М. А. Михайлова
Неотъемлемой частью творческого вклада множества поколений в культуру народа является народная педагогика, которая определяется как "совокупность педагогических сведений о воспитании ребенка, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и т.п." (Г.Н. Волков). Насыщенные яркой образностью и выразительностью произведения народного творчества занимают одно из важных мест в обучении и воспитании детей. Они вызваны к жизни "педагогическими надобностями народа" и по силе воздействия на чувства и воображение ребенка занимают одно из первых мест среди других воспитательных средств. Неоценимы возможности народного творчества в музыкальном воспитании детей.
Народная педагогика мудро создавала ребенку условия для присвоения им духовных ценностей, предлагая в самых различных жизненных ситуациях богатые разнообразными переживаниями музыкальные впечатления. Все народные праздники, обряды сопровождались пением, танцами, звучанием народных инструментов. Эстетически ценные музыкальные впечатления ребенок получал с детства. Так формировался и усваивался подобно словам родной речи многокрасочный музыкальный язык родной национальной культуры.
Большие возможности погружения ребенка в мир народного искусства, обучения языку народной, а в дальнейшем - классической и современной музыки открываются перед педагогами дошкольных учреждений. Их музыкально-педагогическая деятельность, предполагающая активное использование средств народной педагогики в учебно-образовательном процессе, может включать несколько направлений.
Первое - составление перспективного плана работы с включением причисляемых к фольклору словесных, музыкальных, хореографических видов народного творчества во все формы организации музыкального воспитания.
Второе - проведение познавательных бесед о народном творчестве, праздниках, обрядах.
Ориентируясь на имеющиеся теоретические сведения об особенностях русских народных песен, о неразрывной связи их с бытом, трудом, жизнью крестьян, а также праздниками и обрядами, на которых они звучали, педагог читает детям рассказы русских писателей, где говорится о народной музыке, использует в беседах иллюстрации художников к русским народным сказкам к сказкам, творения народных мастеров, знакомит детей с народными музыкальными инструментами, их звучанием и историей происхождения. Большую помощь могут оказать аудиозаписи подлинных образцов народных песен в исполнении выдающихся певцов и фольклорных ансамблей. Ознакомление детей с живым песенным фольклором и сопутствующая этому образовательная деятельность повышают уровень их знаний, расширяют общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливают к осознанию важности народной музыки, пробуждают интерес к ней. Особенно необходимым для педагога является осознание важности задачи как можно более ранней перестройки музыкального слуха и мышления ребенка, которые в современном мире преимущественно складываются и формируются в условиях и под воздействием традиционных, обыденных мотивов и ритмов массовой песенной культуры. Педагог вносит свой посильный вклад в процесс приобщения ребенка к лучшим образцам поэтического, музыкального, игрового фольклора, противопоставляет примитивные интонации окружающей дошкольника современной развлекательной музыки богатому совершенством выражения интонационному словарю музыки народной.
Третье направление - работа с детьми по формированию певческих навыков.
Решение задачи развития певческого голоса ребенка дошкольного возраста предполагает активную работу со специально подобранным репертуаром. Специалисты признают лучшими хоровыми произведениями для разучивания народные мелодии с ограниченным диапазоном и нисходящим мелодическим движением. Такой песенный материал больше всего подходит для правильного воспитания лучших качеств голоса, его тембра. Сам характер народных песен ("поющийся" текст, удобный ритмический рисунок напева, одинаковые по длине и небольшие по объему фразы) способствует выработке легкого, льющегося звука, ровных по интонированию гласных. Зная особенности голосового аппарата дошкольника и его возрастные возможности, следует использовать унисонное пение с детьми при исполнении уже ранее выученных попевок и песен различных жанров. Процесс формирования одного из самых сложных и важных певческих навыков - дыхания - происходит при этом наиболее эффективно. Это объясняется тем, что в мелодии каждой напевной песни используются отдельные звуки большей, чем остальные, длительности. Используя специально отобранный фольклорный репертуар, педагог обращает внимание на упражнения детей в торможении выдоха, медленном и постепенном расходовании заключенного в легких воздуха. За искусственно удлиненным протяжным звуком выдоха следует более глубокий вдох.
Пение напевных песен, удлиняя выдох и углубляя вдох, активизирует главную дыхательную мышцу - диафрагму и вырабатывает при этом умение постепенного расходования воздуха. Таким образом, напевные народные песни являются певческим материалом, который необходимо использовать для выработки нужных качеств певческого дыхания.
Четвертое направление - исполнение песен с детьми без музыкального сопровождения.
С учетом традиции звучания народной песни одной из задач использования средств народной педагогики в работе с дошкольниками является обучение детей пению без сопровождения. Сама мелодическая структура многих народных песен помогает формированию этого умения: небольшой диапазон; ясная ладовая основа; несложные, основанные на широком использовании импровизации приемы развития музыкального материала. В процессе обучения пению без сопровождения у детей формируются такие важные певческие навыки, как напевность исполнения и чистота интонирования. Умение детей петь без сопровождения является хорошей тренировкой и воспитанием внутреннего слуха, т.е. способности слышать музыку и ее отдельные элементы как бы "про себя", без предварительного повторения звуков вслух. Необходимой на первоначальном этапе обучения пению дошкольников является поддержка голоса ребенка педагогом, который, как правило, первым начинает петь песню и пропевает с детьми ее наиболее сложные фрагменты.
Пятое - музыкально-образовательная работа.
В музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста одной из задач является освоение дошкольниками элементов музыкальной грамоты. Успех работы педагога будет зависеть от умелого построения занятий, на которых обучение музыкальной теории (освоение ритмических рисунков, основ нотации, различных вариантов музыкальных построений) строится непосредственно на фольклорном материале. Воспитатель формирует представления детей о таких средствах выразительности, как темп, динамика, регистр, тембр, метроритм, в процессе ознакомления с известными и доступными жанрами детского фольклора, включения его во все виды исполнительской деятельности. При этом использование произведений устного народного поэтического творчества для музыкального развития детей является не менее важным, чем работа с песенным материалом.
Прибаутки, считалки и произведения других жанров обладают такой же музыкальной ценностью, как и детские песни, и их роль в работе с дошкольниками не менее значительна.
Согласно последним исследованиям, прибаутки и считалки когда-то напевались; их мелодии не нотировались лишь потому, что собиратели либо не считали нужным их фиксировать, либо не умели писать ноты. Это доказывается живой устной традицией: взрослый, играющий с ребенком, не проговаривает один лишь текст, а поет игровую песню; что касается детей, то они поют свои считалки.
При разучивании с дошкольниками прибауток как литературного материала педагог должен добиваться выполнения основного требования - осмысленного произнесение стиха. Для целей музыкального воспитания требуется акцентировка каждой четвертной ноты и расчлененное произнесение прибаутки в соответствии с темпом игровых движений. Точное произнесение текста, так же как и непрерывная пульсация, способствует развитию четкой, связной, правильно акцентированной речи.
Интересным педагогическим материалом являются прибаутки, построенные в вопросно-ответной форме. Их живописные, достаточно развернутые по содержанию сюжеты побуждают детей к творческим проявлениям в певческой и театрализованной деятельности.
Прибаутки и считалки не могут быть отделены от первоначально связанных с ними движений. Но вместе с тем они могут побудить придумывать к ним новые движения. Что касается считалок, то, произнося их, педагог прикасается на каждый удар пульсации (на каждую четверть) к одному из детей, формируя у ребенка ощущение сильной доли такта.
Шестое направление - использование пения в сочетании с хореографическими движениями при инсценировании знакомого детям фольклорного репертуара.
Естественной формой исполнения народной песни является выражение ее содержания в хореографическом движении. Сопровождение пения движением способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. У детей укрепляется дыхание, улучшается дикция, вырабатывается навык согласованности движения с музыкой. Решение задачи отражения в движении содержания и характера музыкального образа помогает развивать у ребенка дошкольного возраста воображение, активизировать его творческие проявления.
Незаменимым средством в работе с дошкольниками по формированию двигательных навыков являются и "игры со словом", использование которых знакомит детей с основными видами движений (пружинным, переменным шагом, поскоками, галопом, элементами танца и т.д.), совершенствует качество их выполнения. Так, в игре "Скок - поскок" под распевное произнесение текста дети учатся ритмичному, выразительному выполнению легких прыжков, мягкому пружинному шагу, шагу с высоким подъемом ног:
Скок-поскок, |
Молодиченька, |
Молодой дроздок, |
Невеличенька, |
По водичку пошел, |
Сама с вершок, |
Молодичку нашел. |
Голова с горшок. |
Седьмое - включение фольклорного материала в праздники, развлечения, самостоятельную деятельность.
Разученные на занятиях песни, танцы, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в его повседневную жизнь, используются в самостоятельной деятельности. Известно, что большой интерес у детей вызывают выступления на праздниках и различных по тематике развлечениях. Взрослый организует участие дошкольников в массовых хороводных играх и плясках, инсценировании шуточных песен, частушек, индивидуальных сольных выступлениях, что позволяет детям наиболее полно проявить свои музыкальные и творческие способности, вызывает состояние психоэмоционального комфорта, побуждает к дальнейшему освоению музыкального фольклорного репертуара.
Организации и проведению годовых праздников в дошкольных учреждениях следует уделить особое внимание. Необходимо помнить, что традиционно каждый народный праздник - это общая организация детско-взрослой жизни. Он естественным образом ориентирован на создание благоприятной воспитательной среды для детей разных возрастов. В народных праздниках нашло ярко выраженное ощущение народом своего единства с окружающей природой. Чтобы научить ребенка искусству жить в ладу с природой, а значит и с самим собой, друг с другом, ему необходимо дать возможность почувствовать атмосферу весенних, летних, осенне-зимних народных праздников, понять, что своими добрыми делами, таинствами, игрищами, обрядами народ стремился помочь весеннему пробуждению солнца, появлению цветов, растений, прилету птиц.
Педагоги организуют праздники, в которых на Руси традиционно принимали участие дети. Для весеннего праздника закликания весны они вместе с детьми делают маленьких жаворонков, куликов, грачиков. Таким образом решается задача и нравственного воспитания, так как в этой деятельности находит воплощение чувство любви каждого ребенка к природе, собственное представление о красоте, с ней будет связано и духовное возвышение личности будущего гражданина.
Восьмое направление - использование средств народной педагогики в различных режимных моментах дня и нерегламентированной деятельности.
Педагог дошкольного учреждения имеет возможность познакомить детей с важнейшими датами народного календаря. Народное понимание года как круга жизни отражено в былинах, сказках, пословицах, загадках. Знакомство с датами народного календаря дополняется, по возможности, различными сведениями из русской истории, фольклорным материалом.
Педагог детского сада имеет значительно большую возможность для воспитания детей в духе родной культуры, чем, например, преподаватель школы. Именно он проживает с ребенком все события текущего дня, и фольклор может стать не просто предметом изучения, а частью детской жизни, делая ее богаче, интереснее, красочнее и одухотвореннее.
В свободное от занятий время, включаясь вместе с детьми в игровую деятельность, педагог стремится передать детям неисчерпаемые богатства народной игры, ввести ребенка в школу освоения нравственного, трудового опыта социальной жизни. В играх "Я по горенке шла, клубок ниток нашла", "Заинька", "Репка", "Редька" проявляются в единстве не только ловкое и сильное движение, драматическое действие, пение, но и содержится масса сведений о том, что, например, редьку надо сеять, полоть, следить за всходами, а потом, как вырастет, рвать "с конца, да не сорвать с кореньица", не повредить. В игре "Утена", которая "По лугам гуляла, Гнездо совивала, Деток выводила, Деток собирала", народ создает ласковый, светлый образ доброй надежной матери, который вместе с игрой, предложенной педагогом, впитывают дети, проникаясь нежностью и напевностью мелодии, уменьшительно-ласкательными суффиксами слов, плавными повторами. Лучше всяких занятий по этике будет служить воспитанию нравственности у детей рожденное народом поэтическое слово.
Интересным и полезным оказывается прослушивание педагогом вместе с детьми записей произведений народной музыки. Эффективным в работе является слушание музыки без предварительного объяснения, но со специально поставленной задачей - определить назначение фольклорного произведения на основе лишь слухового восприятия и слухового анализа. Для этого должны быть выбраны записи произведений, особенно ярко демонстрирующие тот или иной жанр народной музыки. Это могут быть трудовые припевки, колыбельные песни. При прослушивании припевок трудовые возгласы-команды подскажут ребятам предназначение припевок. При слушании колыбельных негромкое пение, равномерный ритм, характерный припев, знакомые детям персонажи - Угомон, Сон да Дрема - помогут им точно определить жанр. Такое прослушивание произведений с последующим выяснением их назначения даст возможность педагогу познакомить детей с выразительными средствами различных музыкальных жанров, показать зависимость содержания фольклорных произведений от их жизненного назначения.
И, наконец, последнее. Крайне важно взаимодействие педагога с семьей на основе опыта народной педагогики. Только в тесном сотрудничестве с родителями должны решаться задачи воспитания и развития ребенка. Необходимо помнить, что возраст дошкольного детства - период, когда ребенок особенно привязан к дому, семье. Для него важным являются прежде всего те ценности, которые признаются его родителями. Поэтому эффективность проводимой в детском саду работы, как считают педагоги, зависит от отношения к ней в семье ребенка. Умение наладить тесный контакт с семьей дошкольника, оказать помощь родителям в правильной организации воспитания детей - важное требование, предъявляемое к педагогу-профессионалу. Эффективность применения средств народной педагогики в работе с семьей обусловлена рядом педагогических условий, к которым относятся:
создание и развитие семейных традиций;
создание круга семейных знакомств по принципу дружбы с семьей и дружбы по интересам;
наличие в семье системы правил, норм поведения, общения, деятельности;
привлечение ребенка к посильной и нужной для семьи работе;
постоянный интерес членов семьи к успехам ребенка, его увлечениям;
владение взрослыми воспитательными средствами народной педагогики: фольклором, песенным и танцевальным искусством, умением проводить праздники и игры дома;
постоянное обращение к истокам народной культуры: к народным играм, праздникам и т.д.
Идеи, опыт народной педагогики может стать предметом обсуждения на родительских собраниях, в индивидуальных беседах с родителями. Именно воспитатель детского сада должен помогать родителям в овладении народной мудростью, корректировать совместную жизнедеятельность семьи, детского сада и ребенка.
Батурина Г.И., Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М.: Ассоциация проф. образов., 1995.
Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. М.: РПА, 1997.
Науменко Г.М. Фольклорная азбука. М.: Центр. Академия, 1996.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru