Г.М. Иванова, Н.Ю. Петухова
Как часто можно видеть на классной доске в кабинете биологии запись: Д/з §… Это задание ученикам на дом. А что делать с параграфом? Иногда учитель даёт устное пояснение, а иногда и нет. Вместе с тем домашняя работа ученики – это вид учебной деятельности. В дидактике она понимается как самостоятельное выполнение школьниками после уроков заданий учителя. Значит, чтобы самостоятельная работа учеников была эффективной, необходимо дать правильно сформулированное задание. Кроме того, должны быть указаны ход и способ фиксации результатов выполнения задания. Немаловажным является включение результатов домашней работы в урок, её объективная оценка. Эти теоретические положения в статье сопровождаются конкретными примерами.
Речь пойдёт о домашней работе учащихся шестого класса при изучении растений. Предлагаемая работа проверена в практике работы с учениками в ряде школ города. Организуя домашнюю работу учеников, прежде всего, следует иметь в виду, что её основная дидактическая цель заключается в повторении и закреплении изученного на уроке. Домашняя работа так же направлена на развитие различных умений. Она может стать стимулом повышения интереса учащихся к предмету.
Особое внимание мы придаём развитию умений по работе с учебником. Если ученики владеют этими умениями, учебный труд для них становится лёгким и дома и на уроке. Раздел учебной программы “Основные требования к знаниям и умениям учащихся” ориентирует учителя на развитие этих умений. В нём указано, что ученики должны уметь работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы, сведения для составления схем, таблиц и пр. [4. С.10, 17] .
Без сомнения, этими умениями ученики овладевают в классе на уроке. Дальнейшее их развитие осуществляется в процессе домашней работы. Работая дома с текстом учебника, ученик выполняет различные задания учителя, которые, с одной стороны, помогают ему повторить изученное на уроке, а с другой, – способствуют формированию разнообразных умений по работе с учебником. Какие же это задания?
Самым простым является задание на составление плана к тексту параграфа. Оно особенно целесообразно, если ученики занимаются по учебнику В.А.Корчагиной [2], в котором нет подразделения параграфа на части. Следует отметить, что в начальной школе развитию этого умения уделяется большое внимание. С переходом в среднюю степень обучения об этом неправомерно забывают, считая, что ученики умеют это делать. Но дело в том, что, составляя план к параграфу, они лучше понимают и запоминают изучаемый материал. При этом задание должно включать в себя не только составление плана, но и умение рассказать содержание всего параграфа по плану и ответить на отдельные пункты плана. Такое задание направлено на развитие речи ученика. Последнему способствует задание и более высокой степени сложности – составить рассказ на тему, например “Значение листа в жизни растения”, “Значение зелёных растений в жизни природы и человека”, “Использование плодов и семян растений человеком” и т.п.
Другого характера задание по работе с учебником направлено на развитие умения находить сведения в тексте для заполнения таблицы или схемы. Например, работая с параграфом 41 [2. С.102], ученики получают задание заполнить следующую таблицу.
Соцветие
Вид соцветия | Схематический рисунок | У каких растений имеется |
Изучая параграф 17 [2. С. 43], они составляют схему:
Подобные задания могут быть и при работе с другими параграфами. После ряда таких заданий дети легко справляются с ними.
В значительной мере помогают осмыслить и повторить изучаемый материал задания по работе с иллюстрациями. Например, задание такого характера: рассмотрите рисунок 13 [2. С. 19] и составьте рассказ о развитии однолетнего, двухлетнего и многолетнего растения. Или более сложное: по рисунку 73 [2. С.87] расскажите о развитии клубня картофеля. Ещё более сложный характер носят задания на сравнение. К примеру: рассмотрите на рисунке строение вегетативной почки [2. С.51] и строение луковицы в разрезе [2. С.88]. Сравните их и сделайте вывод. Разобраться в этом поможет текст учебника [2. С. 50, 89]. Целесообразны и задания на воспроизведение рисунком строения семени, цветка, соцветия, листа и т.п.
Задания подобного характера по работе с учебником (его текстом, иллюстрациями) не перегружают учеников, а помогают им лучше разобраться в изучаемом материале, легче его запомнить, воспитывают в них тщательность, аккуратность, систематичность в работе. Они способствуют не только усвоению знаний, но и формированию умений по работе с учебником, а также некоторых интеллектуальных умений.
Постепенно, усложняя задания целесообразно перейти к работе с дополнительной литературой: “Хрестоматией по ботанике” [1], “Книгой для чтения по ботанике” [7], научно-популярными книгами. Задание состоит в том, чтобы прочитать указанный учителем текст и подготовиться рассказать о прочитанном на уроке. Задание адресуется не всем ученикам одновременно, а одному-трём к определённому уроку, однако в течение года следует стремиться к тому, чтобы каждый ученик поработал с дополнительной литературой. Рассказ ученика о прочитанном может быть включён в этап урока по проверке домашней работы или как фрагмент при изучении нового. В последнем случае домашняя работа направлена на подготовку к усвоению нового материала. Например, перед уроком на тему “Рост корня” один ученик получает задание подготовить рассказ на тему “Шестьсот километров ржаного корешка”. Его рассказ включается в ход урока при изучении нового материала.
В шестом классе для лучшего понимания строения и жизни цветкового растения необходимо проводить различные наблюдения и опыты. Поэтому особую ценность представляют задания, выполняя которые, ученики учатся ставить опыты и проводить наблюдения.
Ещё в 1914 году В.В. Половцев в предисловии к своему учебнику ботаники напоминает учителям о том, что “изучению подлежит не текст учебника, а те явления природы, которые в нём описываются. Поэтому преподавание и изучение предлагаемого в учебнике материала должно состоять, главным образом, в воспроизведении и наблюдении описываемых явлений. Само собой разумеется, что эти требования не могут быть выполнены при одном только классном преподавании; последнее должно быть дополнено самостоятельными работами учеников” [3. С.3]. Эти слова звучат вполне современно.
Действительно на лабораторных работах, на экскурсиях, при работе на школьном учебно-опытном участке школьники наблюдают за растениями их строением и жизнью, проводят простейшие опыты. Многие простые опыты и наблюдения они могут провести самостоятельно по заданию учителя. Одни из них выполняются непосредственно в природе, например, наблюдение за изменением окраски листьев у деревьев и кустарников, за листопадом, способами распространения плодов и семян, за весенними явлениями в природе. При этом следует особенно обратить внимание на инструкцию по выполнению задания и фиксацию результатов наблюдения.
Покажем на примере темы “изменение окраски листьев у деревьев и кустарников”, “Листопад у деревьев и кустарников”. На уроке в классе ученики записывают тему, расчерчивают таблицу.
Изменение окраски листьев у деревьев и кустарников. Листопад
№ п/п | Название растений | Начало изменения окраски листьев | Полное пожелтение или покраснение | Начало листопада | Конец листопада |
1 | Липа | ||||
2 | Тополь | ||||
3 | Ясень | ||||
4 | Шиповник | ||||
5 | Берёза |
Виды растений могут быть другими (в зависимости от местных условий). Работа не вызывает затруднений, но имеет большое значение, так как приобщает детей к природе, помогает им стать более наблюдательными. На урок они приносят оформленный гербарий листьев с осенней раскраской. Обсуждение результатов целесообразно провести на уроке по теме “Листопад”.
В конце учебного года ребята проводят наблюдение за весенним развитием растений. На одном из уроков они расчерчивают таблицу, которую заполняют постепенно, наблюдая развитие растений.
Весеннее развитие растений
№ п/п | Весеннее явление | Дата |
1 | Зацветание мать-и-мачехи | |
2 | Зацветание одуванчика | |
3 | Распускание листьев у берёзы | |
4 | Распускание листьев у липы | |
5 | Зацветание вишни | |
6 | Цветение тополя |
Обсуждение результатов наблюдений проводится на одном из последних уроков.
Ряд наблюдений и опытов школьники могут проделать дома. Наш опыт работы показывает, что в шестом классе при изучении биологии ученикам можно предложить провести около десяти наблюдений и опытов. Методика их выполнения проста, доступна и нетрудоёмка, а эффект весомый: дети лучше понимают изучаемый материал, усваивают простейшие методы биологических исследований, проявляют большой интерес к биологии.
Одна из первых работ – наблюдение за прорастанием семян однодольных и двудольных растений. Работу ученики начинают выполнять до начала изучения темы “Семя” т.е. предварительно. Объясняя на уроке, как выполняется работа, учитель сам закладывает на демонстрационном столе семена для прорастания. В тетрадях ученики записывают тему и расчерчивают таблицу.
Прорастание семени и развитие проростка
№ п/п | Наблюдаемое явление | Дата | |
у гороха | у пшеницы | ||
1 | Семена замочили | ||
2 | Семена набухли | ||
3 | Семена наклюнулись | ||
4 | Появился корешок | ||
5 | Появились первые листочки | ||
6 | Стал расти стебель |
Наблюдение за прорастанием семян, выполнение дома, обсуждается на уроке при изучении строения семян. Ученики сравнивают, как происходит прорастание семян однодольных и двудольных растений, в чём состоит отличие (какой орган появился первым, сколько корней появилось у однодольных и двудольных, что стало с семядолями). Делают рисунок семени со всеми частями развившегося из него проростка. Указывают стрелками, из какой части зародыша развились органы проросшего растения. При изучении темы “Корень” следует вновь обратиться к этому наблюдению, вспомнить, какой орган появляется первым при прорастании семян, из чего он развивается, как развивается корень у двудольных и однодольных растений. Таким образом, проделанная дома работа и включённая в ход урока помогает лучшему пониманию изучаемого нового материала. Кроме того, она вызывает повышенную эмоциональную активность и желание в дальнейшем производить подобные наблюдения.
Очень интересна работа по выявлению значения света для образования хлорофилла. К сожалению, в учебнике о ней ничего не сказано. Работа проста по технике выполнения и доступна каждому ученику. Необходимо иметь две луковицы лука и две небольшие баночки (из-под сока, детского пюре и пр.). В баночки следует налить воду и поставить в них луковицы так, чтобы они касались донцем воды. Одну банку с луковицей поставить в светлое место, другую – в тёмное. При этом желательно луковицу, стоящую в тёмном месте, покрыть ещё дополнительно колпаком из бумаги. На уроке в тетрадях ученики записывают тему, учитель показывает и разъясняет, как опыт заложить (при этом сам его закладывает). Через определённое время, когда листья у прорастающей на свету луковицы достигнут 7-10 см, учитель предлагает ученикам принести обе луковицы на урок в полиэтиленовых пакетах. На уроке обсуждаются результаты опыта. Луковицы отличаются по окраске листьев и их длине. Жёлтые листья длиннее, и ученики иногда делают вывод, что в темноте луковица растёт лучше. Следует подчеркнуть, что она растёт быстрее, но это не означает “лучше”. Учеников надо подвести к выводу о том, что для образования хлорофилла необходим свет. Предложить продолжить опыт: переместить луковицу из тёмного места на свет и понаблюдать за ней. Обсуждение результатов опыта целесообразно проводить после изучения фотосинтеза. В таком случае ученикам станет понятным большое значение света для жизни растения. Он необходим для образования не только крахмала, но и хлорофилла, как одного из условий образования органических веществ. Ученикам будет интересно узнать, что они проделали опыт К.А. Тимирязева. Только он проводил его с проростками кресс-салата, а они – с луковицей лука. На уроке ученики делают в тетради рисунки луковицы, проросшей на свету и в темноте.
Нетрудной для выполнения является работа “Развитие побега из почки”. Задание для неё есть в учебнике [2. С.52]. Его ученики получают предварительно (недели за две до урока на соответствующую тему). Запись темы и расчерчивание таблицы проводятся на уроке. Сразу же учитель сам ставит побег в воду.
Развитие побега из почки
№ п/п | Наблюдаемое явление | Дата |
1 | Побег поставлен в воду | |
2 | Почки набухли | |
3 | Раскрылись чешуйки | |
4 | Опали чешуйки | |
5 | Почка раскрылась |
К уроку “Развитие побега из почки” ученики приносят развившийся побег и записи наблюдений в тетрадях. Проводится обсуждение с использованием текста параграфа [2. С.53]. Обращается внимание на наличие листовых и цветочных почек, сравнивается их развитие. В конце урока ученики зарисовывают побег с почками и отмечают, какое у него расположение почек.
При изучении видоизменённых побегов ученики получают, задание изучить строение луковицы как видоизменённого побега. Затем они приносят её на урок вместе с не проросшей луковицей. В тетради после проведения лабораторной работы они делают рисунок не проросшей и проросшей луковиц в разрезе. При обсуждении результатов отмечается, почему появившиеся корни называются придаточными, из чего образовались зелёные листья. Делают вывод, почему луковицу считают видоизменённым побегом.
Всем ученикам можно предложить две работы по вегетативному размножению. Задания для их выполнения даны в учебнике [2. С.97]. В тетради ученики записывают тему, делают записи хода проводимой работы (по этапам) с рисунками. Укоренённые растения приносят в кабинет биологии.
Для повторительно-обобщающего урока на тему “Основные процессы жизнедеятельности растительного организма” шестиклассники могут выполнить опыт, выясняющий рост листа. Дело в том, что, изучая корень и стебель, они узнают о росте этих органов. А как растёт лист? В обобщающем уроке они рассматривают рост растения как один из признаков всех живых организмов, в том числе и растения. Объектом для изучения роста листа может служить пророщенная луковица лука. На её проросших листьях следует сделать метки на расстоянии 2-3 мм друг от друга, начиная от основания; или подрезать верхнюю часть листа и измерить длину оставшейся части. Через некоторое время (через 7-10 дней) будет заметно, что расстояние между метками увеличивается в нижней части листа, а оставшаяся часть обрезанного листа вырастает. Обсуждение на уроке результатов опыта подводит учеников к выводу, что лист растёт основанием.
Все работы, рассмотренные выше, предлагаются для выполнения всем ученикам в классе. Но некоторые школьники с большим удовольствием по заданию учителя и под его контролем могут выполнить ряд работ в кабинете биологии или дома. На соответствующем уроке они демонстрируют выполненную работу и рассказывают о ней. Все ученики класса с большим интересом и вниманием слушают своего товарища, и каждый хочет быть на его месте. К таким работам можно отнести наблюдение за выяснением условий прорастания семян, питанием и ростом проростков, глубиной заделки семян, испарением воды листом, по гелиотропизму и ряд других.
В заключение можно сказать, что содержание домашней работы по биологии и методика её выполнения шестиклассниками очень разнообразны. При правильной организации домашней работы она способствует успешному усвоению биологических знаний, развитию различных умений по работе с учебником, практических и интеллектуальных умений, повышает интерес и творческую активность детей, развивает их самостоятельность. Включение в урок обсуждения результатов домашней работы делает как бы непрерывным процесс обучения.
Предлагаемые ученикам задания не требуют большой затраты времени и не перегружают их. Беседы с учениками, их родителями, анкетирование учеников показали, что затраты времени на выполнение домашней работы не занимают более 15 минут, а чаще всего на выполнение домашней работы идёт 5-10 минут. При этом отмечается, что к концу учебного года ученики с заданиями справляются и быстрее. Особый интерес у школьников вызывают задания на проведение опытов и наблюдений. Об их ценности, важности можно сказать словами К.А. Тимирязева: “Люди, научившиеся простым измерениям, наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал” [6. С.223]. Учителю необходимо учесть это при организации домашней работы.
Хочется ещё отметить, что школьные учебники по биологии [2, 5] имеют хороший методический аппарат, в том числе вопросы к тексту параграфа, задания для проведения опытов и наблюдений, по работе с дополнительной литературой, задание на заполнение таблиц и схем. Весь этот арсенал заданий можно с успехом использовать для организации домашней работы учеников. Но, к сожалению, довольно часто учителя недооценивают их.
Алешко Е.Н. Хрестоматия по ботанике. М.; Просвещение, 1967. 295 с.
Корчагина В.А. Биология. 6-7. М.; Просвещение, 1989, 256 с.
Половцев В.В. Практические занятия по ботанике. М.; 1914. С.3.
Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Биология М.; Просвещение, 1993. С. 11, 17, 23.