олигархические порядки. В Пелопонесский союз входил Коринф — крупный торгово-ремесленный полис — и Мегары. В Пелопонесском союзе, образовавшемся к середине VI в. до н. э., не было общих финансов, регулярных взносов. Союзники проводили самостоятельную внешнюю политику: иногда даже враждовали между собой. Управлялся союз союзным собранием — один голос от любого (крупного или небольшого) государства. Заседания союзного собрания происходили под председательством Спарты; решения утверждались спартанским Народным собранием. Возглавляли войско спартанские архогеты, флот находился под командованием спартанского наварха (в него входили в основном корабли Коринфа). Используя силы союзников — гоплитское ополчение, Спарта вмешивалась в эллинские дела, поддерживая олигархические режимы, оказывая постоянное противодействие Афинам.
В отличие от Пелопоннесского, Афинский союз имел общую казну. Сумма фороса определялась каждые четыре года, в зависимости от доходов государств. Сбор фороса находился под контролем надзирателей-епископов, посылаемых из Афин. В случае неуплаты его в срок накладывались штрафы
Перенос казны в Афины привел к тому, что распорядителем фороса стало афинское Народное собрание. А средства союзников начинают использовать для внутренних нужд Афин, оснащения афинского флота, строительной программы на Акрополе.
Арбитром в спорах между союзниками становится афинская гелиэя — суд присяжных, поддерживавший, прежде всего, демократические элементы.
В рамках союза вводится единая монетная система, унифицируются меры веса и объема. Безусловно, это способствовало развитию экономических связей. Свидетельством роста их являются проксенические декреты, даруемые выходцам из других полисов, прежде всего торговцам. Тексты декретов, издаваемых от имени народных собраний, гласили. что полис — покровитель (проксен) обеспечивает ксену в дни войны и мира свободу торговли, защищает его собственность. Со стороны Афин можно проследить попытку установления монополии на торговлю. Так, в Византии были посажены хлебные контролеры, запрещалось вывозить железо куда-либо кроме Афин, так как оно требуется для сооружения судов, строительство которых осуществлялось в доках Пирея. Афины охотно шли на замену поставок кораблей денежным взносом: в состав союзной флотилии, в сущности афинской, входили, таким образом, однотипные судна
Развернувшееся за счет союзников строительство, судебные пошлины улучшали благосостояние афинских граждан, а при Перикле вводится сначала оплата членов Совета 500.
Экономическую и политическую гегемонию Афин обеспечивал сильный флот, в котором служили феты. На народных собраниях утверждались все декреты, касающиеся союзных дел, заинтересованным в их регулярном созыве был городской демос, получавший за участие в них плату. Таким образом, активизация демократических элементов в Афинском государстве, расцвет демократии в V в. до н. э. связаны прежде всего с существованием архэ. Но это время развития демократии и в других полисах, поскольку Афины, выводя клерухии, разбирая в гелиэе дела союзников, поддерживали своих сторонников.
Вместе с тем нельзя идеализировать систему отношений, сложившихся в Первом морском союзе. Как уже отмечалось, некоторые крупные полисы, недовольные увеличением фороса, политикой вывода клерухии, стремились выйти из союза. Недовольство союзников использовала Спарта, с тревогой следившая за ростом могущества афинян. Противоречия между двумя союзами в конце концов и привели к открытому военному конфликту — Пелопоннесской войне.
Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже 3—2 тыс. до н. э. с Севера. В начале 3 тыс. до н. э. (период халколита, или переход от камня к металлу — меди и бронзе) культура материковой Греции ещё была тесно связана с раннеземледельческими культурами, существовавшими на территории современных Болгарии и Румынии, а также в южном Поднепровье (зона «трипольской культуры»).
В раннеэлладское время со второй половины 3 тыс. до н. э., в Греции уже начался процесс формирования классов и государства. Два различных между собой типов поселения: цитадели типа Лерны и общинного посёлка типа Рафины. Однако развитие раннеэлладской культуры было насильственно прервано из-за передвижения племён по территории Балканской Греции, конец 3 тыс. до н. э.
Около 2300 г. до н. э. погибли в пламени пожара цитадель Лерны и некоторые другие поселения раннеэлладского времени. Становление цивилизации в материковой Греции было сложным процессом. В первые века 2 тыс. до н. э. замедление темпов социально-экономического и культурного развития. Культура так называемого среднеэлладского развития в целом заметно уступает культуре раннеэлладской эпохи. Лишь в конце среднеэлладского перио- да положение в Балканской Греции начало постепенно изменяться. Подъём экономики и культу- ры, возобновился процесс классообразования. В различных районах Пелопоннеса, Средней и Северной Греции возникают первые и примитивные государственные образования.
Начиная с 16в. до н. э. Греция вступила в микенский период своей истории. Временем расцвета можно считать 15-13 вв. до н. э., существовала единообразная культура, представленная стандартными типами жилищ и погребений. Основными центрами культуры были дворцы. Архитектура имеет ряд особенностей, почти все дворцы были укреплены и представляли собой настоящие цитадели. Вся земля делилась на:
1) землю дворца, или государственную (распределялась на правах условного содержания)
2) землю, принадлежавшую отдельным общинам (делилась на наделы с приблизительной доходностью, остававшаяся земля сдавалась в аренду)
Основанное на принципах строжайшего учёта и контроля дворцовое хозяйство нуждалось для своего нормального функционирования в развитом бюрократическом аппарате.(писцы, чиновники)
Вся территория делилась на 16 податных округов, главе которых стояли наместники-коретеры, в подчинении у них находились басилеи, управлявшие отдельными поселениями.
Население делилось на:
· военно-жреческая знать во главе с царём и военачальником
· чиновники, действовавшие на местах и в центре (мощный аппарат угнетения и эксплуатации трудящегося населения)
· крестьяне и ремесленники
· рабы
Успешно совмещая занатия торговлей с пиратством, ахейцы вскоре становятся одной из самых заметных политических сил Восточного Средиземноморья.
В конце 13 в. племенной мир всего северобалканского региона пришёл в движение. На своём пути пришельцы захватили и разрушили множество микенских поселений. Таким образом, на рубеже 13-12 вв. микенская цивилизация перенесла страшный удар от которого уже не смогла оправиться.
Причины упадка:
· внутренняя слабость раннеклассовых отношений в целом
· истощение внутренних ресурсов (материальных и людских) в результате Троянской войны и конфликтов между ахейскими царствами и внутри правящих династий.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.popal.ru/