Копонев Сергей Викторович
В настоящее время постепенно складывается новая психология, новая парадигма – холистическая или квантовая, одна из самых интересных и вдохновляющих парадигм и психологий со времен Абрахама Маслоу.
Где-то начиная с 1970 года, мы с упоением наблюдаем постепенную де-фрейдизацию психологии. Сначала пришла "экзистенциальная психология" Виктора Франкла, которая возникла из его опыта в фашистских концлагерях и была основана на признании того, что психическое и физическое здоровье человека зависит от его чувства цели и предназначения. Приблизительно в то же время английские и американские читатели узнали о Цюрихской школе экзистенциальных психологов под руководством Людвига Бинсвангера, который подчеркивал необходимость того, чтобы психоаналитик входил "внутрь" невроза пациента и прекращал вносить собственные предубеждения. Исходным моментом "Психосинтеза" Ассаджиоли было признание того, что у человека есть сердцевина бытия, "глубинное -Я", и что осознавая свои творческие возможности, человек может продвинуться к "сверхсознанию". Маслоу тоже решительно отказался от фрейдовских механистических взглядов на человека и говорил о "высших пиковых переживаний человеческого сознания". По всей видимости, суть таких переживаний, эти внезапные вспышки силы и полнейшего счастья, характерны для всех здоровых людей. Карл Роджерс признал центральную важность самооценки, идея которой к тому же была оригинально разработана Натаниелем Брендоном.
В некотором смысле все эти разработки возвращаются к наблюдению, сделанному Уильямом Джеймсом в его небольшой книге "О жизненных резервах". "Человек ... обычно живет глубоко внутри своих границ; у него есть разнообразные способности, которые он обыкновенно не использует", и что центральная проблема человека - заядлая привычка неполноценности по отношению к нашему полному "я". Так что пока Фрейд старался доказать, что человек гораздо беспомощнее, чем мы предполагаем и полностью роботизирован своими детскими комплексами, Джеймс и его последователи старались показать, что человек гораздо сильнее, чем он считает, и что исцеление его неврозов зависит от того, научится ли он понимать это. Здесь уместно вспомнить высказывание Сатьи Бабы, в котором на вопрос …. “чем вы отличаетесь от нас?”, он ответил “Тем, что я знаю, что я Бог, а вы не знаете”.
Одна из самых интересных недавних разработок - техника "фокусировки" Юджина Джендлина. По сути, это обучение пациента заглядывать внутрь себя, стараться "сфокусировать" суть своего несчастья и выразить её словами. Хотя это явно похоже на "лечение выговариванием" Фрейда, эту технику естественно использует и каждый писатель - особенно поэт: он учится изливать свои проблемы на бумагу, и исключать их из своей системы. Многие школы психотерапии сосредоточиваются на объединении "частей" индивида. Например, скажем, ваша часть как ребенка, делает вид, что все в порядке, и ведет себя так, чтобы мама вас любила. А другая часть очень злится и всегда старается доказать неправоту мамы. Обычные психотерапевтические подходы поощрили бы злого ребенка внутри выразить себя, а услужливого ребенка перестать во всем угождать маме. Или две эти части могли бы быть "переосмыслены" как механизмы выживания и роста, содержащие ресурсы, которые можно использовать во взрослой жизни. Возможно, ваше стремление доказать неправоту вашей матери в дальнейшем привело вас к развитию хороших деловых качеств. Некоторые терапии заявили бы, что если данное психоэмоциональное состояние будет "признано" как часть личности, то проблема (какой бы она ни была) будет решена. В большинство форм психотерапии входят попытки создать "новое" убеждение поверх старого проблематичного, предполагая и оценивая, что лучше иметь "хорошую" программу, убеждение, или решение, чем "плохую" программу, убеждение, или решение.
Новые квантовые подходы к психотерапии создают уровни понимания, которые приводят индивида к тому, чтобы пережить ситуацию не как конфликтующие части, а как взаимосвязь. В вышеприведенном примере, взрослый мог бы научиться наблюдать реакции под названиями "Услужливый ребенок" и "Злой ребенок" как созданные наблюдателем реальности, которые были созданы в ответ на какие-то переживания с матерью. По-новому же, в конечном счете, цель в том, чтобы пережить во всех реакциях общую основополагающую взаимосвязь. Когда пережит больший контекст, конкретные реакции начинают терять свою определенность и важность.
Поэтому квантовый подход не подчеркивает объединение ложных "я" раннего детства; он не занимается переосмыслением травм как ресурсов; и он не перепрограммирует убеждения. Квантовая психология, прежде всего, интересуется тем, кто находится за рамками всех частей, всех травм, всех ложных "я". Действительно, чистое переживание квантового сознания не направлено на объединение чего-то; оно направлено на осознание и переживание основополагающего единства, так сказать, основополагающего отсутствия или взаимодействия всех частей. Именно в этом основополагающем переживании единства можно пережить настоящую целостность, и именно она является контекстом для всего остального. Что еще может быть важнее того контекста, который уже существует. Это вопрос осознания того, что есть, а именно общего единства, в котором мы все участвуем. Это то пространство, где проблемы исчезают, и появляетесь вы. Другими словами, вы становитесь неизменным фоном, а проблемы, психологические или эмоциональные, рассматриваются как вечно меняющийся передний план. Короче говоря, предыдущая психология интересуется передним планом, квантовая психология интересуется фоном. Это не означает отрицания переднего плана, а, в конечном счете, единство переднего плана и фона.
Доквантовая психотерапия подчеркивает целостное или подлинное "я". Когда добавляется квантовая точка зрения, терапевтическая цель расширяется за пределы объединения одиночного "я", охватывая взаимоотношения с большим космосом. Корни старой психотерапии лежат в решении проблем, тогда как квантовые подходы выявляют, что проблемы вызваны чувством отделенности и дают возможность пережить на опыте основополагающую взаимосвязь.
И еще, можно было бы подумать, что в психологии нет "оригинальности". Психология - это все-таки наука о душе, и каждый, кто может аккуратно думать и наблюдать, неизбежно поймет те же основополагающие истины. Но оказалось все не так просто. Квантовая психология шагнула дальше логического понимания и предлагает нам не понимание, а чистый опыт, ощущение.
Что может быть особенно интересным в квантовой психологии - это подход к глубинным истинам в том же духе, как и у многих "религиозных аутсайдеров". Очевидно, что, как и для Святого Августина, Якоба Беме, Уильяма Блейка, Джорджа Фокса, Блеза Паскаля, Шри Рамакришны и Аурабиндо для квантовой психологии проблема "личного спасения" есть почти физически неотложный вопрос. И, в конце концов, появилось очертание истины, что "наблюдатель не только наблюдает и осознает, что проходит через ум и тело, но и является творческим источником этого". Это достаточно легко понять. Просто энергично потрите глаза, потом закройте веки и постарайтесь наблюдать плавающие цветные пятна. Ваше наблюдение меняет пятна, когда вы стараетесь их рассмотреть. Гуссерль назвал этот эффект "преднамеренностью". Ст. Волинский предпочитает говорить о принципе неопределенности Гейзенберга, в котором наблюдатель влияет на наблюдение субатомных частиц. И это, в свою очередь, приводит нас к разработке техники "выхода за рамки создающего наблюдателя", и достижения того, так называемого "состоянием без состояния". Происходит осознание истинности идеи Бома о "неявном порядке", который лежит в основе явлений, и который формирует "неразрывную целостность, соединяющую нас всех".
В основе квантовой психологии раскрыто основа мистического переживания. Оно описано, например, в книге Франклина Миррел - Вольфа "Проходы к пространству": "Затем с открытыми глазами ... я извлек субъективность - "Я ЕСТЬ" (или Атман) - из всеобщего многообразия объективного сознания. Я сосредоточился на нем. Естественно, я обнаружил, что с относительной точки зрения есть "темнота" и "пустота". Но я осознал это как абсолютный свет и полноту, и что я являюсь “Этим”. И это вызвало у Миррел - Вольфа то, что он назвал "неземным наслаждением", чувство чистой радости и свободы, продолжавшееся много дней.
Так что можно сказать, что реальная цель психотерапии - раскрыть самый глубокий уровень собственной личности, и осознать "Ты есть то", "Тат твам аси". Результатом этого переживания будет чувство полнейшего восторга и облегчения, свободы от "ложного я", которое окутало нас, как удав. Будда пережил это состояние сидя в медитации под деревом Бодхи, Христос после 40-дневного пребывания в пустыне, святой Павел по дороге в Дамаск, Рамакришна пережил это ощущение, когда он начал совершать самоубийство, вонзая меч в свою грудь. Даже Грэм Грин, один из самых мрачных писателей нашего времени, пережил что-то очень похожее, когда он играл в русскую рулетку с револьвером и ударник щелкнул по пустому гнезду барабана. Но конечно, этот метод не рекомендуется для общего пользования.
Тогда как же это можно сделать? Вот здесь квантовая психология в лице основателей (Д. Чопра, С. Волинский и др) показывает результат своих самонаблюдений. Были разработаны ряд упражнений - суть тренингов по квантовой психологии, дающий возможность любому человеку "работающему над собой" достичь соответствующих результатов.
Один из самых важных результатов наблюдений в квантовой психологии - это что все наши психические состояния, по сути, состоят из форм энергии. Мы считаем некоторые из форм - удовольствие, свободу - хорошими, а другие - страдание, вину - плохими. Но осознать их как просто формы энергии, значит, извлечь "ложное я" из ситуации, и убрать "двойной тупик". В этом отношении особенно рекомендуется упражнение - "Живущая пустота", и упражнение под названием "Головоломка Эйнштейна", в котором конфликт (в данном случае, сохранять отношения или разорвать их) рассматривается как частицы в пространстве, а затем пространство рассматривается как состоящее из того же вещества, что и частицы (как сказал Эйнштейн). В результате "конфликт исчезает".
Что занятно в тренинге по квантовому сознанию - так это чувствовать, как блестящий ум радуется своей способности решать проблемы. Мы искренне радуемся насчет собственных озарений и как они к нам пришли; мы начинаем говорить с открытостью людей, которым нечего скрывать. Так что, выполняя упражнения, сам тренинг становится для нас бодрящим и терапевтическим переживанием. Если взять какую-то аналогию, то можно сравнить наше продвижение в тренинге к постепенной потере внутреннего сопротивления, от сильного внутреннего напряжения расколотого я, к полному ощущению сверхпроводимости. Мы начинаем испытывать чувство собственной свободы - то, что Бакминстер Фуллер имел в виду, когда заметил: "Я как бы становлюсь глаголом".
Каждая психотерапия - это попытка "составить карту души". Аналогии вроде принципа Гейзенберга - это просто разновидность "координатной системы", которая помогает нам взять собственный курс. Уильям Джеймс предпочитал начинать с аналогии жизненных резервов, рассматривая душу как аккумулятор, который может разрядиться. Гурджиев предпочитал аналогию со сном и пробуждением. Франкл видел это как проблему "закона обратного усилия".
Что радует в квантовой психологии - это то, что еще раз доказано, что хорошая исходная "система координат" или “картография сознания” может дать нам возможность разобраться с проблемой, и вызвать здоровое чувство свободы, способности человеческого ума решить любую проблему. Так квантовая психология, в лице своих основателей, обнаружила новый и очень оригинальный способ дать нам осознать одну из самых парадоксальных истин насчет человеческой реальности - что точнее говорить, не "У меня есть свобода", а "Я - свобода".
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sciteclibrary.ru