Рефетека.ру / Психология и педагогика

Реферат: Нарцисстическое поведение

Нарцисстическое поведение

Наиболее существенные особенности нарцисстического поведения: концепция грандиозности, которая проявляется в фантазиях и действиях; повышенная чувствительность к оценкам других людей; отсутствие достаточного чувства сопереживания. Нарцисстическое поведение названо по имени героя греческой мифологии Нарцисса, который влюбился в собственное отражение в воде. Нарцисс оказался в безнадежной ситуации и заколол себя.

Лица с нарцисстическим поведением характеризуются грандиозным чувством собственной значимости. Для них типично постоянное преувеличение своих способностей, успехов. Они нуждаются в комплиментах, частых подтверждениях своей исключительности, превосходства. Для них характерно отсутствие чувства большой радости, удовольствия и удовлетворения при достижении реального успеха. У них выражено чувство зависти к людям, занимающимся тем же видом деятельности. Нередко возникают фантазии об идеальной любви. Отношения с людьми постоянно нарушатся, что связано с неспособностью понимать других. Во главу угла ставятся только собственные интересы, интересы других не учитываются.

Для объяснения механизма формирования нарцисстического поведения используется понятие "сэлф" (осознание человеком функционирования своего "Я"). В результате взаимодействия с другими людьми формируется структура сэлф - особенности характеристик и отношений восприятия "себя" в окружающем мире. Лица с нарцисстическим поведением характеризуются грандиозным "всемогущим" сэлф.

При нарцисстическом восприятии мира другие люди воспринимаются как часть самой нарцисстической личности, часть собственного сэлф. Такое восприятие в норме свойственно человеку первые месяцы жизни, когда окружающая действительность не воспринимается как самостоятельно существующая (первичный нарциссизм). В дальнейшем наступает раздвоение субъекта и объекта. Мать обычно дольше всего воспринимается нарцисстически, как "часть себя". Для развития ребенка характерно, что осознание своей "отдельности" сопровождается защитной реакцией, которая заключается в формировании грандиозного образа самого себя (сэлф) и идеализацией образа родителей. Если все происходит нормально, грандиозный сэлф корригируется самооценкой. Признаки "здорового нарциссизма" у детей: успешное отделение субъекта от объекта, возможность двойственной — положительной и отрицательной - оценки; любовь к другим оказывается возможной, когда ребенок сам любим матерью как самостоятельное существо; стремление ребенка к автономии, которое родителя-ми не рассматривается отрицательно.

При неправильном воспитании, когда у ребенка не развивается к матери чувство доверия, грандиозный сэлф продолжает существовать в качестве защиты, что может сохраняться и в подростковом, а в дальнейшем и зрелом возрасте, приводя к формированию нарцисстического поведения.

Специфические условия, способствующие развитию нарцисстического поведения:

1. Нарцисстическая эксплуатация ребенка со стороны матери.

2. Объективно высокие качества ребенка.

Рассмотрим эти условия. Матери проявляют агрессивность, эмоциональную холодность к детям. Нарциссизм матери приводит к возникновению напряжения у ребенка у него отсутствует чувство "нужности", чувство, что его любят. Матери требуют от детей быть "идеальными", "особыми", демонстрации своих способностей. В результате у ребенка воспитывается чувство "исключительности", которое затем становится ядром будущего грандиозного сэлф.

Нарцисстические личности в детском возрасте часто действительно одаренные, талантливые или обращают на себя внимание физическими данными. Эти положительные качества находятся в центре внимания взрослых, они постоянно подчеркиваются перед окружающими. Так у ребенка воспитывается чувство "исключительности", необычайного таланта, т.е. формируется грандиозный сэлф.

Формированию нарцисстического поведения способствует воспитание "со ставкой на лидера", или "престижное" воспитание. Детям внушают их отличие от других, заключающееся в определенном таланте, например в области творчества: рисовании, поэзии, музыке и др.

Различные трудные ситуации, с которыми приходится встречаться ребенку, приводят к тому, что реальное представление о себе (реальный сэлф) задерживается в развитии. Вместо реального сэлф возникает комплекс грандиозности (идеальный сэлф), что является компенсацией, защитной реакцией на свои недостатки, неспособность справляться с трудностями. Кроме того, возникает представление об идеальных родителях - всемогущих, всезнающих, необычно талантливых и т.д. Из этих трех структур - недоразвитого реального сэлф, идеального сэлф и идеального образа родителей - формируется нарцисстический грандиозный сэлф. Ребенок защищает себя от стрессов, отождествляя себя с грандиозным сэлф. Нарцисстическая личность воспринимает себя совершенной, это чувство помогает переносить многие трудности в реальной жизни. Ребенок живет в мире иллюзий, мечтаний, фантазий о своей исключительности.

Для нарцисстической личности характерно стремление манипулировать людьми, которые рассматриваются не как автономные существа, а как продолжение своей личности. Грандиозный сэлф особенно раним, если происходят события, подрывающие самооценку. "Повреждение" сэлф выражается в сильном чувстве обиды, озлобления, стыда.

Нарцисстическое поведение выражается в дистанциозности, взгляде "свысока", пренебрежении к другим людям, что производит часто отталкивающее впечатление. Лица с нарцисстическим поведением при знакомстве некоторое время могут производить хорошее впечатление, они стараются понравиться с целью последующего манипулирования.

Нахождение наедине с собой, отсутствие внимания стороны, восхваления могут приводить к явлениям тяжелого угнетения, чувству пустоты, эмоционального вакуума. Возможны мысли о самоубийстве, ненужности своего существования.

Для нарцисстического поведения типична фиксация внимания на состоянии физического здоровья. Забота о здоровье, мысли о болезни значительно преувеличены. Это объясняется отвлечением внимания от психологических проблем.

В нарцисстическом поведении присутствует агрессивность. Человек, причинивший какую-то неприятность, рассматривается не как автономный объект, а как взбунтовавшаяся часть себя, которую нужно подчинить своему контролю. По-пытки противостоять такому порядку вызывают нарцисстическую агрессию, проявляющуюся в злости, зависти, ревности, сарказме, клевете, словесных нападках, физической агрессии, интеллектуальном издевательстве. Основная причина нарцисстической агрессии заключается в страхе нарушения грандиозного сэлф.

В целом лица с нарцисстическим поведением относятся к окружающему миру с подозрением, недоверием. У них легко возникает мысль о том, что "все их ненавидят", стараются помешать их успеху, стремятся обмануть. Такие оценки возникают, когда эти лица встречаются с объективными трудностями, критикой, замечаниями, даже если последние носят доброжелательный характер.

Нарциссизм присущ лицам с комплексом Икара. Согласно мифу, Икар и его отец Дедал использовали крылья из перьев и воска. Отец предупреждал Икара, что нельзя приближаться близко к солнцу, так как воск растает. Икар пренебрег советом - крылья разру-ились, и он упал в море.

В этом специфика икарианской личности. Воспринимая окружающую обстановку как удушающую, она стремится к освобождению, хочет летать, но вызывает свое падение, жаждет триумфа, но провоцирует напряжение и наказание.

Лица с нарцисстическим поведением могут давать невротические срывы, если они не в состоянии реализовать свои цели. При этом характерны такие симптомы, как разрушение, агрессивность, вспышки ярости, чувство пустоты, разочарования. Попытка нарцисстической личности посмотреть на себя по-другому может привести к кризисному состоянию, спровоцировать депрессию, мысли о бессмысленности жизни. В результате существует риск совершения самоубийства. Аутистическое поведение

Аутистическое поведение характеризуется затруднением социальных контактов, оторванностью от действительности, погруженностью в сферу мечтаний, фантазий. "Аутистическое поведение" -термин, производный от понятия "аутизм". Аутизм определяется психологами как психическое состояние, характеризующееся отсутствием приспособления к реальной действительности. Человек живет в мире фантазий, мечтаний.

Особенности воспитания в семье, способствующие формированию аутистического поведения:

1. Отсутствие эмоционально теплого отношения со стороны родителей, особенно матери.

2. Мать по отношению ребенку проявляет дистантность, отгороженность.

3. Отец часто педантичен, чувство юмора отсутствует интересы преимущественно интеллектуальные.

4. Семья не гостеприимна, отношения с родственниками формальные, взаимные посещения редки.

5. Ребенок не находит поддержки, если пытается поделиться переживания-ми с родителями.

Ребенок постепенно замыкается в себе, для него все большее значение приобретает мир воображения и фантазий. Фантазии связаны с желаниями, обусловленными лишением эмоционального тепла, разочарованиями реальной действительностью.

Погружение в мир фантазий приносит облегчение, развивается инкапсуляция в ми-ре воображения. Темы мечтаний могут быть разнообразными. "Эксплуатация" воображения начинает занимать все большее место в психической деятельности. Нередко возникает внутреннее чувство субъективной реализации содержаний воображения.

Человек верит в то, что сам придумывает, ив связи с этим избегает ситуаций, которые могли бы подорвать эту веру. Аутистическое поведение связано с погруженностью в мир иллюзорных представлений, с пребыванием в фиктивной реальности. Возникает изолированность от внешнего мира, сенсорная изоляция.

Аутистическому поведению характерна малая выраженность осознания существования других людей, с их эмоциями, интересами. Эмоции тревоги, радости, переживания окружающих людей не вызывают понимания и сочувствия. Не возникает потребности в дружбе, желания делиться с кем-либо своими переживаниями. Отсутствие достаточного межличностного общения приводят к общей неловкости в контактах, угловатости, недостаточности мимики, жестов.

Для раскрытия особенностей аутистического поведения, Ц.П. Короленко и Т.А. Донских анализируют классификацию психологических типов личности К. Юнга, так как одному из выделяемых Юнгом типу - интровертивному интуитивному - свойственно аутистическое поведение.

Классификация Юнга основывается на двух главных признаках - экстравертированности и интровертированности. Кроме того выделяются типы с учетом наиболее раз-витой и дифференцированной психологической функции, играющей основную роль в приспособлении человека к окружающему миру. Таким образом, выделяются следующие экстравертированные и интровертированные типы: мыслительный, чувственный, сенсорный и интуитивный.

Интровертированный подход характеризуется тем, что энергия, мотивация направлены внутрь себя и концентрируются на субъективных факторах, основное значение имеет "внутренняя необходимость". Недостаточно развито доверие в отношениях с людьми, новые ситуации воспринимаются настороженно, обдумывание преобладает над внешней активностью, социальные контакты осуществляются с преодолением внутреннего напряжения.

Экстравертированный подход строится на положительном отношении к объекту, интересе к событиям внешнего мира, людям, отношениям с ними и на зависимости от них. Экстравертированный тип мотивируется внешними факторами, подвержен сильным влияниям конкретной обстановки.

В жизни экстраверта объективные ценности играют большую роль, чем субъективные. Внутренняя жизнь экстраверта подчиняется внешней необходимости. Экстраверты способны легко приспосабливаться к ситуации, действуют в пределах того, чего от них ожидают, их действия легко прогнозируемы. Им свойственно игнорирование субъективных желаний. Например наличие какой-либо болезни оценивается без серьезного внимания. Выраженный экстравертированный подход приводит к потере себя в узких рамках внешней действительности. Типична ориентация на достижение быстрого успеха. На уровне подсознания наблюдается подавление различных желаний, эмоций, подчинение их задаче приспособления к реальной действительности.

В экстремальных ситуациях экстравертам характерны эмоциональные вспышки, иногда разрушительного характера. Подавленная подсознательная сфера может прорываться в сознание в форме эгоистических поступков, инфантильности, временно парализуя сознательный под-ход. Последующие угрызения совести сопровождаются депрессией, иногда с суицидными тенденциями.

Интроверты отгораживаются субъективным представлением от непосредственного восприятия объекта, т.е. при оценке внешних условий в качестве решающих отбираются субъективные представления, что ведет к недооценке объективной реальности. Имеется тенденция к трансформации окружающих явлений, людей, согласно своей внутренней схеме. Трансформированные субъективно объекты могут представляться устрашающими, пугающими или, наоборот, привлекательными, идеализированными. Интроверты испытывают затруднения в социальных контактах, они чувствительны, боятся выглядеть смешными. В связи с дефектом отношения "Я" к реальности на сознательном уровне в подсознательной сфере у интровертов формируются компенсаторные сильные фиксации на объектах: чем больше "Я" старается достичь максимальной независимости, тем больше подсознание фиксируется на объектах, фактах.

Например, чувство субъективной свободы мышления оказывается ограниченным страхом перед экономической несостоятельностью. Могут появляться различные страхи, плохо контролируемые сознанием. Разные новые ситуации, объекты вызывают недоверие, испуг: они как бы содержат скрытую опасность. В мыслях и поведении это выражается в навязчивых страхах, постоянной борьбе с подсознательными фиксациями, что может приводить к хронической усталости, к развитию невроза. Интровертированному подходу свойственны аутистические фиксации, которые обычно не достигают степени аутистического поведения, но увеличивают склонность к аутистическому поведению.

Для интровертированного интуитивного типа характерно преобладание интуиции, которая направлена на внутренние подсознательные элементы. Внутренние объекты представляют психологическую реальность, возникают в интуиции как различные субъективные образы, находящиеся в индивидуальном подсознании и уходящие в более глубокие слои подсознания, вплоть до коллективного подсознания. Восприятие подсознательных образов обычно непонятно для окружающих и рассматривается ими как блуждание в бесполезных фантазиях.

В обычной жизни интровертированный интуитивный тип живет в мире аутистических представлений, в мире воображения и фантазий, в отрыве от реальной действительности. Аутистическое поведение производит впечатление странности, чудаковатости. Такие люди могут попадать в многочисленные трудные ситуации, вести себя непонятно, нелогично и вызывать тем самым отрицательные реакции людей, ожидающих от них прогнозируемых действий, укладывающихся в привычную схему. Например, писатель с интуитивно-интровертированными подходами, написав хороший роман, не соглашается на его опубликование, руководствуясь внутренней интуицией. Интуиция говорит ему, что согласие на публикацию - это удар по своей личности. Такого решения не понимают большинство коллег, рассматривают его как несуразный поступок.

Интуитивным интровертам характерен интерес ко всему сверхъестественному, мистическому. В большинстве случаев это лица с аутистическим поведением, серьезно дезадаптированные люди, замкнутые в себе, не находящие единомышленников, постоянно попадающие впросак. Хроническая дезадаптация сопровождается тяжелым материальным положением, так как они не практичны, не умеют зарабатывать на жизнь. Иногда на основании проекции внутреннего идеального образа возникает привязанность к людям, однако они неспособны выразить свои чувства, добиться эмпатии. Их аргументы не убедительны, для большинства даже знакомых людей.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.school-obz.org/


Похожие работы:

  1. • Влияние адаптации на процесс социализации девиантных ...
  2. • Склонность к саморазрушению
  3. • Введение в психоанализ
  4. • Организационное зеркало: групп-аналитический подход к ...
  5. • "Психология самости" о религии
  6. • Влияние семьи на возникновение и течение психических ...
  7. • Проблема гуманизации человеческой деятельности. Развитие ...
  8. • Основы этнопсихологии
  9. • Взаимосвязь особенностей детско-родительских ...
  10. • Психологические подходы к депрессии
  11. • Психоанализ по Фрейду
  12. • Истерия и аллергия
  13. • Оценка правильности выбора профессии школьного ...
  14. • Мономиф
  15. • Дети группы риска как социально-педагогическая проблема
  16. • Понятие "супервизорство" в зарубежной социальной работе
  17. • Агрессивное поведение младших школьников
  18. • История развития системы тестирования в России и за ...
  19. • Клиническая психология
Рефетека ру refoteka@gmail.com