Кирилл Черемхин, кандидат экономических наук
Экономика России в январе-феврале 1992 г.
Приводимые ниже статистические данные взяты из сообщений средств массовой информации в январе-апреле 1992 г.
За январь-февраль национальный доход (в сопоставимых ценах) сократился на 15%, валовой национальный продукт - на 16-18%.
Физический объём промышленного производства уменьшился в январе на 15% по сравнению с январём прошлого года, в феврале - на 12%. За два месяца сокращение составило 13%. Выпуск потребительских товаров снизился на 14%, в том числе продовольственных - на 28%. В ещё большей степени сократился спрос, часть продукции придерживалась продавцами, ожидавшими дальнейшего повышения цен. Товарооборот в сопоставимых ценах уменьшился в январе-феврале на 52%.
Основными причинами снижения объёмов производства были разрыв прежних хозяйственных связей (вызванный и уменьшением спроса из-за роста цен), недопоставки продукции из других бывших республик СССР, сокращение спроса из-за роста цен и резкий рост неплатежей потребителей продукции её поставщикам, введение в ряде регионов квот на вывоз сырья, материалов и комплектующих изделий. На динамику производства негативно влиял и растущий износ основных фондов.
До 60% величины падения производства специалисты объясняли разрывом хозяйственных связей, 25% - сокращением товарообменов с бывшими республиками Союза.
Мощности многих предприятий были загружены лишь на две трети.
По данным Госкомстата России потребительские цены, примерно 90% которых было освобождено 2 января от прямого административного регулирования, выросли за январь примерно в 4,5 раза. По оценке независимых экспертов, розничные цены повысились за январь в 7 раз.
Оптовые цены (было освобождено 80% цен на продукцию производственного назначения) в среднем увеличились в 5 раз. В феврале средний рост потребительских цен составил 17,5%, за два месяца (данные Госкомстата, обнародованные в апреле) - 480% (в 5,8 раза). Повышение цен на колхозных рынках, как и следовало ожидать, в январе было значительно меньшим, чем в государственной торговле, находившейся до этого под ценовым контролем властей.
В феврале продукты питания на колхозных рынках подорожали на 42,8%, в государственной торговле - на 8,5%. Цены на предметы гардероба в коммерческой торговле выросли на 22,3%, в государственной - на 6,4%. Из 70 наиболее значимых товаров цены в среднем снизились на 12, остались на прежнем уровне на 5 и повысились по 53 видам товаров.
Столь высокий темп роста потребительских цен в январе объяснялся: 1) наличием накопленного к началу года неудовлетворённого потребительского спроса ("денежного навеса"), объём которого был по оценке в 3,9 раза больше величины месячных денежных доходов населения; 2) повышением в 5 раз административно регулируемых цен на энергоносители; 3) введением налога на добавленную стоимость; 4) компенсирующим повышением зарплаты в бюжетных организациях на 90%; 5) недостаточным учётом производителями ограниченности платёжеспособного спроса; 6) частичным уменьшением предложения товаров продавцами, ожидавшими дальнейшего роста цен; 7) свободной реализацией лишь части предметов потребления, из которых в среднем, по моей оценке, не менее 30% (50-70% по отдельным позициям) приобреталось по бартеру.
До 60% продукции производственного назначения также реализовывалось посредством натурального товарообмена.
В январе номинальные денежные доходы населения были на 2% меньше декабрьского уровня. В феврале увеличение денежных выплат населению вдвое, предполагаемое освобождение цен на хлеб и молоко, а также пессимистические прогнозы экономистов способствовали повышению спроса и продолжению инфляции.
Освобождение цен не привело к полной ликвидации дефицита товаров. В ряде мест сохранялось нормированное распределение части продуктов питания, наблюдались очереди в магазинах госторговли. Товарные запасы составляли менее половины норматива.
Розничный товарооборот в январе составил (в сопоставимых ценах) лишь 29% количества товаров, купленных людьми в декабре. Физический объём платных услуг сократился почти на 50%. Объём пассажирских авиаперевозок упал в январе на четверть. Число железнодорожных пассажиров, уезжавших за границу, сократилось на 14% по сравнению с уровнем января прошлого года. В феврале покупки выросли по сравнению с январем на 22%. За два месяца товарооборот снизился на 52% от объёма соответствующего периода 1991 г.
Резко уменьшился продуктовый дефицит - товарные запасы в торговле и промышленности увеличились вдвое. Часть зарплаты выдавалась на предприятиях учитываемыми по ценам ниже магазинных продуктами и товарами, полученными по бартеру.
Реальные доходы населения сократились в январе более чем на 40%. Около 90% населения живёт за чертой бедности, получая доходы, менее чем в 3 раза превышающие физиологический прожиточный минимум. В феврале на питание приходилось 60-80% всех расходов семей. Почти 90% пенсионеров получали пенсию, составляющую менее 60% физиологического прожиточного минимума.
По данным опроса, в 13 городах России доходы 49% семей в расчёте на одного человека были в январе ниже физиологического прожиточного минимума. При этом 42% опрошенных заявили, что экономят, но живут более-менее нормально, 29% едва сводили концы с концами, 18% денег не хватало на самое необходимое, а 6% не испытывали особых материальных забот.
Благодаря наличию денежных сбережений и продуктовых запасов потребление семей снизилось в меньшей степени, чем товарооборот, а увеличение расходов на питание значительно отставало от роста цен. Так, по данным статуправления Алтайского края в январе денежные расходы семей на питание после введения свободных цен возросли в 1,7 раза, потребление хлеба уменьшилось на 22%, молочных продуктов - на 27, мяса - на 31, картофеля - на 16%.
Однако, у трети семей нет денежных сбережений, треть пользовалась ими для покупки продуктов питания и других товаров первой необходимости, 30% семей не использовали для этого свои сбережения. Средний размер вклада в сбербанках немногим больше месячной стоимости минимальной потребительской корзины.
В среднем запасов продуктов было в семьях на 1,6 месяца. У 19% их не было совсем, у 23% - вряд ли хватало на месяц, у 31 - на 1-2 месяца, 15 - хватало на 3-4 месяца, 7% - на 5-6 месяцев.
Для покупки самого необходимого 15% семей вынуждены были продать что-либо из вещей. Имели место голодные обмороки учащихся школ и вузов.
В январе продажа скота и птицы по сравнению с первым месяцем 1991 г. снизилась на 31%, валовой надой молока уменьшился на 19%, производство яиц - на 7%. Уменьшение объёмов частично объяснялось снижением численности скота и его продуктивности. Недостаток кормов - хозяйства получали до половины прошлогоднего количества комбикормов, раздача скота по дворам при реорганизации колхозов и совхозов, рост цен на мясо вызвали массовый забой скота. Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах уменьшилось с начала года на 7% (как за весь 1991 г.), в том числе коров - на 4%.
Резко сократились поставки селу материально-технических ресурсов и почти в 20 раз выросла их стоимость. За два месяца металлопроката получено 8% от нормы. В республике скопилось примерно до трети нераспроданных машин, оборудования, материалов.
В Краснодарском и Ставропольском краях, где рано начинается сев, подавляющее большинство хозяйств не имело минимальных запасов бензина и солярки. В Калужской области почти треть сеялок и культиваторов не были готовы к работе, лишь 79% хозяйств полностью обеспечили себя семенами. Некоторые хозяйства Тульской области вообще не имели кондиционного посевного материала. В начале года каждый десятый из колхозов и совхозов был убыточным.
Количество фермерских хозяйств увеличилось с начала года почти на 38%. Они использовали 2,6% земельных угодий России и производили не более 2% сельскохозяйственной продукции. Значительная часть производимой ими продукции потребляется внутри хозяйств.
Сообщённый Госкомстатом России дефицит госбюджета в январе-феврале составлял около 11% бюджетных расходов I-го квартала. По утверждениям представителей правительства, госбюджет был практически бездефицитным. Сумма недобора по введённому с начала года 28%-му налогу на добавленную стоимость составила около 12% запланированных на первый квартал расходов бюджета и примерно 37% принятых в бюджете поступлений этого налога. Этот недобор был вызван падением объёмов производства сверх предполагавщегося уровня, резко возросшей неплатёжеспособностью предприятий, решением Верховного Совета о снижении ставки налога по ряду продовольственных товаров с 28 до 15% и чисто технически причинами.
Часть территорий, входящих в состав Федерации, резко сократила отчисления налога на прибыль в республиканский бюджет. По некоторым данным, к середине февраля в бюджет не поступало около 30% ожидаемых поступлений.
Высокая ставка НДС привела к росту уклонения от платежей, сокрытия производимой продукции и реализации её части вместо безналичных на наличные.
На 1 января в России было зарегистрировано 61,9 тысячи безработных - 10,7% к числу вакантных рабочих мест. Количество вакансий, информация о которых поступает в службы занятости, уменьшилось по сравнению с предыдущим годом почти на 49%, и этим службам удалось трудоустроить примерно на четверть меньше граждан, чем в декабре 1991 г. В Государственный фонд занятости обратилось людей, ищущих работу, почти в 2 раза больше декабрьского уровня.
58% безработных имели высшее и среднее образование. Людей трудоспособного возраста среди безработных - 71%, молодёжи до 22 лет - 16,1%, людей предпенсионного возраста - 12,6%. Лишь каждый пятый из зарегистрированных безработных - в том числе многие люди предпенсионного возраста - получал пособие.
Более 19% всех безработных в январе было зарегистрировано в Москве. Из них 95% были уволены по сокращению штатов, 88% - служащие и специалисты, 82% - люди с высшим или средним специальным образованием, 80% - женщины. В Санкт-Петербурге (около 14% российских безработных) в основном теряли работу люди предпенсионного возраста.
С начала года на части предприятий численность работников уменьшилась на 30%. К 1 февраля было зарегистрировано 70 тысяч безработных.
За январь-февраль частными лицами было приватизировано 18 ателье и мастерских, 58 предприятий общественного питания, 153 магазина и торговые точки. Всего в собственности отдельных граждан находится 0,1% предприятий торговли и общественного питания и 0,05% предприятий службы быта. За январь приватизировано 17,5 тысяч квартир.
На предприятиях негосударственного сектора в промышленности выпускалось 4% продукции. Был акционирован 1% промышленных предприятий.
Приватизацию притормаживали выжидательная позиция местных властей, действия прежних управленческих структур (затягивание решения технических вопросов, лишение сырья, конфискация готовой и незавершённой продукции), требования вазяток и завышение оценки стоимости приватизируемых предприятий, стремление присвоить максимальную возможную часть активов предприятий и увольнение целых трудовых коллективов директорами предприятий, ценовые и сырьевые трудности.
Российский экспорт сократился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 29%. Доля сырьвых товаров в централизованном экспорте составляла более 60%.
Импортные поставки увеличились на 6%. Около 20% импорта - закупки продовольствия и сырья для его производства. Более чем в 8 раз вырос импорт лекарств, в 6 раз - овощей, в 3 раза - пшеницы, в 2-3 раза - швейных и трикотажных изделий. В 4-5 раз уменьшился импорт сливочного и подсолнечного масел и сахара, почти в 2 раза - мебели.
Превышение импорта над экспортом составляло более 32% экспортных поступлений.
Курс безналичного доллара США на торгах Московской межбанковской валютной биржи снизился с 230 рублей в середине января до 139 руб. в конце февраля. Объём первоначального спроса на доллары на биржевых торгах увеличился в феврале почти на 20% по сравнению с январём, предложение - в 2,8 раза.
Курс покупки наличного доллара Сбербанком у населения упал со 120 руб. до 60. Средневзвешенный курс скупки наличного доллара снизился со 127 руб. до 92, а курс продаж - со 148 руб. до 95.
Спрос на рубли относительно возрастал благодаря значительному сокращению товарного дефицита вследствие роста рублёвых цен, увеличивавшейся задолженности банков по выплатам наличных денег населению, сокращению бюджетного дефицита (в реальном исчислении), ужесточению кредитной политики - увеличению процентной ставки и нормы резерва, валютным интервенциям Центрального банка России на межбанковской валютной бирже, увеличению объёмов продаж валюты потенциальными иностранными инвесторами, реализации части валютных запасов предприятий, формировавшимся ожиданиям дальнейшего падения курса доллара и продажам валюты с целью покупки по будущему более низкому курсу.
В январе 81% опрошенных москвичей говорили, что их семьи стали жить хуже, и 16% - что всё осталось без изменений, в феврале - соответственно 69 и 26. Практически не изменилась доля тех, кому события прошедшего месяца дают надежду на улучшение своего положения: январь - 28%, февраль - 29. Сократилось с 65 до 61 процента доля тех, кто жил без надежды. В январе считали, что ситуация невыносима, 23%, в феврале - 19.
Количество неудовлетворённых жизнью москвичей в феврале - 65% - было почти таким же как в начале января рассматриваемого года (61) и в мае 1991 г. (66%). В конце января таких москвичей было 81%. Людей, которые не могут выдержать либерализации цен, в начале января было 25%, в конце - 46, во второй половине февраля - 33%. Тяжелее других переживали последствия реформ пенсионеры, инженерно-техническая интеллигенция, неработающие инвалиды, женщины и люди старше 45 лет.
Верили в успех проводимой экономической политики 45%, и лишь 8% москвичей были уверены в том, что правительство контролирует экономическую ситуацию.
В феврале пятая часть опрошенных городских жителей Россиии скорее одобряла действия российского правительства в области цен, заработной платы, налогообложения, социальной защиты населения, 66% - не одобряла. 53% из числа последних были готовы к митингам и манифестациям, 13% намеревались поддержать забастовки.
Самыми важными проблемами для людей были нехватка продовольствия (85% опрошенных), низкие доходы и высокие цены (78%), загрязнение воздуха (62). По данным другого опроса, внутренними проблемами общества, которые беспокоят больше всего, были рост цен (62%) и дефицит продуктов (50%). По московским данным, лишь 7% опрошенных были оптимистичны в отношении будущего, более 87% высказывали пессимизм.
Спад производства в первом квартале 1992 г. составил 13%, объём подрядных работ в строительстве сократился на 30%. За январь-апрель производство потребительских товаров уменьшилось на 21%, закупки скота и птицы, молока, яиц - на 32%, платных услуг - на 42%. Очевидным важным фактором сокращения выпуска было резкое падение платёжеспособного спроса. По официальным данным, свыше 90% населения получало доходы ниже прожиточного минимума, 50% - ниже физиологического. Потребительские цены повысились к апрелю в 15 раз против уровня декабря 1991 г., зарплата увеличилась в 5 раз.
За девять месяцев года национальный доход, по сообщению Госкомстата, уменьшился на 20%, а объём промышленного производства - на 17,6%. Потребительские цены на товары и услуги выросли в 13,1 раза, а денежные доходы увеличились в 5,7 раза. Реальный товарооборот снизился на 39%. Рост цен на предметы первой необходимости составил от 60 до 150 раз по сравнению с позднесоциалистическим уровнем.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sciteclibrary.ru/