В настоящее время понятие “социализация” широко используется в философских, психологических и педагогических работах, но сущность её исследуется с разных позиций: с одной стороны, социализация рассматривается как результат развития человека, а с другой – как его компонент. При этом авторы единодушны в одном: в процессе социального взаимодействия в различных социальных общностях ребёнок не только обогащается социальным опытом, но и реализует себя как личность.
Личность как субъект социальных отношений прежде всего характеризуется автономностью, определённой степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления, воли, а способности к самоанализу, самоконтролю, самооценке. Иначе говоря, социальная автономность предполагает “реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которые соответствуют представлению личности о себе, её самооценке” (Р.Бёрнс). Рассматривая психологию самосознания, И.Кон опирается на модель, предложенную М.Розенбергом и включающую в себя ряд аспектов. По его мнению, измерения, характеризующие отдельные компоненты или “образ я” в целом, подразумевают:
устойчивость (стабильность или изменчивость представления индивида о себе и своих свойствах);
уверенность в себе (ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей);
самоуважение (принятие себя как личности, признание своей социальной и человеческой ценности);
кристаллизацию (лёгкость или трудность изменения индивидом представления о себе).
Исходя из этого, можно определить следующие критерии социальной автономности подростков:
Когнитивный (осознание подростком себя в системе межличностных отношений и в системе его личностного развития);
Мотивационный (понимание подростком причин, определяющих выбор направленности его поведения);
Поведенческий (адекватность поступков собственным нравственным установкам подростка).
Любое общество (в большей степени тоталитарное, меньшей рыночное) препятствует формированию социальной автономности человека, который, в свою очередь, не находит достаточно средств для реализации себя в системе социальных отношений. В связи с этим возрастает необходимость поиска косвенных средств, позволяющих личности войти в систему социальных отношений. Одним из таких средств является юмор, разновидность комического.
Философы разных времён по-разному определяют комическое. Существующие теории рассматривают комическое как:
Чисто объективное свойство предмета (К.Розенкранц, А.Руи).
Результат субъективных способностей человеческой личности (Ж.Поль, Б.Дземидок).
Следствие взаимоотношений субъекта и объекта, то есть как субъективный образ объективного мира (Ю.Борев, А.Я.Зись, М.С.Коган, А.Н.Лук, А.М.Макарян, А.П.Московский, Н.Г.Чернышевский и др.)
При этом все исследователи комического отмечают, что явление, вызывающее смех, непременно содержит противоречие типа несоответствия: объект, воспринимаемый в качестве смешного, мы как бы примериваем к эталонам знакомого – правильного, хорошего, красивого. Юмор как разновидность комического имеет следующие характеристические параметры:
Он является отражением противоречивости явлений, соединяет серьёзное и смешное и характеризуется преобладанием позитивного момента в смешном.
Юмор имеет субъективный характер в противоположность объективному характеру других форм комического.
Своеобразие юмора связано с тем, что в противоположность другим формам комического, исходящим из интеллектуально постигаемого несоответствия между претензией явления и его действительной сущностью, сводящим мнимо значительное к ничтожному, юмор предполагает умение видеть возвышенное в ограниченном и несовершенном.
Если ирония обнаруживает за видимой серьёзностью ничтожное или смешное, то юмор, наоборот, раскрывает серьёзность и значимость того, что кажется смешным.
Однако необходимо разграничить чувство юмора и остроумие, которые являются явлениями разнопорядковыми. Остроумие есть свойство психики и потому рассматривается как одна из форм мышления, а чувство юмора есть чувство, и потому рассматривается в ряду человеческих чувств. При определённых педагогических условиях мы можем совершенствовать, оттачивать, остроту ума (остроумие) у тех детей, которые обладают этим природным даром, но мы можем и формировать чувство юмора, и для этого есть психологические предпосылки практически у каждого индивида. Соотношение чувства юмора и остроумия можно сформулировать следующим образом: остроумие создают (работа остроумия), а комическое находят (функция чувства юмора). Ряд авторов (в частности А.Н.Лук) выделяют следующие предпосылки чувства юмора:
способность к отчуждению, умению видеть себя как бы сторонним взглядом;
способность видеть вещи под неожиданным углом зрения;
“раскованность” мышления, лёгкость ассоциирования без боязни нежелательных последствий.
При каких педагогических условиях юмор (чувство юмора) выступает как средство формирования социальной автономности подростков? Нам кажется, что это возможно в том случае, если педагогическое общение будет направлено на решение данной задачи и обусловлено:
Адекватной реакцией педагогов на юмор учащихся, где юмор выступает как средство взаимоотношений педагога и ученика.
Педагогическим влиянием на ученика с учётом индивидуальных особенностей последнего в период его коммуникативного контакта, основанного на использовании юмора.
Специальной подготовки педагогов и учащихся к использованию юмора в системе своих отношений с людьми.
В результате проведённого нами эксперимента было установлено, что можно выделить 3 уровня социальной автономности подростков: высокий, средний, низкий. При этом степень сформированности социальной автономности учащихся находится в прямой зависимости от возраста школьника. Так, например, в 8-м классе уровень социальной автономности выше, чем в 7-м. Как показали результаты анкет, юмор способствует сохранению индивидуальности школьника любого возраста. В решении конфликтных ситуаций 60% подростков стараются свести всё к шутке. Если говорить о разновидностях юмора (словесный, мимический, пантомимический), то 95% опрашиваемых подростков отдают предпочтение словесному.
Таким образом, юмор может выступать в качестве средства социальной автономности подростка при определённых педагогических условиях. Вместе с тем он способствует созданию благоприятного психологического климата в коллективе.
Бергсон А. Смех // Психология эмоций. Тексты под. ред. В.К.Килюноса, Ю.Б.Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.
Кон И.С. В поисках себя. М.: Изд. полит. лит., 1984.
Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. М.: Искусство, 1977.
Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988.
Рожков М.И. Теоретические основы педагогики. Ярославль, 1994.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru/