Бестемянников Вячеслав Михайлович
Разум отдельно взятого человека ограничен. Поиск путей увеличения возможностей человека и человечества продолжается долгие годы. Попытка передать свои накопленные знания осуществлялась непосредственно от человека к человеку. Появились рукописные и печатные книги, собранные в библиотеки, которые посвящены различным отраслям знаний. Однако немногие ознакомились, а тем более запомнили, все их разделы. Положение еще более усложнилось, когда большие массы стали работать над одним заданием, появилось разделение труда. Умственный труд также стал проходить в коллективах, в которых отдельные люди были вынуждены объяснять свои мысли коллегам. На помощь им пришли формализованные языки (содержащие специальные и математические описания) и изображения (чертежи и графики), но четкого понимания часто добиться не удается. С появлением компьютера появились надежды создать искусственный интеллект, который пришел на помощь интеллекту естественному. Однако эта задача пока не решена.
Остается попытка усовершенствовать мышление отдельно взятого человека. Прежде были предприняты шаги для изучения всего процесса мышления. Не будем останавливаться на чисто психологических методах. Рассмотрим процесс фиксации самих мыслительных явлений. Деятельность мозга регистрируют, фиксируя его электрическую активность. В 1924 г. австрийский физиолог Ганс Бергер зафиксировал при помощи гальванометра электрические потенциалы в тысячные доли вольта, снимаемые с металлических пластин, приклеенных к голове испытуемого. Процесс фиксации, с тех пор, несколько изменился: для регистрации и последующей обработки электроэнцефаллограммы (ЭЭГ) применяют компьютерные приборы, фиксацию сигналов производят с большего числа точек. При снятии ЭЭГ прибегают к стимуляции организма при помощи дополнительных нагрузок (гипервентиляции и химическое воздействие), вспышек света (одиночной или ритмической фотостимуляции) [1]. Канадский ученый У.Г.Пенфилд стимулировал мозг во время операций слабым электрическим током, что приводило к раздвоению сознания - возникновению ярких и объемных воспоминаний. В.М.Смирнов (сотрудник Н.П.Бехтеревой [2]) стимулировал одно из подкорковых ядер - это привело к увеличению способности больного к запоминанию более чем в 2 раза.
Ученые из Нидерландов провели электростимулирование головного мозга для лечения тяжелых заболеваний (болезнь Паркинсона и др.) [3]. Величина электрического тока близка, получаемым при снятии ЭЭГ. Была установлена связь компьютера с мозгом парализованного Джона Рея при помощи вживленных в мозг электродов. Больной мог управлять движением курсора на экране монитора и, таким образом, составлять фразы, общаясь с врачами. Некоторые фирмы обошлись без вживления электродов. Соучредитель компании BioControl Systems рассказывал, что их фирма использовала биотоки мозга, надевая на голову специальный обруч, управляет движениями мыши без единого движения. Такая виртуальная мышь запущена в производство и стоит 19800 долларов. К компаниям производящим системы, улавливающим сигнал мозга, относятся Technologies, Neurotechnologies и др. [4]. В связи с этими работами возникает мысль: не проще будет ли связать мозг двух людей, а не такие системы (человек-компьютер). В связи со сказанным, возникает мысль об электростимуляции головного мозга при помощи сигнала, модулированного ЭЭГ другого мозга. Обратную связь обеспечит подача модулированного этим человеком сигнала на мозг донора. Мозг этих двух людей оказывается связанным в единую систему. К ним можно присоединить n-ое число других людей. Они будут представлять единое целое по своим желаниям, устремлениям. Их коллективный мозг будет обладать знаниями и способностями людей, входящих в эту систему. Возможности такого коллектива будут неимоверно велики. Таким образом, появляется возможность передачи знаний и опыта одного человека, членам системы. Конечно, все, что знает и пережил человек, мгновенно не передастся другому. О решаемой проблеме нужно думать всем членам коллектива, связанного в общий мозг. Такое активное взаимодействие разума всех этих индивидов позволит использовать знания каждого по проблеме, ставшей общей для этого коллективного разума.
Это открывает новые возможности по совершенствованию обучения. Между людьми, входящими в систему, естественно, не будут возникать трения или претензии друг к другу: ведь они составляют одно целое. Не возникнет препятствий вхождения другого человека в это содружество или выхода из него. Время существования коллективного разума практически бесконечно (ограничено лишь временем существования человечества), хотя, возможно, прибегать к его лишь в случае высокоинтеллектуальной работы. Переход человека, побывавшего в каком-либо сообществе, принесет в другое знания (все или частично) и устремления этого объединения. Можно надеяться, что в скором времени мощь человеческого разума увеличиться многократно, исчезнут конфликты, связанные с распределением продуктов общественного труда (этот вопрос и является слабым звеном в системах, борющихся с эксплуатацией человека человеком). Таким образом, человечество сможет более квалифицированно решать свои проблемы и стать более счастливым. Этот подход был предложен в [5].
1. Поворнявский А.Г., Заболотных В.А. Пособие по клинической электроэнцефалографии.
2. Бехтерева Н.П. Мозг человека - сверхвозможности и запреты./Наука и жизнь № 7, 2001.
3. Электростимуляция мозга помогает справиться с болезнью Паркинсона / МЕДНОВОСТИ: /09.11.2001
4. Джонсон Р. Биосистемы для управления компьютером./Компьютеры + Программы № 9, 1996.
5. Бестемянников В.М. Как стать умнее. /Февраль 2002. http://bestslave.chat.ru/
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sciteclibrary.ru