Сю Эжен (Eugène Sue, 1804—1857) — виднейший представитель массовой социальной беллетристики 40-х гг. во Франции. Сын придворного врача.
«Сентиментально-мещанский социал-фантазер», по определению Маркса, С. является типичным писателем-профессионалом эпохи возникновения массового рыночного спроса на литературу. Приспособление к требованиям широкого читателя характерно для С. на всех этапах его творчества. Свою деятельность начал как драматург. Выдвинулся рассказами. Сборник «Плик и Плок» («Plik et Plok») снискал ему почетное по тем временам прозвище «французского Купера». Колониальная экспансия (захват Алжира и др.) возбуждает в 30-х гг. живой интерес к экзотическим странам. Увлечение байронизмом находится в апогее. Все это обеспечивает успех таких морских и колониальных романов С., как «Атар-Гюль» (Atar-Gull, 1831); «Кукарача» (La Coucaratcha, 1832—34) и др., где на фоне тропического пейзажа действуют гордые, разочарованные личности, таинственные злодеи и безумно-смелые морские волки. В романах из современной ему жизни («Сесиль» (Cécile, 1835), «Артур» (Arthur, 1838) и др.), так же как и в условно-исторических — «Латреомон» (Latréaumont, 1837), «Маркиз де Леторьер» (Le Marquis de Letorières, 1839) — и других зарисовки, нередко портретные, легитимистских салонов подвергнуты той же обработке в духе байронизма, как и наблюдения, легшие в основу первых романов. Современники впрочем находили, что пресыщенное, самолюбивое, отравленное ядом рефлексии и позерства поколение 30-х гг. запечатлено в романах С. как живое. Однако в отличие от его дворянских бытописателей (Мюссе и др.), у С., чем дальше, тем настойчивей выступает типично буржуазное морализирование. «Матильда» (Mathilde, 1841), разоблачающая испорченность аристократии, знаменует совершившийся переход С. на новые, лево-буржуазные позиции. Наиболее популярны «Парижские тайны» (1842) — первый социальный роман С. Чрезвычайно доходчивым в этом произведении оказалось применение традиционных приемов «романа ужасов» к свежему, политически актуальному материалу — описанию быта парижской нищеты и преступного мира. Превознесенный Консидераном, Пиа, Ламартином, роман нашел беспощадную оценку у Маркса, обстоятельно показавшего в «Святом семействе» его идейное убожество и психологическую фальшь, продемонстрировавшего эклектизм идеологии С., скомбинированной из осколков реакционного буржуазного филантропизма и сентиментально-утопического социализма. С оценкой Маркса гармонирует и отклик Белинского на роман С. замечательную статью Белинского о «Парижских тайнах», Избр. соч., т. II, Гослитиздат, 1937). Великий русский критик с негодованием обрушился на художественную фальшь и благонамеренный реформизм романа, затемнившие критику социального неравенства, церкви, брака и традиционной морали, но зато отвечавшие вкусам лево настроенного городского мещанства 40-х гг. Грандиозный успех «Парижских тайн» и антиклерикального «Вечного жида» (Le Juif errant, 1848) означал не только революционизирование этой среды, но и ее политическую аморфность, ярко проявившуюся в ходе революции 1848.
Почти все романы С., начиная с 1837, шли сперва фельетонами в умеренно-либеральных газетах («Journal des Debas», «Constitutionel» и др.), находя доступ к читателю, нередко не бравшему до того книги в руки, и в свою очередь привлекая его к газете (во время печатания «Вечного жида» в «Constitutionel» число подписчиков поднялось с 3 000 до 40 000, в читальнях устанавливались очереди, не знающим грамоты читали вслух портье и соседи). Обращение к массовому мещанскому читателю, необходимость на протяжении ряда месяцев держать его в постоянном ожидании продолжения, торопливость самого процесса писания породили характерную для романа-фельетона технику: упрощенность психологических мотивировок, сентиментально-мелодраматический подбор персонажей, сложность интриги, при обилии кульминационных пунктов, подчас сводящих изложение к монтажу разрозненных выразительных ситуаций, растянутость, наконец эмоциональность и неряшливость языка. В отличие от другого корифея романа-фельетона, А. Дюма, опоэтизировавшего разгульную жизнь дворянского искателя приключений, С. внес в свои романы элементы демократического реализма — сочувственные описания быта рабочих, трактовку характеров как результата воздействия общественной среды, популяризацию идей утопического социализма. После «Вечного жида» популярность С. еще продолжала расти. Перед 1848 имели заметный успех «Мартин-найденыш» (Martin l’enfant trouvé, 1847) и цикл «Семь смертных грехов» (Les sept péchés capitaux, 1847). В 1850 С. выбирают в Национальное собрание (Маркс оценил эти выборы как «шутку в угоду гризеткам»). После 1851 он эмигрировал. Гнет цензуры и разочарование мелкой буржуазии в розовых идеалах 40-х гг. тяжело отразились на литературной судьбе С. Лучшее из его последних произведений, революционно-историческая эпопея «Тайны народа» (Les Mystères du peuple, 1849—57), подверглось запрету во Франции, а потом и в других странах.
Русские переводы из Сю многочисленны. Многие из них указаны современными отзывами в работе Е. Б. Покровской ниже). Новейшее изд. Агасфера (4 тт.) в пер. С. Ильиной, под ред. и со вступ. статьей и комментариями Ю. И. Данилина дано изд-вом «Academia», М. — Л., 1933—1936.
Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Сочин., т. III
К. Маркс, Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850, Сочин., т. VIII
Маркс и Энгельс об искусстве. Сост. Ф. П. Шиллер и М. А. Лифшиц. Под ред. А. В. Луначарского, М., 1933, стр. 64—86, 157. Указания на др. высказывания Маркса и Энгельса о Сю см. по «Библиографическому справочнику», приложенному к этому же изданию (№№ 68, 117, 180, 182, 205)
Белинский В., Рецензии на «Парижские тайны» («Отчет. записки», 1844, март) и «Терезу Дюнойе» («Современник», 1847 или Полн. собр. сочинений под ред. Венгерова, т. X)
Gros J.-M., Le mouvement littéraire socialiste depuis 1830, P., 1904
Teeg S. L. F., Die sozialen Elemente in den Romanen E. Sue’s, Greifswalder, Diss., 1921
Atkinson N., E. Sue et le roman-feuilleton, Nemours, 1929
Jarbinet G., Les Mystères de Paris d’Eugène Sue, P., 1932
Веселовский Ю., Э. Сю в изд.: История западной литературы (1800—1900), под ред. Ф. Батюшкова, т. II, кн. 7, М., (1914), стр. 473—477
Покровская Е. Б., Литературная судьба Е. Сю в России (1830—57), «Язык и литература», сб. V, Л., 1930 (здесь же и библиография)
Данилин Ю., Эпоха сороковых годов и «Агасфер» Эжена Сю, вступит. статья к «Агасферу», т. I, в изд. «Academia» (М. — Л.), 1933
Лифшиц М., Маркс о «Парижских тайнах» Сю, «Октябрь», 1933, № 3.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru