После славянской и тюркской эта группа народов - третья по численности среди всех народов России. Из 25 млн. финно-угров планеты более 3 млн. живет сейчас на территории России. У нас они представлены 16 народами, пять из которых имеют свои национально-государственные, а два - национально-территориальные образования. Остальные дисперсно расселены по всей территории страны.
По данным переписи 1989 г., в России насчитывалось 3184317 представителей финно-угорских народов. Из них численность мордвы составляла 1072939 человек, удмуртов - 714833, марийцев - 643698, коми - 336309, коми - пермяков - 147269, карел - 124921, хантов - 22283, вепсов - 12142, манси - 8279, ижорцев - 449. Кроме того, здесь проживало 46390 эстонцев, 47102 финна, 1835 саамов, 5742 венгра, других представителей малочисленных финно-угорских народов и этнических групп, таких, как сету, ливы, водь и др.
Значительная часть финно-угров живет в "титульных" субъектах Федерации: республиках Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Удмуртской Республике, Коми-Пермяцком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе. Диаспоры их имеются в Вологодской, Кировской, Ленинградской, Мурманской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Пермской, Псковской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Тверской, Томской, Ульяновской областях, а также в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, в республиках Башкортостан, Татарстан, Чувашии.
Российские финно-угорские народы, кроме коми-пермяков, имеют одну общую черту: проживание в национально-смешанной среде, где они составляют меньшинство. Для их этнокультурного, языкового и социального развития важное значение имеют и такие факторы, как компактность расселения и удельный вес в национально-административных образованиях.
Характерной их особенностью является открытость к этнокультурному взаимообмену. Поиск путей укрепления связей с родственными народами не разрывает традиционные культурные контакты с другими народами. Финно-угры сберегли и сохранили свои языки, основные элементы культуры. Связь с этнической традицией в сфере культуры в основном выражается у них в национальных песнях, музыке, танцах, в национальных блюдах, одежде, а также в сохранении некоторых старинных обрядовых действий, например, свадебных, похоронных, поминальных и т.д.
Сейчас изучается большинство языков финно-угров, за исключением языков сеть, води, ижоры. Как учебный предмет преподаются вепсский, карельский, коми, коми-пермяцкий, манси, марийский (горный, луговой), мордовский (мокша, эрзя), саамский, удмуртский, финский, хантыйский (три диалекта) языки. Коми, марийский, мордовский, удмуртский являются языками обучения в начальных классах, остальные изучаются как учебный предмет в средних школах. Изучение саамского, ханты, манси языков ограничивается преимущественно начальной школой.
Субъекты Федерации, в которых представлены финно-угорские народы, федеральные органы власти, уделяют немало внимания развитию культур, языков этих народов. Разработаны и приняты законы о культуре, в ряде республик - о языках (республики Коми, Марий Эл), в других республиках законопроекты о языках на стадии подготовки. Подготовлены и действуют региональные программы национально-культурного развития народов, в которых значительное место занимают конкретные мероприятия по вопросам национальной культуры, образования, языков.
В Республике Карелия стремятся совершенствовать законодательство с целью защиты интересов коренных малочисленных народов. Здесь действует закон об образовании, в котором определено, что карелы и вепсы имеют право обучаться на своем родном языке. Закон о культуре признает приоритет развития культуры этих народов. В каждом законодательном акте упор делается на оказание поддержки представителям малочисленных коренных национальностей. И это не случайно. Ведь карелы составляют всего 10%, а вепсы - менее 1% от общей численности населения республики.
В республиках Коми, Мордовия, Удмуртия, Марий Эл, в Ханты-Мансийском АО располагают собственными концепциями и программами национального развития. В Республике Марий Эл создан Фонд развития культур финно-угорских народов.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru