Откровенно реакционное освещение получили обстановка и события войны 1812 года и в романе Булгарина «Петр Выжигин» (1830). Булгарин рассыпается в верноподданнических похвалах самодержавию, «просветившему Россию» и явившемуся якобы источником победы ее над врагом. Роман направлен против передовой дворянской интеллигенции. Главный герой романа - купеческий сын Петр Иванович Выжигин - идеализирован автором как истинный патриот, проявляющий чудеса храбрости, носитель всяческих добродетелей.
Булгарин перенес в жанр исторического романа композицию и принципы авантюрно-плутовского романа периода его упадка. В «Петре Выжигине» происходят самые невероятные приключения и мошенничества, в которые автор совершенно произвольно ввязывает великие события 1812 года. История становится в романах Булгарина предметом дешевых нравоучений, подвергается многочисленным подчисткам в реакционно-дидактических целях. Булгарин цитирует множество документов, дает описания вещей, костюмов, но все это не оживляется проникновением в дух изображаемой эпохи. Исторические фигуры в романах Булгарина -это образы без лиц, без характеров, бесплотные носители навязанных им автором нравственно-политических идей, олицетворение прописных добродетелей и необыкновенных пороков. Пушкин в своем памфлете против Булгарина язвительно писал о том, что автору «Димитрия Самозванца» только «историческая точность одна не дозволила... назвать Бориса Годунова Хлопоухиным, Димитрия Самозванца Каторжниковым, а Марину Мнишек - княжной Шлюхиной. Зато и лица сии изображены несколько бледно».
Первые романы Булгарина имели успех, явно не соответствующий их достоинствам. Факт этот свидетельствовал о потребности времени. Впоследствии Белинский не раз указывал на то, что популярность первых романов Загоскина и Булгарина своим источником имела все возраставший интерес читающей публики того времени к романам из русской жизни, в частности к эпическим произведениям на темы русской истории. Однако и реакционно-дидактические романы Булгарина, и проникнутые политическим консерватизмом романы Загоскина быстро утратили свою популярность. В борьбу с ними вступает романтическая школа, представленная в творчестве Н. Полевого, А. Вельтмана, И. И. Лажечникова.
Историческим материалом для романа «Клятва при гробе господнем» Н. Полевого явилась «История русского народа», написанная самим писателем. Роман повествовал о кровавых распрях русских удельных князей, о борьбе за московский престол между великим князем Василием Темным и Юрием Галицким, в которой участвовали Василий Юрьевич, Шемяка и ряд других князей. Главная роль в романе принадлежит некоему загадочному Гудочнику, слуге рода князей Суздальских, который дал «клятву при гробе господнем», в Иерусалиме, восстановить Суздальское княжество. Он скрывает свои замыслы под личиной балагура, свое имя - под различными прозвищами. Гудочник - всеведущ и вездесущ. Ему все доступно: он крадет великокняжескую печать и отправляет, куда ему угодно, войска Василия; он проникает в тюрьму и освобождает из заточения Шемяку. Он является движущей силой повествования. БестужевМар-линский, написавший статью о романе Н. Полевого, высоко ценил этот романтический образ как образ человека, отдавшего одной мысли «все радости жизни, все честолюбие сердца».
Пафос романа - в обличении деспотизма и самовластия Москвы. В духе декабристских традиций рисуются образы вольного Новгорода и молодой вдовы Марфы Борецкой. Полевой негодует против коварной политики великого князя московского, не задумываясь о ее историческом смысле и значении. Положительным и безвинно страдающим от деспотизма героем романа писатель делает князя Димитрия Шемяку, который якобы готов жить в мире с Москвой. Не заботясь об исторической истине, Полевой делает Шемяку, прославившегося в те времена коварством и злодействами, воплощением чести, справедливости и миролюбия. «До сих пор вам представляли Шемяку злодеем, каких мало и бывало на святой Руси, а Василия Темного таким тихим, что водой не замутит. У меня Шемяка показан вам иначе: лихой, удалый, горячая голова, с добрым сердцем и с несчастием на роду написанным»-заявляет Полевой в обращении к читателю в конце романа. Стрела была направлена в Карамзина, действительно так же идеализировавшего отца Ивана III, как и его сына. Но беда Полевого заключалась в том, что в борьбе с монархической концепцией Карамзина ему приходилось поднимать на романтический пьедестал в качестве борцов против деспотизма и самовластия в древней Руси таких ее исторических деятелей, которые, борясь с объединительной политикой Москвы, объективно оказывались выразителями интересов реакционных сил и тенденций. Полевой обеляет Шемяку, игнорируя ту оценку, которую дал последнему народ в известной древнерусской повести о Шемякином суде. Для Полевого-романтика характерны герои со страстями, доведенными до крайних пределов: боярин-Иоанн - мститель и вероломный человек, Юрий Галицкий - душевно беспомощен и безволен и т. д. Несмотря на то что в романе зарисован ряд бытовых сцен, великокняжеская свадьба, московские улицы, постоялый двор, романист не сумел передать ни колорит эпохи, создать типические образы людей того времени. Герои романа говорят, пользуясь то просторечием XIX века (Ты выводишь меня из терпения), то метафорами романтического стиля (одежда хитрости и притворства, бесовский бисер женских слез), то по воле автора, обильно цитируют народные пословицы (Ешь пирог с грибами, а держи язык за зубами) и т. д.
Большую смелость проявил в своих исторических романах А. Ф. Вельт-ман (1800-1870), обратившись к временам Киевской Руси. Исторический роман Вельтмана «Кащей Бессмертный, былина старого времени» (1833) имел большой успех: читателю того времени казалось, что произведение Вельтмана действительно воссоздает далекую русскую старину. Даже Белинский поддался воздействию оригинальной и причудливой фантазии Вельтмана. В «Кащее Бессмертном», как и в другом своем романе о временах древнего Киева и Новгорода «Светославич, вражий питомец. Диво времен Красного Солнца Владимира» (1835), сквозь романтическую фантазию Вельтман дает почувствовать дух времени, характер русской сказки и славянской мифологии, рисует поэтические картины древней Руси. Широко использует Вельтман археологический и этнографический материал, образы и поэтику русской сказки.
Данченко Виктория. Развитие исторической темы в русской литературе.