Рефетека.ру / Биографии

Доклад: Туманян Ованес

Туманян Ованес

С. Гамалов

Туманян Ованес (1869—1923) — выдающийся армянский писатель. Р. в семье священника. Учился в тбилисской школе «Нерсисян». Начал писать в юности. Раннее его произведение — сказка «Собака и кот» (1886). С начала 90-х гг. Т. начал печататься во многих армянских периодических изданиях прогрессивного направления, а также в детских журналах. Туманян принимал активное участие в литературной и общественно-политической жизни. Одно время тесно примыкал к буржуазно-националистической партии «дашнакцутюн», редактировал газету дашнакского направления «Оризон» (Горизонт, 1909), дважды подвергался аресту (1908—1909, 1911—1912) и судился по большому процессу партии «дашнакцутюн». Вместе с группой известных армянских писателей (Лео, Шант, В. Папазян) составил и издал букварь и книгу для чтения «Лусабер» (Светоч) для армянских школ, а также лит-ую хрестоматию «Армянские писатели». Основал детский журнал «Аскер» (Колосья). В 1912 организовал в Тбилиси «Союз армянских писателей» и руководил им. Империалистическая война и роль дашнаков в ней как лакеев империализма способствовали окончательному отказу Т. от националистических увлечений и полному разрыву с дашнаками. В первые годы Октябрьской революции (1918—1920). Т. выступал в армянской и русской печати Закавказья  как убежденный сторонник советской власти. Он горячо приветствовал советизацию Грузии и Армении. Т. как общественного деятеля характеризуют: решительное и безоговорочное приятие Великой Октябрьской социалистической революции (в то время как многие крупные армянские писатели оказались в эмиграции), гневные выступления против братоубийственных войн и распрей («Капля меду» — 1909, «Конец зла»), пламенные призывы к братскому единению трудящихся Закавказья, выступления против дашнакской авантюры (1921) и белой эмиграции («Похуже голода»). В 1919 получил высокое звание народного поэта.

Вступив на литературное поприще в период решительной ломки феодально-патриархального уклада жизни народов Закавказья и начальной фазы развития капитализма, Т. отразил в своем творчестве этот переходный период со всеми его противоречиями. На первом этапе своего творчества Т. испытал влияния националистической романтики армянской буржуазии 90-х гг. (цикл стихотворений «С отчизной», не лишенный налета религиозности), а затем — мелкобуржуазного демократизма.

Относительно небольшое литературное наследство Т. весьма разнообразно: поэзия и проза, лирика и эпос, поэмы, сказки, басни и баллады. Подлинной стихией его творчества является эпос. Прекрасная обработка замечательного памятника армянского народного творчества — героического эпоса «Давид Сасунский» (1902), а также ряда народных сказок, преданий, легенд и баллад («Храбрый Назар», «Хозяин и работник», «Ахтамар», «Кукушка», «Собака и кот» и мн. др.), поэмы из народной жизни — «Сако лорийский» (1889), «Маро» (1887), «Ануш» (1901—1902) и историческая поэма «Взятие Тмбкаберда» (на сюжет которой написана опера А. А. Спендиарова «Алмаст») — вот самое ценное в творчестве Т., отмеченное печатью глубокой народности.  В своем творчестве он особенно ярко отразил жизнь патриархальной деревни. Однако напрасно армянские буржуазно-националистические «литературоведы» пытались представить Т. апологетом патриархальной крестьянской «самобытности». Все творчество Т. в целом является мощным, беспощадным изобличением отсталости, косности, ограниченности, темноты, невежества, суеверий, эксплоатации, рабства женщины, семейного деспотизма. Осознав внутренние социальные противоречия, разъедавшие патриархальную деревню, Туманян все свои симпатии отдал эксплоатируемому труженику. Его замечательная «Песня пахаря» (1887), десятилетиями распевавшаяся крестьянами и школьниками, его трогательный рассказ «Гикор» (ныне экранизированный), песни в пользующейся популярностью опере «Ануш», рассказ «Железная дорога» и десятки других поэтических и прозаических произведений до сих пор сохранили силу воздействия на широкую аудиторию читателей. Прославление труда и труженика, честности и правдивости, трудолюбия и свободолюбия — вот в чем выражалась народность поэзии Т.

Т. — крупный мастер художественного слова. Простой и вместе с тем живой и образный язык, блестящий стиль, яркие, легко запоминающиеся образы, мягкий юмор — таковы достоинства художественных произведений Т.

Велики заслуги Т. в области детской литературы. Его рассказы для детей, сказки, басни, баллады поныне являются ценнейшими материалами для армянских учебников.

Т. обогатил армянскую литературу и рядом прекрасных переводов из Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Некрасова, Гёте, Шиллера, Байрона, Гейне и др. русских и западноевропейских поэтов.

Список литературы

Стихотворения, тт. I и II, М., 1890—1892

 Песни, 1896

 Собр. сочинений, Ереван, 1926

 Избранные сочинения, Ереван, 1929

 Поэмы, Ереван, 1933

 Художественные произведения, Ереван, 1934

 Легенды, баллады, песни, Ереван, 1934

 Четверостишия, Ереван, 1934

 Рассказы, Ереван, 1937. На русск. яз.: Сборник «Армянские поэмы», под ред. Ар. Дервиша, М., 1902

 Сборник «Поэзия Армении», под ред. В. Брюсова, М., 1916, стр. 323—364 (стихи, поэмы, баллады, сказки)

 «Сборник армянской литературы», под ред. М. Горького, П., 1916, стр. 180—194 (стих., рассказ «Гикор»)

 Избранные произведения, Гослитиздат, М., 1936.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/


Рефетека ру refoteka@gmail.com