А. Смирницкий.
Многие норвежские землевладельцы, не желавшие покориться власти конунга Харальда Прекрасноволосого, переселились между 872—930 в Исландию. Независимость острова (до 1264), невозможность для католической церкви полностью подчинить его своему влиянию — ввиду его отдаленности — в то же время постянные поездки исландцев в Норвегию и на Британские о-ва, а отчасти и в другие страны, создавали благоприятные условия для сохранения и дальнейшего развития в Исландии старой норвежской культуры, для превращения ее в богатую и своеобразную исландскую культуру раннего средневековья.
Одним из древнейших литературных памятников Исландии являются старые песни «Эдды». Самые древние из песен «Эдды» сложились повидимому еще в Норвегии, но большая часть их создана в Исландии в X—XI вв., некоторые — в XII—XIII вв. Песни об Атли известны как гренландские (исландцы проникли в Гренландию в конце X в.), а песни о Хельги возможно появились в скандинавских колониях на Британских островах. Название «Эдда» было (ошибочно) дано в XVII в. безименному собранию 29 песен, сохранившемуся в рукописи XIII в. К числу песен «Эдды» теперь обычно относят еще несколько песен, а под названием «эддическая поэзия» в более широком смысле понимается древнескандинавская поэзия, представленная как самой «Эддой», так и другими, сходными с нею произведениями неизвестных авторов. Отличительные признаки эддической поэзии: ее содержание — языческие мифы и героические предания (как местные, так и проникшие в Скандинавию от других германских племен — го́тов, франков, англо-саксов); ее стиль — сравнительно простой и непосредственный; ее стихотворная форма — древнегерманский аллитерационный стих, более свободный, чем у скальдов, не осложненный рифмой и ассонансом, хотя и организованный в строфы.
По признаку содержания песни «Эдды» естественно разделяются на песни мифологические (к которым присоединяются дидатические и гномические) и песни героические (большинство — из цикла Нибелунгов), но между обеими группами нет разрыва, т. к. героические сказания нередко сплетаются с мифами о богах.
Одновременно с эддической поэзией в Исландии появляется и скальдическая. Одним из первых исландских скальдов был Эгиль Скаллагримсонт (900—982), наиболее выдающийся из скальдов вообще, автор песни в честь Эйрика Кровавой Секиры (этой песнью Эгиль выкупил у короля свою жизнь), песни «Утрата сына» («Sonartorrek»), песни, посвященной Аринбьёрну (другу поэта) и ряда других произведений, из которых не все сохранились. Из многочисленных исландских скальдов X в. выделяются также: Глум Гейрасон (драпа королю Харальду Серошубому — Haraldr Grafeldr, 960—975), Кормак Эгмундарсон (Kormak Ogmimdarson, 930—970; драпы, любовные песни и пр.), Эйнар Хельгасон, Халльфред Оттрасон (Hallfregr, 967—1007), тесно связавший свою судьбу с королем Олафом Трюггвасоном. Наиболее знаменитые скальды XI в. — странствующий поэт Гуннлауг Змеиный язык (Ormstunga), воспевший различных королей и ярлов, и Сигхват Тордарсон (Þorðarson), — скальд короля Олафа Святого (оба — в начале века). У поздних скальдов образные выражения делаются крайне вычурными, нагромождаются друг на друга, нередко превращаясь в своего рода словесные головоломками, и в XII в. поэзия скальдов вырождается в насквозь формалистическое искусство. В середине XII в. оркнейский ярл Рёгнвальд и исландец Халль Тораринссон совместно сочиняют «Ключ к стихотворным формам» («Háttalykill») — произведение, в котором даются образцы всевозможных стихов, применявшихся скальдами. Подобным же, еще более детально разработанным, произведением является «Хаттаталь» (Háttatal) Сноррри Стурлусона, написанное им в 1222/1223 в честь короля Хакона Хаконарсона и ярла Скули. Скальдическая поэзия делается предметом анализа и изучения и постепенно сводится к более или менее искусному подражанию старым образцам. Наиболее талантливый ее представитель в XIII в. — племянник Снорри Олаф. Формы скальдической и эддической поэзии уже около 1000 г. (введение христаинства в Исландии) стали применяться в христианской религиозной поэзии («Драпа Христу» Элифа Гудрунарсона, «Драпа воскресения Халльфреда).
Наиболее значительные произведения этого рода — «Солнечная песнь» XIII в. и особенно «Лилия» (XIV в.) монаха Эйстейна Асгримссона, послужившая образцом для рада последующих произведений.
Исландская сага (saga, мн. ч. sögur; см. «Сага») появилась уже в X в. — первоначально в форме устных рассказов о действительных событиях. Рассказчики саг (sagnamenn) развивали эти рассказы в целые истории в прозе, в которую вкрапливались и стихи, влагаемые в уста героев. Запись саг начинается значительно позже: большая часть саг была записана лишь в XIII—XIV вв. Вместе с записью старых устных саг идет и их переработка и создание новых саг, письменных, — образует обширная, оригинальная и многообразная литературы. Так наз. «Саги об исландцах» (Islendinga sögur) представляют собой художественно обработанные (иногда украшенные и скасказочными приключениями (семейные хроники и биографии. Наиболее значительные из саг, описывающих события IX—XI вв., — «Сага об Эгиле» (хроника рода скальдов Эгиля Скаллагримссона), «Лаксдёла», «Эйрбюггья», «Сага о Ньяле» (Njalssaga), «Сага о Греттис» («Grettissaga»; много вымышленного); затем — «Ватнсдёла» (история нескольких поколений одного рода), «Флооманнасага» (интересно путешествие в Гренландию), «Сага об Эйрике Красном (рыжем)» (Eirikssaga raugda; открытие Гренландии и Винланда — Америки); также несколько саг — биографий скальдов (Корпока, Халльфреда и др.). О событиях XII—XIII повествует «Сага о Стурлунгах» состоящая из нескольких саг, центральной, из которых является «Большая сага об исландцах» (Islendingasaga in mikla, ок. 1260) Стурлы Тордарсона (Þorðarson) время действия в ней — эпоха Снорри Стурлусона. Церковная история острова отражена в сагах о епископах (Biskupasögur).
Первый собственно исторический труд на исландском языке — «Книга об исландцах» («Islendingabók») ученого священника Ари Торгильссона (Þorgilsson, 1067—1148), содержащая краткую историю Исландии до 1120. Историческое сочинение на латинском языке Семунда Сигфуссона Многознающего (Мудрого) — Semundr inn Frogdi, 1056—1133) не сохранилось. Как бы сводкой исторического материала отдельных саг об исландцах является «Книга о занятии земель» («Landnámabók», XIII в.; геналогии исландск. родов, история заселения о-ва). «Саги о королях» — истории отдельных норвежских королей. Около 1200 Около 1200 появляется сводное историческое сочинение — так наз. «Извлечение из саг о королях Норвегии» (Ágrip af Nóregs Konunga sögum»); несколько позже — другие сборники исторических саг («Morkinskinna» и «Fagrskinna»). Величайший из средневековых трудов по истории Скандинавии — мастерски написанная «Книга о королях Норвегии» («Nóregs konungabók» или «Nóregs konungasögur», 1220—1230) знаменитого ученого, историка и литературоведа, Снорри Стурлусона (1178—1241; см. «Снорри»), известная также по начальным словам текста как «Heimskringla» (Мировой круг). В ее состав входит «Инглингасага» («Ynglingasaga») — мифическая «доистория» — и 15 исторических саг о королях Норвегии до 1177. Снорри является также автором так наз. младшей «Эдды» (см. «Эдда») — пособия для скальдов, в состав которого входит очерк языческой мифологии, а также в качестве иллюстрации, и «Hattatal» (см. выше). В форме саг подвергалась обработка в Исландии также история Ферейских и Оркнейских островов («Fereyingasaga») и («Orkneyingasaga») и Дании («Knytlingasaga» и утраченная полумифическая «Skjöldungasaga»).
Особую группу саг составляют так наз. «Саги древних времен» («Fornaldarsögur») легендарного характера, имеющие лишь отдаленную связь с историческими фактами или даже целиком вымышленные. Сюда относятся саги о викингах времен областных конунгов (ло Хараль да Прекрасноволосого), сказочные саги и саги, в которых пересказываются старые героические песни. Образцами «саг древних веков» могут служить «Сага о Хервёр» («Hervrrarsaga»), «Сага о Фритьофе» («Friþjofssaga», павшая сюжет для поэмы Тегнера; см.), «Сага об Орвародде» (тот же мотив предсказанной неизбежной смерти от коня, что и в предании о смерти Олега), «Сага о Рагнаре» (об историческом викинге Рагнаре, но сильно украшенная сказочными мотивами), «Сага о Вёлсунгах» (Völsungasaga); сюжет песен «Эдды» из цикла Нибелунгов) и др., К XIV в. из Норвегии проникают в Исландию «Саги о рыцарях» (см. выше «Норвежская литература»). В середине XIV в. появляются римы (т. е. собственно «рифмы») — рифмованные поэмы, обычно из четверостиший, близкие по форме к духовным латинским стихам и к норвежским народным песням; по содержанию же — большею частью переделки «саг древних времен». Особняком стоит «Рима о Скиди» («Skigdarima») Сигурда Тордарсона (Þorðarson, ок. 1400). Центральное место занимает в ней сон нищего Скиди, который видит себя призванным в Валхаллу для решения спора между героями. Римы знаменуют собой конец классического периода исландской литературы, которая, в XV в. уже не дает значительных произведений.
С конца XIII в. в Исландии начинают составляться хроники по образцу западно-европейских, но их удельный вес в исландской исторической литературе — по сравнению с сагами — совершенно незначителен. Записывание законов началось в Исландии уже в XII в., но сохранились лишь записи XIII в., известные под общим названием Grágás (собственно «Серый гусь»), данным им в XVII в. На этом однако не заканчивается история исландской литературы. В настоящее время в Исландии существует литература, представляющая немалый художественный интерес. Исландия выдвинула ряд писателей, особенно драматургов, произведения которых известны за пределами Скандинавских стран. Известный писатель Х. Лакснес близок коммунистическому движению.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/