Содержание
2. Этапы развития западноевропейской культуры Средневековья
3. Научная культура в Средние века
4. Феномен средневекового карнавала
Список использованных источников
1. Средневековый менталитет
В Деяниях Апостолов есть место, где описывается встреча апостола Павла с эпикурейскими и стоическими философами в Афинах: «Что это за новое учение, проповедуемое тобою?» - спросили они. – «И став Павел среди ареопага, сказал: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, которого вы не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян 17: 22-23). Как Ветхий Завет был «детоводителем ко Христу», так и античная философия с ее морально-нравственными аспектами, отношением к мирозданию, материальному и идеальному началам была своеобразной подготовкой к восприятию христианского учения. Некоторые античные философы, например, Платон, Сократ, Зенон считались предтечами христианских богословов. В Архангельском соборе Московского Кремля они изображены с нимбами наряду с Отцами Церкви и Великими Святыми.
Рождение Средневековой культуры, чудовищной и прекрасной одновременно, проходило в процессе крушения Средиземноморского эллинистического мира, столкновениях умирающей античности и варварского язычества. Это было время войн, политической неопределенности, упадка культуры. Начало Средневековья – V в. К этому времени были сформулированы основные каноны христианства, церковные традиции, были приняты богословские догматы на церковных соборах. Это время, когда жили Николай чудотворец Мирликийский, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Блаженный Августин, Бонавентура, Боэций – великие святители и философы христианства (Отцы церкви).
В 395 г. – со смертью императора Феодосия Великого (379-395) произошло окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную. Восточная империя продолжала жить самостоятельно (после падения Западной в 476 г.) и у не началась своя, ранневизантийская история. Византия продлила жизнь античной культуры до 1453 г., когда сама была завоевана турками.
Рассмотрим средневековую культуру Западной Европы.
Неуверенность в материальной обеспеченности людей Средневековья сопровождалась духовной неуверенностью, неуверенностью в будущей жизни, поскольку блаженство никому не было гарантировано. Ментальность, эмоции, поведение западноевропейского человека формировались в первую очередь в связи с потребностью в самоуспокоении. Отсюда – особое значение авторитетов. Высший авторитет – Писание, Отцы Церкви. К авторитетам прибегали в той мере, в какой они не противоречили собственным воззрениям. «У авторитета нос из воска, и форму его можно изменить в любую сторону», - крылатая фраза, принадлежащая известному теологу кон. XII в. Алену Лилльскому. Церковь спешила осудить новшества, которые рассматривались как грех. Изобретать считалось безнравственным. Средневековая этика преподавалась и проповедовалась при помощи стереотипных историй, неустанно повторявшихся моралистами и проповедниками. Эти сборники примеров (exempla) и составляют средневековую нравоучительную литературу. К доказательству авторитетом прибавлялось доказательство чудом. Средневекового человека привлекало все, что было необычно, сверхъестественно и ненормально. Наука же более охотно избирала своим предметом что-то исключительное, чудесное, например, затмения, землетрясения.
Парадоксальность Средневековья заключается в том, что в это тяжелое время, наполненное жестокостью бесконечных войн и кострами инквизиции, человек был способен создать прекрасные образы любви, преданности и красоты. Образы прекрасных дам, рыцарского благородства и королевской справедливости. Средневековое мировоззрение построено на амбивалентностях: постижение сути вещей, природ и причин, стремление к Богу, сочетается здесь с языческим мистицизмом и суевериями. Средневековый символ – это внешний шутовской облик, с божественным содержанием. Символы средневекового сознания рождаются в осмыслении Священного Писания. Осмысление духовных истин Священного Писания было направлено, прежде всего, на познание природы вещей и осознание их с духовной точки зрения. В сознании возникли неведомые животные, волшебные страны, чудесные образы из потусторонней жизни. Мир для человека стал наполнен различными существами – гномами, эльфами. «Физиолог» - текст-словарь, в котором давалось символическое определение природы зверей, их сущности, исходя из Священного Писания. Каждый материальный предмет рассматривался как изображение чего-то в духовном отношении более высокого, становясь тем самым символом. Мыслить означало открывать скрытые значения. Природа виделась огромным хранилищем символов. Минералы, растения, животные – все символично.
Образ Единорога уподобляли Христу, прозрачный берилл, пропускающий свет, - образ христианина, озаренного светом Христа. Красный сардоникс означал Христа, проливающего свою кровь на кресте. Яблоко – символ зла (яблоко по-латыни malum – «зло»), мандрагора, как считалось, возбуждает чувственность и одержимость; когда ее вырывают, она кричит, и тот, кто слышит крик, умирает или сходит с ума.
2. Этапы развития западноевропейской культуры Средневековья
Раннее Средневековье (V-X вв.). Охватывает время после падения Рима под натиском варваров, которые восприняли от римлян христианство. На территории Рима образовались новые государства – франков, готов и др. Племенные вожди стали королями, герцогами. Позднее священная Римская империя распалась на множество мелких государств, которые вели между собой опустошительные войны.
Крупнейшим культурным событием раннего Средневековья считается Каролингское Возрождение (VIII-IX вв.), названное по имени короля франков Карла Великого, который был коронован Папой в 800 г. как император всей Западной Европы. При его дворе была создана «Дворцовая академия» - первое в средневековой Европе международное интеллектуальное сообщество ученых, куда входили теолог, поэт и автор житийной литературы Алкуин (англосакс по национальности); историк, автор «Истории лангобардов» Павел Диакон (италик-лангобард), поэт Теодульф (вестгот), автор «Жизнеописания Карла Великого» Эйнхард (франк) и другие ученые времени. В ходе Каролингского Возрождения была реформирована система образования на основе развития латинской учености и христианской набожности. Наряду с теологическими дисциплинами в школе изучали риторику, грамматику, искусства, поощрялся интерес к античной культуре.
Это был период формирования основных ступеней развития средневекового богословия через попытку переосмысления античного прошлого, рассмотрения соотношений между верой и разумом, свободы человека и Божьего предопределения, противопоставления Града Божьего и Града Земного. Первые попытки толкования христианского вероучения были предприняты апологетами – мыслителями и писателями, защищавшими авторитет христианства против нападок язычников. Это - Ориген (185-253/54) и Тертуллиан (160-220). Крупнейшие западноевропейские богословы Аврелий Августин (354-430), Иероним Блаженный (ок.1371-1416), Альберт Великий (между 1193 и 1206-1280), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Фома Аквинский (1225/1226-1274).
Церковная система образования, в которой доминирует христианская литература на латинском языке, ставшая цементирующим культурным и образовательным феноменом.
Складываются своды народно-эпической литературы: ирландские саги, сказания о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, исландский эпос («Старшая Эдда» и «Младшая Эдда»), англо-саксонская поэма «Беовульф»; «Песня о Нибелунгах», «Песнь о Сиде», «Песнь о Роланде».
Высокое (классическое) средневековье – X-XIV вв. Период постепенного возрождения Западной Европы. Это период быстрого экономического подъема. В классический период европейское общество стало более богатым, чем римское. Осев на земле и превратившись в класс крупных землевладельцев, феодалы начали поощрять развитие сельскохозяйственного производства: расширяется площадь обрабатываемых земель и ассортимент сельскохозкультур, вводится трехпольный севооборот, распространяются железные орудия труда. Растут города, развиваются ранние формы предпринимательства. И в наше время основные города Европы сохранили свою торговую специализацию XII-XIII вв. Шерсть вывозилась из Англии, железо – из Германии, кожа и лошади – из Испании и т.д. Появляются технические новинки: изобретение очков (XIII в.), механических часов (XIV в.), артиллерии, печатного пресса (станка) Гуттенберга (XV в.), развивается кораблестроительная техника.
С Х в. государства укрупнились и создали сильные армии. Началась эпоха крестовых походов – 1099 г. – захват Израиля у мусульман, 1291 г. – потеря. Католическое христианство распространилось на Скандинавию, Польшу, Прибалтику, Богемию, Венгрию. Официальной целью крестовых походов было обратить неверные народы в христианство, на самом же деле это были завоевательные походы, результатом которых были бесчинства и грабежи владений мелких феодалов, прикрывающиеся именем Христа. Церковь сосредоточила в своих руках власть над всей Европой и над некоторыми европейскими колониями на Востоке. В V в. еще собирались Вселенские соборы, на которых обсуждались вопросы духовного понимания мира, предназначения человека, вопросы веры, ни о власти, ни о чем-либо социальном речи не шло. И уже к VIII веку отделившаяся Западная церковь во главе с Папой отвоевывает себе земли на юге Италии, и получает мощный государственный аппарат, существовавший в Римской империи. Уже в IX веке Папа имеет право оспаривать указы императора, вмешиваться в его правление. В XIII Папа издает указ, который должен входить в законодательство любой европейской страны – закон «Двух мечей». 2 меча – 2 начала власти – власти церковной и власти королевской. Благодаря этому указу Папа уже может отменять законы, принятые сенатом и самим императором. Коронование без Папы невозможно, и только Папа может лишить власти несостоятельного короля. Сам Папа избирается советом кардиналов. Неограниченная королевская власть ограничена только властью Папы, но эта власть тотальна и повсеместна. Разделение Церкви на Западную и Восточную (окончательно и официально в 1054 г.) было обусловлено множеством причин. Но самой, пожалуй, главной, было вмешательство в управление государством, чему противилась Восточная церковь и за что ратовала Западная. Стремление к господству над всей Европой было характерно для Западной Церкви. И возможно именно тяготение к власти и деньгам объясняет появление такой странной формы отпущения грехов, как индульгенций (лат. – indulgentia – «милость, прощение – полное или частичное отпущение грехов, которое оформлялось в виде специальных грамот от имени римского Папы») и жестокую расправу над мнимыми еретиками – костры.
На Западе монашество возникло позже, чем на Востоке. Его основателем можно считать итальянца Бенедикта Нурсийского (ок.480-545), который основал Бенедиктинский орден (объединение монастырей с единым уставом). Главными особенностями монахов-бенедиктинцев было не только воздержание, молитва, но и возделывание земли, разведение садов и т.п. Этот орден противоречив, как и вся эпоха: одной рукой монахи раздавали милостыню, делали это открыто и прилюдно на больших празднествах, чем и заработали себе славу, а другой – забирали деньги у народа и богатых дворян. Они прославились изобретением индульгенций – прощением грехов за деньги. Бенедиктинцы фактически захватили власть в Европе, ни один король не имел права короноваться без их разрешения. К XII в. их власть ослабла, и их место в политической жизни Европы занял Доминиканский орден (основатель – испанский монах Доминик Гусман (1170-1221), прославившийся чрезвычайной жестокостью и борьбой с еретиками. Инквизиция (от лат. inquisitio – «розыск, расследование») – специальные трибуналы католической церкви, созданные для борьбы с еретиками. До этого еретиков либо изгоняли из города, либо публично обвиняли в еретичестве и проклинали. Костер, как мера, избавляющая якобы грешную душу от страшного греха, стал единственным средством борьбы с еретиками с приходом Доминиканского ордена к власти. Достаточно было просто сказать, что твоя соседка ведьма – и ее сожгут без суда и следствия, а ее имущество достанется тому, кто распознал неверную. Можно себе представить масштаб инквизиции, если имущество человека стало единственной мерой его виновности перед Богом.
Между тем, повышается уровень светского образования. В XII в. появляются университеты. Основные факультеты: богословский, юридический и медицинский. Каждый университет имел специализацию: Парижский готовил интеллектуальную элиту в области философии и богословия, изучение древнегреческих текстов, Аристотеля; Болонский университет специализировался на римском и церковном праве; университеты в Монпелье и Салерно готовили медиков. Создается действенная правовая система.
Художественная культура. Романский стиль, романика (от лат. romanum – «римский») – стиль европейского искусства X-XII вв. возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и культуры варварских племен. До Х в. господствовал прароманский стиль. Здания отличались простотой, создавались из элементов римских построек или декорировались ими, в основном это были круглые или многоугольные церкви, заимствованные у византийской архитектуры. Например, собор Сан-Витало в Равенне 526-548 г., строился византийским императором Юстинианом, Дворцовая капелла в Ахене (792-805), построенная Карлом Великим. Романский стиль представлен суровой архитектурой крепостного характера: замки, монастыри, церкви на возвышенных местах. Он прост, тяжеловесен, монументален. Главный тип романского храма – трехнефная базилика. Это храм-крепость с толстыми мощными стенами, узкими оконными и дверными проемами, полуциркульными арками. В плане напоминал латинский крест. Золотой век романской архитектуры – XII в. В романских храмах воплощение красоты было призвано приблизить человека к Богу, погрузить в мир религиозных переживаний. В убранстве интерьере значительно е место отводилось фрескам и витражам, заполнявшим оконные проемы. Многоцветные росписи покрывали поверхности стен и сводов; использовался экспрессивный, динамичный рисунок, передающий драматизм библейских сцен. На порталах романских соборов обычно громоздились неуклюжие фигуры с заметно искаженными пропорциями, схематично. Приблизительно передающие черты лица. Каменная резьба, украшавшая наружные стены соборов, нередко из растительного и зооморфного орнаментов, изображений мифологических чудовищ, экзотических животных, птиц, почерпнутых из различных источников: хроник, басен, фольклора и т.д. Архитектурные памятники разбросаны по всей западной Европе, особенно во Франции (соборы в Клюни, Пуатье) и Германии (Майнц, Шпейер, Вормс).
Готический стиль, готика (от ит. Gotico – «готский», от названия герм.племени готов) – художественный стиль, преимущественно архитектурный, господствовавший в искусства с XII до XV-XVI вв. Главный феномен готики – кафедральный собор. Главная особенность готического храма – крестовый нервюрный свод стрельчатой формы. Благодаря нервюру (стрельчатой дуги), готический храм устремлен ввысь, стены его кажутся более легкими, ажурными. Их прорезали огромные окна с многоцветными витражами. Характерная особенность готического храма - круглые витражные окна (т.наз. «розы»). Собор украшали стрельчатые арки, порталы, ажурные башни, статуи, скульптурные группы, орнаменты и химеры (фантастические фигуры зверей). Примеры готической архитектуры: собор Санта-Мария-дель-Фьоре и церковь Санта Кроче XIII-XIV вв. во Флоренции; во Франции: церковь Сен-Дени, собор Парижской Богоматери, собор в Лане, Шартрский собор, соборы в Реймсе и Амьене, капелла Людовика IX, «Святая часовня» Сен-Шапель; в Германии – соборы во Фрейбурге и в Ульме, Кёльнский собор; в Англии – собор в Солсбери, Кентерберийский собор; в Италии – Миланский собор, В Чехии – собор св.Вита и др. Самым знаменитым циклом скульптур периода готики считается скульптурный декор собора в Наумбурге (Германия) – рельефы «Страстей Христовых» и 12 статуй основателей (донаторов) храма. Эпоха готики – время расцвета книжной миниатюры, эмалей, художественного ткачества, декоративных изделий из серебра и проч.
В XII в Провансе на юге Франции (трубадуры), на севере Франции (труверы) появляется куртуазная поэзия, воспевающая Прекрасную Даму. Центры куртуазной культуры – замки. Куртуазная культура («куртуазный» с франц. - учтивый, вежливый, придворный) – это культура придворного этикета, сложный ритуал отношений и нравственных качеств. Составляющей частью куртуазной культуры была куртуазная любовь, современники называли ее «fine amour», «утонченная любовь», которая выражалась в поклонении молодого неженатого рыцаря знатной замужней Даме, возможно, супруге сеньора этого рыцаря или другого высокопоставленного человека. Реализовать влечение к Даме рыцарь не мог, но удовольствие доставляло само ожидание. Для достижения своей цели влюбленный рыцарь проходил несколько стадий-степеней: 1) любовь «колеблющегося», 2) любовь «умоляющего», 3) любовь «услышанного», 4) любовь «друга». На последней стадии ему разрешалось поцеловать руку Даме, заключить ее в объятия. Но все это – при условии преданности, верности своей Даме, готовности выполнить все ее желания. Мужчина должен был уважать женщину, развивать мужские добродетели. Именно средневековая культура Западной Европы впервые вознесла образ женщины до божественного существования. О неземной красоте Прекрасной Дамы, как правило, хозяйки замка, ведущей замкнутый и одинокий образ жизни слагали свои песни трубадуры и труверы (первоначально – бродячие певцы и музыканты, вышедшие из сословия шутов). Великие куртуазные поэты Бернарт де Вентадорн (годы творчества – 1150-1180), Бертран де Борн (ум.1210 г.), Пейре Видаль (годы деятельности 1118-1206), Гильем де Кабестань (кон.12), Пейре Карденаль (1225-1272), поэтессы: графиня де Диа (кон.XII в.), Азаланда де Поркайраргес.
Мне в пору долгих майских дней
Мил щебет птиц издалека,
Зато и мучает сильней
Моя любовь издалека.
И вот уже отрады нет,
И дикой розы белый цвет,
Как стужа зимняя, не мил.
Мне счастье. Верю, царь царей
Пошлет в любви издалека,
Но тем моей душе больней
В мечтах о ней – издалека!
Ах, пилигримам бы вослед,
Чтоб посох страннических лет
Прекрасною замечен был!.....
За трубадурами последовали поэты других стран, например, немецкие миннезингеры: Фридрих фон Йохансдорф, Гартман фон Ауэ, Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде, Тангейзер, Освальд фон Волькенштейн и др.
Литература была представлена жанром рыцарского романа («Ланселот, или Рыцарь телеги» (1180), «Ивейн, или Рыцарь со львом» Кретьена де Труа; «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха; любовные романы («Тристан и Изольда» Готфрида Страсбургского, «Роман о Розе»), так называемый «животный эпос» («Роман о Лисе»). Городская литература включала небольшие назидательные рассказы в стихах - фаблио (от лат. fibula-«басня, рассказ»), которые в немецкой литературе назывались шванки.
Средневековая музыка. Музыка в Средневековье различалась на светскую и духовную. Светская музыка представлена народными песнями, песнями вагантов, трубадуров, актеров и др. Музыка эта была монофонической, аккомпанемент – дудочка или струнный инструмент. Духовная музыка была непременным атрибутом католической мессы. Музыка входила в число «семи свободных искусств», центрами обучения в раннем Средневековье были монастыри, с XII в. – соборы и университеты. В XI в. монах Гвидо д’Ареццо создал нотное письмо и дал название 7 нотам гармонии. В XII в. в парижском соборе Нотр Дам на смену унисонному пению приходит сложное многоголосие, которое получит распространение как в церковной, так и в светской музыке.
Средневековый театр. В истории средневекового театра выделяются два периода:
– Ранний (V- XI вв.) период, для которого характерны народные праздники с элементами театрализации, часто связанные с языческими обрядами, а потому преследуемые церковью; и литургические мистерии.
– Зрелый период (XII-XIV вв.). появляются профессиональные актеры, переезжающие с места на место. Первым средневековым драматургом считают Адама де Ла-Аль (ок.1238-ок.1287 гг.), в пьесах которого перемешаны сказочные мотивы с сатирическо-бытовыми. В XIV-XV вв. появляются театрализованные представления:
1. Фарс (от лат. Farcio - «начинаю») – небольшие комические пьесы бытового содержания.
2. Миракль (от лат. Miraculum – «чудо») – жанр религиозной драмы, сюжетную основу которой составляли легенды о чудесах, которые совершает Богоматерь, какой-нибудь святой, известный как покровитель данной местности.
3. Мистерия (от греч.mysterion – «тайный») – религиозное представление в Западной Европе дидактического содержания.
Заказчиками мистерий были городские цеха и городские власти. Но ставились они под контролем церкви. Известно три основные формы проведения мистерии: мимо зрителей могли проезжать телеги, на которых показывались отдельные эпизоды мистерии; мистерия также могла показываться на специальном кольцевом помосте: здесь действие проходило в разных местах помоста, а также на земле – в центре круга, образованного этим помостом; наконец, представление могло происходить на прямоугольном помосте, на котором устанавливались декорации в виде беседки, которая изображала нужное пространство, если по виду нельзя было понять, что это такое, на ней вешалась поясняющая надпись: «рай», «ад», «дворец» и т.д. В 1548 г. во Франции мистерии были запрещены из-за сильного критического момента в них.
Позднее средневековье (XIV - XV вв.). Кризисные тенденции: прекратилась распашка и освоение новых земель, экономическая депрессия, запустение деревень. Во многом экономическое истощение предопределила 100-летняя война между Францией и Англией. Прекращается строительство соборов. Банки – банкроты, девальвация монеты. Социальный кризис. В посл.трети XII в. по Европе прокатилась волна городских бунтов, восстаний черни. В 1315 -1317 гг. ненастная погода повлекла за собой неурожай, рост цен и всеобщий голод. С 1348 г. эпидемия (Великая чума). В Европе в сер. XIV в. умерло 22-28 млн. из 73 (74) млн. жителей. Тема смерти доминирует в искусстве и религиозном сознании. Новые религиозные движения – флагелланы (бичующие себя), которые делали акцент на умерщвлении плоти.
Но наблюдаются и предвозрожденческие тенденции: социальная мобильность, опустошенные чумой города нуждаются в притоке новых сил. Открываются новые университеты с акцентом на изучение медицины, естественных наук, возрастает интерес к классической латыни, античным текстам.
3. Научная культура в Средние века
Уровень образованности средневекового европейца был очень невысок. Неграмотными были герцоги и короли, и даже представители духовенства. Христианская часть культуры становилась доступной в виде цитат, парафраз, нравоучительных историй. Источником христианской мысли в раннем Средневековье была даже не сама Библия, а ее второстепенные изложения, низводившие духовную жизнь до борьбы пороков и добродетелей. Иконопись и зодчество становятся нравоучительными. Уже в 1025 г. Аррасский собор утверждал: «Неграмотные созерцают в живописи то, что они не могут прочесть».
Ученые раннего Средневековья: Северин Боэций (480-524), «последний римлянин», передавший средневековью знания аристотелевской философии; Флавий Кассиодор (ок.490-583), занимавшийся латинской риторикой, инициатор переписывания древних текстов; Беда Достопочтенный (673-735), в наиболее завершенной форме изложивши теорию четырех смыслов Священного Писания, положенной в основу христианской экзегетики.
Характерная черта средневековой культуры в парадоксальном сочетании мистического (даже с элементами оккультизма) душевного порыва с ориентацией на строгую методологию и системность подобную математической или юридической. Благодаря развитию образования в XII веке изменяется отношение к книге. Книга университетская стала цениться выше, чем книга монастырская. IV Латеранским собором были запрещены ордалии (испытания огнем и водой), им на смену постепенно приходили письменные доказательства истины. Десакрализация книги сопровождалась определенной рационализацией методов интеллектуальной работы, что воплотилось в схоластическом методе. Схоластика (от греч. Scholastikos – «школьный, ученый») – религиозная философская система, характеризующаяся соединением религиозной философии с рационалистической методикой и интересам к формально-логическим проблемам. Схоласты стремились систематизировать и обосновать содержание христианского учения и в противовес мистике видели путь постижения Бога в логике и рассуждении. Известный представитель схоластики Ансельм Кентерберийский (1033-1109) утверждал, что все истины Откровения доступны рациональному доказательству. Он «доказал» существование Бога, сформулировав онтологический аргумент: Бог есть наивысшее мыслимое совершенство, поскольку существование является одним из необходимых атрибутов совершенства, постольку Бог существует – невозможно быть высшим совершенством и при этом не существовать.
Схоластика при разработке проблематики предполагала спор, «диспут», в котором в противовес ранее принятым ссылкам на авторитет все большее значение приобретала практика логического обоснования аргумента. Схоластика способствовала развитию самосознания. Раньше человек искал меру и оценку своих прегрешений и заслуг вовне. Покаяние рассматривалось как некий штраф - после выполнения епитимьи, человек считал себя примиренным с Богом и церковью, с самим собой. Теперь же от него требовалось раскаяние. Это давало отпущение грехов.
В средневековой науке важное место занимала алхимия. Алхимия (позднелат. Alchemia) – название химии, данное арабами около VIII в. В XI-XII в. из арабских стран она проникает на Запад. Цель алхимии – превращение неблагородных металлов (меди, свинца) в благородные (золото и серебро) при помощи «философского камня», а также создание «жизненного эликсира», дающего человеку бессмертие. В процессе этих поисков были открыты способы получения ряда минеральных и растительных красок, стекол, эмалей, кислот, щелочей и проч., а также разработаны методы лабораторных исследований: перегонка, взгонка, фильтрование. Известные европейские алхимики Роджер Бэкон (ок.1214-1294), Арнольдо де Виланова (1235-1313),автор «Салернского кодекса здоровья», Альберт Великий (между 1193 и 1206-1280) и др.
4. Феномен средневекового карнавала
Карнавал – это праздник, родившийся в христианской традиции, хотя во внешних проявлениях он напоминал Дионисии и Аполлонии. В народных представлениях был силен языческий элемент. Низкий уровень культуры этому способствовал. Восприятие Бога и все, что дало христианство человеку, на многие столетия было доступно только единицам образованных людей. Главным, что получило распространение в народе и воспринималось в подлинно христианском смысле – это проповеди о морали и нравственности. Христианские упования, - единственное, что как-то укрепляло людей в темные века средневековья, и вселяло веру в то, что когда-то все воздастся и будет по-другому. Но это «когда-то» было совсем в другом мире, а отдушиной в этом мире стал карнавал. Это большие народные праздники, длящиеся несколько дней, во время которых разрешалось то, что было не дозволено в обычной жизни. Мир словно бы переворачивался - и шут становился королем, он мог отдавать приказы, бедняк – папой и мог править миром. Люди одевались странно и смешно, надевали на лица маски и творили всевозможные бесчинства. В средневековом карнавале маска – это собственное лицо, только обратное самому себе. Маски часто были похожи на животных: человек не мог создать самого себя, но обратного себе. Обратная сторона человека – это его низменные, животные инстинкты и проявления. Отсюда – амбивалентность, противоположность самому себе. Карнавал – это антипод идеала христианского мира, это мир низменных, плотских удовольствий, мир вывернутый наизнанку, где каждый может быть антиподом самому себе. Карнавал проходил раз в год и длился несколько дней, во время этих праздников дозволялись разбои, безнравственные поступки, которые рассматривались как противопоставление христианской морали, в жестких рамках которой народ оказывался после карнавала. Правда, под христианской моралью подразумевались определенные гражданские позиции, а, собственно, не она сама. Личное обращение к Богу, как и понятие нравственности, были средневековому человеку почти неизвестно, все это было санкционировано государством и поставлено на социальные рельсы, отчего человеком воспринимались как чисто внешние обстоятельства, в которых он жил, а не как внутренняя, собственная действительность. Важен – карнавальный смех, - это праздничный смех, он не был индивидуальной реакцией на отдельное смешное явление, карнавальный смех всенароден, это смех «на миру», он универсален, он направлен на все и на всех, в том числе и на самих участников карнавала, весь мир воспринимается смешным, «этот смех амбивалентный, он веселый, ликующий и одновременно – насмешливый, высмеивающий, он и отрицает, и утверждает» (М.Бахтин).
Смех имеет еще одну грань – двойную природу: он обнажает страх, говорит о смерти и нарушении запрета, и вместе с тем, избавляет человека от ужаса перед бытием. Карнавальный смех – смех христианина, а не язычника, так как в язычестве смех существовал только лишь для осмеяния тайного существования человека и государства, а в христианстве приобретает особенную глубину – открытие человеку запретов, обнажение страха, смерти и пустоты.
Для карнавала специально тексты не писались, лишь придумывались сценарии. Но уже к XIII веку во Франции и Германии сложился особый карнавальный жанр литературы фаблио – небольшие смешные истории или басни, в которых высмеивались пороки, церковь и государство. Во Франции самым знаменитым сочинителем фаблио был Рютбеф, а в Германии – Штрикер. Например, фаблио Рютбефа «О Буренке, поповской корове».
Список использованных источников
1. Алпеева Т.М. Введение в культурологию:Учеб.пособие / Алпеева Т.М. – Мн.: Веды, 1997.
2. Малюга Ю.Я. Культурология: Учеб. пособие / Малюга Ю.Я. – М., 1998
3. Лапина С.В. Культурология: Курс лекций / Лапина С.В. – 2-е стер. изд. – Мн., 2005. – 216с.
4. Поликарпов В.С. Лекции по культурологи / Поликарпов В.С. – М.,1997