А.П.Щербак
Важным периодом в развитии всех людей является возраст от трёх до восьми лет. В это время дети входят в общественную жизнь вне семьи и утверждают себя как члены общества. К моменту окончания этого периода у детей формируются понятия о себе как о существах социальных, думающих, и они принимают определённые важные решения о своих личных способностях и о своих личных достоинствах. Их поведение в будущем всегда так или иначе будет соотноситься с их представлениями о самих себе (“образе Я”) и о том, какими они должны или хотели бы стать, что накладывает особую ответственность на всех тех, кто вовлечён в обучение детей в течение этого периода. Важнейшие задачи для любого педагога, работающего с дошкольниками:
заложить предпосылки для успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации ребёнка к реальным условиям жизни, его интеграции в обществе;
формировать “самость” ребёнка, некоторую индивидуальность, которая сохраняется при всех изменениях окружающей среды, поддерживая и воспроизводя собственную структуру.
К сожалению, такие задачи по гармоническому развитию личности ребёнка, его благополучному вхождению в социум не ставятся ни одной из существующих современных программ и методик по физическому развитию дошкольников. Занимая одно из центральных мест в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, раздел физического воспитания содержит лишь перечень двигательных действий, которым следует обучать детей. А ведь основоположник научной системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт критиковал односторонность образования, научно обосновывая связь между физическим, умственным и нравственным воспитанием.
За последние пять лет на базе дошкольного учреждения Рыбинского педагогического колледжа были проведены исследования по изучению становления самосознания, адекватности самооценок, структуры и функции “образа Я” во время выполнения детьми физических упражнений; наработан практический опыт по оказанию влияния на общее развитие ребёнка средствами физического воспитания, в частности по формированию речи, психики, интеллекта, таких анализаторских систем, как зрительная, слуховая, тактильная, а также (в широком смысле) по формированию поведения ребёнка, его жизненной позиции. Необходимость и важность данных наработок подтверждается:
диагностикой показателей двигательной активности детей;
медицинскими обследованиями ведущих специалистов города;
ежедневными наблюдениями за детьми;
отзывами родителей.
В настоящей статье будут кратко описаны основные направления и проверенные годами методы и результаты по оказанию помощи дошкольникам в формировании их собственной системы самозащиты на занятиях по физическому воспитанию.
Данные наблюдения позволяют заключить, что, работая в направлении создания комплекса условий для более успешной социализации ребёнка, физическое воспитание является сферой становления личности, а также выработки дошкольниками таких видов социальной самозащиты, как:
физическая самозащита,
физиологическая самозащита,
психологическая самозащита.
Физическая самозащита
Основное направление
Физическая самозащита предполагает наличие у ребёнка хорошо выработанных двигательных навыков. Данную задачу наиболее полно можно решить, когда занятия по физическому воспитанию планируются по принципу: от самопроизвольного движения через самостоятельность к самоутверждению.
Методы
Первоначально необходимо было более полно удовлетворить врождённую, жизненно необходимую потребность ребёнка в движении. При решении этого вопроса была проведена переоценка роли спортивных залов и открытых площадок, которые стали не просто местом проведения занятий, а развивающей средой.
Оборудование и обеспечение инвентарём исходило из принципов:
простота конструкции (ничего лишнего), которая в то же время позволяет достигать максимально возможного педагогического эффекта;
применение материала, который обладает такими качествами, как лёгкость, прочность, гигиеничность, приятность на ощупь, эстетичность;
универсальность конструкции (в плане возраста, пола, подготовки);
игровая направленность;
возможность контролирования воздушной среды, теплового режима и освещённости;
соответствие спортивного инвентаря физиологическим данным детей.
Создав уютные помещения и площадки, оснастив их современным эстетически привлекательным оборудованием и инвентарём, мы подтолкнули дошкольника к самопроизвольному движению, совершаемому им по собственной воле, без принуждения. Дети в свободной форме овладевают всеми основными видами движений, контролируя их и обучаясь оберегать себя.
Занятия по физическому воспитанию решили организовать так, чтобы на них шли мощные процессы “само”: самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения. Всю систему физкультурных занятий направили на то, чтобы дети научились самостоятельно и осознанно заниматься физическими упражнениями и совершенствовать свои двигательные навыки.
Можно проследить последовательность накопления от возраста к возрасту двигательного опыта детей на некоторых примерах применения методов проводимой с ними работы:
на первоначальной стадии в возрасте 3-4 лет создаём условия для того, чтобы доставить ребёнку максимум удовольствия от движения, в то же время приучаем к самостоятельному использованию спортивного инвентаря и оборудования, к его уборке, к переодеванию в спортивную форму;
на последующих этапах дошкольникам предлагается самостоятельно показать какое-либо спортивное упражнение по типу игры “Затейники”, “Охотники и обезьяны” и т.п.;
далее детям даётся возможность классифицировать и различать такие виды упражнений, как общеразвивающие, акробатические, танцевальные;
в старшем возрасте дошкольники, усвоив понятие “мышца”, подбирают какое-либо конкретное упражнение на определённую группу мышц или, наоборот, должны определить по упражнению тренируемые мышцы;
в подготовительной к школе группе дети обучаются самостоятельно выполнять комплексы гимнастических упражнений из различных исходных положений.
Параллельно с обучением двигательным навыкам ребятам даём определённый объём знаний для выполнения движения, на котором базируется осознанность занятия физическими упражнениями. Исследования по оценке эффективности механического и осознанного усвоения движений проводились в течение последних пяти лет в дошкольных учреждениях г.Ульяновска. Вывод, к которому пришли ученые содержится в отчёте кафедры дошкольной педагогики Ульяновского пединститута: “Сочетание знаний и умений значительно повышает результативность двигательной деятельности детей, повышает интерес к ней, расширяет границы самостоятельности.”4 Помимо осознанного усвоения техники выполнения физических упражнений целесообразно разрабатывать цикл тематических занятий для переноса элементов разученного в другие двигательные действия, в схожие игровые ситуации и в повседневную жизнь.
Примером такого цикла может стать серия тематических занятий для четырёхлетних детей, основанная на наблюдениях, обсуждениях и анализе поведения домашних животных, понимании необходимости умения быть выносливыми, ловкими, сильными и быстрыми. С детьми шестилетнего возраста проводится работа по их приобщению к традициям большого спорта. Лейтмотивом стали Олимпийские игры как идеал, сочетающий совершенство, единство физической силы, духовной красоты и творческих достижений. Знакомясь с играми разных времён и народов, в основе которых лежат активные действия, дошкольник совершенствуют различные физические качества, необходимые для собственной системы самозащиты.
Результаты
За последние четыре года проведена работа по выявлению (дважды в год) двигательных навыков у 150 детей, посещающих наш детский сад (с четырёх до семи лет). Запротоколировано 4000 нормативов физического развития. В таблице 1 проведено сравнение между средними показателями физической подготовленности семилеток (Р1 ), при достижении которых считается удовлетворительной двигательная деятельность детей, и средними показателями наших выпускников (Р2 ).
Таблица 1
Некоторые показатели физической подготовленности семилеток
Показатели |
Пол |
P1++ |
P2++ |
%+++ |
Бег на 30 м со старта (сек) |
м д |
7,7 8,0 |
6,7 6,9 |
-13% -14% |
Челночный бег 3 х10 м со старта (сек) |
м д |
11,5 12,1 |
9,9 10,3 |
-14% -15% |
Длина прыжка с места (см) |
м д |
108 101 |
126 118 |
+17% +17% |
Высота прыжка с разбега (см) |
м д |
50 50 |
73 66 |
+ 46% +32% |
Дальность броска правой рукой (м) |
м д |
8,0 5,4 |
14,0 9,0 |
+76% +67% |
Дальность броска левой рукой (м) |
м д |
5,5 4,3 |
8,5 6,4 |
+55% +49% |
+ Источник: Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985
++ Источник: Протоколы диагностики двигательной активности детей базового дошкольного учреждения Рыбинского педагогического колледжа
за 1993-1997 годы.
+++ Формула расчёта процентного соотношения улучшения результата к нормативу
Р2 – Р1
_________ x 100%
Р1
Подобное сравнение в пользу организации занятий по физическому воспитанию, на которых дошкольнику даётся возможность самопроверки своих сил, своей работы и знаний, можно было бы привести по всем возрастным группам. Процентное соотношение доказывает, что при создании сферы самоутверждения подрастающей личности в совместной и самостоятельной деятельности происходит более интенсивный процесс развития двигательных навыков, столь необходимых для физической системы самозащиты.
Определение физиологической самозащиты перекликается с понятием здорового организма ребёнка – “динамическим и устойчивым состоянием организма к экстремальным условиям”1. Задача сохранения и укрепления здоровья ставится и решается всеми программами физического развития, но существует разница в методах её достижения. По нашему мнению, для оказания помощи в формировании дошкольником своей системы физиологической самозащиты ключевым моментом является совершенствование в первую очередь такого физического качества, как выносливость, то есть достаточная устойчивость и невосприимчивость к болезнетворным воздействиям, что является профилактикой респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний.
Вторым немаловажным моментом является работа по выработке у детей привычки здорового образа жизни, которая часто лишь декларировалась предшествующими программами, не было разработано последовательных практических действий и способов по разделу физического воспитания.
В то же время у занятий по физической культуре существуют ещё не раскрытые до конца резервы по обучению дошкольников типичным формам и способам повседневной жизнедеятельности, которые укрепляют и совершенствуют возможности организма независимо от социально-экономических и социально-психологических ситуаций.
Для тренировки и совершенствования общей выносливости – наиболее ценного оздоровительного качества – на наших занятиях преобладают циклические упражнения, при которых организм получает длительные равномерно повторяющиеся нагрузки. Из этих упражнений Прежде всего выделим оздоровительный бег. В работах В.Г.Фролова, Е.Н.Вавиловой, Ю.Ф.Змановского доказана возможность и целесообразность использования вначале элементов, а затем и полноценных, но не очень продолжительных беговых нагрузок в медленном темпе. Хорошее оздоровительное действие, хотя и уступающее бегу, оказывает лыжная подготовка, различные виды ходьбы, прыжков. Обучение плаванию и езде на велосипеде рекомендуется родителям из-за финансовой невозможности введения их в практику дошкольного учреждения.
К основным принципам и методическим подходам по выработке выносливости необходимо отнести:
ежедневность занятий физическими упражнениями,
высокая моторная плотность (не менее 80%),
мышечное расслабление,
обучение правильному дыханию.
Образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно с первых дней рождения. Это учитывалось при планировании включения работы по выработке привычки здорового образа жизни у дошкольников с использованием различных типов и форм занятий по физическому воспитанию (традиционных, тематических, игровых, прогулок, походов и т.п.). Уже детям 3-4 лет предлагалось отправиться в волшебную страну, где царствует королева Простуда с помощниками Кашлем и Насморком, за украденным Здоровьем маленького мальчика. Путешествие длилось несколько месяцев, по дороге ребятишки встречали своих друзей: Зубную Пасту, тётушку Мочалку, сестричку Расчёску, Тёплого Ветерка и других героев. Тематический цикл заканчивался большим летним спортивным праздником, где дети самостоятельно помогают Доктору Айболиту излечить Грязнулькина и Лентяйкина. Конечной задачей являлась выработка избирательных действий у выпускников детского сада для того, чтобы они начали осознавать собственные желания и выбирать соответствующие средства для их достижения. С этой целью ребят познакомили с физическими, физиологическими и психическими процессами, которые происходят в организме человека во время его движения. Получив определённую информацию о самом себе, ребёнок легче саморегулирует своё поведение в дальнейшем. На тематических занятиях серии “Знай своё тело”, помимо знакомства со строением и основными внутренними органами человека, решались задачи:
Заложить основу для дальнейшей самостоятельной деятельности;
Совместно со взрослыми найти и проиграть пути самосохранения организма;
Формировать привычку здорового образа жизни.
Ежегодно перед поступлением в школу ведущие специалисты городской детской больницы проводят медицинский осмотр детей. По их заключениям, за последние 3 года среди наших выпускников нет ни одного ребёнка с диагнозами: частоболеющий, страдающий заболеваниями сердечно-сосудистой системы, верхних дыхательных путей, плоскостопием; нарушение осанки выявляется только примерно у 5%.
В таблице в процентном соотношении указывается общая заболеваемость среди 200 детей, ежегодно посещающих наш детский сад.
Таблица
Болели за год |
||||
Ни разу не болели |
1 раз |
до 2-х раз |
до 3-х раз |
более 3-х раз |
34% |
18% |
32% |
11% |
5% |
В 1996 / 97 году нам удалось избежать массовых заболеваний при сильнейшей вспышке гриппа в городе.
Таким образом, мы можем надеяться, что выпускники нашего дошкольного учреждения обладают более развитой физиологической самозащитой – “способностью организма сохранять и поддерживать жизнедеятельность всех систем и органов человеческого тела и адекватно реагировать на воздействие природной среды”.5
Недопустимо выпускать дошкольника в самостоятельную жизнь без психологической самозащиты. Для понимания ребёнком себя, своего значения, своей роли в жизни, в обществе необходимо решать задачи по выработке психологической уравновешенности, умения сдержанного поведения, сведения к минимуму отрицательных эмоций, чувства тревоги.
Прежде всего необходимо отметить, что начальная “пассивность” ребёнка во многих заданиях по решению проблем, его неудачи в контроле и прослеживании последующих действий и его неудачи в осуществлении своего собственного анализа могут быть прямым результатом полнейшего отсутствия опыта в таких заданиях. Это не значит, что маленькие дети не способны к саморегуляции, это значит только то, что они не склонны сразу же переносить такой опыт на новые проблемы. Дети – универсальные новички: требуется накопить опыт, прежде чем они сформируют знание и уверенность, которые позволили бы им прибегать к психологической самозащите, как это делают более опытные. Методами такого накопления опыта могут стать такие педагогические средства, как:
игровое проектирование,
“социальное закаливание” через социальные пробы.
Почему бы, действительно, по определению академика И.С.Кона3, не представить игру механизмом самоорганизации и самообучения такой избыточной системы, как психика ребёнка?.. идея заманчивая. Не случайно такой тонкий психолог, как Дж.Мид, увидел в игре обобщённую модель формирования того, что психологи называют “самость”, собирания ребёнком своего “Я”. Именно поэтому она взята нами более широко в систему физического воспитания дошкольников, она позволила расширить границы, вторгнуться в ранее непредсказуемые границы.
Игра побуждает к самопознанию и одновременно создаёт условия внутренней активности личности. Огромное количество игр построено на интриге “Познай себя”, “Проверь себя”, результаты разных игровых открытий переносятся на совершенствование дальнейшей практической деятельности. Игра позволила нам также выявить степень недостаточности опыта у дошкольников.
Маленькие дети были новичками почти во всех проблемных ситуациях. Для накопления необходимых знаний о том, как и что думать в новых обстоятельствах для разрешения проблем, мы ввели в занятия серию социальных проб (специальных двигательных заданий, игр, эстафет и т.п.).
Такие тематические занятия, как “Остановись и подумай”, “Сигналы тревоги”, “Знай и будь осторожным” и др. проходили в интересной увлекательной форме с использованием наглядного материала, проигрыванием детьми определённых экстремальных жизненных ситуаций:
дети звонят по телефону,
помогают пострадавшим,
проводят саморегуляцию своего организма с целью самообладания своими душевными и физическими качеств и т.п.
Из повседневных наблюдений мы убедились, что игровое проектирование позволило приблизить изучаемый материал к личностным проблемам ребят. Изображая Робинзона Крузо или какого-нибудь другого героя, ребёнок – искатель приключений – выходит за пределы своего настоящего “Я” и за пределы своего повседневного мира. Разыгрывая роль, он в своём воображении изменяет всё окружающее, и оно получает тот вид и смысл, который в данный момент требуется этой ролью.
Из анкетирования и личных бесед с родителями мы удостоверились в том, что у дошкольников возникло сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности. Эта тема поднималась самими ребятами неоднократно в домашних беседах после соответствующей разъяснительной работы в детском саду.
Из устных опросов и тестирования детей подготовительных групп мы пришли к заключению, что наши дети уже не являются “новичками”. Они обладают определёнными начальными умениями:
предсказания последствий на действия или события,
проверки результатов собственных действий (сработало ли?),
управления своей продолжающейся деятельностью (как я это делаю?),
проверки реальности (имеет ли это смысл?).
Для оказания помощи ребёнку в формировании его системы социальной самозащиты первым важным моментом является то, чтобы выпускник дошкольного учреждения не являлся новичком, когда он сталкивается с определённым типом проблем. Ведь новичку часто не удаётся действовать эффективно, не только потому, что ему не хватает определённых умений, но и потому, что он несовершенен в вопросах участия самосознания и умственной саморегуляции в своих действиях. Переосмыслив роль физического воспитания, мы в состоянии помочь ребёнку узнать о возможностях его системы самозащиты, о технике, необходимой для её успешного функционирования; мы можем помочь снять трудности при вхождении ребёнка в социум, не говоря уже о том, что можем подсказать какие шаги требуется сделать, чтобы достичь желаемого результата.
Змановский Ю.Ф. Авторская программа “Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях” // Дошкольное воспитание. 1993.
Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста М.: Просвещение, 1985.
Кон И.С. Как построить своё “Я” // Под ред. В.П.Зинченко. М.: Педагогика, 1991.
Полтавцева Н. О программе знаний физической культуры для дошкольников // Дошкольное воспитание. 1997. № 5,
Социальное становление учащихся. Из курса “Педагогика личности” // Под ред. М.И.Рожкова. Ярославль: ЯГПУ, 1995.
Чумаков Б.Н. Валеология. М.: Российское Педагогическое Агенство, 1997.
Ann L. Brown and Judy S. De Loache Metacognitive skills. New York . London: THЕ GULFORD PRESS, 1983.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru/