Рефетека.ру / Экономика

Реферат: Анализ ситуации с занятостью в наукоградах, ЗАТО и регионах с высокой концентрацией предприятий

Анализ ситуации с занятостью в наукоградах, ЗАТО и регионах с высокой концентрацией предприятий и организаций оборонного комплекса

О.В. Николаев, к.э.н., ведущ. науч. с-ик НИИ труда и социального страхования

Исследования, проведенные по различным регионам и в значительном количестве городов России свидетельствует о неравномерном размещении организаций сферы оборонных НИОКР и связанных с ними предприятий ВПК. Так в двух ведущих регионах, Московской и Ленинградской областях вместе с Москвой и Санкт-Петербургом сосредоточено более 17% от общего числа этих предприятий. После этих центральных регионов по данному признаку следуют: Новосибирская, Свердловская, Ростовская и Нижегородская области, В таблице 2.3 приведена характеристика структуры научно-инженерного потенциала шести ведущих в этой сфере деятельности регионов. В региональной структуре научно-технического потенциала страны к началу активных экономических и конверсионных преобразований четко выделились четыре типа:

- наука и ее технологическая реализация Центра (сфера Москвы, С-Петербурга, Н-Новгорода и, с некоторой долей условности Новосибирск), где сосредоточено почти 60% кадрового потенциала;

- центры отраслевой науки российской провинции (Тула, Самара, Саратов, Пермь, Челябинск, Красноярск и др. регионы);

- наиболее удаленные от Центра регионы с относительно высокой концентрацией научных организаций (Приморский край, Иркутская и Томская области, ряд других) большую их долю составляют научные центры Академии наук;

- регионы с незначительными масштабами научно-технической сферы, составляют приблизительно около половины областей России, в которых неразвитость этой сферы является следствием их территориальной близости к центрам концентрации научно-инженерной деятельности - регионам первого (проще всего) и также второго плана.

В рамках этой типизации процессы на профессиональных рынках высококвалифицированной рабочей силы развивались по разному. В большинстве крупнейших научно-технических центров (первый и второй тип регионов) - после “обвального” сокращения занятых в сфере оборонных НИОКР, в структуре персонала этих организаций значительно увеличилась доля научных работников и высококвалифицированных инженерных кадров; вынужденное сокращение численности осуществлялось за счет вспомогательного персонала. В дальнейшем, как показали исследования, произошло активное сокращение численности работников, составляющих ядро научно-инженерных коллективов, связанное, прежде всего, с доведением оборонной тематики и заказов на производство современной военной техники до критически низкого уровня в условиях почти полного прекращения финансирования конверсионных программ.

В наиболее удаленных районах, в том числе геополитически важных (Приморский край, Хабаровский край, Камчатская и Калининградская области), а также районов национальных конфликтов сокращение научно-инженерных кадров объектов ВПК проходило теми же темпами, усугубляя напряженность на рынках труда центра России, куда и устремилась значительная часть проживающих в данных регионах, в том числе работников научно-технической сферы.

В выделенном нами четвертом типе регионов более спокойных с точки зрения влияния конверсии на профессиональные рынки труда, их состояние к настоящему моменту нельзя оценить однозначно. Отраслевая направленность экономики регионов, демографическая ситуация, другие социально-экономические факторы, составляющие общий фон в регионе, определяют специфическое положение научно-инженерных кадров, уровень их занятости, “котировку” на местном рынке труда. В качестве объектов анализа проблем занятости научно-инженерных кадров наиболее “информативными” и показательными являются малые города, представляющие собой научно-технические центры. Оборонная наука и промышленность сосредоточена в своей значительной части в локализированных городах - наукоградах и ЗАТО, которые по своему существу являются наукоградами с развернутой производственной базой.

Наукограды - это моноструктурные территориальные образования, созданные в 1930 -1970 годах, с целью разработки наукоемкой продукции, преимущественно оборонного значения и имеющие кадровый потенциал мирового уровня. В наукоградах проводятся фундаментальные и поисковые исследования, направленные на решение государственных задач в области национальной безопасности и поддержания технологической конкурентоспособности страны. Их специализация охватила все области знаний: ядерную физику, биотехнологию, аэрокосмические исследования и разработки, точное машиностроение, микроэлектронику, информационные технологии и другие приоритетные направления развития науки и техники. Оборонный наукоград составляет ядро научно-производственных объединений и предприятий, задействованных на серийный выпуск военной продукции.

Все наукограды строились вокруг нескольких градообразующих предприятий, что обусловило моноориентацию городов и единственный источник финансирования - госбюджет. В России на сегодняшний день насчитывается свыше 50 таких городов, и они в основном сконцентрированы в Подмосковье (более 20), Ленинградской обл., в ряде научных центров Сибири и Урала.

В связи резким сокращением финансирования из госбюджета на нужды исследования в целом и в области обороны, в частности, градообразующие НИИ и предприятия подобных территорий оказались в тяжелом финансовом положении. Это приводит к разрушению уникальной, дорогостоящей экспериментальной базы, отставанию и потере лидирующей роли в ряде направлений научно-технического прогресса. Недостаток средств на охрану опасных технологий и материалов может создать реальную угрозу экологической и ядерной кризисных ситуаций на территории России, вблизи ее важных жизненных центров. Обостряется положение в социальной сфере, научные организации и предприятия потеряли многих высококвалифицированных специалистов: наиболее перспективные и молодые работники ушли в другие сферы деятельности. Продолжается негативный процесс “проедания” накопленного в предшествующие годы научного потенциала научно-исследовательских институтов и организаций, что фактически превращает их в обычное конструкторское бюро.

Так, например, если в период наращивания потенциала научных организаций оборонных отраслей промышленности до 70 – 80 % средств тратилось на научно-исследовательские работы, а 10 - 15 % - на опытно-конструкторские, то в последние годы на НИР тратится 20 - 22 %, а на ОКР – 50 % средств. Это приводит к сужению сферы научно-исследовательских работ, а опытное и экспериментальное производство загружается выпуском ширпотреба и прочей продукцией, не связанной с высокими технологиями и интеллектуальным трудом. В результате этого ученые-исследователи теряют квалификацию, трансформируются в технических исполнителей, или остаются без работы.

Таблица 2.3.

Удельный вес регионов в структуре научно-технического потенциала России (в процентах)

Наименование

В целом

по России

Всего по выделенным регионам

Москва

Московская обл.

Санкт-Петербург

Новосибирская обл.

Нижегородская обл.

Свердловская обл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Численность занятых научно-технической деятельностью

100

57,8

26,5

5,9

15,8

3,2

3,4

3,1

из них:

выполняющие НИОКР

100

59,8

29,0

5,4

15,9

3,0

3,3

3,2

в том числе доктора наук

100

84,2

52,6

6,8

16,4

5,3

1,1

2,0

кандидаты наук

100

74,8

43,2

6,9

16,8

4,1

1,4

2,4

Практика деятельности академической и вузовской науки, где сконцентрирована российская научная элита показывает, что имеет место распад и исчезновение многих научных школ. Труд в науке перестал быть престижным (также как перестало быть почетным работать на оборону страны). Наука во всем мире персонифицирована. Проведенные исследования в наукоградах Подмосковья показали, что в ряде направлений физической химии, физики твердого тела, аэродинамики, баллистики, информатики и комплексной автоматизации, ученые с мировым именем остаются без учеников. Острая нехватка средств на поддержку работ фундаментального характера на уровне, достаточном для воспроизводства культуры исследований, ведет к оттоку квалифицированных специалистов и способной молодежи из этой сферы. Специфика этой проблемы в таких регионах состоит в сильном ограничении создания новых рабочих мест. Моноориентированное развитие наукоградов усугубляет критическое положение с профессиональной занятостью.

На научных объектах, в большей степени ориентированных на теоретические исследования, перспективы занятости научных кадров и высококвалифицированных работников наименее благоприятны. Так, исследования, проведенные в Ногинском научном центре РАН (п. Черноголовка), куда входят 9 институтов и приборостроительный завод, показали, что количество публикаций и научных докладов, сделанных учеными центра в последние 5-7 лет сократилось в 3-4 раза, продолжается отъезд на Запад и другие части мира. Из тысячи научных сотрудников Центра 200 человек (пятая часть) работает за границей и треть из них не желает возвращаться на родину. Причины эмиграции ученых, по их мнению, лежат в более лучших и комфортабельных условиях работы и жизни за рубежом, и более определенном, на их взгляд, будущем их детей.

В последние годы процесс интеллектуальной эмиграции, или, как его еще называют “утечки умов”, приобретает в России столь крупные масштабы, что угрожает существованию и развитию целых направлений отечественной науки, вызывает многие негативные социальные и экономические последствия для российского общества в целом. Основными ее причинами стали, прежде всего, глубокий социально-экономический кризис в стране, резкое снижение приоритетности науки, невостребованности научного, интеллектуального потенциала, невозможность для конкретных ученых реализовать себя на родине в научном, материальном и интеллектуальном плане, обеспечивать творческий рост. И, как правило, результаты плачевные:

гибель создававшихся десятилетиями школ и коллективов;

резкое торможение научных разработок и их внедрения;

снижение эффективности инвестиций в фундамент и прикладную науку;

дезорганизация рынка труда научных кадров;

политика государства лишается в научно-технической сфере устойчивости и перспективы.

Социальные последствия:

быстрое падение привлекательности научной деятельности в общественном сознании, прежде всего молодежи;

разрушается заинтересованность во вложениях в нашу науку у зарубежных инвесторов.

Решение проблемы “утечки умов” состоит в подъеме экономики страны, росте заработной плате. Необходимо выведение ученых из системы оплаты по Единой тарифной сетки и перевод их на оплату по западным стандартам. Сегодня зарплата ученого в России отличается от зарплаты его коллеги за рубежом примерно в 50 раз. Требуется именно не повышать зарплату и сравнивать ее не с зарплатой в коммерческих фирмах в стране (и уж точно не с минимальной заработной платой), а взять за базу уровень оплаты ученых в государственных научных учреждениях за рубежом. Государство должно позаботиться о необходимых правовых и экономических механизмах процесса международной миграции рабочей силы страны, таких, как социальная и консульская защита, урегулирование вопросов налогообложения, финансового и транспортного обеспечения. Необходимо решить проблему юридического обеспечения интересов как выезжающих российских граждан и их семей, так и страны.

Анализ и прогноз современной миграционной, демографической и социально-экономической ситуации и перспектив ее развития показывают, что миграционные процессы в ближайшем будущем будут приобретать для российского государства все большую значимость. Так, прогнозируемая общая численность населения России только к 2005 году сократится на 2,8 млн. человек (со 144,2 млн. до 141,4 млн.). Могут произойти нежелательные изменения и в самой структуре населения. Население молодого возраста за эти годы уменьшится, по расчетам Госкомстата России, на 5,5 млн. человек (с 27,8 млн. до 22,3 млн.). И хотя за тот же период произойдет увеличение численности населения в трудоспособном возрасте на 2,6 млн. человек (с 81,7 млн. до 89,7 млн.), уже после 2005 года начнется абсолютное сокращение этого контингента населения, общие потери которого оцениваются Госкомстатом России за 2006–2015 годы в 7,4 млн. человек.

В то же время, по имеющимся у Минэкономразвития России предварительным расчетам, ВВП будет увеличиваться в течение 2002–2005 годов относительно высокими темпами с минимальным пороговым значением не менее 5% в год, а общая численность занятых в экономике страны должна увеличиться за указанный период почти на 2 млн. человек. По имеющимся оценкам, за прогнозируемый период будут готовы переехать в Россию примерно 4 млн. человек. Но произойдет ли это – зависит от состояния нашей экономики, от того, насколько в экономическом и социальном плане Россия будет привлекательна для мигрантов, будут ли для этого созданы необходимые условия, какова будет миграционная политика.

Кроме того, надо обратить внимание на то, что одновременно с экспортом интеллектуального потенциала в России происходит импорт значительного числа менее квалифицированных работников. Происходит интеллектуальный дренаж России, которая постоянно снижает таким образом свой интеллектуальный потенциал.

Таким образом, “утечка умов” имеет негативные социально-экономические последствия для народного хозяйства, крайне затрудняет реализацию основных концепций технологической и экономической безопасности России. Проблема охранения национального интеллектуального достояния – одна из важнейших, стоящих не только перед российской наукой, но и перед российским обществом в целом. И от того, как она будет решена, во многом зависит будущее России.

Как показали проведенные исследования, на объектах научно-технического оборонного комплекса с хорошо развитым производственным сектором и нашедших свою нишу на рынке в результате переориентации продукции с военного на гражданское направление ситуация с кадровым обеспечением может быть относительно благополучной. Однако здесь возникает вопрос адекватности по сложности и квалификации традиционных технологий и производств новым, заменившим их направлением, то есть при относительно благополучном состоянии с занятостью возникает проблема сохранения определенной квалификации кадров и их профессионализма.

Примером одного из наукоградов, созданных в 50-60 гг., может служить г. Фрязино, Московской обл., с численность населения 50 тыс. человек (30 тыс. – трудоспособного населения). Город создавался как центр микроэлектроники на базе четырех НИИ с опытно-экспериментальным производством и Фрязинского отделения Института радиоэлектроники Академии наук (ФИРЭ РАН). Отличительной чертой предприятий этого наукограда является вертикальная интеграция, то есть способность не только проводить научные исследования и создавать прорывные технологии, но и непосредственно внедрять их в промышленное производство. Научный задел, технологии, оборудование фрязинских научно-технических комплексов стали предпосылками для развития многих крупных предприятий микроволновой электроники страны. Градообразующие объекты такие, как ГНПП “Исток” изначально были ориентированы на технологии двойного назначения, применяемые как в разработках и производстве изделий военного назначения, так и в развитии современных средств связи, медицинской техники, электронном оснащении, применяемом в судостроении, ракетостроении. Основной костяк научного потенциала составляют более 500 кандидатов и докторов наук, два академика АН РАН. На предприятиях наукограда 42% работающих имеют высшее образование, 37% составляют специалисты, более половины работников занято в научных подразделениях.

Как показали проведенные исследования сокращение государственных заказов, в том числе в рамках конверсии, разрыв хозяйственны и научно- технических связей, финансовые не платежи заказчиков привели к свертыванию НИОКР, сокращению объемов производства и инвестиций. Не стабильная производственная обстановка усилила социальную обстановку в коллективах. Произошел значительный отток специалистов, в основном творческого, работоспособного возраста. На ряде предприятий сохранилось только 25-30% прежнего числа работников. Резкое сокращение объемов заказов военного назначения заставило руководителей НИИ и КБ переориентировать направления своей деятельности. Так, НПП “Циклон-Тест”, ранее проводившее испытания изделий военной электроники, ныне занимается сертификацией гражданской продукции. Продолжается старение научно-технических кадров объектов наукоградов, средний возраст которых составляет 54-55 лет.

Географическая близость этого города с Москвой является многозначным фактором. С одной стороны, емкий рынок труда крупнейшего технополиса сглаживает остроту проблемы с занятостью во Фрязине, поглощает высвобождаемые трудовые ресурсы, с другой стороны ведет к распылению и потери уникального, создаваемого не одним поколением научно-инженерного потенциала. Такое стихийное перераспределение трудовых ресурсов приводит к профессиональным потерям.

В сложном положение оказался и другой наукоград – Королев, ориентированный на космическую науку и промышленность, с сетью крупных предприятий ВПК. Работоспособного населения в городе насчитывается свыше 100 тыс. чел., а занятых во всех отраслях экономики города – 90 тыс. чел. Основной продукцией города являются высокие технологии, результаты научных исследований, наукоемкая продукция мирового класса выпускаемая на основе уникального научно технического кадрового потенциала. Приоритетное положение города в 70-80-е годы определило престижность работы его научных и производственных коллективах, что привлекло сюда лучших специалистов и выпускников самых известных и престижных ВУЗов страны.

Однако в настоящие время работа на предприятиях ВПК считается бесперспективной. Так, Ракетно-космическая корпорация “Энергия” сократила свою численность за годы реформ с 25 до 19 тыс. чел. Произошло перераспределение кадрового потенциала с крупных предприятий в новые малые структуры, число которых превышает 3 тыс. Для города характерно переполнения квалифицированной рабочей силой. По данным Цента занятости населения за 1999-2002гг. 27% обративщихся по вопросу трудоустройства имели высшее образование, 25% - средние специальное. Из числа безработных свыше 20% работали на предприятиях ВПК на инженерных должностях.

В отраслевую оборонную науку, располагающуюся в значительной степени в наукоградах, резко сократился приток молодых специалистов. С одной стороны это объясняется снижением престижности труда в научно-инженерной сфере, разрывом профессиональной преемственности поколений специалистов, низкой оплатой труда, а с другой стороны – административными причинами. Так власти Подмосковья в свое время ввели лицензирование притока иногородних специалистов, что дополнительным бременем легло на бюджет предприятий ВПК и отразилось на возможностях их кадрового обеспечения. Исследования показали, что значительно сузился ассортимент молодых специалистов. Так, если в ЦНИИточмащ (г. Климовск, Моск. обл.) в советский период работали специалисты из 18 Вузов страны по 70 специальностям, то сейчас этот круг крайне узок и поступают на работу в основном молодые специалисты, выходцы из городов, где располагаются научные организации.

В ряде отраслевых институтов наметился сильный разрыв в оплате труда руководства и научно-инженерных кадров. Например, в НПО машиностроения (г. Реутов, МО) этот разрыв составляет 25-30 раз, что негативно отражается на социально-психологическом климате.

Одной из острых проблем мотивации труда в науке является отсутствие механизма реализации закона об интеллектуальной собственности. Доход разработчиков наукоемкой продукции ограничивается циклом исследований и создания опытного образца, а должен включать в себя и часть прибыли от реализации товарной продукции. Особенно остро эта проблема стоит в оборонных отраслях промышленности. Так, от экспорта оружия завод-изготовитель может получить до 20% валютных средств, а разработчик не получает ничего. Например, научно-технический потенциал МНТК “Ротор” (г. Климовск) используется в тысячи точках бывшего СССР, но разработчики не получают никаких дивидендов от этого. Роторные линии по выпуску патронов комплексно автоматизированного оборудования, разрабатываемого здесь, в несколько раз эффективнее аналогичного японской техники. По оценки специалистов, это предприятие в настоящее время может давать только треть наукоемкой продукции.

В сложном, нестабильном положении находится крупнейший научно-испытательный центр авиационного моторостроения НИЦ ЦИАМ (г. Лыткарино, Моск. обл.). Главные проблемы предприятия - дефицит специалистов всех профильных специальностей, их деквалификация в связи с хроническим отсутствием заказов и испытаний; критический уровень аварийной безопасности из-за чрезвычайной сложности поддерживать в нынешних условиях нормальный режим работы обеспечивающих систем; отсутствие пополнения молодыми специалистами. Большой финансовой проблемой для таких энергоемких научно-технических объектов (ЦИАМ, ЦАГИ, РКК “Энергия, КБ “Химмаш” и др.) является оплата электроэнергии. За рубежом, например, в США подобные государственные предприятия аэрокосмического профиля платят за электроэнергию чисто символическую сумму и полностью обеспечены высококвалифицированными кадрами, которые верят в надежность и устойчивость своих объектов.

Изучение положения научно-инженерных кадров в наукоградах Подмосковья, подтверждает многообразие проблем в социально-трудовой сфере и их зависимость от конкретных условий. На общую ситуацию с занятостью оказывают такие факторы как: территориальная отдаленность и обособленность; научная и технологическая направленность, близость технополиса. Исследования, проведенные в г. Дубна, где наряду с крупнейшим и известным во всем мире институтом ядерных исследований (ОИЯИ) имеется ряд предприятий ВПК, подтверждают эти выводы.

Проблемы рынка труда данного наукограда сложны и специфичны (сложность трудоустройства высококвалифицированных инженерных кадров и более устойчивое положение ученых физиков). В г.г. Лыткарино, Реутов, Жуковский, Фрязино, Троицк ситуация на профессиональных рынках труда более спокойная, но сложная в другом отношении, что связано с близостью к Москве. Так, из 20 тыс. экономически активного населения г. Троицка, 10 тыс. человек работает в Москве. Это обусловлено разным уровнем оплаты труда в Москве и области и как следствие – острейшая проблема кадрового обеспечения оборонных предприятий этих городов науки и высоких технологий. Средняя заработная плата специалистов ТРИНИТИ (Троицк) по данным на апрель 2004 г. составила 5 тыс. рублей. Из необходимых для устойчивой работы института 250 млн. рублей на годовое содержание этого стратегически важного объекта, Минатом РФ, в ведении которого находится институт, выделяет только 30% финансовых средств, а по линии Миннауки РФ осуществляется 25% финансирования.

Обследования наукоградов, имеющих объекты фундаментальной и прикладной физики (Обнинск, Троицк, Протвино, Дубна, Черноголовка), выявили ряд серьезных проблем – отмечены не только сужение масштабов исследований, но и существенные деформации в их тематике. Наша страна практически потеряла ряд направлений в теоретической физике, что сулит негативные перспективы, в том числе и в плане национальной безопасности. В ядерной физике с 1995 года законсервировано и исключено из плана девять важнейших проектов, охватываемой государственной научно-технической программой “Физика высоких энергий”. Исследования по этим проектам вели четыре института РАН, три института Минатома РФ, а также ОИЯИ г. Дубна и НИИЯФ МГУ. Специалисты считают, что отказ от этих проектов приведет к огромным потерям в развитии науки, более того – экономики в целом.

Замораживание программ в области глубокой физики, сокращение их финансирования дают основание прогнозировать дальнейшее ухудшение положения в данном секторе научно-инженерного труда. Ведь речь идет о программах, в которых было задействовано 2,5 тыс. физиков-теоретиков, 5 тыс. инженеров, 10 тыс. рабочих, намечалось подключить около 50 промышленных предприятий, которые должны были осуществлять по новым технологиям программы уничтожения ядерного оружия по международным соглашениям. Потерять эти кадры, разумеется, несложно, но сверхсложно будет их восстановить. Несомненен и огромный ущерб, нанесенный престижу российской науке, а также потере международного рынка в этой сфере.

Научно-технический комплекс московской области является “золотым запасом” России, его огромный незадействованный пока потенциал может стать стратегически важным ресурсом при экономическом возрождении страны. Следует отметить, что на государственном уровне пока не проявилась заинтересованность в решении проблем наукоградов. Поэтому научная общественность этих городов начало движение снизу, объединившись в Союз развития накоградов, с целью спасения национального научного богатства России.

Важная роль в вопросах военно-промышленного строительства государства отведена закрытым административно–территориальным образованиям, где расположен ядерно-оружейный комплекс России, являющийся гарантом ее независимости. Сравнительный анализ с занятостью кадров в ЗАТО выявил существенные изменения и новые моменты в структуре и динамики занятости на градообразующих объектах и в социально-экономической обстановке в целом в этих городах. Объективные показатели говорят, что закрытые города Минатома России, где проживает более 700 тыс. человек, попали в тяжелую ситуацию. Низкая заработная плата, безработица ведут к социальной напряженности и конфликтам. В некоторых ЗАТО введена талонная система жизнеобеспечения людей. Не выполняются ряд федеральных программ, таких как: “Топливо и энергия”, “Экологически чистая энергетика”, “Микроэлектроника”, “Дети России” и др.

Несвоевременное и недостаточное финансирование угрожает качественному и полному выполнению работ по государственному оборонному заказу и международным соглашениям по разоружению и утилизации ядерных боеприпасов. Стареет оборудование объектов, что превращает их в зоны риска, уменьшаются нормативные запасы ядерного топлива на АЗС. По данным Минатома РФ, в г.г. Зеленогорск, Трехгорный, Лесной половина персонала на ядерно-опасных производствах находится в пенсионном возрасте, со стажем работы более 25 лет, а доля молодежи снизилась до 10%. Поэтому среди рабочих основных профессий, ведущих специалистов наступает период количественных, профессионально-качественных изменений в связи с утратой необходимых качеств, в том числе состояния здоровья. Кроме того, длительные перерывы в работе по специальности ведут к профессиональным потерям.

Остро стоит вопрос повышения безопасности транспортировки и хранения ядерных материалов, ликвидации открытых хранилищ жидких радиоактивных отходов, а также создания необходимых условий для совершенствования ядерного оружия, учитывая новые угрозы и вызовы со стороны США (выход из Договора по ПРО и др. действия).

Известным научным центром мирового уровня является г. Саров (Арзамас –16), который находится в Нижегородской области, образован в 1954 году. Территория ЗАТО Саров составляет 231 квадратный километр, население – 83 тыс. человек. Основным градообразующим объектом города является Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ ВНИИЭФ) – флагман отрасли и отечественной науки по разработке и модернизации ядерного оружия, лазерной и рентгеновской техники, высокоточных измерительных систем, тонких технологий, методик математического моделирования.

Используя научно-технический и производственный потенциал и экспериментальную базу, институт в рамках конверсии проводит исследования и разработки в интересах народного хозяйства по следующим направлениям:

фундаментальные и общие прикладные исследования

безопасность АЭС;

энергетика (нефтяная и газовая промышленность, создание альтернативных источников энергии, энергосбережение и т.д.);

технология машиностроения и приборостроения (металлургия, автомобилестроение, взрывные технологии, системы диагностики);

экология и медицина (создание систем мониторинга, диагностического и измерительного оборудования);

информационные и вычислительные системы.

Закрытые города с точки зрения проблем занятости, требуют особого подхода и оценивать ситуацию в них как критическую надо не по уровню безработицы, если сравнивать ее с неблагополучными регионами России, а по следующим факторам:

Это закрытые территории и многие социально-экономические проблемы здесь сложно решаются.

В ЗАТО сосредоточен мощный кадровый интеллектуальный потенциал.

Имеется уникальное высокотехнологичные производства, которое нигде невозможно воспроизвести.

Есть и стратегическая задача. Россия – ядерная держава, и сдавать эти позиции нельзя, ибо альтернатива этому является переход в страны третьего мира

Вышесказанное обуславливает необходимость разработки срочных мер по снижению нарастающей социальной напряженности в закрытых городах, обеспечению содействия занятости населения за счет сохранения, развития и наиболее полного использования имеющегося научно-производственного и кадрового потенциала с учетом оборонных и народно-хозяйственных задач.

Следует отметить, что “развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации относится к числу высших приоритетов государства”, - так определено место ВПК в оборонно-промышленной политике России, основные положения которой были утверждены Президентом Российской Федерации после их рассмотрения на совместном заседании Совета Безопасности и президиума Государственного совета Российской Федерации

Состояние и уровень развития оборонных отраслей промышленности имеют первостепенное значение для обеспечения национальной безопасности и во многом определяют техническое перевооружение и технологический прогресс важнейших сферах экономики, таких как машиностроение, приборостроение, транспорт, связь, топливно-энергетический комплекс, здравоохранение и др.

Анализ многочисленных публикаций, характеризующих общественно-политические, экономические и научно-технические процессы, происходящие в современном мире, а также отечественный опыт дают основание сформулировать следующие выводы:

Основой социально-экономического развития государства, их местом в мировом сообществе и на мировых рынках является национальная, устойчиво развивающаяся технологическая база - организованная совокупность базовых технологий, важнейших научно-производственных объектов и интеллектуального потенциала, владеющего такими технологиями и способного развивать и реализовывать их в приоритетных областях жизнедеятельности страны;

в развитых странах главная роль в создании и поддержании на должном уровне технологической базы отводится науке и образованию. Развитие последних составляет важнейшие приоритеты государственной политики и подкрепляется соответствующим финансированием;

устойчиво развивающаяся технологическая база и ее кадровое обеспечение есть важнейшие составляющие в системе национальной безопасности государства;

качественная оценка развития в России базовых технологий по сравнению с развитыми странами показывает, что практически по всем технологиям наблюдается отставание от мирового уровня.

На протяжении последних 10 лет резкий спад производства, сокращение научных исследований, конверсия оборонных отраслей привели ОПК нашей страны и промышленность в целом в кризисное состояние:

резко снизился кадровый потенциал ОПК; в ряде случаев образовался разрыв в передаче профессионального мастерства от опытных специалистов – хранителей конструкторских и технологических школ предприятий к молодым по простой причине недостатка молодых специалистов;

отраслевые научно-исследовательские институты, а также КБ – разработчики образцов военной техники утратили механизмы воссоздания кадрового потенциала;

положение в области кадрового обеспечения усугубляется тем, что по многим причинам высшие учебные заведения не имеют возможность готовить полноценных специалистов оборонного профиля и находятся на грани утери научных и научно-педагогических школ, которые создавались десятилетиями и имеют мировую известность.

Проблема подъема и развития отечественной промышленности – главного фактора оздоровления экономики страны и вывода ее из кризисного состояния приобретает в настоящее время решающее значение для сохранения России как целостного независимого государства, укрепления ее статуса и роли в мировом сообществе. Важнейшей составляющей этой проблемы является кадровое обеспечение воссоздания и развития технологической базы и оборонно-промышленного комплекса страны.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sciteclibrary.ru/


Похожие работы:

  1. • Политика занятости
  2. • Механизмы регулирования занятости населения на ...
  3. • Региональная политика Российской Федерации: состояние ...
  4. • Организация местного самоуправления в наукоградах и на ...
  5. • Кризис фонда занятости
  6. • Экономическая характеристика научно-производственных ...
  7. • Современная экономика России
  8. • Региональная экономика
  9. • Безработица как социально-экономическое явление
  10. • Государственное регулирование рынка труда
  11. • Рынок труда
  12. • Региональные проблемы трудообеспеченности и пути их решения
  13. • Уральский экономический округ
  14. • Государственное регулирование рынка труда
  15. • Основные проблемы и направления адаптации персонала ...
  16. • Система оплаты труда на предприятии
  17. • Социально-экономическое развитие региона
  18. • Государственное регулирование рынка труда в Республике ...
  19. • Система управления базой данных объектов гражданской обороны ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com