Рефетека.ру / Педагогика

Контрольная работа: Взаимодействие классного руководителя и семьи школьника

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО Красноярский государственный

педагогический университет

Им. В.П. Астафьева

 

Институт дистанционного образования (ИДисО)

 

Контрольная работа по теоретической педагогике

На тему: "Взаимодействие классного руководителя и семьи школьника"

Красноярск 2007


Содержание

 

Введение

1. Смысл педагогического взаимодействия классного руководителя и семьи

2. Формы работы классного руководителя с родителями учащегося

3. Классный руководитель в конфликте «Школа - родители»

Вывод

Список используемой литературы

 

 


Введение

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий является классный руководитель. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности.

Целью данной контрольной работы является наиболее глубокое, подробное и точное рассмотрение деятельности классного руководителя. Непосредственно, объектом, изучаемым в данном педагогическом исследовании, будет весь процесс деятельности классного руководителя. Предмет - особенности этой деятельности, ее главные стороны. Основные задачи: проанализировать литературу по данной теме, дать определения основным понятиям. Определить сущность деятельности, главные функции классного руководителя, взаимодействие классного руководителя с семьей школьника.

Рассматривая подробнейшим образом все стороны деятельности и личности классного руководителя, попытаемся вникнуть и осознать не только всю сложность должности классного руководителя, но и конечно её необходимость.


1. Смысл педагогического взаимодействия классного руководителя и семьи

 

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье. Воспитательная работа школы не может строиться без учета этого фактора развития школьника. Только создание единой воспитательной среды может гарантировать, возможно, высокое достижение планируемых результатов.

Необходимость организовывать работу с родителями диктуется вовсе не обязанностью родителей «помогать школе», школа должна сама справляться профессионально со своими функциями. Работа с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии каждого школьника: надо, чтобы в семье ему были созданы благоприятные условия, и семейное воспитание находилось в гармонии с системой школьного воспитания, и воспитательные результаты школы не «стирались» семьей. Чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает, в первую очередь, ученик и его развитие.

В общем виде назначение работы школы с родителями учащихся состоит в создании единой (вместе с коллективом класса и школы) воспитывающей среды, в которой бы считается, что воспитание родителей имеет две основные задачи: «накопление педагогических знаний, необходимых родителям для воспитания детей, и самовоспитание (саморазвитие) родителей»[1].

Педагогический коллектив школы, и классный руководитель в частности, более осведомлен в отношении общественной жизни школьника, его жизнедеятельности вне семьи, в его интеллектуальном развитии. Более компетентен в вопросах психологии, педагогики, эстетики, права... Поэтому может оказать помощь в нестандартных ситуациях семейного воспитания: в условиях многодетной семьи и семьях с единственным ребенком, в неполных семьях (материнских или отцовских), в семьях повышенной психологической конфликтности, в разрешении проблем и противоречий семейного воспитания, в преодолении его ошибок.

 

2. Формы работы классного руководителя с родителями учащегося

По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом, в области педагогики и психологии, он помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания. В корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Эти задачи определены статусом классного руководителя.

Нельзя забывать о том, что семейное воспитание – дело личное, интимно-семейное. Родители сами определяют судьбу своего ребенка. Имеют полое право на собственную педагогическую позицию, свой стиль и тон взаимоотношений с ребенком, свое собственное отношение к педагогическим воздействиям общества и соответственно школы. Поэтому классный руководитель, руководствуясь чувством педагогического такта, во взаимоотношениях с родителями учащихся выступает в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой. Для него работа с родителями – одна из его забот, а именно – создание воспитывающей среды для оптимального развития учащихся. Кроме того, статусом классного руководителя юридически определено его правовое положение в качестве третьего лица при защите прав ребенка в случаях лишения отца или матери родительских прав, решения споров о правах на ребенка, защиты ребенка от физического насилия, неоправданного психологического или морального давления взрослых, вовлечение детей в противоправную деятельность. В этих случаях права классного руководителя определяются законодательством (гражданским, уголовным, и уголовно-процессуальным).

Согласно воспитательной позиции во взаимодействии школы и семьи можно выделить пять основных функций классного руководителя:

1.         ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;

2.         психолого-педагогическое просвещение родителей;

3.         вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

4.         корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;

5.         взаимодействие с общественными организациями родителей.

Раскроем более подробно каждую из этих функции.

Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых требований. Общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Так на первом родительском собрании классный руководитель только что получивший класс, знакомит родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, знакомит их с планом воспитательной работы. Совместно с родителями изыскиваются возможные пути реализации этой программы в семейном воспитании. Все проблемы классный руководитель держит в поле зрения родителей на протяжении всего учебного года, корректируя их, подводя итоги, ставя новые задачи, советуясь с родителями.

Психолого-педагогическое просвещение. Противоречия этой проблемы современной школы происходят из того, что общий образовательный уровень родителей неуклонно растет, а это влечет за собой уверенность в непогрешимости их педагогической позиции. И тем не менее, исследования педагогов и психологов постоянно фиксируют низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей и возрастающий интерес к ней в обществе. В школе накоплен богатый и интересный опыт педагогического всеобуча родителей. Задача каждой школы, каждого классного руководителя выбрать для себя наиболее подходящую форму его, удобную для школы и интересную для родителей. Применяются практические формы психолого-педагогического просвещения родителей:

· народные Университеты;

· школьный лекторий;

· школьные и классные тематические конференции для родителей;

· родительские лектории по микрогруппам родителей на основе их групповых интересов;

· поклассное просвещение родителей;

· индивидуальные консультации (психологические, педагогические, медицинские, юридические);

· различного рода читательские конференции, обзоры, и выставки литературы для родителей.

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность – эта форма широко практикуется в современной школе. Мотивируется это задачами расширения воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности. Некоторые формы взаимодействия родителей, учеников и учителей в совместной деятельности.

Участие во всех видах внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем – походы, экскурсии, вечера, турниры, состязания, ремонт и благоустройство школы. Подготовка и школьных лагерей труда и отдуха, дальних походов высокой категории сложности, поездок по городам страны. Участие в профориентационной работе школы: встречи с учащимися, экскурсии на предприятия, профконсультации. Ведение факультативов и кружков согласно профилю своей профессиональной деятельности. Участие в работе Советов школы, школьных и классных родительских комитетов. Оказание материальной помощи в реализации различных школьных и классных дел через установление связи школы со своими предприятиями, фирмами. Участие родителей в подготовке праздника Последнего звонка, состязаний типа «КВН», «Что? Где? Когда?», «Папа, мама и я – спортивная семья».

Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся – первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи учащимся (одаренным, проявляющим склонность к изучению отдельных учебных предметов, либо интерес к каким- либо формам внеурочной деятельности). Другое направление заботы классного руководителя – это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания: разрешения противоречий подросткового возраста, преодоление трудностей воспитания девочек и мальчиков в пубертатный период, профилактика формирования вредных привычек. Помощь в преодолении дурного влияния асоциальных и антисоциальных неформальных объединений молодежи профилактика правонарушений. Индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся: аморальными и противоправными; вовлекающими детей в пьянство и преступную деятельность; семьями с повышенной конфликтностью; семьями, не обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей – эта работа ведется совместно с правоохранительными органами: инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних. Отделами охраны прав ребенка и опеки департаментов образования.

Взаимодействие с общественными организациями родителей- с родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами, Женскими Советами воинских организаций и т.д. Содержание общей деятельности определяется статусом и положением (либо уставом) соответствующей общественной организации. В их компетентность может входить:

·    оказание материальной помощи школе, отдельным семьям и учащимся;

·    связь с административными и правоохранительными органами;

·    коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;

·    помощь школе и классам в проведении воспитательной работы с учащимися;

·    участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций, лекториев; оказание материальной помощи и правовое воздействие на родителей, нерадиво относящихся к воспитанию детей).

Все перечисленные функции работы школы, и в частности классного руководителя, способствуют созданию нормальной воспитывающей среды для организации школьного воспитательного процесса.

2.2. Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание.

Родительские собрания могут быть:

· организационными;

· текущими или тематическими;

· итоговыми;

· общешкольными и классными.

Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны – педагоги и родители – для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей. Самой главной стороны – детей.

Этапы родительского собрания.

1 этап. Организация родительского собрания.

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания. Любое собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов:

- Анализ учебных достижений учащихся класса. 

- Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе.

- Психолого-педагогическое просвещение.

- Обсуждение организационных вопросов.

- Личные беседы с родителями.

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.

Советы психологов:

·        Перед началом собрания «оставить за дверью» плохое настроение.

·        Длительность собрания не более 1,5 часов.

·        Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.

·        Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.

·        Не забудьте золотое правило педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

·        Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

·        Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).

·        Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.

·        В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их возможностей.

·        Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

·        Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

·        Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.

·        Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.

·        Давать негативную оценку всему классу.

·        Переоценивать значение отдельных предметов.

·        Избирать для общения назидательный тон.

Правила подготовки классного родительского собрания:

1.     Тема родительского собрания должна быть актуальной для родителей.

2.     Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

3.     План проведения родительского собрания должен быть им известен.

4.     общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

5.     родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

6.     родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.

Общешкольное родительское собрание проводится два раза в год. Основной целью общешкольного родительского собрания является знакомство с целями и задачами работы школы. Планированием воспитательного процесса (дни открытых дверей, дни самоуправления). Итоги работы за определенный промежуток времени и перспективами развития школьного обучения в условиях реформирования школы. Так же общешкольные собрания могут носить торжественный характер, например юбилей школы. Такие собрания носят глубокий нравственный характер, положительно влияют на родителей. Стимулируют их на изменение педагогической позиции в семье.

Классное родительское собрание проводится 4-5 раз в учебном году. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы за год. Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания.

3. Классный руководитель в конфликте «Школа - родители»

По-разному складываются отношения с родителями школы в целом и классного руководителя в частности. От этого зависит степень взаимопонимания и взаимодействия и, в конечном счете – эффективность воспитательного процесса, как школьного, так и домашнего. От этого зависит позиция, стратегия и тактика в работе классного руководителя с родителями учащихся. Существует три основных типа отношений, а значит, и три основных тактики взаимодействия.

1.         Ситуация, когда родители полностью, всецело принимают и понимают школу. Столь благоприятная ситуация складывается, если родители стремились определить ребенка именно в эту школу. В этой ситуации родители, как правило, полностью принимают все требования, способствуют их выполнению детьми, с удовольствием помогают в организации учебно-воспитательного процесса.

2.         Ситуация, когда родители нейтрально, а порой и равнодушно относятся к школе, что объясняется разными причинами, разной позицией родителей: «я занимаюсь своим делом – школа своим», «в дела школы вмешиваться не надо: если позовут – тогда прихожу», «мой ребенок хорошо учиться, не нарушает дисциплину – все идет нормально». К этой группе семей относятся и родители, воспитанием детей не занимающиеся (по разным причинам). В этой ситуации чаще всего родители принимают все, что исходит от школы, не вмешиваются ход учебно-воспитательного процесса, не мешают школе, но и существенной помощи не оказывают. Процесс семейного воспитания строят (либо пускают на самотек) по собственному усмотрению, руководствуясь своей жизненной и педагогической позицией, своими методами и приемами. При отсутствии взаимопонимания и взаимодействия школы и семьи ребенок чаще всего попадает в своеобразные «педагогические ножницы» содержание и методика воспитывания семьи и школы входят в противоречие, которое усугубляется по мере взросления ребенка, становления его жизненной позиции, развития его критериев оценки жизненных явлений, а следовательно – и критического отношения к воспитателям (родителям и педагогам).

3.         Ситуация неприязненных, конфликтных, противоречивых отношений родителей и школы, если изначально либо в процессе последующего общения возникают коллизии типа: «педагоги не понимают моего ребенка…», «школа с предубеждением относится к моему сыну (дочери), «в учителя идут одни жизненные неудачники и недоучки», «в других школах все гораздо лучше» и т.п. В этих и подобных ситуациях возможна различная степень непонимания, противоречия отношений, противостояния и даже противодействие, «борьбы» двух сторон: скрытые и явные конфликты, жалобы в высшие инстанции, письма в газеты. Разумеется, в этих условиях нарушается нормальный ход учебно-воспитательного процесса в школе, не в выигрыше и домашнее воспитание детей.

Классному руководителю, во внимании и интересах которого взаимоотношения с родителями класса, небезразлична атмосфера в системе отношений «родители – школа»: хотим или не хотим, она неизменно является фоном, на котором строятся собственные отношения классного руководителя с классом и коллективом родителей. И поэтому на первой же встрече с родителями классный руководитель ощущает либо безоговорочное и быстрое принятие всего, что он предлагает, либо нейтрально-равнодушное отношение, либо скрытую или явную настороженность, оппозиционность и даже враждебность.

Классному руководителю следует немедленно, при первом же общении с родителями и детьми «снять» перенесенное с общешкольных масштабов явное или намечающееся противостояние и предотвратить возможное противодействие. Как? Во-первых, через формирование отношения детей к своей личности: первыми интересными и полезными уроками и внеклассными делами, проявлением внимания к классным делам и личности каждого ученика, культурой общения, заманчивыми перспективами общих дел, широкой эрудированностью и кругозором. Во-вторых, необходимо сразу установить определенные отношения с родителями: на первом же собрании знакомства с родителями раскрыть свою жизненную и педагогическую позицию, показать привлекательность своей личности (тактично, ненавязчиво, скромно), вынести на обсуждение наиболее острые классные проблемы для выработки общей стратегии и тактики воспитания (и школьного, и семейного). Обязательно в конце первого собрания предложить каждому родителю письменно или устно высказать свои суждения по поводу услышанного, замечания, предложения, дополнения, просьбы и рекомендации. При первых контактах очень важна тональность отношений: доброжелательность, культура речи, позитивная эмоциональность, оптимизм по поводу существующих с классом и отдельными учащимися проблем. Такое начало позволит классному руководителю выстроить систему собственных позитивных отношений с родителями. И это не значит, что эти отношения будут ровными, исключительно положительными, бесконфликтными. Такого быть не может, так как в основе этих отношений – жизнь со всеми её радостями и печалями, взлетами и падениями, ровным течением и коллизиями.

Конфликт в педагогике и психологии трактуется как несовпадение, несходство во взглядах, точках зрения, убеждениях, оценки жизненных явлений, мировоззрении, отношениях к объектам окружающего мира. Конфликт – это противоречие в диалектическом подходе к явлениям – источник всякого развития. Разрешенный конфликт способствует позитивному развитию, прогрессу – ученика, отношений в классе и с родителями, Самого педагога. Неразрешенный конфликт усугубляет неприязненные взаимоотношения, нарушает нормальный учебно-воспитательный процесс, разрушает наметившиеся контакты учителя и учащихся, родителей и детей. Классный руководитель должен овладеть теорией диалектического противоречия и конфликта (в этом поможет имеющаяся философская, педагогическая и психологическая литература).

Овал:           
Сложная
совокупная причина
Организационная диаграмма

 

Типы возможных конфликтов в отношениях «классный руководитель ↔ родители» по возрастающей степени глубины и сложности:

· несогласие, несовпадение мнений и оценок относительно жизненных явлений: книги, кинофильма, спектакля. Похода, музыкального произведения… (такого рода противоречие не затрагивает ни одну из сторон);

· несогласие, несовпадение мнений и оценок относительно ребенка (воспитанника), его отдельных поступков и поведения (это противоречие уже затрагивает эмоциональную сферу сторон);

· спор непродуктивная дискуссия по поводу личностных особенностей ребенка, его жизненной позиции, отношения к нему родителей, содержания и методики учебно-воспитательного процесса в школе (это противоречие затрагивает жизненную и педагогическую позицию тех и других);

· ссора прерывание отношений на краткий или более длительный срок – могут привести к более устойчивым конфликтам, даже противодействию (непосещению родительских собраний, подчеркнутому игнорированию требований, жалобам администрации школы и других органов народного образования);

· разрыв – конфликт, доведенный до крайней точки, когда в отношениях образовалось противостояние, делающее невозможным дальнейшее сотрудничество в воспитании ребенка; чаще всего в таком случае родители или классный руководитель ставят вопрос о переводе ребенка в другой класс или в другую школу.

Первая группа – причины объективные:

·        различия в уровне образования и культуры, мировоззрении, ценностных ориентациях, в убеждениях;

·        различия в уровне психолого-педагогической, этической, эстетической подготовленности к воспитанию детей;

·        возрастные и половые различия педагога и родителей;

·        различия в типе отношений к ребенку: в основе отношения родителей – чувство любви и родственные связи. В основе отношения педагога – общественные и общечеловеческие требования;

·        однобокая, односторонняя информированность о ребенке (у родителей из наблюдений в домашних условиях, у педагога – в системе общественных отношений)

·        предъявление завышенных требований родителей – к педагогам, педагогами – к родителям;

·        разница условий, материальных и духовных, для реализации задач воспитания и развития детей (интеллектуального, физического, эстетического, нравственного…).

Вторая группа – причины субъективного характера, кроющиеся в личностных особенностях классного руководителя и родителей:

·        личностные качества: особенности протекания психологических процессов (ощущения, внимания, памяти, мышления, речи), направленности личности (потребностей, мотивов, склонностей, интересов, убеждений, мировоззрения), способностей (общих и специальных), темперамента, черт характера;

·        история жизни и воспитания, события семьи и ближайшего окружения, повлиявшие на жизненную и педагогическую позицию;

·        сложившийся стереотип в понимании воспитания;

·        воспитание как стимулирование развития ребенка, как процесс интуитивный, «как нас воспитывали», «как… наказать, пригрозить, запугать…», как бесконечное морализирование, как книжно-наукообразное (что нередко встречается в семьях с высоким уровнем образования, в педагогических семьях);

·        предшествующие мелкие и крупные, краткие и затяжные конфликты;

·        отношение ребенка к учебно-воспитательному процессу в школе;

·        недостатки и отклонения в психике, наличие психических заболеваний (нервозность, истерия, неврастения);

·        вредные привычки (алкоголизм, курение, наркомания);

·        равнодушие к детям, неисполнение прямых родительских или педагогических обязанностей и другие.

Анализируя причины и условия появления конфликтности в отношениях с родителями, классный руководитель, как правило, выявляет несколько моментов, которые образуют так называемую сложную совокупную причину. Знание её позволяет грамотно распознать, предотвратить и преодолеть имеющие6ся или возникающие конфликты.

Проведя анализ степени конфликтности своих отношений с родителями, классный руководитель выбирает адекватные способы разрешения конфликта:

·    сведение незначительных, несущественных проблем взаимоотношений к шутке;

·    компромисс (действия на основе взаимных уступок);

·    перенос внимания на другие, более приятные, значительные, важные объекты отношений (с тем, чтобы вернуться к нерешенным проблемам на волне доброжелательности, спокойствия, педагогического такта);

·    спокойный и деловой анализ сложившейся ситуации;

·    выражение (подчеркнутое) доверия, заботливости, расположенности, любви к ребенку и родителям;

·    временный отказ от своего требования;

·    привлечь других лиц (директора школы, завуча, учителей-предметников, других членов семей) в качестве «третейского судьи»;

·    выяснение острых проблем и вопросов в других обстоятельствах (в другое время, на иной территории, в новых необычных формах): в библиотеке, в сквере, дома за чашкой чая;

·    проявление авансированного доверия, Уважения, Надежды, веры (для родителей неблагополучных семей);

·    конструктивный диалог (склонение родителей на свою сторону, убедительными доводами, доказательными фактами);

·    умение поставить себя на место противоположной стороны, оценить все «её глазами и умом» и избрать на основании этого верное решение и выстроить логику действий;

·    использование метода «параллельного действия» А.С. Макаренко умелое приведение примера из литературы, истории, жизни, чтобы родители по аналогии выбрали верную позицию;

·    личный пример педагога в умении использовать все перечисленные способы выхода из конфликта с целью рациональной организации развития ребенка и классного коллектива.

Очень важно при организации классным руководителем разрешения конфликтных ситуаций учитывать необходимые условия. А в случае их отсутствия следует подумать о возможности их создания. Основные из них таковы:

·    убежденность обеих сторон в необходимости разрешения конфликта;

·    психолого-педагогическая грамотность, хотя бы на уровне элементарном;

·    этическая образованность, владение, владение нормами культуры поведения, соблюдение правил этикета;

·    психологическое здоровье сторон (в противном случае уместно участие врача-психоневролога, психиатра);

·    скрытость конфликтных отношений классного руководителя и родителей от учащихся.

Таким образом, анализ причин возникновения конфликтных отношений, их типов, способов выхода из конфликтов с учетом конкретных необходимых условий помогает классному руководителю управлять ситуацией возникновения, развития, и разрешения конфликта, сделав его источником развития взаимоотношений с родителями, а следовательно – средством повышения эффективности всего учебно-воспитательного процесса.

 


Вывод

В этой работе я отразила некоторые особенности работы классного руководителя. Структура работы основывается на целях и задачах, поставленных во введении. Таким образом, проанализировав литературу по данной теме, я смогла выявить сущность деятельности классного руководителя, которая заключается в изучении учащихся, организации и воспитании классного ученического коллектива, повышении качества знаний и укрепления дисциплины, организации и проведении внеурочной и внеклассной воспитательной работы, координации воспитательной деятельности учителей, работы с родителями учащихся. А также педагогические требования, предъявляемые к классному руководителю: высокий моральный авторитет, педагогическое мастерство, широкий культурный кругозор, педагогический такт, любовь и уважение к детям, наличие организаторских способностей, творческий подход к воспитательной работе, повышение квалификации.

Можно сделать следующие выводы: деятельность классного руководителя плодотворна и эффективна, если учащиеся с радостью идут на контакт, готовы к совместной работе, хорошо воспринимают материал. Это говорит о том, что педагог регулярно проводит с детьми воспитательные, развивающие, познавательные и развлекательные мероприятия, дети уже привыкли к активной деятельности классного руководителя.

Функция защиты учащихся реализуется в работе классного руководителя с детьми из неблагополучных семей и постоянным контролем над социальным положением каждого ученика.

Стоит отметить, что теоретические функции, обязанности и права классного руководителя не остаются только на страницах учебника, а действуют в современных школах. Несмотря на всю сложность и ответственность работы, большинству педагогов она доставляет очень много радости и приносит ощущение удовлетворения.


Список используемой литературы

1.     Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. 2-е изд., испр. – М.: ЦГЛ, 2003. – 220 с.

2.     Маленкова Л.И. ПЕДАГОГИ, РОДИТЕЛИ, ДЕТИ (методическое пособие для воспитателей, классных руководителей). М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000. – с. 304.

3.     Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5-11 классы. М.: «ВАКО» 2004, 272 с. – (Педагогика. Психология. Управление)

4.     Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. – (Методическая библиотека).

5.     Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 128 с.



[1] Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993, с. 10

Похожие работы:

  1. • Реализация диагностической функции классного ...
  2. • Приоритетные формы взаимодействия классного ...
  3. • Основные направления работы классного руководителя
  4. • Система профориентационной работы классного ...
  5. • Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи ...
  6. • Работа классного руководителя с родителями
  7. • Организация деятельности классного руководителя
  8. • Лидер и классный руководитель
  9. • Классный руководитель как организатор нравственного ...
  10. • Работа классного руководителя с неблагополучными ...
  11. • Мастерство классного руководителя: сущность и методы ...
  12. • Работа классного руководителя с семьей (анализ ...
  13. • Целевая защита ребенка - ... деятельности классного руководителя
  14. • Задачи и функции воспитательной работы классного ...
  15. • Классный руководитель в современной школе
  16. •  ... у подростков в системе деятельности классного руководителя
  17. • Роль классного руководителя в формировании ...
  18. • Разработка плана классного руководителя
  19. • Воспитательная система классного коллектива
Рефетека ру refoteka@gmail.com