Б.Х.Урозов
На современном этапе развития государства перед народным образованием стоит такая стратегическая задача, как повышение эффективности и качества формирования гражданской ответственности молодежи за дальнейшее развитие экономики, науки и техники, рациональное использование природных ресурсов.
Эта задача не может быть успешно решена без постоянного роста воспитания духовности. В таких условиях все отчетливее стала выявляться объективная необходимость совершенствования духовно-просветительского образования и воспитания не только молодёжи, но и трудящихся всей страны.
Духовность теснейшим образом связана с просветительской, интеллектуальной, трудовой и политической активностью личности. Вместе с тем она имеет свои признаки, обусловленные спецификой национального характера. При этом важнейшей задачей общеобразовательной школы является воспитание у учащихся любви к национальным ценностям, готовность психологически и практически участвовать в просветительской работе. Перед коллективами педагогических вузов стоит конкретная задача: обратить особое внимание на практическую направленность духовно-просветительской подготовки будущих учителей, а через них и школьников, при обучении различным учебным дисциплинам.
Это должно содействовать воспитанию активных борцов за эффективность и качество работы, благосостояние своего народа, развивать у школьников конкретное нравственное и духовнопросветительское мышление, бережное отношение к государственной и общественной собственности, чувство собственного достоинства, умение применять полученные знания на практике.
Важной предпосылкой воспитания духовности студентов педагогических вузов является создание духовнопросветительских центров, разработка системного подхода и алгоритмов управления их деятельностью.
Большое значение при этом имеет организационно-педагогическая подготовленность к такой деятельности руководителей духовно просветительского центра факультета. Опыт показывает, что системный подход к исследуемой нами проблеме реализуется в следующих структурно-организационных аправлениях деятельности духовнопросветительского центра факультета профессионального образования ДжГПИ им. А.Кадырий (см. схему 1). Главное достоинство этого подхода заключается в соблюдении логической взаимосвязи и последовательности проводимых мероприятий.
Осуществляя педагогическое руководство вопросами подготовки будущих учителей, в частности студентов факультета профессионального образования, к духовно-просветительской деятельности, мы стремимся руководствоваться принципами системного подхода.
Системный подход иногда смешивают с комплексным. Мы исходим из того, что на самом деле комплексность является необходимым, но ещё недостаточным условием педагогического руководства. Понятие «системность» характеризует, прежде всего, целенаправленность, упорядоченность, организованность, тогда как понятие «комплексность» в ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ Стр. 147 Схема 1 ДуховноБиблиотека ДуховноМолодежный просветиинститута просветительский центр института тельский центр института «Камолот» центр – дом студентов Читальный зал ДуховноПрофсоюз просветительский института центр факультета Информационный Ответственные в Комитет Профсоюзный центр факультета учебных группах факультетского комитет по духовно-просвепо духовно-просвецентра факультета тительской работе тительской работе Комитет по реализации Постоянное обновление Выпуск стенгазеты общественных свежими материалами «Учитель техники» мероприятий (посещение по духовно-просветитеатров, музеи, различные тельской работе стенда походы) «Куллиёт матбуоти» Постоянное обновление Постоянное обновление Оформление материалами стенда новыми материалами духовно-просвети«Духовные ценности» стенда «Культуроведение» тельской комнаты студентов большей мере отражает взаимосвязанность, взаимообусловленность, разносторонность, широту охвата проблемы. В определенном смысле понятие «системность» шире, чем «комплексность». Системность в равной степени охватывает связи как внутри данного уровня (горизонтальные), так и между разными уровнями (вертикальные). Комплексность же понимается как требование учитывать взаимосвязанные факторы, влияющие на проблему (систему) смежных уровней иерархической структуры данной системы. Современная педагогическая технология все больше использует системный подход, что позволяет рассматривать явления в единстве их количественной и качественной определенности.
Для достижения главной цели духовно-просветительского центра, то есть для подготовки будущих педагогов к духовно-просветительской деятельности, нами сформулированы следующие алгоритмы управления в учебновоспитательном процессе: Последовательное формирование у студентов духовно-просветительского сознания.
Обеспечение преемственности работы системы духовнопросветительского центра внутри института и школы.
Организация в общеобразовательных школах университетов для родителей по духовному воспитанию (чтение курса «Духовность семьи»).
Разработка планов работы педагогических коллективов и родительских комитетов общеобразовательных школ по духовно-просветительскому воспитанию молодёжи.
Подготовка и проведение научнопрактической конференции «Методика организации духовно-просветительного воспитания учащейся молодёжи».
Сочетание урочной и внеурочной деятельности духовно-просветительского центра факультета, института и общеобразовательной школы.
Управление и обеспечение научно обоснованной духовно-просветительской информации в процессе изучения основ наук, внеаудиторной и внеинститутской воспитательной работы.
Исходя из вышеуказанных задач алгоритмов управления духовнопросветительским воспитанием, мы разработали методику изучения вопросов духовно-просветительного воспитания студентов, конкретную программу её осуществления, в которую входят: формирование у подрастающего поколения мировоззрения, культуры, чувств, социальной зрелости, основанных на общечеловеческой морали, идеологии и принципах демократии; обеспечение непрерывности формирования идей национальной независимости и морали на основе Национальной программы по подготовке кадров; вооружение молодежи представлениями о совершенном образце (преданность, любовь к родному краю, ценимость свободы и др.), к которому человек должен стремиться в русле духовногуманистических идеалов; сочетание у студентов творческих, национальных и социально-педагогических подходов с помощью духовнопросветительной подготовки; стремление помочь глубинному восприятию молодёжью патриотической философии ислама и идей великих предков, которые до сих пор являются прочным фундаментом духовной культуры личности, обеспечивая единство философских, политических, нравственных и эстетических ценностей нашей молодёжи; в процессе подготовки студентов к духовно-просветительской деятельности изучение их личностных и профессиональных качеств с целью повышения их квалификационных навыков; формирование у студентов самостоятельного и творческого мышления.
Таким образом, духовнопросветительное воспитание есть систематическое, целенаправленное воздействие общества на человека в интересах формирования духовных и просветительских знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и других социальнопсихологических качеств, а главное образа мышления и деятельности, соответствующих природе современного способа развития общества, целям, принципам и нормам национального хозяйствования и морали. Это деятельность становления каждого члена общества как хозяина коллективиста, на деле укрепляющего и умножающего народное достояние.
Содержание работы духовнопросветительского центра факультета и института в целом определяется нами как система духовных и просветительных мероприятий, навыков, умений, направленных на выработку духовнопросветительского сознания личности, мышления, взглядов и убеждений студентов. Это поможет им осознать себя ее активными участниками.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru