Один из самых знаменитых петербургских мостов. Расположен в створе Невского пр. через Фонтанку. Длина моста 54,6 м., ширина – 37,9 м. Назван по фамилии строителя – инженера, капитана, а затем, подполковника Мих. Осип. Аничкова, батальон которого дислоцировался неподалёку от моста, в т. н. Аничковой слободе.
В соответствии с указом Петра I 1715 г.: «За Большою Невою на Фонтанной реке по першпективе зделать мост» начали строить деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах длиной 150 м., перекрывавший проток и заболоченную пойму. Окончены работы в мае 1916.
Здесь была южная граница города. На мосту стояла застава, караульные проверяли паспорта проезжающих. В 1726 у моста был построен караульный дом по проекту арх. М.Г. Земцова, до этого солдаты, охранявшие мост, укрывались от непогоды в шалаше.
В 1739 «Комиссия о СПб. строении» постановила впредь именовать этот мост Невским. Но новое название не прижилось.
Мост капитально ремонтировался в 1726 и 1742, а в 1749 арх. Семён Волков построил новый деревянный мост на свайных опорах под более тяжёлую нагрузку для подготовки к пропуску слонов – «Индийского подарка», ожидавшихся к проходу по старой Московской дороге. Мост не имел разводного пролёта, т. к. в данной части Фонтанка не была судоходной. Пролётное строение моста обшили досками и оформили под гранит. До 1780-х мост был деревянный, почти в 4 раза длиннее нынешнего (более 200 м.).
В 1780-х начинается строительство гранитных стенок набережных Фонтанки по плану Ф.В. Бауэра. В этот же период, а именно в 1783-87, сооружается постоянный Аничков мост (предположительно по проекту Ж.-Р. Перроне) – каменный, трёхпролётный со средним деревянным подъёмным пролётным строением.
С 1785 по 1841 Аничков мост представлял знакомую нам композицию с романтическими каменными башнями, наподобие сохранившихся до сих пор Старо-Калинкина и Ломоносова мостов.
В 1841 Аничков мост капитально перестроили и значительно расширили. Проект нового моста разработал инж. И.Ф. Бутац, при участии инж. А. Редера. Работы выполнял подрядчик М. Пименов под руководством инж. фон Дершау. Надзор за строительством осуществлял инж. А.Д. Готман. 22.5.1841 уложили 1-й камень в строительство моста. Три арочные пролётные строения выложили из кирпича. Опоры моста и арки фасадов облицевали гранитом чистой тёски. В начале ноября были установлены перила, окончены гранитные пьедесталы для статуй. В янв. 1842 по мосту открылось движение. Сооружение, по подсчётам Министерства внутренних дел, обошлось в 195 294 руб. серебром.
Мост был расширен, но потерял свой поэтический облик, лишившись гранитных башен и парапетов. До этого он был узок, а его громоздкие башни мешали всё возраставшему движению конных экипажей по Невскому пр.
В качестве перильных ограждений на мосту установили между гранитными тумбами чугунные решётки высокохудожественного литья, в рисунке которых чередуются парные изображения морских коньков и русалок. Выразительны чугунные стойки перил, в просветах которых находятся устремляющиеся в пучину дельфины. Решётка была отлита по образцу рисунка немецкого архитектора Карла Шинкеля. В Берлине на Дворцовом мосту, построенном по проекту К. Шинкеля в 1822-24, были установлены точно такие же перила.
В 1841-50 мост украсили 4 бронзовые скульптурные группы, вылепленные и отлитые бароном Петром Карловичем Клодтом фон Юргердсбургским.
В 1832 Клодту были заказаны группы «Укротителей коней», которые предполагалось установить на новой пристани на Неве между Адмиралтейством и Зимним дворцом. Проект оформления пристани, разработанный в 1828 К.И. Росси, предусматривал украсить её парными фигурами львов и скульптурными группами «Укротителей коней». В 1833 Клодт представил в совет Академии художеств модели «Укротителей». За 2 первые скульптурные группы «Коня с водничим» Академия приняла его в том же году в число «назначенных».
Однако изготовление моделей задержалось, и на пристани установили порфировые вазы. Позднее, в 1873, их перенесли на Петровскую пристань у Сенатской пл. А через несколько лет, когда началось проектирование Аничкова моста, Клодт предложил использовать для его оформления своих «Укротителей коней». В 1839 была отлита из бронзы 1-я группа – конь с идущим рядом юношей, а в 1841 – парная ей: юноша, решительно схвативший коня под уздцы. Они были установлены на западных устоях моста.
Через год, в 1842, были отлиты из бронзы копии первых двух групп. Но на мост они не попали. С Литейного двора их увезли в Пруссию в дар прусскому королю Фридриху-Вильгельму IV. В официальном отчёте по поводу впечатления от скульптурных групп Клодта, установленных перед главными воротами Королевского дворца в Берлине, отмечалось, что скульптуры «произвели такой всеобщий восторг, какого подобного там никогда не было или редко что возбуждало». Их автор был избран членом Академии художеств в Берлине, Париже и Риме.
«Укротители» были установлены в нескольких десятках метров от того моста, перила которого послужили прототипом для решётки Аничкова моста. Здесь они стояли более ста лет. После Великой Отечественной войны их перевезли в Зап. Берлин и установили в Клейст-парке.
На восточных устоях Аничкового моста были установлены гипсовые копии, которые в 1843-44 были заменены бронзовыми. Они стояли на мосту лишь 3 года, после чего по приказу Николая I были отправлены в подарок неаполитанскому королю в знак признательности за оказанное гостеприимство русской императрице во время её путешествия по Италии в 1846. Они были установлены в Неаполе в саду около театра Сан-Карло. Ныне они украшают ограду Неаполитанского королевского дворца.
На мосту снова поставили копии из алебастра. К тому времени Клодт отказывается от установки на восточных устоях копий и решает создать 2 новые композиции, в развитие задуманного им сюжета «Покорение коня человеком». В 1849-50 он отливает последние 2 группы, изображающие новые сцены укрощения коня человеком. В 1850 этот грандиозный замысел был полностью завершён.
Прототипом скульптур лошадей на мосту стал чистокровный арабский скакун Амалатбек. Он был дик и непокорен. Клодт сумел его укротить. Помогала ему в работе дочка, которая садилась на коня и поднимала его на дыбы, а отец в это время делал зарисовки.
Петербургская публика была в восхищении. Пресса наперебой публиковала восторженные отклики ценителей. Остался доволен и имп. Николай I, как известно, не отличавшийся изысканностью выражений. Во время церемонии по случаю торжественного открытия моста, согласно преданию, Николай хлопнул скульптора по плечу и громогласно заявил: «Ну, Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец».
Тогда же родилось и фольклорное имя нового моста. Его прозвали «Мостом восемнадцати яиц», учитывая, что с момента его торжественного открытия и вплоть до 1917 г. одним из обязательных атрибутов моста был городовой, дежуривший на пересечении Невского и Фонтанки.
Копии скульптурных групп были установлены у Бельведера, что находится в 5 км. от Петродворца, а также в Стрельне, на территории Орловского парка. Конь стоял до начала В. О. войны, а потом исчез. Остался лишь постамент.
Наконец, 2 группы оказались в подмосковной усадьбе Голицыных, украсив портик Конного двора в Кузьминках.
Интересно, что кони, направленные в сторону Адмиралтейства, подкованы, а, глядящие по направлению к Московскому вокзалу, где в то время располагалась кузница, - ещё нет.
При осмотре 9.10.1902 техническое состояние моста было признано угрожающим. Реконструкция велась в 1906-08 под руководством арх. П.В. Щусева. Устои и быки сохранены прежние, кирпичные своды переложены и облицованы розовыми гранитными камнями чистой и получистой тёски. Конструкции моста изолированы рольным свинцом. Тротуары выполнены из большеразмерных плит красного гранита.
В 1908 на дощечке, прикреплённой у моста появилась надпись «Аничкин мост». Это искажённое название петербуржцы быстро подхватили, но в 1912 в столицу приехал один из дальних потомков М. О. Аничкова. Он заметил надпись и в тот же день написал жалобу в гор. управу. В ней гость указывал, что предки его были не Аничкины, а Аничковы.
Управа запросила архив. Полученный ответ документально подтверждал справедливость жалобы. Поэтому впредь мост именовали Аничковым.
в 1-ые же месяцы В. О. войны были проделаны огромные работы, чтобы укрыть, сберечь от разрушения художественные ценности. В ноябре 1941 такелажники «Стальконструкции» сняли с пьедесталов 500-пудовые скульптуры и по деревянным сходням, на катках спустили их на землю. Груз медленно передвинули в Сад отдыха возле Аничкова дворца. Тогда зарыть в землю удалось только 1 бронз. скульптуру. Земля оказалась слишком промёрзшей, а долбить её не хватало сил. Остальные скульптуры были укрыты с наступлением весны.
Во время немецких бомбёжек и артиллерийских обстрелов мосту были нанесены серьёзные повреждения. Были повреждены большие участки ограждений и гранитные постаменты.
Более 3 лет творения Клодта пролежали под землёй. В мае 1945 бойцы МПВО в Саду отдыха разрыли 4 котлована, а вечером 2 июня трактор вытащил платформу с 1-й скульптурной группой.
Работой по установке изваяний руководили те же такелажники – Мих. Пастухов, Илья Шелехин, Вас. Конов, Тимофей Улитенок…
Всю ночь трудились люди, и наконец к 9 ч. утра последний конь «взлетел» на гранитный постамент. Сейчас только следы от осколков артиллерийских снарядов на гранитных пьедесталах напоминают о пережитой ими войне.
Ещё в 1940-е встал вопрос о реставрации бронзовых скульптур на мосту. Специалисты обнаружили у них т. н. «бронзовую болезнь», в результате которой бронза разрушается. «Лечить» скульптуры пытались ещё в 1973, но методы реставрации оказались несовершенными. К этой проблеме вернулись в 2000. Реставрацию выполнил В.Г. Сорин по новой методике, гарантирующей восстановление и защиту бронзы от коррозии. Снятие скульптурных групп для отправки на реставрацию в июне 2000 сопровождалось неким театрализованным действием.
Б.К. Пукинский "Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов". 1997. Норинт газ. «Петровский курьер»
Радио России – «Ветер в окно»
Н.А. Синдаловский "Петербург: от дома к дому... От легенды к легенде...". СПб. "Норинт". 2002
Б.И. Антонов «Мосты Санкт-Петербурга». СПб, «Глагол», 2002
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://subscribe.ru/archive/country.spb.spburg/