М. А. Ковальчук, М. И. Рожков
Определения толерантности варьируются в зависимости от того, в каком контексте этот термин используется.
В социальном контексте толерантность может толковаться как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при ограничении таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и поступки, компрометирующие членов общества или угрожающие их благосостоянию. В литературе часто можно встретить описание различий между понятиями толерантности и невмешательства, хотя в повседневной жизни используется более широкий набор слов с близким значением: терпимость, гибкость, снисходительность, потакание, понимание и терпение. Подобные слова применяются как более мягкие термины с положительной валентностью и имеют то общее, что ни одно из них не выражает какое-либо действие и все они предполагают пассивную реакцию на события и поступки. Соединение же толерантности с нейтралитетом и пассивностью может противоречить ее философскому смыслу.
В эволюционно-биологическом плане разработка понятия толерантности опирается на представление о «норме реакции», то есть допустимом диапазоне вариантов реагирования, присущих тому или иному виду и не нарушающих его генотипа.
В этическом плане толерантность исходит из гуманистических течений, в которых подчеркивается непреходящая ценность различных достоинств и добродетелей человека, в том числе достоинств (разнообразий признаков), отличающих одного человека от другого и поддерживающих богатство индивидуальных вариаций единого человеческого вида. Если разнообразие людей, культур и народов выступает, как об этом упоминали еще гуманисты итальянского Возрождения, как ценность и достоинство культуры, то толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отлич-ность, непохожесть, «инаковость». В политическом плане толерантность интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать свое поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве.
В психолого-педагогическом контексте нет однозначного понимания толерантности, несмотря на довольно широкое распространение данного термина в социологии, психологии и педагогике. А. Асмолов считает, что это качество выражает три пересекающихся значения: устойчивость, терпимость и допустимое отклонение.
В различных источниках по педагогике и психологии смысл термина толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность -трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является групповое сознание. Люди объединяются в одной общности с теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру. При этом объединение в общность может осуществляться по различным признакам: национальным, этническим, социальным, профессиональным, досуговым и т.п.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии.
Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Толерантность является структурным компонентом личности и затрагивает все сущностные сферы человека.
Это качество личности является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.
Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека. М. К. Мамардашвили считал, что личностное действие - это то, для чего не надо указывать никаких причин, что невыводимо из того, как принято в данном обществе, невыводимо и совершилось не потому, что в данной культуре такой навык и так уговорились считать, поступать, делать [1].
Конкретизируя сказанное, мы понимаем под толерантностью реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.
Воспитание толерантной личности -процесс сложный, который осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, в котором он живет, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.
Как показывает анализ практики, вышерассматриваемый процесс происходит стихийно. Для того, чтобы сделать его целенаправленным, на наш взгляд, необходима организованная педагогическая деятельность в ходе воспитательной работы с учащимися в школе. Мы рассматриваем воспитание толерантной личности как функцию деятельности классного руководителя именно с тех позиций, что в школе ближе всего к ребенку, лучше всего знает его - классный руководитель. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, в большинстве своем отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в который попадают многие учащиеся, способна заполнить полноценная, организованная работа классного руководителя со своими воспитанниками.
Содержание деятельности классного руководителя традиционно рассматривается через реализуемые им функции, среди которых воспитание ребенка и его социальная защита являются целевыми, то есть тем стержнем, вокруг которого строится и наполняется соответствующим содержанием вся работа классного руководителя.
В реализации функции воспитания акцент на сегодняшний день смещается на решение задачи воспитания толерантной личности. Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. Как же можно определить понятие «толерантная личность»?
На наш взгляд, толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Личность интоле-рантную можно охарактеризовать как человека, не обладающего качествами гибкости во взаимодействии с окружающими и эмпа-тией по отношению к ним.
Когда мы говорим о толерантной личности, то не имеем в виду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов, толерантность не должна сводиться к индеферентности, конформизму, ущемле-
нию собственных интересов. Толерантность предполагает, с одной стороны, устойчивость как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой - гибкость как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.
Воспитание толерантной личности через деятельность классного руководителя связано с формированием у учащихся установки на восприятие, отношение и действия в окружающей социальной действительности и в отношениях с другими людьми на основе таких личностных качеств, как эмпа-тия, доброжелательность, аутентичность, принятие чувств, конфронтация и самопознание.
Воспитание толерантности является частной задачей и поэтому неразрывно связано с решением большого круга других воспитательных задач. Говоря об этом, мы все же можем охарактеризовать формирование этого качества с позиции понимания сущности педагогического процесса.
Воспитание толерантности зависит от множества факторов, существенно влияющих на этот процесс. С одной стороны, невозможно регламентировать всевозможные влияния на ребенка, которые формируют у него определенные установки на отношения к различным группам людей. С другой стороны, процесс воспитания толерантности всегда будет нелинейным и асимметричным в силу постоянно меняющихся обстоятельств.
Соотношение управляемости и спонтанности процесса воспитания толерантности может быть в полной мере реализовано в синергетическом подходе.
Термин «синергетика» происходит от греческого «синергена» - содействие, сотрудничество. Этот термин акцентирует внимание на согласованности взаимодействия различных не связанных между собой частей при образовании структуры как единого целого.
Синергетика говорит, что в сложных системах в разных временах и масштабах существуют основные переменные характеристики, параметры, к которым, как правило, подстраиваются все остальные параметры порядка.
Такой основной переменной характеристикой в процессе воспитания толерантности является индивидуализированная программа воспитательного влияния на каждого ребенка, не исключающая при возможности реализации дифференцированного подхода.
Именно персонифицированная цель воспитания и является фактором, интегрирующим разнообразные позитивные воздействия на ребенка и нейтрализующим негативные воздействия.
Реализация синергетического подхода позволяет расширить эвристические возможности педагогического влияния на ребенка.
Основная идея концепция заключается в отказе от жестко регламентированного фронтального воздействия на детей без учета реально складывающейся ситуации. В качестве цели организации процесса мы поставили задачу создания базовых условий, обеспечивающих саморазвитие толерантного сознания у каждого ребенка.
При этом мы рассматриваем ребенка как субъект социальной самоорганизации различных групп детей.
Движущей силой процесса воспитания толерантности является разрешение противоречия между разнообразными (часто разнонаправленными) воздействиями на ученика и готовностью ребенка отражать эти воздействия.
Это противоречие становится источником развития толерантности, если выдвигаемые педагогами персонифицированные цели воспитания находятся в зоне ближайшего развития и возможности учеников соответствуют их оценкам значимости воспринимаемых отношений между людьми.
И, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать воспитанию толерантности, если ребенок не готов к восприятию позитивных влияний, в том числе со стороны педагога.
Движущей силой развития толерантности у ребенка является его установка на самовоспитание толерантных отношений с окружающими людьми.
Под структурой процесса воспитания толерантности мы понимаем определенный цикл решаемых педагогом задач, прохождение которого позволяет выйти на новый уровень воспитания толерантности.
На сегодняшний день педагогическая наука, как и общество в целом, переживает переходный период, связанный с обновлением как содержания, так и форм образовательного процесса. А. Г. Асмолов назвал современный этап развития науки «непрой-денным путем: от культуры полезности - к культуре достоинства». Следовательно, современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый со стороны окружающих, поэтому как для педагогической науки, так и для школьной практики важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения осознания собственной взаимосвязи с окружающим миром, с другими людьми, умения строить взаимоотношения и процесс взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Таким образом, задачу школы мы видим в том, чтобы из ее стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как важнейшим компонентом своей жизненной позиции.
Мамардашвили М.К. Философия и личность. Выступление на Методологическом семинаре сектора философских проблем психологии Института психологии РАН 3 марта 1977 года // Человек. М., 1994. № 5. С. 5
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru