Статья
По дисциплине: «Управление проектами и программами»
На тему:
Юмор как элемент компетентности менеджера проектов
г. Москва – 2009 г.
ВВЕДЕНИЕ
Юмор может быть мощным инструментом в арсенале менеджера проектов. Юмор — это способность здраво и позитивно смотреть на жизнь, и его нельзя недооценивать. Сегодня, когда экономическая рецессия охватила весь мир, в офисы компаний, занимающихся управлением проектами, постоянно поступают плохие новости из разных стран, поэтому в настоящее время гораздо важнее, чем когда-либо, поддерживать позитивную атмосферу на рабочем месте и позволять сотрудникам иногда повеселиться.
В этом отношении влияние менеджера проекта может быть очень значительным, и по мере возникновения новых теорий по управлению проектами фокус исследований все чаще смещается к изучению управления человеческими отношениями. Проекты, так же как отдельные люди и проектные команды, отличаются друг от друга. Менеджер проекта должен знать, что чувствуют члены команды, и понимать, что все реагируют на происходящие события по-разному. Юмор может помочь команде проекта поддержать хорошее настроение, придать заряд бодрости.
Международная ассоциация управления проектами (IPMA) считает, что каждый менеджер проектов должен обладать некоторыми важными поведенческими характеристиками [2].
В этой статье мы рассмотрим примеры поведенческой компетентности, определенной Международными требованиями к компетентности специалистов по управлению проектами (International Competence Baseline of the International Project Management Association — ICB, IPMA) и отраженной в модели «Глаз компетентности». Мы также коснемся двух других основных блоков элементов компетентности — контекстуального и технического.
Мы провели исследование, целью которого было выяснить, считают ли его участники, что юмор является неотъемлемой частью компетентности менеджера проектов. Результаты помогли определить, является ли юмор объективно одним из видов компетентности проектных менеджеров, который нужно добавить к списку, предложенному IPMA.
1. ЮМОР И МОДЕЛЬ «ГЛАЗ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
Имеет ли юмор значение, которое позволило бы признать его одним из элементов поведенческой компетентности, определенных в ICB? Юмор может стать важным инструментом для менеджера проекта: он стимулирует творчество, помогает на переговорах, мотивирует членов команды, позволяет проявить лидерские навыки. Юмор заставляет членов команды забыть о тех проблемах, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, и сосредоточиться на работе.
1.1 Определение юмора
Что такое юмор? Трудно дать однозначное определение. Иметь чувство юмора — не значит быть шутом. «Юмор в бизнесе — это не клоунада. Это умение показать, что вы добрый, сочувствующий, умный и тактичный человек» [4]. Позитивный подход может сделать людей более счастливыми. Оставаясь оптимистами, мы передаем это настроение своим коллегам. Если они будут чувствовать себя счастливыми, команда станет работать лучше, и в этом могут помочь смешные реплики, сказанные вовремя и по существу.
«Юмор — это обоюдоострый меч. Благодаря ему можно смягчить последствия конфронтации и таким образом облегчить общение, но с его помощью также можно пресечь попытки углубления общения или затронуть болезненные темы» [1]. Для менеджера проектов юмор — это умение создать позитивную атмосферу, которая вдохновляла бы людей на максимально эффективную работу, и добиваться лучших результатов. В большинстве компаний понимают, что стресс может убить все шансы на успех. Некоторые организации предлагают различные виды отдыха на работе с целью борьбы со стрессом, часто дорогостоящие [3]. Несомненно, очень важно уметь справляться со стрессом, который может сопутствовать работе, но также важно и контролировать затраты. Поощряя сотрудников сохранять позитивный настрой и смеяться на работе, компания может увеличить шансы на то, чтобы стресс оставался за ее пределами, и уменьшить воздействие, которое он оказывает на жизнь людей. По всему миру в настоящее время существование различных компаний находится под угрозой из-за беспрецедентного экономического кризиса. Безработица растет, семьи теряют часть своего дохода, и все это может усиливать давление на людей, поэтому сегодня как никогда важно сознательно впускать юмор в свою жизнь, как личную, так и профессиональную.
1.2 «Глаз компетентности» IPMA
Во введении к ICB IPMA написано: «Международные требования к компетентности специалистов по управлению проектами (ICB) — это стандарт, неоценимый для практиков и участников проектов. Он содержит основные термины, практику, методы и инструменты профессионального управления проектами, а также знания и опыт специалистов» [2]. ICB состоит из 46 различных элементов, в совокупности характеризующих компетентность сертифицированного менеджера проектов. Эти элементы разделены на три основные категории, отраженные в модели «Глаз компетентности». Она объединяет все элементы управления проектами и показывает, как их видит менеджер проектов в ходе оценки определенной ситуации. Юмор рассматривается как часть элемента «Снятие напряженности» поведенческой части ICB. Согласно ICB, юмор и мастерство рассказчика должны обязательно использоваться менеджером в проекте.
Задействуя юмор, менеджер проекта может вдохновить команду и увеличить шансы на успех. На рис. 1 представлены основные блоки элементов «Глаза компетентности»: контекстуальный, технический и поведенческий.
Техническая компетентность — это то, что менеджер проекта должен знать в тот момент, когда проект готовится к запуску. Также в этом разделе ICB описаны виды компетентности, необходимые для управления реализацией и завершением проектов. Данный блок содержит 20 элементов, связанных с проблемами управления проектами: успешностью управления проектом, командной работой, содержанием и результатами, запуском и завершением проекта.
К этому же блоку, кроме прочих, относят следующие ресурсы: персонал, средства производства, инфраструктуру, финансы, знания и документы. Контекстуальная компетентность — это 11 элементов, которые относятся к взаимодействию проектной команды с окружением проекта. Они подразделяются на два вида: первые фокусируются на продвижении управления проектами, программами, портфелями в организации (проблемы, связанные с этой категорией, — это ориентированность на проекты / программы / портфели и постоянную организацию), вторые — на том, что различные поддерживающие подразделения организации должны знать о проектах и что команда проекта должна знать о различных подразделениях, поддерживающих его.
Проблемы, обсуждаемые в данном разделе, — это управление персоналом, финансовые, юридические вопросы, охрана здоровья, защита окружающей среды и вопросы, связанные с бизнесом.
1.3 Поведенческая компетентность
Блок «Поведенческая компетентность» состоит из 15 элементов, связанных с личными отношениями между членами команды проекта, программы, портфеля [2]. Данные поведенческие элементы являются основным предметом этой статьи.
Анализируя их, мы сможем доказать, что юмор должен быть также причислен к ним. Один из поведенческих элементов — «Лидерство». Его составной частью является мотивация. Лидерство — это искусство заставить людей работать для реализации существующего видения и достижения общей цели. Лидеры, таким образом, вдохновляют и мотивируют. Юмор может использоваться для мотивации людей. Мотивация членов команды может быть сложной, но для поддержания и увеличения продуктивности люди должны оставаться энтузиастами и получать удовольствие от работы. Позитивное отношение и шутки помогают снижать стресс и поддерживать хорошее настроение [8]. Один из великих лидеров нашего времени, генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр, однажды сказал: «Чувство юмора — это часть искусства лидерства, умения ладить с людьми, умения добиваться того, чтобы работа была сделана» [10]. Позитивный взгляд позволяет увеличить шансы на успешную командную работу, что, в свою очередь, увеличивает шансы на успех проекта. Другой важный поведенческий элемент — «Вовлеченность и мотивация». В ICB говорится, что вовлеченность сотрудников, участвующих в проекте, в работу создает позитивную атмосферу. Менеджер проекта должен сам участвовать в проектной работе и убедиться в том, что он является частью команды. Он должен постоянно строить отношения с членами команды так, чтобы они видели цель своей работы, и увеличивать уровень их вовлеченности. Составная часть этого элемента — командообразование. «Юмор — это мощный инструмент, позволяющий создавать более сплоченные группы. И это важно, поскольку сплоченные группы лучше работают для достижения общих целей, особенно в ситуациях, когда от них ждут эффективной работы» [6].
Юмор сплачивает команду и может создать чувство единения и близости, необходимое для эффективной работы. McGhee считает, что, используя юмор, менеджеры увеличивают свои шансы на то, чтобы стать неотъемлемой частью сплоченной группы. Он также говорит, что юмор сводит к минимуму разницу в статусе и помогает разрушить барьеры между членами команды [6]. Профессор Джанет Холмс и Мария Штуббе из Университета Виктории (Австралия) обнаружили, что юмор в офисе порождает чувство солидарности в сотрудниках. Люди начинают воспринимать себя как часть команды. Они также считают, что в целом атмосфера на рабочих местах становится более радостной [4, c. 1]. Элемент «Самоконтроль» описывает причины стресса для менеджера проекта. Стресс может мешать работе. Мы испытываем злость или депрессию и даже боимся, что не сможем выполнить требования или завершить проект в срок. В большинстве проектов стресс может возникнуть, когда приближаются сроки его сдачи или в случае недостатка коммуникаций. При помощи юмора мы смягчим стресс. Юмор может улучшить наше самочувствие, как физическое, так и моральное, и в целом помочь нам стать спокойнее [9]. Как уже говорилось выше, юмор может быть обоюдоострым оружием. Он может помочь нам снять напряжение, вызванное приближением сроков сдачи проекта, но также может влиять и противоположным образом, даже увеличить стресс. Результаты исследования австралийской консалтинговой компании Customer Care Solutions показывают: 81% людей считают, что веселая атмосфера на работе повышает их производительность, 55% сказали, что согласились бы на меньшую оплату, если бы имели возможность смеяться на работе. Подавляющее большинство респондентов (93%) заявили, что смех на работе помогал им снижать стресс, связанный с ней [4].
В элементе «Уверенность в себе» рассматривается способность менеджера проекта настойчиво и уверенно излагать свои взгляды, не позволять другим управлять или манипулировать собой при принятии решений, которые могут повлечь за собой увеличение рисков для проекта [2]. Среди составляющих этого элемента — вера в себя и самоконтроль. Менеджер проекта должен верить в себя, в то, что он способен работать с максимальной эффективностью. Вера в себя тесно связана с самооценкой: если человек верит в себя, его самооценка и уверенность в себе растут. Хорошее чувство юмора и здоровый, позитивный взгляд на жизнь способствуют повышению самооценки. Когда член команды рассказывает смешную историю и людям она нравится, его уверенность в себе возрастает, поскольку рассказчик доволен собой, а люди рады быть с ним в одной компании. Юмор может создать хорошее настроение, избавить от беспокойства, депрессии и плохого настроения. Мы чувствуем большее удовлетворение от общения с другими, если можем посмеяться вместе с ними [5].
Расслабившись, мы чувствуем себя лучше.
В хорошем настроении мы нравимся себе больше, а это поднимает нашу самооценку. Одно из характерных для уверенного в себе менеджера проектов качеств — открытость [2]. Замечайте хорошее в жизни и проекте — это поможет вам поддерживать членов команды в состоянии открытости и позитивном настроении. Исследование, проведенное в середине 1980-х гг., показало: 84% вице-президентов и директоров по персоналу считали, что сотрудники с хорошим чувством юмора более эффективно работают, чем люди, им не обладающие [7]. Юмор рассматривается в ICB как составная часть элемента «Снятие напряженности». Снятие напряженности — это способность чувствовать себя комфортно в данном окружении и ситуации.
Поддерживая хорошее настроение, менеджер проекта может увеличить шансы на создание позитивной рабочей атмосферы. Используя юмор как проактивный инструмент, менеджер проекта может поддерживать команду проекта и помогать ей сосредоточиться на задаче, которая должна быть выполнена.
Конечно, менеджеру следует с осторожностью выбирать время для шуток, поскольку в некоторые моменты отпускать смешные замечания или рассказывать анекдот неуместно. Однако он должен уметь с помощью юмора сделать так, чтобы команда чувствовала себя более энергичной и душевно спокойной. «Юмор может вызывать смех; как и интенсивные физические упражнения, смех увеличивает уровень серотонина и эндорфинов, которые вызывают чувство спокойствия и расслабленности. В более расслабленном состоянии люди работают более продуктивно» [4]. Важный элемент поведенческой компетентности ICB — это «Творческий подход». Быть творческим человеком — значит быть способным находить нестандартные решения и новые идеи. Для каждой команды важно обладать способностью к творчеству. Творческий подход повышает шансы на получение хороших результатов и может сделать работу более эффективной. Сегодня, когда мир переживает последствия экономического кризиса, компании, чтобы выжить, должны находить новые, инновационные пути, поэтому творческое мышление имеет большее значение, чем раньше. Творческие сотрудники могут увеличить шансы на успех проекта. Использование юмора — хороший способ уменьшить напряжение и стимулировать творческое мышление [7].
«Переговоры» могут быть сложными: люди в процессе принятия совместных решений часто переходят на эмоции, что затрудняет общение и достижение соглашения. Юмор может разрушить барьеры, даже несогласные друг с другом люди могут вместе посмеяться, и процесс переговоров станет более продуктивным. Использование юмора должно быть продуманным, неправильно выбранное время или неуместные замечания могут лишь создать дополнительную дистанцию между собеседниками и уменьшить шансы на успех. Хорошая стратегия — рассказать смешную историю о себе. Это покажет, что вы не относитесь к себе слишком серьезно, и создаст впечатление, что с вами легко работать, а это может облегчить ведение переговорного процесса. «После того как группа рассмеялась во время общения и напряжение снизилось, вполне возможно поговорить о болезненной теме» [1]. Начав с рассказа смешной истории, вы ослабите напряжение, возникающее в начале переговорного процесса.
Элемент «Конфликты и кризисы» связан со способностью разрешать конфликты и кризисы, которые возникают между людьми и сторонами, участвующими в проекте [2]. Когда возникает конфликт, важно, чтобы менеджер проекта всегда оставался в центре событий. Конфликт или кризис может повлиять на результаты проекта, и поэтому важно, чтобы менеджер проекта нес ответственность за возникающие споры. Он должен быть постоянно уверен в том, что цели проекта не подвергаются рискам. Менеджер проекта должен сохранять позитивный настрой в ходе решения этих проблем. Использование юмора в этом случае, так же как и во время переговоров, может облегчить поиск решения, устраивающего все стороны. Чтобы проявлять чувство юмора в конфликтах, кризисах и на переговорах, менеджер проекта должен уметь своевременно находить ответы, принимать во внимание чужой опыт, признавать, что, будучи в группе, люди острее чувствуют опасность, чаще надеются, испытывают неудовлетворенность и видят возможности [11]. Обращение к юмору также способствует формированию навыков, которые могут понадобиться менеджеру проекта в трудных ситуациях. «Этика» является важным элементом поведенческой компетентности. Этичность — это морально приемлемое поведение человека [2]. Используя юмор в качестве рабочего инструмента, менеджер проекта должен помнить, что между людьми существуют расхождения (половые, расовые, культурные различия, разные сексуальные предпочтения). Следует учитывать их, иначе шутки могут привести к обратному результату: члены команды проекта перестанут верить в менеджера. Более того, обиженные участники проекта могут сообщить о проблемах в вышестоящую инстанцию, и это поставит менеджера проекта в сложное положение.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЮМОРА КАК ИНСТРУМЕНТА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ
Чтобы выяснить, воспринимается ли юмор как важный инструмент из арсенала менеджера проектов, было проведено исследование. В нем участвовали менеджеры проектов, программисты и тестировщики, корпоративные управляющие и другие люди, хорошо знакомые с теорией и практикой управления проектами (28% участников были менеджерами проектов, 11% — корпоративными управляющими, остальные являлись программистами, консультантами по обеспечению качества и опытными членами проектных команд). 70 из 84 участников посещали магистерские курсы по управлению проектами в Университете Исландии.
Респондентам была задана серия вопросов, связанных с темой этой статьи — поведенческой компетентностью по ICB; количество вопросов было сведено к минимуму, чтобы получить максимально полные ответы. Большинство из них относится к тем элементам компетентности, связанным с юмором, речь о которых шла выше. Целью исследования было выяснить, разделяют ли участники мнение, что юмор может использоваться в различных разделах поведенческой компетентности по ICB и считаться элементом «Глаза компетентности» IPMA. Всего в ходе исследования участникам нужно было ответить на 15 вопросов. Для 13 из них предлагались варианты ответов, два были открытыми. В ответе на последний вопрос участникам разрешалось выразить свою точку зрения на исследование в целом. Ответы респондентов были разделены в соответствии с профессиональным статусом последних на три категории: ответы менеджеров проектов, корпоративных управляющих и студентов, обучающихся по магистерской программе по управлению проектами в Университете Исландии. Опытные участники проектов также были отнесены к последней категории. Сначала нужно было указать свой пол, описать свою работу и дать определение юмора. Результаты ответа на вопрос о важных качествах менеджера проекта (четвертый) показали, что менеджеры проектов, участвовавшие в опросе, не ставят юмор на первые места, более того, фактически причиляют его к наименее важным качествам. На рис. 2 видно, что самым важным, согласно результатам опроса, участники считают способность к снятию напряженности. Респондентов попросили распределить различные качества по шкале от одного до десяти. Спокойствие, способность к снятию напряженности оказались одними из самых ценимых качеств, за ними следовал творческий подход, на третьем месте оказалась способность видеть общую картину происходящего.
Как показано на рис. 3, 78% респондентов считают, что юмор важен в управлении проектами. Если говорить о рабочей атмосфере, большинство участников исследования (98%) считают, что юмор может улучшить рабочую атмосферу в проектах (рис. 4).
Разница между ответами менеджеров проектов и других участников относительно рабочей атмосферы не выявлена. В шестом вопросе спрашивалось, может ли юмор увеличить шансы на успех проекта, и большее число респондентов (67%) согласились с этим. Обсуждая напряжение и улучшение настроения проектной команды, подавляющее большинство, или 92%, согласились, что и здесь юмор может помочь. Способность к творчеству важна во всех проектах. Члены команды хотят проявлять творчество в достижении своих целей, и юмор может способствовать этому. На рис. 5 показано, что 54% респондентов согласны с этим утверждением.
Умение вести переговоры — важная составляющая компетентности менеджера проектов, и чувство юмора может способствовать успешности этой деятельности. На рис. 6 показано, что большинство участников занимают нейтральную позицию по отношению к этому утверждению.
Что касается результатов относительно управления конфликтами (рис. 7), 52% респондентов согласились с утверждением о том, что юмор помогает их разрешению. В ответах на вопрос о том, важен ли юмор для мотивирования команды проекта, не наблюдалось различий между мнениями менеджеров проекта и других участников. Из рис. 8 видно: большинство участников опроса (83%) согласны с утверждением о том, что юмор может использоваться для мотивирования команд проектов.
Одним из самых трудных решений касательно структуры исследования было то, просить ли участников дать определение юмора, и если да, то как. Сначала это казалось неосуществимым, однако впоследствии было решено предложить свое определение юмора в исследовании: юмор — это способность здраво и позитивно смотреть на жизнь. Респондентам было предложено дать собственное определение юмора или выбрать сформулированное авторами исследования. Как видно из рис. 9, большинство участников выбрали авторское определение.
Что касается разницы между ответами мужчин и женщин, участвовавших в исследовании, результаты показали, что представители обоих полов придерживаются одинаковых взглядов на юмор в управлении проектами. Они одинаково оценили десять качеств из четвертого вопроса, по другим вопросам ответы представителей того и другого пола также были похожи. Это может означать, что и мужчины, и женщины считают: менеджеры проектов должны задействовать юмор в ежедневной работе. Можно было бы сделать выводы о различии чувства юмора у мужчин и женщин, однако это не входило в задачу данного исследования.
3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
По результатам исследования самым важным качеством менеджера проекта была признана способность к снятию напряженности. Интересно увидеть разницу между мнениями менеджеров проектов и других участников. Менеджеры проектов могут испытывать потребность быть спокойными, быть способными лучше работать и контролировать свои проекты. Для других участников важнее, чтобы менеджер проектов видел общую картину происходящего, мог контролировать проекты и обладал творческим подходом к работе. При ответе на вопрос, является ли юмор важным качеством, 98% респондентов согласились с тем, что менеджер проектов должен уметь видеть во всем хорошее, чтобы помочь команде поддерживать оптимистичный настрой и таким образом увеличить шансы на достижение целей. 98% респондентов считают, что юмор может создавать хорошую рабочую атмосферу. Возможно, причина этого в следующем: участники полагают, что умение смеяться во время работы минимизирует напряжение и создает необходимую атмосферу для увеличения продуктивности, и менеджер проекта может этим воспользоваться. В ICB говорится, что юмор должен использоваться в проекте, и похоже, что участники исследования согласны с этой мыслью. Менеджер проекта может при помощи юмора сплотить команду, стимулировать к творчеству и создать более спокойную атмосферу. В одном из ответов участник написал, что юмор — это «способность смеяться над собой и таким образом способствовать созданию позитивного рабочего окружения». Смеясь и заставляя смеяться других, менеджер делает рабочую атмосферу менее давящей, что увеличивает шансы на успех проекта. Что касается напряжения и улучшения настроения команды проекта, менеджер может использовать юмор, чтобы люди чувствовали себя на работе спокойно. 92% участников согласились с этим утверждением. Во всех проектах возникают стрессовые ситуации, и способность видеть смешное может помочь преодолеть стресс, позволяя команде проекта погрузиться в то, что важнее всего, — выполнение требований проекта. Только 54% респондентов согласились с тем, что юмор стимулирует творчество в проекте. Возможно, причина этого в следующем: некоторые участники считают, что способность к творчеству или есть, или нет, и поэтому трудно помочь человеку творчески раскрыться. Чувство спокойствия и отсутствие напряжения позволяет создать условия, необходимые для стимулирования творчества членов команды, что важно для проектов. Сотрудники, которые могут творить во время работы на проекте, чувствуют себя более счастливыми, а юмор может отвлекать людей от проблем и таким образом стимулировать творчество. Респонденты также не пришли к согласию в вопросе о том, дает ли юмор преимущества на переговорах. Возможно, они считают, что юмор может негативно повлиять на этот процесс. Он должен использоваться с осторожностью, т.к. даже умное или смешное замечание может оказать противоположный эффект и убить все шансы на успех переговоров. Юмор может использоваться для мотивирования членов команды, т.к. благодаря ему команду можно сплотить, создать чувство единства и близости, необходимые людям для эффективной совместной работы. Юмор может использоваться в управлении конфликтами, так же как и на переговорах, и даже более эффективно, поскольку эмоционально в конфликтах люди раскрываются больше. Менеджер проекта должен объединить противоборствующие стороны, стремящиеся к получению определенного результата, а затем создать ситуацию победы. Это означает, что он должен поддерживать позитивный настрой всех членов команды и убеждать людей в том, что нужно во всем видеть светлую сторону. Важно, чтобы юмор был добрым: менеджер проектов может легко увлечься и получить не тот результат, на который рассчитывал. Смешное замечание или рассказ о себе может растопить лед и помочь конфликтующим сторонам приступить к переговорам, но помните о том, что юмор может повредить, если его использовать неправильно.
Что касается мотивации, юмор может заставить людей чувствовать себя комфортно на работе. Они должны стремиться на работу, и их опыт следует заложить в основу деятельности компании в целом. Большинство людей хотят испытывать радость, работая в проектных командах, и получать удовольствие от достижения целей. Чувство спокойствия и счастья на работе может мотивировать людей добиваться больших результатов как индивидуально, так и в составе команды. Особый интерес представляет проблема определения юмора. Ни один из участников не согласился с утверждением, что использовать юмор — значит быть шутом. Менеджер проекта должен остерегаться того, чтобы к нему стали относиться как к клоуну или как к человеку, у которого отсутствует вкус, отпускающему шутки и замечания, негативно отражающиеся на его репутации. Вот некоторые из определений юмора, предложенных участниками: «Юмор — это способность смеяться над собой и умение создавать позитивное рабочее окружение»; «Способность видеть смешную сторону вещей даже в трудностях. Делает жизнь легче»; «Юмор — это когда все могут смеяться и делиться взглядами»; «Юмор — это радость, смех и легкость, которые появляются в маленьких или больших группах»; «В рабочих ситуациях юмор — это мощный инструмент, позволяющий снижать напряжение там, где могут возникать конфликты»; «Способность радоваться, рассмеяться или улыбнуться чему-то забавному»; «Способность поднимать настроение и видеть хорошее даже в трудных ситуациях». Из этих определений понятно, что давшие их участники согласны с тем определением юмора, которое мы привели. Обладать чувством юмора — не значит быть клоуном, бесконечно потешающим всех. Юмор — это здоровый и позитивный взгляд. Юмор — это способность видеть смешную сторону жизни, даже если жизнь кажется трудной. Юмор — это способность поднимать настроение, это большой запас энергии, который может создаваться в маленьких или больших группах. Все эти утверждения подчеркивают то, что было сказано в этой статье: юмор — это путь к созданию открытого окружения, в котором команда чувствует себя комфортно и которое повышает шансы на успех проекта. Исследование юмора дало ожидаемые результаты. Некоторые вопросы респонденты признали имеющими косвенное отношение к важности юмора, с некоторыми утверждениями не согласились. Также существует вероятность определенного влияния отрасли, в которой работает большое количество участников (IT). На достоверность результатов также могла оказать воздействие незначительность масштаба исследований. Повысить достоверность можно путем расширения масштаба исследований и привлечения к нему респондентов из разных стран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Идея узнать больше о юморе в управлении проектами поначалу казалась простой в реализации, однако на протяжении четырех месяцев она постоянно претерпевала изменения. Сначала мы планировали посмотреть, как менеджеров проектов изображают в различных комических скетчах.
Затем исследование превратилось в сбор шуток о менеджерах проектов и выяснение у менеджеров, что они думают о собственном образе. Впоследствии исследование было сужено до рамок соответствия модели «Глаза компетентности» IPMA. После изучения поведенческой компетентности было решено выяснить, следует ли отнести к ней юмор. Имея на руках результаты исследований, подобные тем, которые получили мы, трудно не согласиться с тем, что менеджер проекта должен использовать юмор в ежедневной работе: в упражнениях, направленных на формирование команды, при ведении переговоров, демонстрации лидерских качеств и в итоге для достижения целей проекта. Менеджер проекта должен делать все, что в его силах, для того чтобы проектная команда чувствовала себя комфортно на рабочем месте. Если он может добиться этого, есть шанс, что команда действительно будет работать лучше и превысит ожидания, вследствие чего менеджер проекта также будет чувствовать себя хорошо.
Этот результат доказывает, что одна из целей менеджера проекта — сделать так, чтобы команда чувствовала себя комфортно, поскольку это значит, что организация или проект также будут успешными. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что юмор может быть включен в перечень элементов поведенческой компетентности «Глаза компетентности» IPMA. Было бы интересно провести более масштабное исследование юмора и посмотреть, каковы будут его результаты. Еще одним шагом вперед__ Вот некоторые из определений юмора, предложенных участниками: «Юмор — это способность смеяться над собой и умение создавать позитивное рабочее окружение»; «Способность видеть смешную сторону вещей даже в трудностях. Делает жизнь легче»; «Юмор — это когда все могут смеяться и делиться взглядами»; «Юмор — это радость, смех и легкость, которые появляются в маленьких или больших группах»; «В рабочих ситуациях юмор — это мощный инструмент, позволяющий снижать напряжение там, где могут возникать конфликты»; «Способность радоваться, рассмеяться или улыбнуться чему-то забавному»; «Способность поднимать настроение и видеть хорошее даже в трудных ситуациях». Из этих определений понятно, что давшие их участники согласны с тем определением юмора, которое мы привели. Обладать чувством юмора — не значит быть клоуном, бесконечно потешающим всех. Юмор — это здоровый и позитивный взгляд. Юмор — это способность видеть смешную сторону жизни, даже если жизнь кажется трудной. Юмор — это способность поднимать настроение, это большой запас энергии, который может создаваться в маленьких или больших группах. Все эти утверждения подчеркивают то, что было сказано в этой статье: юмор — это путь к созданию открытого окружения, в котором команда чувствует себя комфортно и которое повышает шансы на успех проекта. Исследование юмора дало ожидаемые результаты. Некоторые вопросы респонденты признали имеющими косвенное отношение к важности юмора, с некоторыми утверждениями не согласились. Также существует вероятность определенного влияния отрасли, в которой работает большое количество участников (IT). На достоверность результатов также могла оказать воздействие незначительность масштаба исследований. Повысить достоверность можно путем расширения масштаба исследований и привлечения к нему респондентов из разных стран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Идея узнать больше о юморе в управлении проектами поначалу казалась простой в реализации, однако на протяжении четырех месяцев она постоянно претерпевала изменения. Сначала мы планировали посмотреть, как менеджеров проектов изображают в различных комических скетчах. Затем исследование превратилось в сбор шуток о менеджерах проектов и выяснение у менеджеров, что они думают о собственном образе. Впоследствии исследование было сужено до рамок соответствия модели «Глаза компетентности» IPMA. После изучения поведенческой компетентности было решено выяснить, следует ли отнести к ней юмор. Имея на руках результаты исследований, подобные тем, которые получили мы, трудно не согласиться с тем, что менеджер проекта должен использовать юмор в ежедневной работе: в упражнениях, направленных на формирование команды, при ведении переговоров, демонстрации лидерских качеств и в итоге для достижения целей проекта. Менеджер проекта должен делать все, что в его силах, для того чтобы проектная команда чувствовала себя комфортно на рабочем месте. Если он может добиться этого, есть шанс, что команда действительно будет работать лучше и превысит ожидания, вследствие чего менеджер проекта также будет чувствовать себя хорошо.
Этот результат доказывает, что одна из целей менеджера проекта — сделать так, чтобы команда чувствовала себя комфортно, поскольку это значит, что организация или проект также будут успешными. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что юмор может быть включен в перечень элементов поведенческой компетентности «Глаза компетентности» IPMA. Было бы интересно провести более масштабное исследование юмора и посмотреть, каковы будут его результаты. Еще одним шагом вперед может стать рассмотрение юмора как элемента для включения в «Глаз компетентности». В этом случае могло бы оказаться полезным исследование с участием сотрудников IPMA, позволяющее изучить их точку зрения на юмор в управлении проектами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Egan G. (1976). Interpersonal Living. Wadsworth Publishing Company, Inc., Belmont, CA.
2. IPMA (2006). ICB — IPMA Competence Baseline Version 3.0. — http://www.ipma.ch/Documents/ICB_V._3.0.pdf.
3. Jones Z. (2008). Finding Humor in Project Management. December. — http://www.pmforum.org/library/papers/2008/PDFs/Jones-12-08.pdf.
4. Lukey S. (2008). Why Every Organization Needs a Humour Resource Department. — http://www.smartnet.co.nz/events/2008/round1/docs/
Why-every-organisation-needs-a-Humour-Resource-Department.pdf.
5. Martin R.A. (2007). Humour and Mental Health. — http://www.rtresearchgroups.org/site/download/conf-docs/2007/2007_Rod-Martin.pdf.
6. McGhee P. (1999). Health Healing and Amuse System: Humour As Survival Training. Kendall / Hunt Publishing Company.
7. McGhee P. (2005). Using Humor to Boost Creativity. — http://www.laughterremedy.com/article_pdfs/Creativity.pdf.
8. MelanieF. (2008). How to Use Humor to Motivate Employees. — http://www.ehow.com/how_2255065_use-humour-motivate-employees.html.
9. Sultanof S.M. (1993). Humour Matters. — http://www.humormatters.com/articles/workplac.htm.
10. The Quotations Page (2005). — http://www.quotationspage.com/quote/26753.html.
11. Forester J. (2004). Critical Moments in Negotiations: On Humor and Irony, Recognition and Hope. —http://courses.cit.cornell.edu/practicestories/documents/samples_planning/OnHumorAndIrony.pdf.