Рефетека.ру / Гражданское право и процесс

Реферат: Статьи Закона о трудовой деятельности касательно Юридического лица

1. Для увольнения некоторых категорий работников законодательством установлены дополнительные гарантии. Так, увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (одиноких матерей при наличии у них ребенка в возрасте до четырнадцать лет пли ребенка-инвалида до шестнадцати лет), по инициативе администрации не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством (ст. 170 КЗоТ).

Дополнительные гарантии установлены также для руководителей и членов выборных профсоюзных органов, членов С1К (ст. 235 КЗоТ), работников моложе восемнадцати лет (ст. !83 К3оТ).

2. Статья 57. Реорганизация юридического лица

1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения пли выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица. уполномоченный ими орган или орган юридического лица. уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по пеку указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручается осуществить реорганизацию этого юридического лица.

С момента назначения внешнею управляющего к нему переходят полномочия

11о управлению делами юридического лица. Внешний управляющий 14.101 нас) от имени юридическою лица в сде. составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц.

Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Статья 58. Правопреемство при реорганизации юридических лиц

1. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

2. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

3. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

4. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

5. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Статья 60. Гарантии прав кредиторов юридического лица при ею реорганизации

1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

2. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

3. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Статья 61. Ликвидация юридического лица

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

2. Юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер; по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законна или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим

Кодексом.

3. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей

(участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического) лица.

4. Юридическое лицо. являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса вследствие признания его несостоятельным

(банкротом).

Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требовании кредиторов, он» может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 настоящего

Кодекса.

Положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются па казенные предприятия.

Статья 63. Порядок ликвидации юридическою лица

1. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. 'Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями

(участниками) юридического лица или обманом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрации) юридических лиц.

3. Ноли имеющиеся ликвидируемою юридическою лица (кроме учреждении) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов и порядке, установленном для исполнения судебных решении.

4. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

5. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, п^ су.,.1асоЬси1Ик< с

^^ган«/м, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

6. При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственники имущества этого предприятия или учреждения.

7. Оставшееся после удовлетворения требования кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

8. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Статья 64. Удовлетворение требований кредиторов

1. При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам: в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица: в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды: в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

2. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

3. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требования, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом

4. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

5. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

6. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Статья 1068. Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником 1. Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

2. Хозяйственные товарищества и производственные кооперативы возмещают вред, причиненный их участниками (членами) при осуществлении последними предпринимательской, производственной или иной деятельности товарищества или кооператива.

В Кодексе сохранена норма, предусматривающая ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных) обязанностей (ст. 1068). Вместе с тем, понятие "работник" применительно к правилам, содержащимся в настоящей главе, расширено. Речь идет не только о лицах, связанных с работодателем трудовым договором (контрактом), но и о тех, кто выполняет работу на основании гражданско-правового договора. В последнем случае должно быть соблюдено одно условие: такие лица действовали или должны были действовать по заданию работодателя и под его контролем за безопасным ведением работ.

Статья 34. Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников

При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным — при наличии двух и более иждивенцев; лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, имеющим длительный стаж непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации; работникам, получившим на данном предприятии, в учреждении, организации трудовое увечье или профессиональное заболевание; работникам, повышающим свою квалификацию без отрыва от производства в высших и средних специальных учебных заведениях; инвалидам войны и членам семей военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР; изобретателям; работникам из числа уволенных в запас или отставку военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков, мичманов или лиц офицерского состава по той работе, на которую они поступили впервые после увольнения с действительной военной службы; лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с лучевой нагрузкой, вызванные последствиями чернобыльской катастрофы, инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой, участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения в 1986—1990 годах, а также лицам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным из зоны отселения, другим приравненным к ним лицам (вред. Закона Российской Федерации от 25.09.92 г. № 3543-1

— Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и

Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 41, ст. 2254 и

Федерального закона Российской Федерации от 27.01.95 г. № 10-ФЗ —

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 5, ст. 346).

§1. Статья 34 КЗоТ предусматривает порядок отбора работников для оставления на работе при сокращении численности или штата работников. Поэтому она тесно связана с применением пункта 1 ст. 33

КЗоТ, когда увольнение производится по сокращению штата или численности работников и не применяется при увольнении по п.1 ст.ЗЗ

КЗоТ в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации.

§2. Часть 1 ст. 34 КЗоТ предусматривает, что при сокращении численности или штата работников в первую очередь оставляются на работе работники с лучшими деловыми качествами, то есть с более высокой производительностью труда и квалификацией. Право отбора лучших работников принадлежит работодателю. Только он, его администрация могут знать, кто лучше работает. Профсоюзный комитет, давая согласие на увольнение работника по сокращению штата или численности, не может сам отбирать лучших работников для оставления на работе, но может заметить, что у увольняемого производительность труда и квалификация выше, чем у оставленного работника, т.е. подсказать администрации лучший отбор, с которым она вправе не согласиться. Сокращение штата, численности является одной из мер улучшения работы производства.

§3. При равной производительности труда и квалификации часть II ст.34 КЗоТ предоставляет предпочтение в оставлении на работе десяти перечисленным в ней категориям работников. Три последних из них были дополнены в новой редакции 1992 г. Закон не установил очередность предоставления данного предпочтения. Это решается на практике, исходя из конкретных обстоятельств, так, у одного работника может быть 2-3 указанных преимущества, тогда это дает ему больше шансов быть оставленным на работе.

При сокращении штата, численности работников практика дает также предпочтение лицам, которые вскоре должны перейти на пенсию.

Если при сокращении штата, численности не была соблюдена ст.34

КЗоТ, и работник был уволен без учета его преимущественного права на оставление на работе, то он подлежит восстановлению на работе.

Статья 35. Расторжение трудового договора (контракта) по инициативе администрации предприятия, учреждения, организации с предварительного согласия соответствующего выборного профсоюзного органа

Расторжение трудового договора (контракта) по основаниям, предусмотренным пунктами 1 (кроме случаев ликвидации предприятия, учреждения, организации), 2 и 3 статьи 33 настоящего Кодекса, производится с предварительного согласия соответствующего выборного профсоюзного органа.

Согласия соответствующего выборного профсоюзного органа на расторжение трудового договора (контракта) по указанным в части первой настоящей статьи основаниям нс требуется в случаях: увольнения с предприятия, из учреждения, организации, где отсутствует соответствующий выборной профсоюзный орган; увольнения руководителя предприятия, учреждения, организации

(их филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений), его заместителей, руководящих работников, избираемых, утверждаемых или назначаемых на должность органами государственной власти и управления, а также общественными организациями и другими объединениями граждан.

Соответствующий выборный профсоюзный орган сообщает администрации в письменной форме о принятом решении в десятидневный срок со дня получения письменного представления руководителя предприятия, учреждения, организации.

Администрация вправе расторгнуть трудовой договор (контракт) не позднее одного месяца со дня получения согласия соответствующего выборного профсоюзного органа (вред. Закона Российской Федерации от

25.09.92 г. № 3543-1 — Ведомости Съезда народных депутатов Российской

Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 41, ст.

2254).

§1. Статья 35 КЗоТ является одной из гарантий права на труд при увольнении работника по инициативе администрации без его вины. До

1992 г. редакция этой статьи требовала предварительного получения согласия профкома при всех основаниях увольнения по ст. 33 КЗоТ.

Теперь при дисциплинарных увольнениях согласия профкома не требуется.

Предварительное согласие профкома требуется лишь на увольнение членов данного профсоюза при сокращении штата или численности работников (п.1 ст.ЗЗ КЗоТ), при несоответствии работника выполняемой работе (п.2 ст.ЗЗ КЗоТ) и при длительной неявке на работу в связи с временной нетрудоспособностью более четырех месяцев подряд (п.5 ст.ЗЗ

КЗоТ). Работник — не член профсоюза увольняется по этим основаниям без согласия профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. Не требуется также его согласия и на увольнение руководящих работников, перечисленных в части второй ст.ЗЗ КЗоТ. Эта статья устанавливает общий порядок увольнения по инициативе администрации.

§2. Для получения согласия профкома на увольнение работника администрация предварительно, то есть до издания приказа об увольнении, должна обратиться в профком с письменным представлением, с указанием в нем на увольнение какого работника и по каким основаниям она просит дать согласие. В течение 10 дней со дня его получения профком в коллегиальном составе с присутствием не менее половины его членов рассматривает вопрос о даче согласия на увольнение, заслушивает мнение заинтересованного работника, проверяет обоснованность, законность и целесообразность увольнения, возможность трудоустройства увольняемого путем перевода с его согласия на другую работу на данном предприятии, в учреждении, организации. В этот же 10- дневный срок профком сообщает свое решение администрации.

Решение профкома о даче согласия или об отказе дать согласие на увольнение не может быть куда либо обжаловано или отменено. Согласие профкома не может быть заменено решением общего собрания коллектива работников. Получение согласия профкома не обязывает администрацию увольнять работника. Она лишь имеет право его уволить не позднее месяца со дня получения согласия профкома. По истечении месячного срока это согласие теряет силу. Болезнь, отпуск работника не прерывают этого месячного срока.

Если согласие профкома дано уже после издания приказа об увольнении работника, то оно является недействительным, и работник подлежит восстановлению на работе.

Статья 170. Гарантии при приеме на работу и увольнении беременных женщин и женщин, имеющих детей.

Запрещается отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. При отказе в приеме на работу беременной женщине или женщине, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, а одинокой матери ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до шестнадцати лет), администрация обязана сообщать ей причины отказа в письменной форме.

Отказ в приеме на работу указанных женщин может быть обжалован в народный суд.

Увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (одиноких матерей при наличии у них ребенка до четырнадцати лет или ребенка-инвалида до шестнадцати лет), по инициативе администрации не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством. Обязательное трудоустройство указанных женщин осуществляется администрацией также в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора

(контракта). На период трудоустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не свыше трех месяцев со дня окончания срочного трудового договора (контракта) (в ред. Закона Российской Федерации от

25.09.92 г. № 3543-1 — Ведомости Съезда народных депутатов Российской

Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 41, ст.

2254).

§1. Ст. 170 КЗоТ предусматривает важные гарантии права женщин на труд при беременности и наличии малолетних детей, запрещая необоснованные по мотивам материнства отказы в приеме на работу и увольнение этих женщин по инициативе администрации на производствах всех форм собственности.

§2. Запрещая отказ в приеме на работу по мотивам материнства, ст. 170 КЗоТ углубляет гарантию ст. 16 КЗоТ, признающую, что отказ в приеме на работу по разным обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами, не допускается, и если такое произошло, то это будет необоснованный запрещенный отказ (см. ст. 16 КЗоТ и комментарии к ней).

Поэтому часть первая ст. 170 КЗоТ обязывает администрацию в письменной форме сообщить беременной женщине и женщине, имеющей ребенка до трех лет, а одинокой матери — ребенка до четырнадцати лет

(ребенка-инвалида до 16 лет), причины отказа в приеме на работу.

§3. Отказ в приеме на работу указанной женщине рассматривается судом не в исковом порядке, а в порядке, предусмотренном главой 24

ГПК РФ, как жалоба на неправомерные действия должностного лица, ущемляющего права граждан.

Такая жалоба подается в суд после обжалования действий должностного лица, отказавшего в приеме на работу, вышестоящему над ним органу или должностному лицу. Требования закона о предварительном внесудебном порядке рассмотрения трудовых споров в КГС на эти жалобы не распространяются (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №6 от 25 декабря 1990 г.).

§4. Ст. 139 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за отказ в приеме на работу или увольнение с работы женщины по мотивам беременности или по мотивам кормления ребенка грудью. Поэтому практика почти не встречает случаев, чтобы администрация при отказе в приеме на работу женщин, указанных в ст.

170 КЗоТ, сообщала им в письменной форме причины отказа со ссылкой на беременность и материнство их. Обычно это вуалируется иначе. И женщине при этом бывает трудно доказать, что действительные причины отказа — это ее материнство. Здесь и профсоюзам и правоохранительным органам надо помогать женщине в оспариваний необоснованного отказа в приеме ее на работу.

§5. Увольнение по инициативе администрации женщин, указанных в ст. 170 КЗоТ, запрещено по всем как общим ст. 33 КЗоТ РФ, так и дополнительным ст. 254 КЗоТ РФ основаниям.

Исключение закон делает только при полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, требуя при таком увольнении обязательного трудоустройства.

Это трудоустройство должен осуществлять правопреемник.

Правопреемником считается юридическое или физическое лицо, которому передаются имущество, финансовые и другие средства ликвидируемого предприятия, учреждения, организации. А при его отсутствии обязательную помощь в трудоустройстве оказывает служба занятости населения.

За уволенными беременными женщинами и женщинами, имеющими детей до трех лет, в связи с ликвидацией предприятия, организации сохраняется при последующем их нетрудоустройстве непрерывный трудовой стаж до достижения ребенком возраста трех лет.

§6. Обязанность по трудоустройству таких женщин возлагается на администрацию в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора (контракта), т. е. прежде чем по окончании трудового договора уволить беременную или мать, имеющую ребенка до трех лет

(одинокую — ребенка до 14 лет, ребенка-инвалида—до 16 лет), администрация должна ей предложить другую имеющуюся на данном производстве работу.

§7. Нарушение администрацией части второй ст. 170 КЗоТ, если она при увольнении женщины знала, что она беременна или имеет ребенка до трех лет (или до 14 лет одинокая), является увольнением с явным нарушением закона, когда к виновному должностному лицу применяется ст. 214 КЗоТ о его материальной ответственности. См. ст. 214 КЗоТ и комментарии к ней и п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №

16 от 22 декабря 1992 г.

§8. Женщина, уволенная с нарушением части второй ст. 170 КЗоТ, во всех случаях побежит восстановлению на работе. См. ст. 213 КЗоТ и комментарии к ней.

Статья 183. Дополнительные гарантии для работников моложе 18 лет при расторжении трудового договора (контракта)

Расторжение трудового договора (контракта) с работником моложе

18 лет по инициативе работодателя помимо соблюдения общего порядка увольнения допускается только с согласия государственной инспекции труда субъекта Российской Федерации и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних. При этом расторжение трудового договора

(контракта) по основаниям, указанным в пунктах 1,2и6 статьи 33 настоящего Кодекса) производится лишь в исключительных случаях и не допускается без последующего трудоустройства (вред. Федерального закона Российской Федерации от 24.11.95 г. № 192'ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4564).

§1. Ст. 183 КЗоТ в новой ее редакции от 16 июня 1995 г., закрепляя дополнительные гарантии при увольнении работников моложе 18 лет, требует, чтобы это увольнение помимо соблюдения общего порядка увольнения (см. ст. 33 КЗоТ и комментарий к ней) производилось лишь с согласия органа Рострудинспекции субъекта Российской Федерации и комиссии по делам несовершеннолетних. Таким образом на увольнение по инициативе администрации несовершеннолетнего работника необходимо согласие двух указанных органов.

Если несовершеннолетний работник уволен по инициативе администрации без согласия хотя бы одного из двух указанных органов, то он подлежит восстановлению его судом на работе. А виновное в таком увольнении должностное лицо будет нести материальную ответственность за ущерб в связи с оплатой вынужденного прогула уволенному (см. ст.

214 КЗоТ и комментарий к ней и п. 48 Постановления Пленума Верховного

Суда РФ от 22 декабря 1992 г. № 16). Следует отметить, что получить согласие нового органа — Рострудинспекции многим работодателям будет представлять известные трудности, поскольку этот орган республиканский, краевой и другого субъекта Российской Федерации для многих из работодателей не близко к ним расположен.

§2. Если работник моложе 18 лет увольняется по сокращению штата, численности (п. 1 ст. 33 КЗоТ) или несоответствию по состоянию здоровья (п. 2 ст. 33 КЗоТ), а также при невыходе на работу из-за длительной болезни (п. 5 ст. 33 КЗоТ), то на его увольнение требуется согласие трех органов, т. е. профкома (если он член данного профсоюза), органа государственной инспекции труда субъекта

Российской Федерации и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.

§3. Увольнение работника моложе 18 лет по основаниям пунктов 1,

2 и 6 статьи 33 КЗоТ могли быть лишь в исключительных случаях и не допускается без последующего трудоустройства. Это надо понимать, что увольнение не допускается без трудоустройства подростка. Поэтому о таком трудоустройстве должен заботиться и работодатель в первую очередь. См. ст. 33 КЗоТ и комментарий к ней.

Статья 235. Дополнительные гарантии для выборных профсоюзных работников и членов советов трудовых коллективов

Работники, избранные в состав профсоюзных органов и не освобожденные от производственной работы, не могут быть переведены на другую работу, подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители выборных профсоюзных органов в подразделениях предприятия, учреждения, организации — без предварительного согласия соответствующего выборного профсоюзного органа на предприятии, в учреждении, организации, а руководители выборных профсоюзных органов на предприятии, в учреждении, организации, профорганизаторы — органа соответствующего объединения профессиональных союзов*

Увольнение по инициативе администрации работников, избранных в состав профсоюзных органов и не освобожденных от производственной работы, допускается помимо соблюдения общего порядка увольнения лишь с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, профгруппоргов — соответствующего выборного профсоюзного органа подразделения предприятия, учреждения, организации (при его отсутствии — соответствующего выборного профсоюзного органа на предприятии, в учреждении, организации), а председателей и членов выборных профсоюзных органов на предприятии, в учреждении, организации, профорганизаторов — с предварительного согласия соответствующего объединения профессиональных союзов.

Членам выборных профсоюзных органов, не освобожденным от производственной работы, может предоставляться на условиях, предусмотренных коллективным договором, соглашением, свободное от работы время с сохранением среднего заработка для выполнения общественных обязанностей.

Работникам, освобожденным от производственной работы вследствие избрания на выборные должности в профсоюзных органах, предоставляется после окончания их выборных полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) на том же или, с согласия работника, на другом предприятии, в учреждении, организации. При невозможности предоставления соответствующей работы

(должности) по прежнему месту работы администрация, а в случае ликвидации предприятия, учреждения, организации профессиональный союз сохраняет за работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации — на срок до одного года. Увольнение по инициативе администрации лиц, избиравшихся в состав профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания ; выборных полномочий, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации или совершения работником виновных действий, за которые законодательством предусмотрена возможность увольнения. В этих случаях увольнение производится в порядке, установленном частью второй настоящей статьи.

Члены совета трудового коллектива не могут быть по инициативе администрации переведены на другую работу или подвергнуты дисциплинарному взысканию без согласия совета трудового коллектива.

Увольнение членов совета трудового коллектива по инициативе администрации помимо соблюдения общего порядка увольнения допускается лишь с согласия совета трудового коллектива (вред. Закона Российской

Федерации от 25.09.92 г. № 3543-1 — Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской

Федерации, 1992, № 41, ст. 2254).

§1. Статья 235 КЗоТ предусматривает дополнительные трудовые гарантии профсоюзным работникам трех категорий: во-первых, избранным в профсоюзные органы и не освобожденным от основной работы, т. е. продолжающим работу по трудовому договору с предприятием, учреждением, организацией; во-вторых, избранным в профсоюзные органы и освобожденным от основной работы, т. е. в связи с этим не работающим по трудовому договору с предприятием, учреждением, организацией; в-третьих, работникам, перешедшим на выборную должность в профсоюзных органах, а затем освобожденным от нее.

Четвертая категория работников, которым в ст. 235 КЗоТ предоставлены дополнительные трудовые льготы, — это члены совета трудового коллектива. Для них соответствующая часть ст. 235 КЗоТ полностью сохраняет свое значение.

Что же касается дополнительных трудовых гарантий для профсоюзных работников, то они теперь содержатся в Федеральном законе от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". В нем сохранены гарантии, содержащиеся в ст.

235 КЗоТ для этих работников, но в несколько другой редакции с уточнениями, учитывающими наличие различных способов формирования профсоюзных органов.

Кроме того, в круг работников, пользующихся дополнительными трудовыми гарантиями, включены уполномоченные профсоюза по охране труда и представители профсоюза в создаваемых в организации совместных комитетах (комиссиях) по охране труда.

Виды гарантий, предоставляемых не освобожденным от основной работы профсоюзным работникам, а также названным выше уполномоченным и представителям профсоюза, расширены: им предоставляется свободное от работы время не только для выполнения профсоюзных обязанностей, для участия в профсоюзных съездах, конференциях, в работе профсоюзных органов, но и для краткосрочной профсоюзной учебы.

§2. Работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях организаций — без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в организации, а руководители профсоюзных органов в организации, профорганизаторы — органа соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов (п. 1 ст. 25

Федерального закона от 12 января 1996 г.).

Перевод указанных профсоюзных работников на другую работу по инициативе работодателя не может производиться без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются (п. 2 той же статьи).

Увольнение по инициативе работодателя работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, профгруппоргов — соответствующего органа подразделения организации (при его отсутствии — соответствующего профсоюзного органа в организации), а руководителей и членов профсоюзных органов в организации, профорганизаторов—только с предварительного согласия соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов (п. 3 той же статьи).

§3. Привлечение к дисциплинарной ответственности уполномоченных профсоюза по охране труда и представителей профсоюза в создаваемых в организации совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, перевод их на другую работу или увольнение по инициативе работодателя допускаются только с предварительного согласия профсоюзного органа в первичной профсоюзной организации (п. 4 той же статьи).

§4. Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, уполномоченные профсоюза по охране труда, представители профсоюза в создаваемых в организациях совместных комитетах

(комиссиях) по охране труда освобождаются от основной работы для выполнения профсоюзных обязанностей в интересах коллектива работников, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от основной работы и порядок оплаты времени выполнения профсоюзных обязанностей и времени учебы указанных лиц определяются коллективным договором, соглашением (п. 5 той же статьи).

§5. Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов съездов, конференций, созываемых профсоюзами, а также для участия в работе их выборных органов. Условия их освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением (п. 6 той же статьи).

§6. Профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) в той же или с согласия работника в другой организации (п. 1 ст. 26 того же Федерального закона).

При невозможности предоставления соответствующей работы

(должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации работодатель или его правопреемник, а в случае ликвидации организации профсоюз сохраняют за освобожденным профсоюзным работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации — на срок до одного года (п. 2 той же статьи).

Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных

(делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж (п. 3 той же статьи).

Со специальным трудовым стажем связаны дополнительные гарантии, льготы и преимущества, установленные законодательством в связи с вредностью условий труда, спецификой характера работы (например, для преподавателей учебных заведений) и другими признаками. Исчисление специального трудового стажа производится по правилам, предусмотренным для каждого признака его специализации соответствующим нормативным правовым актом.

Освобожденные профсоюзные работники, избранные (делегированные) в орган первичной профсоюзной организации, обладают такими же социально-трудовыми правами и льготами, как и другие работники организации, в соответствии с коллективным договором, соглашением (п.

4 той же статьи).

§7. Увольнение по инициативе работодателя работников, являвшихся членами профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания срока их полномочий, кроме случаев ликвидации организации или совершения работником действий, за которые федеральным законом предусмотрено увольнение. В этих случаях увольнение производится в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи

25 Федерального закона от 12 января 1996 г. (ст. 27 этого Закона).

Содержание п. 3 ст. 25 упомянутого Федерального закона изложено в §2 комментария к настоящей статье КЗоТ.

§8. Очевидно, что дополнительные трудовые гарантии предусмотрены, прежде всего, для работников, входящих в те профсоюзные органы, которые выполняют функции представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников — профкомов, обкомов, советов, исполкомов и т. п.

Дополнительные гарантии предоставлены работникам, входящим во все подобные профсоюзные органы вне зависимости от уровня, а не только в профсоюзные органы, действующие непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях.

§9. Как видно из приведенных выше статей Федерального закона от

12 января 1996 г., дополнительные трудовые гарантии для работников, входящих в профсоюзные органы и не освобожденных от основной работы на предприятии, в учреждении, организации, а также для уполномоченных профсоюза по охране труда и представителей профсоюза в комиссиях

(комитетах) по охране труда, касаются вопросов: а) привлечения и дисциплинарной ответственности; б) переводов на другую работу; в) увольнений по инициативе работодателя.

Они предусмотрены как дополнительные средства защиты представителей работников от негативного к ним отношения со стороны работодателя, администрации предприятий, учреждений, организаций, которое чаще всего проявляется при наложении на работников дисциплинарных взысканий, при переводах на другую работу и увольнениях.

§10. Дополнительные гарантии состоят в особом порядке наложения на этих работников дисциплинарных взысканий, переводов на другую работу и увольнения по инициативе работодателя (администрации) помимо соблюдения общего порядка, установленного законодательством. На такие действия работодатель (администрация) должен (должна) получить предварительное согласие органов, названных в ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 г.

§11. Общие правила привлечения работников к дисциплинарной ответственности и исчерпывающий перечень этих взысканий предусмотрены статьями 135-138 КЗоТ.

§12. Дополнительную гарантию (предварительное согласие соответствующего профсоюзного органа) при переводах работников, упомянутых в статьях 25-26 Федерального закона от 12 января 1996 г.

(см. §§2 и 3 комментария к настоящей статье КЗоТ), закон устанавливает в отношении случаев, когда не требуется согласия самого работника для признания правомерности такого перевода. Т. е. при этом имеются в виду переводы по производственной необходимости (в том числе для замещения отсутствующего работника) и при простое (ст. ст.

26-27 КЗоТ).

§13. Основания увольнения по инициативе работодателя

(администрации) предусмотрены в ст. ст. 33 и 254 КЗоТ.

Общий порядок увольнения по инициативе работодателя

(администрации) установлен в ст. 35 КЗоТ и в п. 4 ст. 12 Федерального закона от 12 января 1996 г. (см. §11 комментария к ст. 226 КЗоТ).

§14. В п. 2 ст. 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. имеется новое по сравнению со ст. 235 КЗоТ положение (см. §6 комментария к настоящей статье КЗоТ). В ней упоминается правопреемник как орган, обязанный сохранять за освобожденным профсоюзным работником его средний заработок на период трудоустройства, если ему невозможно предоставить прежнюю работу (должность) в случае реорганизации предприятия, учреждения, организации, где он прежде работал.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) предусматривает различные варианты реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование юридического лица (ст. 58). При всех вариантах реорганизации права и обязанности реорганизуемого юридического лица переходят к новому (новым), образовавшемуся (образовавшимся) в результате реорганизации, т. е. к правопреемнику.

На нем лежат обязанности, предусмотренные в п 2 ст. 26

Федерального закона от 12 января 1996 г.

Если в результате реорганизации образовалось несколько юридических лиц, то указанная обязанность лежит на том из них, которое включило в себя структуру прежнего юридического лица, в которой трудился профсоюзный работник.

§15. Ст. 27 Федерального закона от 12 января 1996 г. не допускает увольнения по инициативе работодателя работников, являющихся членами профсоюзных органов в течение двух лет после окончания срока их полномочий, кроме случаев ликвидации предприятия, учреждения, организации или совершения работником действий, за которые Федеральным законом предусмотрено увольнение (см. §7 комментария к настоящей статье КЗоТ).

Под окончанием срока полномочий в профсоюзном органе понимается как истечение этого срока, предусмотренного уставом профсоюза

(положением о первичной профсоюзной организации), так и другие основания освобождения таких работников от должности в профсоюзном органе (например, досрочный отзыв по решению собрания, съезда, конференции и т. д., избравшего или делегировавшего работника на должность в профсоюзном органе).

Предусмотренная в ст. 27 Федерального закона от 12 января 1996 г. гарантия не применяется, если работник совершает проступки по отношению к предприятию, учреждению, организации, где он трудится, т. е. по своей вине не выполняет трудовые обязанности. Основания увольнения, освобождающие работодателя от соблюдения установленной в упомянутой статье гарантии, содержатся в п. п. 3, 4, 7 и 8 ст. 33; п. п. 1, 2 и 3 ст. 254 КЗоТ.

Некоторые профсоюзы создают собственные страховые фонды для материальной поддержки профсоюзных работников в случае ликвидации профсоюзных органов, досрочного освобождения от должности в таких органах не по вине работника, при длительной потере трудоспособности.

§16. Коллективными договорами, соглашениями могут также предусматриваться дополнительные гарантии для работников, являющихся или являвшихся членами профсоюзных органов. Обычно дополнительные к установленным законом гарантии касаются тех работников, которые входят или входили в состав профсоюзных органов, действующих на предприятии, в учреждении, организации.

Похожие работы:

  1. • Введение Единого государственного реестра ...
  2. • Административно-правовой статус РФ
  3. • Оценка финансового состояния юридического лица ...
  4. • Государственная регистрация юридических лиц
  5. • Возникновение юридического лица
  6. • Защита прав юридических лиц при проведении проверок
  7. • Правосубъектность юридического лица
  8. • Понятие, признаки и правоспособность юридического ...
  9. • Учредительные документы юридического лица
  10. • Государственная регистрация юридических лиц
  11. • Юридические лица
  12. • Юридические лица
  13. • Создание и прекращение деятельности юридических лиц
  14. • Юридические лица
  15. • Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов ...
  16. • Прекращение деятельности юридических лиц
  17. • Понятие юридического лица
  18. • Реорганизация юридических лиц
  19. • Правовое положение юридических лиц в международном ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com