Сегодня одним из ключевых ресурсов для национального развития, успешной конкуренции на мировом рынке становится уровень культуры и образования населения. Именно поэтому развитые страны Запада на протяжении последних десятилетий так волнуют проблемы грамотности - функциональной (вторичной), технологической, визуальной, компьютерной, информационной и другой. Понятие грамотности сегодня год от года расширяется, включая в себя все новые составляющие. Требования к человеку в новом информационном обществе возрастают. Между тем главным звеном в этом новом подходе по-прежнему остается чтение, которое становится, по выражению американских специалистов, ключом к веку информации. Чтению придается сегодня огромное значение в большинстве западных стран.
Начиная с середины века, но особенно в 80-е годы в западных странах прошел процесс осознания феномена функциональной (вторичной) неграмотности, который иногда называется "кризисом чтения". Проявление этого феномена - частичная или полная утрата значительными группами населения навыков чтения, низкий уровень восприятия прочитанного - приводит к ряду негативных социальных и экономических последствий. Поэтому проблеме чтения уделяется неослабное внимание.
Раньше мы уже говорили о том, что ситуация в России во многом сходна с той ситуацией, которая была во многих западных странах, и что у нас сегодня развиваются сходные тенденции и идут сходные процессы. Именно поэтому опыт западных стран, который был наработан в два предыдущие десятилетия, имеет для нас большую ценность. В мировой практике наработан также обширный опыт по решению проблем так называемого "кризиса чтения". Этот опыт очень велик, и, хотя проблемы во многом были сходными, каждая страна решала их согласно своим задачам и возможностям.
Различные меры по "защите чтения", стимуляции чтения, "терапии чтения" проводились во многих странах. В некоторых развитых странах в 1980-1990 гг. развивалось такое направление, как формирование и реализация "политики в области чтения". Не претендуя на всесторонний анализ, рассмотрим, как в разных странах Запада осуществляются подходы к осуществлению этой политики. При этом мы сделаем акцент на поддержке детского чтения.
В качестве примера страны, где осуществляется мощная национальная политика в области чтения, может служить Франция. Решение проблем чтения с периода 1980-1990-х гг. одной из приоритетных задач в политике Министерства культуры и с тех пор получило широкое общественное звучание. Специально созданное Управление по делам книги и чтения сформировало комплексную программу с учетом всего "пути книги" от момента создания автором и оказания ему в этом поддержки до предложения читателям. После ряда принятых мер были достигнуты большие успехи в библиотечном обслуживании населения: построены новые библиотеки, улучшено положение публичных библиотек, освоены "новые территории" для организации чтения тех жителей, которые обычно не приходят в библиотеки (прежде всего функционально неграмотных и "слабых читателей"). В 1980-1990-е гг. развивались партнерские межминистерские соглашения (между министерствами культуры, юстиции, обороны, сельского хозяйства и др.), которые позволили проводить единую политику в общей борьбе с функциональной неграмотностью, расширить возможности финансирования. Катрин Куно в своей книге "Чтение во Франции" описывает, как здесь осуществлялась национальная политика в области чтения, какие меры принимались для объединения действий всех ее участников. На официальном уровне эта политика способствовала сближению и достижению взаимопонимания между представителями разных профессий, например, между преподавателями, работниками социальных служб и библиотекарями, содействовала их более тесной кооперации, позволила организовать общие подготовительные курсы.
В связи с законом о децентрализации политика чтения стала осуществляться при координации усилий с органами местного самоуправления (областей, департаментов, городов). В основные задачи Министерства культуры включена координация культурной политики, направленной на достижение равномерного уровня развития областей страны. В каждой из областей Франции функционирует Областное управление по делам культуры, в котором работает советник по вопросам книги и чтения. Для поддержки деятельности в области чтения на местах Министерство культуры заключает с местными органами управления соглашения о культурном развитии. В начале 1990-х гг. ряд областей, городов, департаментов заключили с Министерством культуры подобные соглашения, позволившие им претворить в жизнь новаторские проекты. Было создано такое новое понятие как "город-чтение", которое отражает стремление решить сложные задачи путем реализации крупномасштабного проекта, объединяющего все силы города независимо от их социальной принадлежности. Вначале реализации этого проекта профессионалы проводят "диагностику чтения". Затем согласно их рекомендациям создаются новые библиотечные филиалы, осваиваются "новые территории" для организации чтения, проводятся культурно-массовые мероприятия с широким привлечением библиотек, школ, ассоциаций, представителей частных издательств и книжных магазинов; организуются праздники книги, салоны, выставки и проч.
С 1989 года во Франции стал очень популярным новый для этой страны "Праздник чтения". По выражению Катрин Куно, «Праздник чтения» - это "тысячи осуществленных идей по всей Франции, от крупных областных центров до маленьких коммун". В кампаниях последних лет стали проводить специальный конкурс, целью которого стало ежегодно награждать города, которые в своей культурной программе особое внимание уделяют чтению (так, например, в одном из таких конкурсов "Выиграем борьбу за чтение" участвовали 5 городов).
Другой вариант организации национальной политики в области чтения осуществляется в США. Работа по ликвидации функциональной неграмотности интенсивно ведется в США с 1985 года, и носит долгосрочный и планомерный характер. Здесь политика в области чтения осуществляется целенаправленно с помощью Центра Книги (основанного еще в 1977 г.). Центр Книги имеет полномочия правительственного агентства и является частью Библиотеки Конгресса. Он выступает в качестве катализатора пропаганды книги, чтения и библиотек на национальном и международном уровне. Центр Книги является примером успешного общественно-частного партнерства. Он осуществляет образовательную программу Библиотеки Конгресса, нацеленную на продвижение книги, чтения и библиотек через три партнерские сети в США, которые включают: 46 филиалов – центров в штатах и Округе Колумбия, 90 национальных образовательных, библиотечных и гражданских организаций, более дюжины академических и исследовательских учреждений.
Ежегодно Центр Книги предлагает общенациональные темы, которые используются для пропаганды книги, чтения и библиотек по всей стране. Примеры отдельных программ Центра: "Год юного читателя" (1989), "Больше читайте об этом" (1990), "Любовь к чтению на всю жизнь" (1991), "Чтение открывает новые миры" (1992), «Сформируй свое будущее - читай» (1995-1996), «Строя нацию читателей» (1997-2000). Последний проект, который развивает Центр Книги (2001-2003), ставил своей целью более подробно ознакомить граждан Америки с ее историей, и тема его звучала так: «Рассказывая историю Америки» (или «Истории, которые связывают людей с миром книг и чтения»).
Центром Книги разрабатывается множество предложений - идей для участников разных категорий - индивидуальных читателей, семей, школ, библиотек, профсоюзов, корпораций, общественных организаций и "всех тех, кто верит, что для сохранения и развития американской демократии необходимо срочно превратить Америку в Нацию Читателей".
Центр Книги инициировал создание национальной сети центров книги в 46 штатах, многие из которых которые работают как его филиалы. Каждый центр - добровольное объединение, действующее в рамках штата. Его задача - пропаганда книг, чтения, интеллектуального и литературного наследия штата (например, создание «литературной карты» штата, где отмечается место проживания какого-либо писателя или место написания его книги). Центры книги базируются на базе крупных библиотек, при Гуманитарных советах или университетах. Центры книги штатов планируют и финансируют свои проекты, опираясь на помощь книжного сообщества штата, авторов, известных граждан и общественных деятелей, выступающих в качестве почетных советников. Совместно с Центром Книги Библиотеки Конгресса они проводят передвижные выставки, издают разнообразные издания, организуют симпозиумы по поддержке чтения, обучение библиотечному делу, чтение лекций и др.
Большое внимание в стране уделяется поддержке чтения детей и юношества. По инициативе Би бли отеки Конгресса США 1989 год был объявлен в СШ А "Г одом юного читателя" . Организаторы при влекли к участию семьи, школы, библи отеки, деловые круги, телевидение, издательства, периодические издания, политиков и пре дставит елей культуры. В этой национальной кампании при няли деятельное участие Американская библиотечная ассоциац ия, Ассоциац ия книготорговц ев детской литературой, М еж дународная ассоциация чтения, Совет по кни гам для детей, телевизионные компании, ряд крупных и здательств и м ноги е др уги е американские органи зац ии. Разработка и реали зация программ на местах осуществлялась в тесном с отрудни честве с Центрами книги в штатах, библиотеками, школами, общественностью . В 1996 г. национальная программа Центра – проект «Читай – пиши - сейчас», совместно с Департаментом образования США, Американской библиотечной ассоциацией и рядом компаний, была специально рассчитана на учащихся начальной школы.
Поскольку одним из основных факторов, оказывающих сильн ое вли яние на чтение детей, являе тся уровень образования взрослых (родителе й, библиотекарей, учи теле й), то в США с 1989 г. реализуются специальные программы по развитию читательских навыков детей и родителей с низким уровнем образования. Для их организации и проведения был создан Фонд семейной грамотности.
Массовая пропаганда книги и чтения осуществляется в Нидерландах. Здесь интенсивно работают несколько организаций: Фонд массовой пропаганды голландских книг (ныне - Фонд чтения), который частично субсидируется Министерством благосостояния, здравоохранения и культуры). Ежегодно в марте им организуется Неделя книги, когда всеми средствами внимание жителей страны привлекается к голландской литературе, конкурс на самую популярную книгу года, конкурс на самую красивую книгу и др. В июне проводится Неделя детективов и триллеров.
В октябре проводится Неделя детской книги. Перед началом Фонд награждает лауреатов - писателей и художников - создателей детских книг премиями "Золотого" и "Серебряного" грифелей. Чтобы привлечь внимание читательской аудитории к возможно большему числу новинок детской литературы, в список книг - лауреатов включаются еще три названия из признанных лучшими детским жюри (состоит из 25 тысяч детей).
Другой организацией, играющей большую роль в пропаганде детской книги, является Центр информации и документации в области детской литературы под эгидой службы «Молодежь и книга» в Нидерландском центре библиотек и чтения. Центр готовит материалы для Недели детской книги (рекламные плакаты, афиши, списки авторов - лауреатов премий в области детской литературы), издаёт для родителей и учителей специальные справочники с аннотациями на новинки детской литературы года. Особыми пометками в этих списках снабжены книги, предназначенные для детей, испытывающих трудности в чтении.
Еще одна организация специально занимается проблемами чтения взрослых - это Нидерландский центр библиотек и чтения. Центр курирует работу библиотек, разрабатывает новые методы и средства, связанные с обучением пользованию библиотекой, пропагандой чтения, ведя работу по образованию взрослых на национальном уровне.
В Германии был образован Немецкий Фонд чтения, который проводит целенаправленную политику в области поддержки чтения. Глава фонда Клаус Ринг подчеркивает, что одна из основных целей Фонда - внедрять в сознание широкой общественности мысль, что чтение и письмо сохраняется и в мире разносторонних средств информации как основополагающие инструменты культуры. Фондом уже разработан ряд проектов, рассчитанных на различные группы детей и юношества. Совместно с Федеральным министерством по делам семьи недавно был осуществлен проект "Чтение - дело семейное". В реализации проектов, связанных с чтением детей, важнейшими союзниками и партнерами Фонда являются учителя, воспитатели, библиотекари, пресса и электронные СМИ.
В Великобритании в последние десятилетия особое беспокойство вызывал уровень навыков чтения школьников (согласно исследованиям, их читательские навыки оказывались ниже, чем у их сверстников в других европейских странах). Поэтому правительство в 1998-1999 гг. выступило инициатором двух крупных проектов: Национальная стратегия в области грамотности и Национальный год чтения. Целью этих широкомасштабных проектов является развитие навыков чтения у школьников, а также стремление «заинтересовать чтением всех членов общества, максимально расширив круг чтения и его объем», организовать сотрудничество издательств, библиотек, школ, чтобы способствовать развитию в обществе привычки к чтению. Для поддержки творцов детских книг (писателей и иллюстраторов) была также учреждена награда и почетное звание «Детского лауреата». Результатом реализации этой национальной стратегии стало повышение уровня читательской грамотности школьников.
Ввиду большой значимости проблем распространения чтения к их решению все интенсивнее подключаются также различные мощные международные организации: ЮНЕСКО, ИФЛА, Международная ассоциация чтения и др.
ЮНЕСКО несколько десятилетий занимается проблемами грамотности, образования, культуры. По инициативе ЮНЕСКО 1990 год был провозглашен Ассамблеей ООН Международным годом грамотности, и его отмечали во многих странах мира. Также по предложению ЮНЕСКО, с 1996 года 23 апреля предлагается считать Всемирным днем книги и авторского права.
На конференции министров стран - членов Совета Европы, ответственных за культуру, которая прошла в 1992 г. в Париже, был принят ряд специальных программ, целью которых было повысить возможности лучшего взаимопознания культур и европейских ценностей посредством печатного слова. Опыт по решению проблемы поддержки чтения таких стран как Германия, Франция, Нидерланды, Великобритания, был рекомендован всем европейским странам. Среди рекомендаций также были:
- обеспечение приоритета печатных материалов среди других учебных материалов;
- специальная подготовка и обучение преподавателей чтения;
- поддержка библиотек;
- обеспечение большей доступности издательской продукции.
С 1995 г. Совет Европы начал осуществлять в этой области целый ряд программ и проектов. Конференция "Сотрудничество в книжном секторе" сконцентрировала свои усилия на вопросах поддержки книжного рынка, определении разнообразных путей для реформирования в Европе системы книгоиздания с тем, чтобы книги большого культурного потенциала всегда имелись на рынке, чтобы они публиковались и переводились.
Большую роль в изучении процессов чтения, популяризации и информировании общественности и властных структур о проблемах чтения, организации различных программ поддержки чтения играет Международная ассоциация чтения (International Reading Association, IRA). Эта мощная организация объединяет усилия многих специалистов – исследователей, педагогов, библиотекарей и других в поиске новых подходов, разработке методов, популяризации лучшего мирового опыта по поддержке чтения.
Поскольку во многих странах читательская активность населения либо снижается, либо остается на том же уровне, либо растет очень медленно, политика по привлечению к чтению переходит постепенно с уровня ведомственных задач школ, библиотек, книгоиздания на уровень национальных.
В некоторых странах она становится заботой государства. В других, как правило, такая политика осуществляется при поддержке государства даже в тех случаях, когда ею занимаются общественные и другие организации. Однако изучение мирового опыта показывает, что большая эффективность достигается в тех случаях, когда удается преодолеть ведомственные барьеры и организовать эту политику в национальном масштабе как согласованную и целенаправленную систему мер по решению проблем в области чтения и функциональной грамотности.
Социальные меры поддержки чтения, ликвидация функциональной неграмотности, систематическая работа по формированию у детей культуры чтения, освоение "новых территорий чтения" (т.е. привлечение к чтению тех, кто обычно не берет в руки книгу) не могут быть заботой только энтузиастов и профессионалов - библиотекарей, педагогов и др. Хорошие результаты достигаются именно в тех странах, где развитие у населения читательской культуры осознаётся и реализуется как часть национальной политики в области чтения, образования и культуры.
Мировой опыт по поддержке чтения, особенно по поддержке чтения детей и молодежи, чрезвычайно велик, многообразен и мог бы быть нам очень полезен. Так, сегодня большие усилия в поддержку чтения, и особенно, чтения детей, направляет Германия. В такой благополучной стране, как Швеция, в последние годы государство стало выделять гораздо больше средств на поддержку чтения детей и молодежи, и большое значение уделяется решению проблемы «качества» издаваемой детской литературы. Колумбия создала крупномасштабную общенациональную программу поддержки чтения, где главное место уделяется чтению детей и подростков.
Многие страны, где была развита «политика в области чтения» - Франция, Великобритания, Швеция и другие смогли добиться улучшения уровня читательской грамотности детей и молодежи. Так, например, по мнению американских исследователей, результатом общественной и частной поддержки чтения явилось то, что чтение взрослых американцев сейчас находится на уровне, сравнимом с Великобританией и другими развитыми странами, и что этот уровень несколько возрос в последние годы.
Однако даже в тех странах, где нет целостной политики, как правило, осуществляются различные крупномасштабные программы и отдельные мероприятия в этой сфере. Наибольший эффект в этой деятельности достигается, когда разрабатываются специальные межотраслевые программы поддержки чтения, "привлечения к чтению" как детского, так и взрослого населения.
Выделим главные идеи, которые, с нашей точки зрения, можно рассматривать как основные принципы, как национальной политики в области чтения, так и программ по поддержке - защите - стимуляции - мотивации - "терапии чтения". К их числу можно отнести:
- осознание проблемы чтения детей и взрослых как национальной проблемы, имеющей огромную важность, как для общества, так и отдельных граждан;
- создание в стране определенного общественного мнения о необходимости и важности чтения, повышение интереса к книге, образованию, культуре, библиотеке;
- решение этой проблемы при объединении усилий государства и широкой общественности; кооперации и координации различных ведомств, государственных и общественных организаций;
- привлечение к участию в таких программах, помимо специалистов и других заинтересованных лиц, широкой общественности – возможно большего количества самых разных организаций, обществ и ассоциаций, а также индивидуальных участников;
- выделение в качестве приоритетных направлений чтения подростков и молодежи, семейной грамотности и чтению, а также приобщение к чтению функционально неграмотных и других групп из « зоны образовательного риска».
Книга сегодня, независимо от формы ее представления (печатной или электронной) по-прежнему остается основой культуры и грамотности. Инициаторами формирования и реализации политики в области книги и чтения являются участники различных сфер в процессе ее создания, распространения, использования – авторы и издатели, педагоги и библиотекари и проч. Важность книги и чтения неоспорима, и эта идея особенно поддерживается сегодня мировым сообществом.
В наши дни проблемы грамотности, образования, культуры чтения, которая лежит в основе информационной культуры личности, становятся особенно значимыми и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Педагоги и библиотекари являются теми специалистами, которые, как правило, играют в решении этих проблем ключевую роль.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fio.ru/