Рефетека.ру / Юриспруденция

Доклад: Ликвидация юридических лиц по искам налоговых органов

Ликвидация юридических лиц по искам налоговых органов

Г. Титова, Минфин России

Пунктом 3 ст.61 "Ликвидация юридического лица" Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Статьей 31 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

1. Инспекция МНС России обратилась в арбитражный суд с иском к индивидуальному частному предприятию о его ликвидации на основании п.2 ст.61 ГК РФ, мотивируя это требование, в частности, тем, что предприятие не привело организационно-правовую форму в соответствие с действующим законодательством (согласно п.5 ст.6 Федерального закона от 30.11.94 г. N 52-ФЗ (с изм. и доп. от 16.04, 26.11.01 г.) "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предприятия подлежали до 1 июля 1999 г. преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации. По истечении этого срока предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, налогового органа или прокурора).

Решением суда в иске было отказано, федеральный арбитражный суд округа решение оставил без изменения, в протесте предлагается данные судебные акты отменить и дело направить на новое рассмотрение. В постановлении президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 17.07.01 г. N 9927/00 указано, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, предприятие прекратило свою деятельность, не находится по адресу, указанному в учредительных документах, место нахождения его установить невозможно и по счетам предприятия в течение последних 12 месяцев не проводились операции, в связи с чем суд сделал вывод о том, что предприятие является отсутствующим должником и его ликвидация должна осуществляться в соответствии со ст.180 Федерального закона от 8.01.98 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Президиум ВАС РФ указал, что выводы суда ошибочны, поскольку основаны на неправильном применении Закона. Судами не приняты во внимание положения ст.186 указанного Закона, в соответствии с п.5 которой не могут быть признаны банкротами предприятия, к которым применяются нормы о казенных предприятиях согласно п.5 ст.6 Закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Индивидуальное (семейное) частное предприятие не может быть признано банкротом, поскольку к нему применяются нормы ГК РФ о казенных предприятиях, основанных на праве оперативного управления, и, следовательно, такие предприятия подлежат ликвидации в порядке, предусмотренном ст.61-63 ГК РФ. При недостаточности у ликвидируемого предприятия имущества для удовлетворения требований кредиторов субсидиарную ответственность по его обязательствам в соответствии с п.5 ст.115 ГК РФ несет собственник имущества этого предприятия. С учетом изложенного дело направлено на новое рассмотрение.

2. Инспекция МНС России обратилась в арбитражный суд с иском о ликвидации товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО). Исковое требование было удовлетворено, при этом суд руководствовался п.4 части 3 ст.59 Федерального закона от 8.02.98 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", согласно которому неприведение учредительных документов товарищества с ограниченной ответственностью до 1 января 1999 г. в соответствие с данным Законом влечет ликвидацию ТОО.

Однако, как указывается в постановлении президиума ВАС РФ от 17.07.01 г. N 2163/01, юридическое лицо в силу п.2 ст.61 ГК РФ может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона. Но при рассмотрении дела судом не было установлено, какие конкретно нарушения закона были допущены, что привело к принятию решения по неполно выясненным обстоятельствам. В связи с этим решение следует отменить и дело направить на новое рассмотрение. При этом, как отмечается в постановлении президиума ВАС РФ, суду следует принять во внимание постановления пленума Верховного суда Российской Федерации и пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 5.02.98 г. N 4/2 о том, что, если нарушения, допущенные юридическим лицом, не являются грубыми и носят устранимый характер, суд вправе предложить юридическому лицу (в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо отложив рассмотрение дела) принять меры к устранению имеющихся в учредительных документах расхождений с законом путем внесения необходимых изменений и дополнений с последующей регистрацией их в установленном порядке.

3. Инспекция МНС России обратилась в арбитражный суд с иском к товариществу с ограниченной ответственностью о его ликвидации в связи с неприведением учредительных документов ТОО в соответствие с Законом "Об обществах с ограниченной ответственностью". В удовлетворении иска было отказано со ссылкой на то, что налоговые органы не имеют права подавать иски о ликвидации юридического лица. Однако, как определено в постановлении президиума ВАС РФ от 18.09.01 г. N 3866/01, дело следует направить на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как следует из ст.61 ГК РФ, требование о ликвидации юридического лица за неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Согласно ст.59 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" ООО (ТОО), которые не привели свои учредительные документы в соответствие с этим Законом либо не преобразовались в акционерные общества или производственные кооперативы, могут быть ликвидированы в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого иска предоставлено федеральным законом. Согласно ст.31 НК РФ в компетенцию налоговых органов входит предъявление указанных исков. Таким образом, поскольку арбитражным судом не рассматривался по существу вопрос о наличии оснований для ликвидации юридического лица, оспариваемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bankr.ru


Похожие работы:

  1. • Отражение в учете ликвидации организации
  2. • Субъекты гражданских правоотношений
  3. • Прекращение деятельности юридических лиц
  4. • Оценка финансового состояния юридического лица ...
  5. • Реорганизация и ликвидация юридических лиц
  6. • Общество с ограниченной ответственностью как юридическое ...
  7. • Налоговые правонарушения и ответственность за их ...
  8. • Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов ...
  9. • Ликвидация как способ прекращения юридического лица
  10. • Банкротство, как способ ликвидации юридических лиц
  11. • Ликвидация юридического лица
  12. • Статьи Закона о трудовой деятельности касательно Юридического ...
  13. • Государственная регистрация юридических лиц
  14. • Порядок ликвидации предприятия
  15. • Ликвидация юридических лиц
  16. • Прекращение юридических лиц
  17. • Типичные ошибки, допускаемые при ликвидации предприятий
  18. • Обжалование актов налоговых органов
  19. • Инвестиционный проект цеха
Рефетека ру refoteka@gmail.com