Министерством образования России в 1908 году была создана комиссия, перед которой стояли следующие задачи: увеличить число городских училищ; расширить сеть профессиональных и ремесленных учебных заведений; открыть достаточное количество новых учебных заведений, по возможности, с равномерным распространением среднего образования во всех частях империи. Для этого в Московском учебном округе Министерством были образованы губернские комиссии, целью которых являлось решение поставленных задач с учетом местных особенностей.
Ярославская губерния, по мнению комиссии, имела совершенно своеобразные особенности по сравнению с остальными губерниями средней полосы Европейской России как в занятиях жителей, так и в запросах образования. Ярославль того времени признан торгово-промышленным городом и поэтому “...велики и разносторонни должны быть в зависимости от этого запросы народного образования” [2. С. 30].
К концу 19 в. в Ярославской губернии в 4 раза по сравнению с серединой 19-го увеличилось количество начальных школ городских и сельских. По грамотности населения Ярославская губерния стояла на одном из первых мест в России.
В 1909 г. в губернии насчитывалось 56 средних и неполных средних учебных заведений. Сюда входили средние мужские и женские учебные заведения, профессиональные учебные заведения, городские училища, а также Демидовский юридически лицей, который имел статус высшего учебного заведения.
Для такого значительного количества учебных заведений необходимо было готовить педагогические кадры и повышать их квалификацию. Ярославль в кон. 19 - нач. 20 в. был центром подготовки учителей самого различного уровня. Существовало несколько путей подготовки учителей.
Во-первых, женские гимназии (Мариинская и Екатерининская). Первоначально они были семиклассными, а в 1870 г. открылся 8-й педагогический класс. После окончания гимназии выпускницы могли стать гувернантками либо учителями начальной школы.
Во-вторых, духовная семинария. Первоначально она готовила лиц духовного звания, а затем с 1867 г. в соответствии с новым уставом духовно-учебных заведений задачи подготовки значительно расширились. В учебный план 5-х-б-х классов был введен специальный курс (отдельный от общеобразовательного) - педагогика с дидактикой. При семинарии утверждалась практическая воскресная школа с курсом начальной народной школы для приходящих мальчиков Таким образом, семинария готовила не только “духовные” кадры, но и учителей для начальных, особенно церковно-приходских школ.
В-третьих, училище девиц духовного звания и Ионафановское епархиальное женское училище, призванные в начале готовить лишь достойных спутниц для мужей-священников, в дальнейшем расширили свою программу: был введен новый учебный предмет - педагогика. К тому же при Ионафановском училище существовала образцовая школа для педагогической практики учениц 5-х-б-х классов. Таким образом, из выходили теперь учительницы для церковно-приходских и земских школ.
В-четвертых, в конце 60-х гг. 19 в. в земствах рассматривался вопрос об учреждении Ярославской земской учительской семинарии, но из-за финансовых проблем она не была открыта. Однако в 1871 г. появилась казенная (т.е. с использованием средств казны в ее содержании) Ярославская учительская семинария в с. Новом Мологекого уезда. Учительская семинария была специальным педагогически учебным заведением, имевшим единственную задачу - готовить учителей для начальной школы. В 1897 г. в ней обучались 63 мужчины. После окончания семинарии выпускникам обязательно предоставлялось место работы.
В-пятых, в 1908 г. в Ярославле был организован Учительский институт. Основная цель этого учебного заведения состояла в подготовке квалифицированных педагогических кадров для учебных заведений более высокого уровня (городских училищ). В институт поступали лица, которые уже имели опыт работы в начальной школе или же люди, имевшие специальное педагогическое образование (учительская семинария, педагогические курсы и т.д.). Чтобы поступить в институт, необходимо было держать экзамены по следующим предметам: закон Божий, русский язык и литература, арифметика, геометрия, история, география, естествознание, физика. Требования были достаточно высоки: из 96 человек поступили только 31. В основном это были учителя из сельских школ. К сожалению, в этом учебном заведении проходили подготовку лишь мужчины.
Ярославское земство по мере возможности заботилось о повышении квалификации своих учителей. Предполагалось с 1871 г. ежегодно проводить губернские учительские съезды с целью “ознакомления учителей с рациональными методами обучения”. Однако этот проект в ту пору не был осуществлен. Позже в 1898 и 1900 гг., были проведены временные педагогические курсы для учителей и учительниц начальных народных училищ. Цель организации курсов четко прозвучала в обращении директора народных училищ П.Н. Мочульского к слушателям: “Педагогу, более чем другому общественному деятелю необходимо идти в уровень с развитием общественной и государственной жизни, необходимо отвечать на современные запросы общества, и поэтому нельзя успокаиваться на приобретенных знаниях и раз выработанных педагогических приемах” [1. С. 20]. Так, в 1900 г. на них приехали из различных уездов 330 человек обоего пола (в 1898 г. - 178 чел.), для которых были созданы благоприятные условия для работы.
Руководил курсами Н.Ф. Бунаков - русский педагог, теоретик и практик начальной школы. В своем отчете Ярославскому губернскому земству он писал: “...главная особенность ярославской народной школы, на мой взгляд, в ее учительстве - самый надежный залог усовершенствования местной школы и успешного развития дела народного образования в Ярославской губернии” [1. С. 3]. Н.Ф. Бунаков отмечал, что ему приятно работать с ярославским учительством, так как педагоги осознают важность и ответственность своей работы и не имеют права останавливаться на достигнутом: “...эта такая живая, даровитая и восприимчивая среда, на которой сильно и глубоко отзывается всякое живое слово, исходящее от сердца, всякая искренняя забота о ней и о деле, на нее возложенном” [1. С.2].
Достоинство курсов 1900 г. заключалось в том, чтобы познакомить учителей с новыми идеями в образовании и помочь им реализовать их в своей практике. Прежде всего это идея общеобразовательного и национального воспитывающего обучения. Школа грамотности (обучение только грамоте и счету) должна включить в свою программу знания о природе, окружающем мире, формировать сознательное отношение к этому миру, умение обобщать знания о мире и природе, умение излагать свои мысли и, наконец, использовать их на практике. Кроме того, нужны не только знание и понимание человека вообще, но и человека именно русского с его народными особенностями и склонностями, с народными идеалами и верованиями - это идея национального воспитывающего обучения. Обращение к родному языку, родной словесности дает возможность ученику думать, обобщать и чувствовать свою принадлежность к определенной нации.
Преподаватели учили слушателей использовать в своей деятельности научные положения логики и психологии. Учитель, который хотел вести свое дело основательно, должен был на каждом шагу пользоваться выводами этик наук, чтобы, во-первых, понимать душевный мир своих учеников, а во-вторых, содействовать его обогащению и развитию в правильном направлении. “Педагог имеет дело с жизнью человека, а природа людей бесконечна и разнообразна, ...изучивши природу детей, воздействовать на них применительно к особенностям натуры каждого из них”[1. С.3].
Выпускники курсов должны были в своей деятельности заботиться не только о внешней стороне обучения, о его технике, сколько о “...его очеловечивающем духе и соответствии с общей задачей общеобразовательной народной русской школы” [1. С. 3].
На курсах были организованы следующие занятия: русский язык; арифметика; закон Божий; чистописание; гигиена; пение. На лекциях излагалась методика преподавания предметов, обосновывалась важность их изучения. Кроме того, лекции ведущих преподавателей предполагали небольшой исторический экскурс в развитие предмета. Несомненно, это расширяло кругозор слушателей. Преподаватели не ограничивались обыкновенным прочтением лекции. Они предлагали слушателям заполнить анкеты для выяснения личной методики преподавания предмета. В конце лекции знакомили со списком учебных пособий по предмету, которые можно использовать на занятиях, например, по арифметике, предложенный список имел 105 наименований учебной литературы. Благодаря книжному складу губернского земства на курсах была открыта выставка учебников и учебных пособий, с которыми по необходимости можно было познакомиться и приобрести их.
К тому же на курсах знания, полученные в теории, можно было применить на практике. Для практических занятий была организована временная школа из 35 учеников городских начальных училищ. Слушатели уроки давали добровольно. Все показательные учебные занятия подлежали обсуждению. Разбор имел конечной целью не приговор над отдельными уроками и личностями, “...ни мелочные придирки, ни резкие выводы”, а полезные указания общего характера для присутствующих. Сам Н.Ф. Бунаков советовал: “...на все уроки смотреть как на примерные, но не образцовые” [1. С. 15].
Важным моментом в образовании Ярославской губернии был факт совместного обучения мужчин и женщин на этих временных курсах. Руководители курсов нисколько при этом не умаляли роли женщины в деле воспитания и обучения. “В нынешнее время на образование женщин уже смотрят так же серьезно, как и на образование мужчины. Общество признало за нею право на всестороннее развитие, на приобретение солидных знаний, в виду серьезности ее будущей деятельности или роли воспитательницы молодого поколения” [1. С. 10].
Главный руководитель курсов Н.Ф. Бунаков остался доволен их организацией. По его мнению, поставленные задачи были выполнены. Однако от отмечал, что о конечном результате их судить еще рано. В этом и состоит особенность педагогической профессии, что итог виден спустя некоторое время. Н.Ф. Бунаков высказал некоторые пожелания по поводу проведения курсов. Прежде всего, это расширение общеобразовательного элемента, что будет полезным для слушателей, и установление живого диалога с ними по учебно-воспитательным вопросам.
По грамотности населения Ярославская губерния на рубеже 19-20 в. стояла на одном из первых мест в России. Это было обусловлено тем, что Ярославль являлся крупным торговым и промышленным центром. А значит ему было необходимо достаточное количество грамотных и квалифицированных специалистов. В результате в губернии находилось достаточное количество учебных заведений различного уровня, где решались вопросы народного образования.
Временные педагогические курсы для учителей и учительниц начальных народных училищ Ярославской губернии в 1900 г. Ярославль, 1901.
Запросы среднего, профессионального и повышенного начального образования в Ярославской губернии. Ярославль, 1908.
Иванов А.Н. История высшего образования в Ярославле. Ярославль: ЯГПИ, 1974.
Очерки истории Ярославского края. Ярославль, 1974.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru