В. А. Грошенкова
Цель литературного образования в школе - «становление духовного мира человека, воспитание любви к чтению, формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личностные возможности» [1]. Таким образом, стандарт ориентирует нас на подготовку квалифицированного читателя и формирование духовно полноценной личности. Известно, что в настоящее время отмечается резкое падение интереса к чтению художественной литературы, что объясняется множеством причин, поэтому воспитание творческого, квалифицированного, талантливого, эстетически образованного читателя − важнейшая задача, стоящая на современном этапе обучения на уроках литературы и словесности. Квалифицированный читатель - это человек, «который, читая книги, «смотрится, как в зеркало, в другого человека» и таким образом осознаёт действительную ценность других людей и себя самого» [2]. Но необходимой предпосылкой становления такого читателя является работа над качеством чтения: целенаправленная и систематическая работа по совершенствованию навыка чтения у школьников.
Как известно, сформированный навык чтения включает в себя два компонента:
- технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов);
- понимание текста (извлечение из него смысла, содержания).
Для совершенствования процесса обучения чтению мы предлагаем индивидуальные задания, которые помогут овладеть навыками грамотного чтения, что в дальнейшем будет способствовать становлению школьника как талантливого читателя.
В соответствии с компонентами навыка чтения выделяются следующие группы упражнений:
1) упражнения, направленные на формирование правильности чтения;
2) упражнения, развивающие скорость чтения;
3) упражнения, направленные на формирование умений понимать читаемый текст.
Упражнения включают в себя задания, которые ученик должен выполнить, опираясь на предложенный текст, а также методические рекомендации по их проведению. Упражнения предлагаются учащимся индивидуально, с учётом того, какой параметр чтения у них плохо отработан.
Первая группа упражнений направлена на совершенствование правильности чтения. Задания, включённые в эту группу, предназначены для тех учащихся, которые допускают большое количество ошибок в процессе чтения текста. Первоначально рекомендуется предлагать тексты, несложные по содержанию и структуре. 1) Чтение строчек наоборот по словам. Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее − вторым и т.д. Это упражнение уводит от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, пропуски и перестановки слов и слогов. Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.
Солнце и ветер.
Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё.
Л.Н. Толстой
2) Чтение строчек наоборот по буквам. Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова, формирует произвольность регуляции движения глаз, а также создаёт предпосылки для устранения распространённых ошибок «зеркального» чтения.
Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево. заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин тенялгзв анугудар, кясв юеястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос.
окшынлоС и тировог: «ыТависарк - отэ адварп, он ьдевзебянем и игудар ен теавыб». А агуда окьлот ястёемс ад ещупястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс азучут - и игудар как ин олавыб.
К.Д. Ушинский
3) «Заколдованное слово».
Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое) − справа налево. Это упражнение развивает способность перцептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и на новые - и гибко переходить от одной к другой. Подчёркивается сначала каждое второе слово, затем слова, несущие основную смысловую нагрузку.
Задание: Прочитай текст вслух, читая подчёркнутые слова наоборот.
Ворон и лисица
Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед.
Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и
говорит:
- Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по
твоему утсор да красоте только бы
тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац,
если бы у тебя солог был.
Ворон лунизар рот и лаороаз, что было
мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и
тирогов:
Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был,
быть бы тебе мёрац.
Л.Н. Толстой
4) Чтение только второй половины слов. Данное упражнение ведёт к резкому уменьшению ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова,а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями. Задание: Прочитай текст, произнося вслух только подчёркнутую часть слова.
Заботливый брат
На бузине сидели бок о бок два молодых воробья. Совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-под перьев. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и сталпить. Пил и всё поглядывал на другого, перекликался с ним. Другой с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. Клюв был разинут от жары. Тот, первый, непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва. Я понял: он давно напился и просто ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного.
По В. В. Вересаеву.
Вторая группа упражнений развивает у учащихся скорость чтения. 1) Чтение с подсчётом слов (строчек). Читая текст, ученик механически считает слова (строчки). Досчитав до десяти, начинает считать заново. Перед чтением можно дать задание найти ответы на поставленные перед чтением текста вопросы.
2) Поиск в тексте заданных слов.
Перед чтением учитель даёт задание найти в тексте определённое слово и подчеркнуть его.
3)Чтение с полосками.
Полоска под строкой и полоска над строкой дают возможность ребёнку ускорить темп чтения.
4) Чтение строчек с прикрытой нижней (верхней) половинкой.
Чистый лист бумаги накладывается на строку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние находились под листом. После прочтения первой строчки лист сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки. Аналогично проводится чтение строчек с прикрытой верхней половинкой. Данное упражнение формирует умение прочтения нескольких слов сразу. Рекомендуется проводить в парах: один ученик читает, другой проверяет.
5) Метод ритмических фиксаций. Это упражнение основано на принудительном увеличении скорости перемещения взгляда по строкам, что способствует формированию навыка скачкообразного движения взгляда во время чтения.
Задание:
1) Бросайте взгляд поочерёдно на левую и правую части строчек. На каждой раздельной части строки взгляд фиксируйте всего один раз. Целые строки необходимо осмысливать двумя фиксациями.
па |
ло |
гор |
увд |
сиде |
кнеу |
одарх |
енолд |
Зимует |
оляпка |
у полыньи. |
Неплохо |
зимует: на |
льдинках |
качается, в |
полынье ку- |
пается. Ещё и |
песни поёт! |
Нырнёт в ледяную воду и бродит по дну пешком. Весь зимний день то плавает, то ныряет, то по дну бегает.
2) Прочитайте короткие тексты, записанные в «мудрых деревьях», фиксируя взгляд трижды на каждой строке.
Перед самым восходом солнца на поляну ложится первый мороз.
Притаиться, подождать у края — Что там делается на лесной поляне!
В полумраке рассвета приходят Невидимые лесные существа И там начинают По всей поляне Расстилать белые холсты.
3) Читайте текст как можно быстрее. Во время чтения старайтесь бросать взгляд на пробелы между словами. Упражнение направлено на расширение поля зрения.
В середине осени отыскать цветущие растения бывает нелегко. Но в особенно тёплую погоду всё же можно встретить некоторые. Среди них пастушья сумка, одуванчик, льнянка и другие. Обычно это одиночные, невысокие растения. Ярутка полевая порой даже уходит под снег с бутонами и цветками, а весной такой же и появляется из-под зимнего покрывала.
При проведении упражнений, развивающих скорость чтения, необходимо обращать внимание не только на темп чтения, но и на смысловую сторону предлагаемых текстов. Большое значение имеет стимуляция к быстрому чтению, а также показ образца чтения. Третья группа упражнений направлена на формирование умений сознательного чтения, то есть на понимание структуры и содержания текста. 1) Чтение текста, закрыв последние три буквы всех строчек текста листом бумаги, а затем и начальные три буквы. Необходимо прочитать текст, стараясь угадать невидимые части по смыслу. Данное упражнение развивает у учащихся умение читать по догадке. 2) Чтение текста с добавлением недостающего слога, слова. Упражнение предназначено для совершенствования умения учащихся прогнозировать состав слова и предложения, что ведёт к усвоению смысла прочитанного. Задание: Прочитай текст и добавь необходимые по смыслу части слов или слово.
Нарек__, в завод_, раскрылись бел лилии и жёлт__кувшинки. Буйно цветёт над вод__водян__кашка. Дик__ут__вывела из осоки своих ут__, учит их пла___и ловить мо___. Летят над вод__бел__и син__стре___, и гудит над цветущей кашкой деловит__пче__.
И. Соколов-Микитов.
Очень страшная история. Доедая с маслом булку, Братья шли по___________,
Вдруг на них из__________
Пёс большой залаял_______.
Сказал младший: «Вот напасть, Хочет он на нас___________,
Чтоб в беду нам не_________,
Псу мы бросим булку в___
Всё окончилось прекрасно.
Братьям сразу стало____
Что на каждую_________
».
Надо брать с собою___________.
Д. Хармс.
Проверь, совпадают ли твои слова с теми, что были в стихотворении: закоулка, переулку, попасть, ясно, прогулку, пасть, гулко, напасть. 3) Поиск в тексте смысловых несуразностей.
Ученику предлагается текст, в котором содержатся смысловые ошибки. Задача ребёнка состоит в том, чтобы быстро выделить неточности, тем самым понять прочитанное. Упражнение направлено на
формирование умения анализировать смысловую структуру текста. Задание: Прочитай текст, выдели в нём неточности и внеси исправления. В одном домике жила у хозяев пушистая корова Мурка. Хозяева её очень любили и часто угощали парным молотком и жареной репой. Однажды Мурка решила погулять - подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. Неожиданно из-под крыльца выскочила морковка с длинным хвостом. Мурка ловко поймала её и съела. На дворе было весело: шумно чирикали озорные веники, плавали в лужах домашние утюги, а на заборе стоял красивый пастух и гордо кукарекал. Вдруг из собачьей конторы вылезла большая злая селёдка. Она увидела корову и стала сердито летать. Мурка испугалась и убежала в дым.
Л. Каминский.
4) Поиск отрывков из разных текстов. Упражнение формирует умение выявлять структурную и смысловые части текста. Задание: Найди отрывки из разных текстов: Ю. Мориц «Весёлая лягушка» и В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Восстанови каждый из них и прочитай отдельно. Весёлая лягушка жила в одной реке. Вверх дном её избушка стояла — бре-ке-ке! Сидела она в болоте, ловила комаров и мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. Избушка не стояла, а кверху дном плыла, Но это не меняло лягушкины дела. И весь век прожила бы она благополучно - конечно, в том случае, если бы не съел её аист. Она двумя руками играла на баяне, Она двумя ногами стучала в барабан. Но случилось одно происшествие. Избушка кувыркалась, Лягушка развлекалась, В зелёном сарафане плясала — пара-пам! Таким образом, предложенная классификация упражнений по совершенствованию навыка чтения учащихся - это всего лишь первый этап на пути становления квалифицированных, талантливых читателей-школьников. Подобные индивидуальные задания позволяют наиболее эффективно и быстро добиваться положительных результатов по чтению, а это, в конечном счёте, приводит к тому, что у учащихся возрастает уверенность в своих силах, появляется интерес и любовь к чтению более крупных художественных произведений.
1. Концепция образовательной области «Филология» в 12-летней школе // Литература в школе. 2000. №3. С. 69.
2. Светловская Н. Н. Введение в науку о читателе. М., 1997. С. 42.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru