Реферат студентки третьего курса специальности «романо-германская (итальянская) филология» Новиковой Маргариты Игоревны.
Белорусский Государственный университет
Филологический факультет
Минск 2005
Роман (заимствование из французского языка) – жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многихчеловеческих судеб на протяжении длительного периода времени, порою целых поколений.
Специфической особенностью романа в его классической форме является разветвлённость сюжета, отражающего сложность отношений в обществе, рисующего человека в системе его социальных связей.
Роман зародился в XIII веке во Франции как развлекательная литература, противопоставленная литературе духовного содержания. Весьма разнообразны романы по тематике – от семейно-бытовых до философских, от социальных до приключенческих.
Исторический роман – это прозаический жанр, в котором вымышленные персонажи действуют на фоне исторических событий и потому могут в ходе повествования сталкиваться с реально существовавшими личностями и принимать участие в исторических событиях описываемого периода. В связи с этим считается, что в тот момент, когда автор начинает описание исторических событий, он перестаёт быть художником и превращается в историка-документалиста. Однако это не всегда так. Зачастую авторы склоняются в одну из этих сторон, и тогда роман получается более историей или более вымыслом.
Основоположником жанра исторического романа в мировой литературе считается английский писатель Вальтер Скотт, начинавший свою писательскую деятельность в качестве поэта и собирателя шотландского фольклора, но после успеха его первого исторического романа «Уейверли» решившего посвятить себя исключительно этому жанру. Его перу принадлежит 27 романов. Жанр вызвал много последователей и подражателей, особенно во Франции.
Исторический роман существовал уже в XVII веке, но своего подлинного расцвета он достиг именно в XIX веке в рамках романтизма, доминировавшего в то время в европейском искусстве и литературе. Причиной такого успеха был пристальный интерес к истории, особенно к национальной, типичный для эпохи романтизма. В Италии этот интерес был вызван подъёмом национально-патриотических чувств, вызванных идеей национальной солидарности и объединения Италии. Патриоты смотрели на историю как на средство будущего прогресса, а на человека – как на результат исторического процесса. Результатом исторических процессов того времени было выдвижение на первый план буржуазии. По этой причине романы, фоном которых является современная тому периоду история, не обходились без обращения к данному сословию.
Во второй половине XIX века с окончанием эпохи Рисорджименто жанр исторического романа находится в упадке, така как в большинстве своём романисты стремятся к изображению недавних событий или современности, правдиво изображая жизнь современного общества. Так рождается стремление романистов к точному показу действительности, что повлекло за собой появление реалистического, а затем и веристского романа.
В Италии возникновение жанра исторического романа связано с 1827 годом – временем публикации «Обручённых» Алессандро Мандзони. В тот же год были опубликованы и некоторые другие, менее ценные с литературной точки зрения, романы, в которых любовная линия переплеталась с историческими событиями или с идеями Рисорджименто.
Следует, однако, отметить, что с публикацией «Обручённых» жанр исторического романа трансформируется: фон повествования смещается с прошлого на современные исторические события (на которые итальянцы возлагали большие надежды), исчезает авантюрная линия, заменяемая повествованием, основанным на документальных данных. «оторымнцы ического романа трансформируется: фон повествования смещается с прошлого на современные исторические события (которымОбручённые» – это пример строгой реконструкции исторических событий, в которой даже вымышленные персонажи кажутся реальными и вносят значительный вклад в процесс воссоздания событий XVII века. В историческом аспекте Мандзони следует примеру Вальтера Скотта, беря в качестве фона повествования прошедшую эпоху, но решительно его превосходит в плане сложности характеров персонажей и тонкости переплетения истории с вымыслом.
Новаторством Мандзони является статус его главных героев: это не власть имущие, а наоборот, «униженные и оскорблённые», простые люди, которым дают право голоса. И если в повествовании появляется высшее сословие, то лишь затем, чтобы продвигать исторический пласт романа. Действительными же главными героями являются исключительно простые люди.
Мандзони стал новатором и в языке: языком его романа стал флорентийский диалект, поскольку писатель считал, что литература не является элитарым искусством, созданным для развлечения рафинированного общества.
Он, как и все итальянские романтики, был склонен к литературе утилитарного и дидактического характера и потому считал, что произведение искусства должно быть понятно простому народу, широкому кругу читателей.
В дальнейшем романы писались уже по одному из двух шаблонов:
скоттовскому – реконструкция событий Среневековья, наличие авантюрной линии, дуэлей и убийств;
мандзонианскому – выдвижение в качестве главных героев людей низшего сословия, максимальное приближение языка и стиля повествования к разговорному, сознательное стремление обратить внимание соотечественников на такие ценности, как родина, свобода, национальное единство, моральный долг.
По мере укрепления идей Рисорджименто в среде писателей начинается постепенное отступление от скоттовского типа исторического романа. Мандзони в своём очерке «Об историческом романе» (1845 год) объявил о несостоятельности этой его разновидности ввиду невозможности служения насущным проблемам (то есть, задачам Рисорджименто) и потому его несостоятельности.
Именно в этом ключе и написано лучшее произведение Ипполото Ньево «Исповедь итальянца», знаменующее собой трансформацию собственно исторического романа в роман о современной истории с автобиографическим элементом, современным вариантом языка и психологическими портретами персонажей.
Вехой в развитии исторического романа является роман Уго Фосколо «Последние письма Якопо Ортиса», в котором исторические события XIX века переплетаются с судьбой главного героя. Роман является продолжением тенденции, начатой Ричардсоном в «Клариссе», Руссо в «Юлии или новой Элоизе» и Гёте в «Страданиях юного Вертера». Наряду с историческим мотивом, в романе присутствуют:
сентиментальный мотив – в романе описываются переживания главного героя;
автобиографический мотив – роман основан на личном опыте писателя.