Иродова И.А., Мазаева Л.Н.
В настоящее время, наряду с проблемами отбора содержания профессиональной подготовки, существенную значимость приобрели проблемы определения педагогических средств, способствующих профессиональному и личностному становлению будущих учителей. Недостатки традиционной системы профессиональной подготовки особенно остро сказываются на процессе преподавания дисциплин предметного и профессионального блоков.
Практика показывает, что совершенствование учебных планов и программ не всегда способствует повышению эффективности учебного процесса. Отрыв обучения от требований реальной практической деятельности, формальный подход к самому процессу обучения препятствуют развитию профессиональной компетентности будущих учителей.
В качестве варианта решения названных проблем мы предлагаем усиление профессиональной направленности обучения будущих учителей, которое заключается:
- в создании условий для осознания студентами особенностей будущей профессиональной деятельности,
в акцентировании внимания на развитии личностных качеств, необходимых для успешного овладения будущей профессией,
в определении уровня развития профессионально важных качеств, имеющихся у каждого студента и построении индивидуальных образовательных траекторий.
Реализация задач формирования профессиональной компетентности на основе усиления профессиональной направленности предметной подготовки возможна путем введения в учебное занятие элементов профессиональной деятельности, профессиональных проб, изменения форм и методов обучения.
Разработанный нами курс «Элементарная физика» направлен на обобщение и систематизацию физических знаний и создание у студентов целостных представлений не только о физической картине мира, но и о своей будущей профессии и тех знаниях, умениях, навыках и способностях, которые необходимы для успешного овладения будущей профессией и для выполнения профессиональных обязанностей.
Основными целями курса «Элементарная физика» являются:
-систематизация усвоенных в школьном курсе физики знаний,
-формирование физического образа окружающего мира, физической картины мира,
-усвоение основ физики как прикладной науки,
-формирование мотивов учебной и профессиональной деятельности, способствующих успешному овладению профессией,
-формирование сознательного творческого отношения к профессиональной деятельности,
-обогащение личностного опыта будущего учителя,
-формирование интегративных профессионально личностных качеств.
В программе курса «Элементарная физика» нашли отражение основные дидактические принципы (Табл.1):
Таблица 1
Дидактические принципы |
Отражение в содержании |
Примеры |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комплексное обучение, воспитание, развитие |
Включение в содержание элементов социального опыта, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения. Примеры применения знаний и способов деятельности. |
Разбор ситуаций конкретных уроков, обращение к личностному опыту студентов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Научность |
Отражение общих методов научного познания, закономерностей развития науки |
Методология науки, философские аспекты физики, обобщение на уровне теорий и концепций |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Систематичность, последовательность |
Отражение содержательно-логических связей |
Структурно-логические схемы Анализ тем, разделов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Системность |
Отражение структурных связей, анализ общенаучных терминов. Знание о структуре знаний, о методах научного познания |
Изучение теории научных исследований. Изучение истории открытий |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи |
Согласование изучения теорий, законов, понятий общих для родственных предметов |
Выявление и анализ связи отдельных разделов физики с другими науками и учебными предметами. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Связь теории с практикой, обучения с жизнью |
Включение в содержание видов деятельности материально-прикладного характера, информации расширяющей кругозор будущих учителей |
Изучение профессиональных способностей, необходимых учителю физики. Анализ личностных качеств. Составление индивидуальных образовательных траекторий. Анализ и формирование умений и навыков, необходимых учителю физики |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Профессиональная направленность |
Введение в содержание профессионально значимых видов деятельности |
Ведение занятия, ролевые игры, разработка урока, подбор задач и их анализ, составление задач, их упрощение и усложнение, подготовка сообщений, организация совместной работы, подготовка и проведение учебной физической демонстрации |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наглядность |
Работа с моделями, мысленный эксперимент. Использование и изготовление наглядных средств обучения |
Анализ основных моделей: материальная точка, модель идеального газа, колебательный контур, модель атома. Формирование умения работать с моделями, описание моделей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Доступность |
Определение соответствия объема и сложности — области ближайшего развития |
Диагностика уровня обученности и обучаемости студентов (тестирование) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация и индивидуализация |
Учет способностей, интересов, профессиональных намерений |
Индивидуальные задания, задания разного уровня сложности, тестирование |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Положительное отношение и мотивация |
Отражение в содержании истории физики и техники, новых достижений в области науки. Формирование мотивации учения и профессиональной деятельности |
Изучение биографий ученых и истории физических открытий, чтение и обзор научной и научно-популярной литературы, игровые ситуации, изучение мотивации, анализ жизненных планов |
Базовый уровень |
Углубленный |
Профориентированный |
|
уровень |
уровень |
||
Задачи |
Прочные знания |
Усвоение знаний |
Усвоение знаний о себе, |
школьного курса |
расширенного и |
осознание своих |
|
физики |
углубленного курса |
возможностей, |
|
физики |
систематизация и |
||
структурирование учебного |
|||
материала |
|||
Знания |
Уровень основной |
Расширенный и |
Целостные представления о |
школы |
углубленный |
физике как учебном |
|
предмете |
|||
Преобладающий |
Репродуктивная |
Репродуктивная, |
Продуктивная, |
вид деятельности |
частично |
исследовательская |
|
продуктивная |
|||
Управление |
Полностью или |
Полностью или |
Самостоятельная работа |
процессом |
частично |
частично |
|
обучения |
контролируемый |
контролируемый |
|
Этап |
Систематизация |
Предъявление новой |
Формирование навыков |
ориентировки |
знаний основного |
информации |
поиска необходимой |
уровня средней |
информации |
||
школы |
|||
Этап исполнения |
Устранение пробелов |
Усвоение новых |
Формирование навыков |
в знаниях школьного |
знаний, анализ новой |
сознательного и |
|
курса физики |
информации |
рационального усвоения |
|
учебной информации |
|||
Этап контроля |
Тестовые задания 1 и |
Тестовые задания |
Сообщения, рефераты, |
2 уровня |
1,2,3 уровня |
составление, упрощение и |
|
Задачи 1,2 уровня |
Задачи 2,3,4 уровня |
усложнение физических |
|
задач, подбор задач разного |
|||
уровня |
|||
Деятельность |
Показ образцов, |
Показ методов |
Консультирование |
преподавателя |
алгоритмов |
решения, совместное |
|
составление |
|||
алгоритмов |
Содержание курса «Элементарная физика» предусматривает не только предметную направленность обучения, но и ориентацию на создание благоприятных условий для развития личности студента, которая предполагает:
- обращение к мотивам, целям учения и труда, личностному опыту студента;
- придание личностного смысла его учебной и профессиональной деятельности;
- ориентацию обучения не на развитие "правильных", а на разработку у него собственных взглядов на свою будущую профессию.
Таблица 3
Блочно-модульная структура деятельности студента
Направленность |
Цель |
Уровень обучения |
||
обучения |
обучения |
базовый |
углубленный |
Профессионально |
ориентированный |
||||
Философско- |
знания |
Иметь |
Иметь |
Иметь представление о |
Мировоззренческая |
представление о |
мировоззрение в |
роли знаний в будущей |
|
физической картине |
соответствии с |
профессиональной |
||
мира |
физической |
деятельности |
||
картиной мира |
||||
Теоретическая |
Знания |
Базовый курс |
Разделы |
Особенности |
физики средней |
углубленного и |
мышления и усвоения |
||
школы |
расширенного курса |
школьного курса |
||
физики |
||||
Инструментальная |
Знания |
Понимать |
Знать о сфере |
Знать особенности |
назначение и |
применения и |
эксплуатации |
||
принцип работы |
возможностях |
физических приборов, |
||
основных приборов |
школьных |
постановка и |
||
физических |
проведение учебного |
|||
приборов |
эксперимента |
|||
Умения |
Иметь некоторые |
Иметь навыки |
Иметь навыки работы |
|
навыки работы с |
работы с |
с физическими |
||
основными |
физическими |
приборами |
||
физическими |
приборами |
демонстрационного и |
||
приборами |
лабораторного |
исследовательского |
||
практикума |
эксперимента |
|||
Практическая |
Знания |
Основные способы |
Способы решения |
Систематизация знаний |
решения физических |
задач углубленного |
о процессе решения |
||
задач |
и расширенного |
физических задач |
||
курса |
||||
Умения |
Решение задач |
Решение задач |
Умение составлять |
|
уровня основной |
повышенного |
физические задачи |
||
школы |
уровня сложности |
|||
Психологическая |
Знания |
ориентировочные |
Знание своих |
Осознание своих |
психологических |
возможностей |
|||
особенностей |
||||
умения |
Осознание мотивов |
Закрепление |
Формирование |
|
учения и своей |
мотивации учебной |
мотивации будущей |
||
деятельности |
деятельности |
профессиональной |
||
деятельности |
При решении задач обучения в курсе «Элементарная физика» предлагается использовать воспитывающие возможности средств, которыми можно воспользоваться в конкретных условиях. К ним относятся:
- содержание учебного материала,
- организация учебной деятельности,
- взаимоотношения, которые складываются в учебном процессе между участниками образовательного процесса.
Наше исследование, проводимое в рамках проекта «Содержание и технологии профессиональной подготовки учителя физики в педагогическом вузе», показало, что в содержании курса «Элементарная физика» заключены объективные возможности возбуждения познавательных, профессиональных и других потребностей и мотивов, а также развития способностей и профессиональных умений.
В основу программы курса «Элементарная физика» положены профессионально ориентированнные мотивационно-стимулирующие ситуации. Программа предусматривает:
- диагностику уровня обученности, сформированности личностных профессиональных интересов и мотивов профессиональной деятельности,
- выделение на ее основе уровневых групп,
- определение индивидуальных образовательных траекторий, на основе которых осуществляется обеспечение оптимального сочетания предметных и профессиональных требований к каждому студенту.
Структура мотивационно-стимулирующих ситуаций определяется путем анализа содержания изучаемого материала, исходя из педагогических целей воспитания мотивов профессиональной деятельности. Системообразующим компонентом стимулирующей ситуации является ценностно-целевая ориентация будущих учителей, которая обеспечивает единство мотива и цели учебно-познавательной деятельности и профессиональной деятельности, принятие студентами целей обучения.
Компонентами мотивационно-стимулирующих ситуаций являются также методы, средства и формы обучения, имеющие профессиональную направленность и систему дидактических практически направленных задач. К ним относятся такие как взаимопомощь, оценка и взаимооценка результатов труда, вскрытие причин их несоответствия поставленным целям.
Ценностно-целевая ориентация студентов осуществляется посредством лекционной формы организации учебного процесса, информационно-сообщающих методов со стороны преподавателя и исполнительских методов работы слушателей. Предполагается, что студенты осмысливают услышанное и увиденное, останавливают свое внимание на ценных моментах.
Далее осуществляется усложнение всех компонентов стимулирующей ситуации. В структуру мотивационно-стимулирующих ситуаций вводятся задачи с жизненно-практическим содержанием, групповые формы работы, дающие возможность моделировать ситуации сотрудничества, объяснять, контролировать, выявлять причины ошибок.
На следующем этапе ценностно-целевая ориентация направляется на формирование творческих умений личности в процессе применения знаний в незнакомой ситуации, расширяются рамки сотрудничества, актуализируется понимание необходимости личной ответственности за результаты своего труда. На этом этапе применяются стимулирующие, частично-поисковые, контролирующие, самоконтролирующие методы обучения. Мотивационно-стимулирующие ситуации предполагают широкое использование взаимоконтроля, включение будущих учителей в самоанализ своего труда, постановку целей дальнейшей работы.
Экспериментальная работа, носившая в значительной мере поисковый характер, показала, что педагогический процесс, построенный на основе профессионально ориентированнных мотивационно-стимулирующих ситуаций, способствует формирование профессиональной компетентности, выражаемой в профессиональной позиции будущего учителя, стиле педагогического мышления, и проявляется как "смещение установок" с содержательно-процессуальных аспектов учебного общения на целостно-смысловые.
Разработанные нами профессионально ориентированнные мотивационно-стимулирующие ситуации предусматривают определенные шаги и последовательность реализации, а именно:
1) проведение совместной ориентировки в личностно значимой для студентов предметной области;
2) выявление проблем, интересующих студентов как будущих учителей;
3) рассмотрение проблем в контексте значимых для студентов профессиональных и личностных ценностей.
Установлено, что значительное влияние на формирование профессиональной компетентности и готовности к профессиональной педагогической деятельности оказывают методы обучения, особенно интерактивные методы проблемного обучения.
Они побуждают обучаемых к таким способам усвоения материала, которые вызывают познавательную активность, возбуждают потребность в знаниях, в овладении способами действий, активизируют потребность достижения. Практика подтвердила, что для реализации возможностей методов обучения служат приемы, связанные с побуждающей функцией: разъяснение целей деятельности, постановка информационных и проблемных вопросов, создания проблемных ситуаций, организация работы с источниками, применения знаний на профессиональной основе, использование занимательных и игровых форм занятий.
Опыт преподавания курса «Элементарная физика» показал, что большое значение для формирования профессиональной компетентности и готовности к профессиональной деятельности имеют разнообразные приемы, основанные на общении, взаимодействии преподавателя и студентов. С помощью этих приемов создается своеобразный эмоциональный настрой занятий, определенная моральная атмосфера, вырабатывается особый стиль взаимоотношений преподавателя и студентов.
На приемы побуждения к овладению профессиональной деятельностью влияют внутриколлективные отношения:
- организация коллективной работы по планированию и выполнению совместной деятельности,
- проведение коллективного обсуждения итогов работы,
- задания по взаимоконтролю и взаимопомощи,
- применение сочетания различных форм совместной работы. Формированию профессиональной компетентности и готовности к
профессиональной деятельности препятствуют:
- эмоциональная бедность сообщаемого учебного материала,
- невысокая компетентность преподавателя, его неумение разобраться в профессиональных вопросах, его не заинтересованность в работе,
- излишняя повторяемость одних и тех же приемов или приемов одного порядка,
- однообразные задания,
- отсутствие оценки,
- недоброжелательное отношение преподавателя к студентам.
И наоборот, включение в деятельность студента элементов творчества, мотивационно-стимулирующих ситуаций, формирует у студента самостоятельность оценок, гибкость мышления, инициативу, позволяет накопить личностный опыт и в целом способствует формированию профессиональной компетентности и готовности к профессиональной деятельности.
С целью наиболее эффективного формирования готовности к будущей профессиональной деятельности курс «Элементарная физика» должен включать задания, побуждающие студентов к прогнозированию предстоящей деятельности, проектированию жизненных планов и предполагающие:
- создание условий, благоприятствующих проявлению (ситуация поиска, стимулирование и поощрение самостоятельных подходов) самостоятельности,
- обучение умению использовать реальные источники педагогического творчества,
- приобретение личного опыта, критическое осмысление сделанного, анализ и исправление ошибок,
- введение в учебный процесс специальных элементов, мотивационно-ориентирующих учебную деятельность студентов, направленных на изучение и практическое овладение знаниям, умениями и навыками,
- использование целостной системы методов организации учебной деятельности студентов.
Опыт обучения студентов младших курсов показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, трудно достижимых в традиционном обучении:
- формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы,
- воспитывать системное мышление специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире,
- давать целостное представление о профессиональной деятельности и ее крупных фрагментах.
Анализ результатов экспериментальной работы позволяет сделать следующие выводы:
- произошли существенные изменения в мотивационной сфере студентов в сторону развития мотивов профессиональной деятельности,
- удалось в значительной степени устранить «пробелы» в знания студентов, имевшихся на начальном этапе обучения,
- использование рефлексия на всех этапах подготовки учителей физики позволили студентам осознать особенности будущей профессиональной деятельности, характер профессионально важных качеств и уровень их развития у каждого.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru