Тамбов, центр Тамбовской области расположен в центральной части Окско-Донской (Тамбовской) равнины, на левом берегу р. Цна (бассейн Волги), при впадении в неe р. Студенец, в 480 км к юго-востоку от Москвы. Узел ж.д. линий и автомобильных дорог. Климат умеренно континентальный. Средние температуры: января -11 С, июля +20 С. Осадков около 500 мм в год. Узел ж.-д. линий (на Мичуринск, Ртищево - Саратов, Балашов - Камышин) и автомобильных дорог. Аэропорт.
Население: 294 300 человек. Мужчин: 44,8%. Женщин: 55,2%.
В 1636 г. (считается годом основания Тамбова) стольнику Роману Боборыкину было поручено построить крепость близ переправы на р. Цна напротив устья р. Тамбов (ныне Лесной Тамбов). Однако это место оказалось неудобным и город был построен на 20 вeрст ниже по Цне, но с сохранением названия по первоначальному ориентиру реке Тамбов. Название реки дорусское, его объясняют из мордовского томбакс "топкий" или древнефинского tamb "дуб".
В 1647 г. построена система сложных фортификационных сооружений - Тамбовский вал, ставший частью Симбирской засечной черты. В середине 18 в. Тамбов утрачивает значение военной крепости и развивается как центр аграрного района. С 1719 г. Тамбов - центр Тамбовской провинции (в составе Азовской, с 1732 Воронежской губернии), с 1780 г. - Тамбовского наместничества. С 1796 г. центр Тамбовской губернии. В 18 в. Тамбов был крупным культурным центром.
В 1870 г. через Тамбов прошла Рязано-Уральская железная дорога. Город становится крупным центром хлебной торговли, возникают предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, а также небольшие металлообрабатывающие заводы.
С 1928 г. Тамбов в составе Центральночернозeмной области, с 1934 г. - Воронежской области, с 1937 г. - центр Тамбовской области. В 1960-х гг. началось интенсивное индустриальное развитие Тамбова.
Современный Тамбов - промышленный центр с развитым химическим машиностроением (НПО "Тамбовполимермаш", НПО "Тамбоваппарат", ПО "Гальванотехника" и др.); электротехническим машиностроением: заводы - "Ревтруд", "Электроприбор". Комплектующие детали и запасные части для автомобилей и тракторов (завод подшипников скольжения, технологического оборудования), кузнечно-прессовое оборудование (ПО "Тамбовмаш") и др. Предприятия химической промышленности: ПО "Пигмент" (производство анилиновых красителей), заводы - асбестовых и резиновых технических изделий, химический. Предприятия лeгкой (швейной, обувной), пищевой промышленности. Производство стройматериалов.
Культура, наука, образование
НИИ химикатов для полимерных материалов, НИИ органических полупродуктов и красителей, ВНИИ резинотехнического машиностроения.
Институты: химического машиностроения, педагогический, культуры.
Театры: драматический, кукол. Филармония.
Краеведческий музей. Картинная галерея (русская и западно-европейская живопись). Музей-усадьба Чичериных.
Архитектура, достопримечательности
Покровская церковь (1763-69), Казанская церковь (1791), бывший Архиерейский дом (1791), летняя церковь (1818), Спасо-Преображенский собор (заложен в 1694, перестроен в 1797, расширен в 1839-40), главный почтамт (1786), бывшие духовная семинария (1785-1805) с новым корпусом (1825, ныне институт химического машиностроения), гимназии (2 корпуса, первый - 1825), Гостиный двор (1836-37), публичная библиотека (1842), Александровский институт благородных девиц (1843, в 1878 пристроен новый корпус; ныне Педагогический институт), сиротский дом (первая половина 19 в.), реальное училище (вторая половина 19 в., ныне средняя школа), женская гимназия (ныне Институт усовершенствования врачей), конюшня (середина 19 в., во дворе - круглый манеж), Дворянское собрание (1897), Нарышкинская читальня (1892, ныне Картинная галерея) и др. Городской сад (заложен в 1870, ныне Парк культуры и отдыха).
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru